Программа внеурочной деятельноси "Разговор о правильном питании" для 6 класса
рабочая программа (6 класс)

Зуева Любовь Михайловна

Программа внеурочной деятельноси "Разговор о правильном питании" для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_6_klass_razgovor_o_pravilnom_pitanii.docx43.16 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

основного общего образования муниципального

бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №7»

приказ от 30.08.2019г. №419

Рабочая программа

Внеурочной деятельности социального направления, кружка

«Разговор о правильном питании»

(6 класс)

Разработчик программы:

Зуева Любовь Михайловна

2019 – 2020 учебный год

г. Нижневартовск

2019 г.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» построена на основе примерной программы  внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.   Авторы программы М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева, М., издательство «Нестле. Правильное питание»», 2013 год.  

Программа относится к социальному направлению внеурочной деятельности и реализуется через кружок «Разговор о правильном питании». Программа направлена на  формирование культуры здоровья, осознание важности образования и воспитания правильного питания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.

Отличительные особенности данной программы: Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы правильного питания. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов собственного здоровья. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению их субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».

Содержание работы структурировано в виде 6 разделов-модулей:

  1. «Ты готовишь себе и друзьям»
  2. «Кухни разных народов»
  3. «Кулинарная история»
  4. «Как питались на Руси и в России»
  5. «Необычное кулинарное путешествие».

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 

Актуальность и  новизна программы в том, что она  дополняет и раскрывает содержание отдельных тем предметных областей   «Биология»,  в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке,  о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их, учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Цель программы внеурочной деятельности: формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Задачи программы внеурочной деятельности:

  1. Формировать и развивать представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье;
  2. Формировать у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
  3. Научить освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
  4. Формировать представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека:

- информировать детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем;

- расширять знания  об истории и традициях своего народа;

- формировать  чувства уважения к культуре своего народа и культуре традициям других народов.

  1. Развивать творческие способности и кругозор у детей и подростков, их интересы и познавательную деятельность;
  2. Развивать коммуникативные навыки у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; Просвещать родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Возврат детей, участвующих в реализации данной программы: 11-12 лет

Срок реализации программы: Программа реализуется 1 год через кружок «Разговор о правильном питании». Проводится в 6классе  в объеме 34 часа в год (1 час в неделю)

Формы занятий:

  • ролевая игра,
  • ситуационная игра,
  • образно-ролевые игры,
  • проектная деятельность,
  • дискуссия,
  • конкурсы,
  • обсуждение.

Режим занятий: вторая половина дня

Основные принципы реализации программы:

  1. Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.
  2. Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы здоровьесберегающих технологий педагогики оздоровления.
  3. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в школе обеспечивают принцип систематичности. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучают учащихся постоянно соблюдать оздоровительный режим.
  4. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.
  5. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
  6. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
  7. Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. У младших школьников зрительные анализаторы быстрее и эффективнее воспринимают информацию, чем слуховые.
  8. Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества. Соблюдение принципа активности в педагогической практике позволяет организовать занятия таким образом, чтобы не вредить здоровью детей.
  9. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.
  10. Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
  11. Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

  1. проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
  2. овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
  3. готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  1. определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  2. проговаривать последовательность действий;
  3. учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
  4. учиться работать по предложенному учителем плану;
  5. учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  6. учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  1. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  2. делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации;
  3. добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  4. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию;
  5. преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности.

Коммуникативные УУД:

  1. донести свою позицию до остальных участников практической  деятельности: оформлять свою мысль в устной речи;
  2. слушать и понимать речь других;
  3. читать и пересказывать текст;
  4. совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
  5. учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:

  1.  описывать признаки предметов и узнавать по их признакам;
  2. выделять существенные признаки предметов;
  3. сравнивать между собой предметы, явления;
  4. обобщать, делать несложные выводы;
  5. определять последовательность действий.

Формы проведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:  практические работы, проекты, выставки, проведение тестирования.

Учебный план

№пп

Разделы программы

Количество часов на 1 год

1

«Здоровье - это здорово»

5

2

«Продукты разные нужны, продукты разные важны»

6

3.

  «Режим питания»

3

4

  «Энергия пищи»

4

5

«Где и как мы едим»

8

6

«Ты – покупатель»

8

7

«Ты готовишь себе и друзьям»

5

8

«Кухни разных народов»

4

9

«Кулинарная история»

5

10

«Как питались на Руси и в России»

11

11

«Необычное кулинарное путешествие»

9

Всего часов

34

Календарно-тематический план для 6 класса

п/п

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего часов

Дата

проведения

В том числе

Теория

Практика

Реализация ЭОР

План

Факт

Тема 1. «Ты готовишь себе и друзьям»

5

1

Мини-проект «Помощники на кухне»

1

1 неделя

 

+

2

Знакомство с правилами этикета обязанностями гостя и хозяина

1

2 неделя

+

3

Кулинарные секреты

1

3 неделя

+

4

Сервировка стола

1

4 неделя

+

+

5

Игра «Конкурс кулинаров»

1

5 неделя

+

Тема 2. «Кухня разных народов»

4

6

Понятие «национальная кухня»

1

6 неделя

+

7

Кулинарное путешествие

1

7 неделя

+

+

8

Проект «Кулинарные праздники»

1

8 неделя

+

9

Конкурс эмблем «Кулинарные праздники»

1

9 неделя

+

Тема 3. «Кулинарная история»

5

10

Традиции и культура питания

1

10 неделя

+

+

11

Творческий проект. Первобытная кулинария

1

11 неделя

+

12

Творческий проект.  Кулинария в средние века

1

12 неделя

+

13

Современная кулинария

1

13 неделя

+

14

Конкурс кроссвордов «Кулинария»

1

14 неделя

+

Тема 4. «Как питались на Руси  и в России»

11

15

История кулинарии в России.

1

15 неделя

+

+

16

История посуды в русской кухне

1

16 неделя

+

17

Самовар-символ русского стола

1

17 неделя

+

18

Традиционные блюда русской кухни

1

18 неделя

+

+

19

Особенности питания в разных регионах России, их связь с климатом и обычаями.

1

19 неделя

+

20

Каша-матушка, хлеб-батюшка

1

20 неделя

+

21

Русская кухня  и религия.

1

21 неделя

+

22

Польза меда

1

22 неделя

+

+

23

ХМАО - брусничная страна

1

23 неделя

+

+

24

Праздник русской картошки

1

24 неделя

25

Оформление книжки-малышки «Рецепты моей бабушки»

1

25 неделя

+

Тема 5. Необычное кулинарное путешествие.

9

26

Мировые Музеи питания

1

26 неделя

+

27

Кулинария в живописи

1

27 неделя

+

+

28.

Кулинария в музыке, в танце

1

28 неделя

+

+

29

Кулинария в литературе

1

29 неделя

+

+

30

Конкурс кроссвордов «Необычное кулинарное путешествие»

1

30 неделя

+

31

Творческий проект «Вкусная картина

1

31 неделя

+

32

Викторина ««Необычное кулинарное путешествие»

1

32 неделя

+

33

Уникальные блюда стран мира

1

33 неделя

+

34

Составление формулы правильного питания.

1

34 неделя

+

Методическая литература:

  1. Аленов М. Энциклопедия живописи. М., 2004.
  2. Безруких М. М.,ФилипповаТ.А.,Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.-М.: Олма-Пресс,2011.
  3. Безруких, Т. А. Филиппова .Формула правильного питания: Рабочая тетрадь/ - М.: Олма Медиа Групп, 2014.;
  4. Безруких, Т. А. Филиппова .Формула правильного питания: Блокнот /- М.: Олма Медиа Групп, 2014;
  5. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология./ М., 2002. 414 с.
  6. Климович Ю.П.  Учимся правильно питаться. Для учителей, работающих по программе «Разговор  о правильном питании»/- Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. 30 уроков здоровья: Методическое пособие/ - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  8. Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов./- М., 2000. 350 с.
  9. Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры./-М., 2004.
  10. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни./- М., 2001. 330 с.
  11. Похлебкин В. В. Кулинарный словарь./- М., 2000. 500 с.
  12. Симоненко А. Основы потребительской культуры. Пособие для учителей./- М., 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности для 1-4 классов " Корригирующая гимнастика"

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательног...

Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс

Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...

Программа внеурочной деятельности "Создаём игры", 5 класс

Программа «Создаём игры» разработана на основе авторской программы « Создаём игры вместе» Чепасова П.А. для организации внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности . в рамках ФГО...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов общекультурного направления «Декоративное творчество»

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овл...

Программа внеурочной деятельности "Инфознайка" 2 - 3 класс

Программа "Инфознайка" рассчитана на детей младшего школьного школьного возраста, то есть для учащихся 2 - 3 классов. Занятия проводятся по группам, по 1 часу в неделю. Занятия проводятся в нетрадицио...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...