Программа факультатива " Мир вокруг нас"
рабочая программа (8 класс)

Баранова Лариса Владимировна

Программа направленна на воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fakultativa.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»

«Рассмотрено»

 на методическом объединении

Протокол № ___  

от  ________г.

«Рассмотрено»

 на методическом совете

Протокол № ___

от _________г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ___________ г.

____________ Казанцева Н.В.

«Утверждаю»

Приказ № ___

от _________г.

Рабочая программа

 

факультатива «Мир вокруг нас»

 8 класс

Составитель:

                                                                                                                                                                                                   Баранова Л.В. учитель истории

                                                                                                                                                          высшей квалификационной категории

п. Малиновский

2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса по истории разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Воспитания и социализации», являющейся частью образовательной программы МБОУ «СОШ п.Малиновский» и утвержденной в августе 2016 года.

 Цель программы: формирование толерантного отношения к людям различных наций и народностей, культурного самосознания.

Задачи:

  •  Формирование жизненных ценностей и культуры обучающихся;
  • Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия.
  • Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.

Учебно –методическое обеспечение:

  • Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года от 12 мая 2009 года № 537.
  • Государственная программа Ханты- Мансийского автономного округа- Югры « О государственной политике в сфере обеспечения согласия , гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного прядка и профилактики экстремизма , незаконного оборота  и потребления наркотических средств  и психотропных веществ в Ханты- Мансийском автономном округе- Югре в 2014-2020 годах»
  • Муниципальная программа «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Советском районе на 2015-2018 годы»

Программа «Воспитания и социализации» МБОУ «СОШ п. Малиновский»

Программа «Духовно- нравственного воспитания и развития» МБОУ «СОШ п. Малиновский»

Количество часов: Курс рассчитан на 1 час в неделю (35 часов).

Основное содержание:

 Раздел 1. « Исторический процесс и мир вокруг нас»,  15 часов.

Понятие нации и народности. Формирование этнических групп. Понятие толерантности и терпимости в рамках этноса. Взгляд на мир сквозь призму истории. Великие географические открытия. Куда исчез гуманизм? Мир глазами человека 15-16 века. Открытие Колумба и Магеллана. Почему одни «великие», а другие - «низшие». Войны в историческом пространстве,  проблемы гуманизма и толерантности. Вторая мировая война и гегемония «великих». Понятия экстремизма и терроризма. Новая история межэтнических отношений. Региональные конфликты и локальные войны 20 века. Теория разума. СНГ.  Исторические корни народов. ХМАО-Югра. Нации и народности

Раздел 2. « Мы все разные. Понять и принять», 20 часов.

Проект.  « Моя малая родина» Национальный состав городского поселения Малиновский. Исторические корни. Работа над проектом « Моя малая родина». Изучение национального состава поселения, исторические судьбы  первопроходцев. Презентация проекта перед представителями родительской и школьной общественности. Традиции народов проживающих на территории городского поселения Малиновский. « Шире круг».  Встреча с представителями  ханты и манси. Особенности жизни и быта. Религиозные традиции и праздники народов Севера. Экскурсия в школьный музей. Традиции и праздники народов Поволжья. Подготовка  выставки рисунков « Национальные костюмы башкир, татар, удмуртов». Традиции народов Кавказа. Подготовка презентации. Национальная культура белорусского и украинского народов. Подготовка презентации. Проект. « Национальный состав моей семьи».  Цели проекта. План реализации. Работа над проектом « Национальный состав моей семьи». Подготовка презентации, подборка фотографий. Презентация проекта « Национальный состав моей семьи». Игра – викторина « Нации и народности». Ролевая игра «  Мир вокруг меня». Ролевая игра « Что такое хорошо, что такое плохо?». Практическое занятие. Слоганы  в поддержку толерантности и  против экстремизма.

Тематическое планирование факультатива  8 класс.

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Практические, лабораторные, творческие, самостоятельные работы

Контрольные работы

1

 Исторический процесс и мир вокруг нас.

15

1

-

2

Мы все разные. Понять и принять

20

-

Календарно-тематическое планирование  факультатива

№п/п

№ урока в теме

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Планируемая дата

Раздел 1. Исторический процесс и мир вокруг нас.15 часов.

УУД

Познавательные : Усвоение обучающимися определений и понятий : этнос, нации, народности, толерантность, терпимость, экстремизм. Умение объяснять проблемы национального характера опираясь на исторический материал. Умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения оперируя понятиями, аргументами и фактами из истории России, Всемирной истории.

 Коммуникативные:  участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю формирования наций и народностей.

1

1

Понятие нации и народности.

1

Комбинированный урок

2

2

Формирование этнических групп.

1

Комбинированный урок

3

3

Понятие толерантности и терпимости в рамках этноса.

1

Комбинированный урок

4

4

Взгляд на мир сквозь призму истории.

1

Комбинированный урок

5

5

Великие географические открытия. Куда исчез гуманизм?

1

Комбинированный урок

6

6

Мир глазами человека 15-16 века. Открытие Колумба и Магеллана.

1

Комбинированный урок

7

7

Почему одни «великие», а другие - «низшие»

1

Комбинированный урок

8

8

Войны в историческом пространстве,  проблемы гуманизма и толерантности.

1

Комбинированный урок

9

9

Вторая мировая война и гегемония «великих»

1

Комбинированный урок

10

10

Понятия экстремизма и терроризма. Новая история межэтнических отношений.

1

Комбинированный урок

11

11

Региональные конфликты и локальные войны 20 века. Теория разума.

1

Комбинированный урок

12

12

СНГ.  Исторические корни народов.

1

Комбинированный урок

13

13

ХМАО-Югра. Нации и народности.

1

Комбинированный урок

14

14

Коренные народы Севера. Приоритеты. Проблемы.

1

Комбинированный урок

15

15

Национальный состав Советского района. Мы все разные, но мы одно целое.

1

Комбинированный урок

                                              Раздел 2. Мы все разные. Понять и принять. 20 часов.

УУД

 Познавательные: Выработалось представление об уникальности и неповторимости национальных культур различных стран и народов. Сформировалось представление о самобытности народов населяющих нашу планету, о единстве исторического и национального пространства.  Выработалось умение доказательного объяснения своей позиции, используя аргументы  и факты изученного материала.

Коммуникативные: Овладение элементарными психологическими качествами, позволяющими скорректировать свое поведение и поведение своего коллеги при общении с людьми разных национальностей. 

16

1

Проект.  « Моя малая родина» Национальный состав городского поселения Малиновский. Исторические корни.

1

Комбинированный урок

17

2

Работа над проектом « Моя малая родина». Изучение национального состава поселения, исторические судьбы  первопроходцев.

1

Урок-практика

18

3

Презентация проекта перед представителями родительской и школьной общественности.

1

Комбинированный урок

19

4

Традиции народов проживающих на территории городского поселения Малиновский.

1

Урок-практика

20

5

« Шире круг».  Встреча с представителями  ханты и манси. Особенности жизни и быта.

1

Урок-практика

21

6

Религиозные традиции и праздники народов Севера. Экскурсия в школьный музей.

1

Урок-практика

22

7

Традиции и праздники народов Поволжья.

1

Урок-практика

23

8

Подготовка  выставки рисунков

« Национальные костюмы башкир, татар, удмуртов»

1

Урок-практика

24

9

Традиции народов Кавказа. Подготовка презентации.

1

Урок-практика

25

10

Национальная культура белорусского и украинского народов. Подготовка презентации.

1

Урок-практика

26

11

Проект. « Национальный состав моей семьи».  Цели проекта. План реализации.

1

Урок-практика

27

12

Работа над проектом « Национальный состав моей семьи». Подготовка презентации, подборка фотографий.

1

Урок-практика

28

13

Презентация проекта « Национальный состав моей семьи».

1

Урок-практика

29

14

Игра – викторина « Нации и народности»

1

Урок-практика

30

15

Ролевая игра «  Мир вокруг меня»

1

Урок-практика

31

16

Ролевая игра « Что такое хорошо, что такое плохо?»

1

Урок-практика

32

17

Практическое занятие. Слоганы  в поддержку толерантности и  против экстремизма.

1

Урок-практика

33

18

Тренинг « Мир такой разный»

1

Урок-практика

34

19

Практическое занятие. Составляем памятку « Мир толерантности и терпимости»

1

Урок-практика

З5

20

Ролевая игра « Я в многонациональном мире»

1

Урок-практика

Список литературы для учителя

Список литературы для учащихся

  1. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербю ун-ва, 2005. – 120с.
  2. Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2008. – 172с.
  3. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/авт. Сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 123с.

Искусство  жить  вместе .  сост. С.М. Смирнова. Издательство Краснодар. 2014 год.

                    (http://www.rgdb.ru/news/tolerance-recommendation)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс

Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Адаптированная программа факультатива «Настольный теннис» по программе СК(О)У VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по физическому воспитанию под редакцией ...

Рабочая программа факультатива по геометрии «Геометрия вокруг нас» 9 класс

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной...

Рабочая программа факультатива «Мир вокруг нас» 8 класс

Рабочая программа факультативного курса по истории разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Воспитания и социализац...