Конспект занятия «Соленое тесто. Панно «За чаем»
план-конспект

Ермолова Юлия Александровна

Конспект занятия «Соленое тесто. Панно «За чаем»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_solenoe_testo._panno_za_chaem.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

Конспект занятия

«Соленое тесто.

Панно «За чаем»

Разработала:

 педагог дополнительного образования

Ермолова Юлия Александровна

г.Ярцево

2018 г

Тема занятия: «Соленое тесто. Панно «За чаем»

Место проведения: МБУДО ЦДТ, каб. №4

Арт-студия «Позитив»

Год обучения: 3 год обучения

Цель занятия: научить обучающихся работе с соленым тестом.

Соленое тесто.

        Вы держали когда-нибудь тесто в своих руках? Такое чувство, что в ладонях уютно устроилось живое существо, мягкое и теплое. Оно словно дышит теплом рук,  послушно и податливо. Каждое легкое прикосновение оставляет на нем след. Хорошо высушенное тесто превращается в легкий камушек с приятной матовой поверхностью цвета топленого молока.

        Соленое тесто - это удобный,  недорогой доступный для каждого поделочный материал. Мука, соль и вода - это все, что требуется для его приготовления.

        Когда же человек стал использовать тесто в своем творчестве? Давным-давно, в эпоху неолита, люди научились обрабатывать почву, сеять и собирать урожай злаковых культур. Из толченого зерна и воды на раскаленных камнях выпекались первые хлебные лепешки. Но не хлебом единым сыт человек, благодатная плоть хлеба обрела духовную жизнь. Из теста стали рождаться причудливые образы людей, зверей и птиц. В той суровой природной жизни творчество являлось мистическим ритуальным действом. Через художественные идеи человек моделировал свой мифический образ Вселенной.

        Изначально тестяные скульптурки предназначались для ритуального служения богам. Такие фигурки были найдены у древних инков. Из ячменной муки их создавали гималайские жрецы для священных жертвоприношений. В Древнем Китае из теста вырезались марионетки. А с середины века в Европе большую популярность имел обычай выпекать праздничные фигурные хлеба. Лучшими мастерами считались итальянские пекари. В Польше, Чехии и Словакии из теста создавались изящные картины. А в Греции выпекались пышные венки с использованием растительных мотивов. Как же наши предки относились к хлебу? Хлеб на Руси почитали издревле. Он всему голова. Будет хлеб, будет и песня. Каравай – древний славянский Бог плодородия. Два каравая воплощали образы жениха и невесты. Умение выпекать считалось достоинством невесты. Кулич и пряник медовый  - тоже хлеб, только праздничный. Он и гостинец, и подарок добрый. Малого и старого повеселит и потешит. Весну примечали Масленицей, неделю блинами баловались, круглыми, румяными, горячими, как солнышко, Ярило. Птиц встречали выпеченными из теста жаворонками. Из остатков теста с детьми игрушки делали, на забаву, на поучение. Вот так хлеб кормил, тешил и к работе приучал. Живут традиции хлебной сказки и в наши дн

Как научиться лепить из теста?

        Раскатайте тесто скалкой на разделочной доске. Придайте ему форму пряника, который станет нашим первым упражнением в работе с тестом. Если нажать колпачком от кулинарного шприца на тесто, то на месте нажатия останется узорный след. Из таких разнообразных следов можно собрать узор на свой пряник. Теперь положите тесто в тот же колпачок и надавливаете на него большим пальцем. Из отверстия колпачка появится узорный тестяной червячок. Нарисуйте им цветочек, солнышко, или напишите свое имя. Скатайте шарики из теста, выложите из них цветочки (лепестки вокруг сердцевидки). Если шарик расплющить, сжать с двух сторон, получится листик, на котором ножом нанесите прожилочки. Из расплющенного шарика можно сделать сердечко или яблочко. В тесто можно вдавливать любые макаронные фигурки, стеклянные бусины, кусочки стекла – это украсит его фактуру. Используйте в работе соленое тесто, кулинарные формочки для печенья и пирожных. Раскатайте ладонями длинные тестяные колбаски. Две из них перекрутите между собой, и получится витая веревочка, а из трех можно сплести косичку. Расплющите одну из колбасок, и вы получите ленточку, из которой можно сделать бантик или оборку. Используя опыт этих упражнений из теста, можно перейти к более сложным изделиям.

Как приготовить соленое тесто?

материалы:

- мука

-соль

-вода

-клей ПВА

инструменты:

-нож

-стеки

-кисточка

-карандаш

        Для приготовления теста взять 200 г соли, 100 г муки, примерно 1\3 стакана воды и клей ПВА. Замесить тесто и положить его на полчаса в холодильник. Тесто нужно держать в целлофановом пакете, чтобы оно не высохло.

Готовим тесто.

Мука.

        Лучше всего купить белую пшеничную муку высшего сорта, в ней достаточно клейковины, да и цвет выпеченных изделий порадует глаз. Но если вы задумали какое-то особое изделие, в порядке эксперимента можно попробовать и любую другую.

Соль.

        Благодаря содержанию соли тесто хорошо держит форму при лепке, а готовое изделие будет надежно защищено от плесени и грызунов. Для того чтобы ваши изделия имели ровную, гладкую поверхность, соль лучше использовать самую мелкую – «экстра». Старайтесь не пользоваться для измельчения соли кофемолку.

Вода.

        Для приготовления соленого теста вам понадобится вода. Она должна быть чистой. Водопроводную воду лучше отфильтровать. Замешивайте тесто на ледяной воде, оно будет более эластичным.

Классический рецепт теста:

        Мука – 300 г. (две чашки);

        Соль – 300 г. (одна чашка);

        Вода – 200 г. (200 мл.).

Добавки.

        Качество материала можно улучшить:

        - добавить в классический рецепт 1 столовую ложку картофельного крахмала, обязательно просеяв его, чтобы не было комочков, увеличим пластичность материала;

        - добавить 1-2 чайные ложки обойного клея повысим прочность изделий.

Вымешивание теста.

        Тесто для лепки должно быть довольно крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе, тщательно разминая, добиваясь однородности и эластичности.

        При вымешивании густоту теста можно регулировать: если тесто начинается крошиться – в него добавляют воду, а если получается чересчур мягким – досыпают соль и муку, сохраняя их основные пропорции. Вымешивают тесто до тех пор, пока оно не станет эластичным и податливым.

        Готовое тесто нужно положить на пару часов в холодильник (можно оставить на ночь). Охладившись, оно станет более пластичным и однородным.

Цветное тесто.

        Для задуманной вами композиции иногда бывает недостаточно теста одного цвета. В этом случае тесто придется окрасить. Окрашивание может производиться на стадии замешивания, а также при вымешивании теста.

Введение дополнительного цвета.

        На стадии замешивания теста окрашивание делается тогда, когда композиция строится на сочетании двух цветов. Первый цвет – белый (натуральное тесто по классическому рецепту), второй – коричневый. Для его получения при замешивании добавляется обычный какао-порошок (не забудьте перед использованием просеять его чрез сито). Можно вместо какао добавить растворимый кофе (предварительно растворив 2-3 чайные ложки в минимальном количестве кипятка). Количество какао или кофе зависит от того, какой по интенсивности коричневый тон вы хотите получить.

Окрашивание теста.

        Цветное тесто готовится на стадии вымешивания. Для  того чтобы получить тесто различных цветов и оттенков, нужно начать с основных цветов: желтого, красного, синего. Для этого вам понадобится пищевые красители, которые продаются в виде порошка.

  1. Приготовьте тесто по классическому рецепту. Лучше сделать сразу две порции. Одну порцию используйте для изготовления теста основных цветов.
  2. Вторую после вымешивания уберите в холодильник: она пригодится позже, когда потребуется приготовить оттеночные тона.
  3. Для основных цветов разведите порошок каждого цвета отдельно в 1 чайной ложке воды, хорошо размешивая.
  4. Приготовьте чашку с мукой, чашку с солью, чашку с водой и чайную ложку.
  5. Разделите первую порцию на колобки весом 100-150 г. Возьмите один колобок, сделайте в нем углубление, налейте разведенный краситель и тщательно вымесите тесто. Чтобы оно не становилось жидким, добавляйте понемногу соли и муки, сохраняя основные пропорции.
  6. Сделайте поочередно все основные цвета. Старайтесь в результате добавить ярких, насыщенных и не очень светлых тонов.

Дополнительные цвета.

        Дополнительные цвета можно получить, смешивая основные. Теплый красный дает очень приятные чистые цвета при смешивании с желтым, а добавляя розовый в синий, получаются различные оттенки фиолетового. Чтобы получить темно-коричневый цвет, можно в темно-фиолетовое тесто добавить какао-порошок и некоторое количество оранжевого теста. Красивые сочетания дает смешивание зеленого теста с синим,  либо с желтым.

Набор инструментов.

        Для любого дела необходим инструмент, но, когда речь заходит о лепке из соленого теста, инструмент - понятие весьма условное. Практически все приспособления вы сможете найти на собственной кухне, а если понадобится приобрести что-то дополнительно, затраты не будут слишком большими.

        Маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки – все это понадобится вам в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходиться мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты.

        Фактурный рисунок на заготовке наносят при помощи различных штампиков. В качестве таких приспособлений используют, как правило, все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался достаточно рельефным. Постепенно у вас накопится множество самых разнообразных предметов, оставляющих на тесте всевозможные отпечатки: зубочистки и расчески, рельефные пуговицы и портновское колесико для перевода выкроек, насадки для кондитерского шприца и т.д.

Порядок работы.

        Для овладения основными приемами лепки можно потренироваться на небольшом кусочке теста. Самое главное – не допускать появления на внешней стороне изделия морщинок и трещинок. Поверхность должна быть ровной и гладкой, потому что при покрывании лаком готовой композиции даже мелкая трещинка станет яркой и испортит вид всей работы. Чтобы работа с соленым тестом доставляла удовольствие, а изделия получались хорошего качества, необходимо соблюдать определенный порядок работы.

  1. Перед началом лепки застелите противень фольгой. Чтобы фольга хорошо держалась и не скользила по противню, его нужно предварительно смочить водой при помощи мокрой тряпочки, а наложив фольгу, убрать лишнюю жидкость. Для этого подойдут линейка, расческа или специальная лопаточка.
  2. Аккуратно двигайте по фольге ребром  линейки, выгоняя из-под нее воду и воздух так, чтобы поверхность стала абсолютно ровной.
  3. Если вы заранее приготовили рамочку для вашего будущего изделия, то сделайте на фольге разметку, очертив внутренний периметр рамки шариковой ручкой и набросав предполагаемую картинку. Только после этого начинайте работу, время от времени прикладывая вашу рамочку, чтобы была возможность подкорректировать размеры изготавливаемой композиции.

ПАННО

«ЗА  ЧАЕМ».

        Изготовление таких сложных композиций, как «За чаем», требует определенных навыков. При работе необходимо следить за тем, чтобы центральный предмет – самовар – получился симметричным, а вся работа не выходила за пределы приготовленной рамочки.

Самовар.

  1. Сделайте на фольге разметку для композиции. Вылепите деталь для краника. Краник необходимо хорошо высушить. Раскатайте большую лепешку – основу для самовара и прямоугольник - подставочку. Приклейте подставочку к основе и нанесите рельеф-сетку. Закройте место склейки полосочкой теста, нанесите орнамент.

Дополните подставочку снизу маленькой шайбочкой. Слепите ножки   самовара и соедините их с предыдущими деталями. Добавьте к ножкам  декоративные элементы, украсьте их  орнаментом.

  1. Оформите верхнюю часть самовара, вылепив необходимые детали и прикрепив их к основе.
  2. Слепите маленький чайничек. Закрепите чайник на верхней части самовара.
  3. Слепите две одинаковые колбаски для нижней части ручек самовара и, изогнув их, приклейте к основе. Нарастите ручки до нужной толщины, приклеивая к верхней части дополнительные элементы. Старайтесь, чтобы ручки получились симметричными.

5. Чтобы сделать чашечки, слепите лепешку овальной формы и разрежьте ее пополам. Нанесите декор – точечки на обе половинки.

6. Прикрепите к заготовкам чашечек ручки, сделайте блюдечки.

7. Распишите декоративными элементами самовар и чашечку.

8. Разместите все готовые детали композиции на основе и оформите в рамку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

За чаем к Берендею

Материал, предложенный в работе, подобран специально к разделам кулинарии 5-7 классов. Неоднократно использовался и адаптирован. Он также будет интересен и всем любителям готовить....

Русским чаем угощаем и здоровья всем желаем

Знакомство  детей с историей возникновения традиции русского чаепития....

классный час"Мы за чаем не скучаем"

Интересное внеклассное мероприятие об истории возникновении чайной церемонии....

Ремейк картины Б.Кустодиева "Купчиха за чаем"

В СКК Санкт-Петербурга в декабре 2011 года прошло открытое мероприятие: "Ремейк картины" Ответом на извечный вопрос, что важнее в человеке – душа или тело, стал конкурс ремейков картины Бориса Ку...

Лепка из соленого теста "Панно "Подсолнухи"

методическая  разработка  занятия  для  педагогов  дополнительного  образования...

Конспект занятия «Панно из соленого теста «За чаем» 2-ой год обучения

Конспект занятия «Панно из соленого теста «За чаем»2-ой год обучения...

Конспект занятия «Панно «За чаем» из соленого теста»

Конспект занятия «Панно «За чаем» из соленого теста»...