«Современная семья: состояние, поддержка, проблемы»
консультация

Шмелёва Анастасия Сергеевна

«Современная семья: состояние, поддержка, проблемы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremen_semya.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Современная семья: состояние, поддержка, проблемы»

     Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы, которые существуют в современном обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, насилие над детьми и женщинами, юное материнство и многое другое.

Если семья плохо справляется с выполнением своих функций, то речь идет о дисфункции, которая приводит семью в аномальное состояние.

Дисфункция семейных отношений могут вызвать следующие причины:

· экономические, когда прожиточный уровень семьи ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена;

· асоциальные, связанные с алкоголизмом, наркоманией, противоправным поведением, низким культурным уровнем;

· психологические, такие как жестокость, агрессивность, грубость, супружеская неверность, ревность, эгоизм;

· медицинские, связанные с психическими и инфекционными заболеваниями;

В чистом виде та или иная причина встречается очень редко, как правило, они дополняют и усугубляют друг друга, поэтому проблемы семьи необходимо решать комплексно.

К семьям социального риска или, как их еще называют, «социально уязвимым семьям» относятся прежде всего семьи:

- малообеспеченные по разным причинам, в том числе в связи с безработицей, избыточной иждивенческой нагрузкой, студенческие, с детьми-инвалидами и родителями-инвалидами и так далее;

- неполные, в том числе семьи одиноких матерей;

- многодетные;

- беженцев и вынужденных переселенцев;

- военнослужащих срочной службы с детьми;

- семьи с различными патологиями, асоциальные и другие.

Все они в той или иной мере нуждаются в социальной помощи и поддержке.

В помощи специалистов по социальной работе могут нуждаться в различных ситуациях даже те семьи, которые не относятся официально к группе риска. Проблемы экономического, психологического, межличностного характера могут нарушать гармонию семейных отношений и привести семью к кризису и краху. Семейные проблемы могут быть самыми разнообразными: связанными с напряженностью отношений между супругами, между родителями и детьми, с малообеспеченностью, с алкоголизацией и наркотизацией одного или всех членов семьи и так далее. К сожалению, в нашем обществе принято решать проблемы семьи, когда они достигли пика напряженности и конфликтности. Профилактике же семейных дисфункций в предкризисном состоянии внимания уделяется недостаточно. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы сегодня. Иногда сравнительно небольшая помощь, оказанная в нужный момент, может снять напряжение и сохранение стабильности в семье. Даже сравнительно благополучные полные малодетные семьи, не относящиеся официально к группе риска, могут переживать конфликтные и кризисные ситуации и попадать в зону внимания социальных работников и педагогов.

В теории конфликта самым лучшим способом его разрешения считается компромисс. Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса между супругами, между родителями и детьми, а также коррекцию поведения и обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии и игровой терапии. Причины конфликтов могут быть разными, поэтому в первую очередь необходимо самым тщательным образом изучить проблемы, существующие в конкретной семье, ознакомиться с особенностями личностей супругов, их семейными и брачными установками. Ведь расхождения в семейно-брачных установках могут довольно долго оставаться невыявленными, а в трудные моменты семейной жизни или под влиянием внешних проблем может обнаружиться, что супруги придерживаются разных взглядов на семью, имеют несовпадающие представления о воспитании детей, решении финансовых и других проблем.

     Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Цели и задачи работы с родителями:

  1. Установление  контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
  2. Изучение воспитательных  возможностей семей.
  3. Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного  потенциала семьи.
  4. Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого – педагогическими  знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
  5. Предупреждение наиболее распространенных  ошибок родителей в воспитании детей.
  6. Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.

 Семья,  как и школа, - это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка. Как мобилизовать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс? В практике современной отечественной общеобразовательной школы рассматривается традиционно сложившаяся и утвердившаяся форма работы школы с родителями – родительское собрание.

 Основное назначение собраний – повысить уровень психолого – педагогической культуры родителей, вызвать интерес к научным путям решения проблем семейного воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с педагогических позиций.

Планируя психолого – педагогическое просвещение   родителей, нужно исходить из следующих задач:

  • сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
  • обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
  • нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;
  • компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.

Принципы проектирования  родительского всеобуча:

  •  учет личностных интересов, склонностей и возможностей родителей;
  • включение родителей в учебно – воспитательные ситуации через интегрированные широкие творческие задачи, образующие целесмысловое поле;
  • постоянная актуализация самоопределения родителей в целях и смыслах их деятельности;
  • культивирование конструктивного взаимодействия и общения родителей;
  • увязывание  содержания всеобуча и социальной поддержки педагогов.

 Можно выделять некоторые основные направления, внутри которых создаются ситуации совместной продуктивной деятельности и психолого – педагогического самообразования родителей:

  •  психолого – педагогическое образование родителей;
  • проведение семинаров, конференций, родительских собраний;
  • планирование,   реализация, рефлексия мероприятий как крупномасштабной продуктивной задачи всего коллектива;
  • разработка проектов стратегического или тактического значения (например, создание совместных научно – исследовательских проектов);
  • совместное оформление и описание опыта воспитательной деятельности.

Формы работы с родителями

1. Научно – практическая родительская конференция – форма сочетания пропаганды  педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания, посвященные отдельным воспитательным проблемам.

 Конференции проводятся 1 – 2 раза в год, так как требуют тщательной подготовки. Ход конференции обсуждается на родительском комитете: продумывается план, выявляются семьи, чей опыт воспитания достоин распространения.

 Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:

  • «Основы построения общения с ребенком»
  • «Права и обязанности ребенка в семье»
  • «Стили и методы воспитания ребенка в семье»
  • «Психология  ребенка»
  • «Особенности адаптации  ребенка в школе»
  • «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.

2. Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание.  Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция  усилий  школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка. Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель  раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия. Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же собрании выбирается  родительский комитет. Собираются материалы о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете.

Эти предложения могут быть такими:

  • поручения, предполагающие проявление родителями активной воспитательной позиции, непосредственную работу с детьми, проявление творчества, инициативы. Организаторских способностей: руководство кружком по своей специальности, руководство спортивной секции, руководство клубом, руководство турнирами, олимпиадами, руководство экскурсиями. Составление сценариев классно – семейных праздников, организация и подготовка совместных с детьми выступлений. Творческих отчетов;
  • поручения, предполагающие содействие в проведении воспитательной работы, оказание организационной помощи: содействие в проведении экскурсий4 содействие в проведении классно – семейных праздников и общешкольных мероприятий; содействие  в организации встреч с интересными людьми; содействие в создании материально – технической базы класса;
  • поручения, предполагающие непосредственное участие в развитии и  укреплении материально – технической базы ОУ: трудовое участие в оборудовании кабинетов; изготовление оборудования, приборов, наглядных пособий; помощь в ремонтных работах, благоустройстве школы; спонсорская помощь школе.

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
  2. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
  3. Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт  собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.
  4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
  5. Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
  6. Личные беседы с родителями.

Организуя родительские собрания, можно  придерживаться следующих принципов:

  • родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей  в учебе;
  • тема собрания должна учитывать возрастные  особенности детей;
  • собрание должно носить как теоретический, так и практический характер  (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
  • классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
  • родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
  • каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать  во благо ребенку.  

Структура проведения родительского собрания:

1) Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогли классу и школе.

2)  Анализ развития детей за определенный период:

  • личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми, данные диагностик);
  • учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).

3) Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого – педагогической компетенции).

4) Принятие решения собрания.

5) Индивидуальные консультации с родителями.

Семь правил успешного проведения родительского собрания

1-Уважайте! 2-Помогайте! 3-Объясняйте! 4-Доверяйте! 5-Учитесь! 6-Спрашивайте! 7-Благодарите!

Важно!

  1. Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
  2. Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что – нибудь.
  3. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектива родителей.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Проблемы современной семьи. Уроки великого Л.Н. Толстого»

Урок «Проблемы  современной семьи.  Уроки великого Л.Н. Толстого»...

Проблемы современной семьи

информационный материал...

«Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта в России»

В Российской Федерации насчитывается 87 тыс. дошкольных учреждений, которые посещают около 9 млн. детей, или 65% их общей численности. В настоящее время в большинстве дошкольных учреждений отсутствуют...

Терроризм: состояние и проблемы противодействия.

XXI век принёс человечеству массу величайших открытий в различных сферах деятельности. Но с этими достижениями и открытиями в жизнь пришла большая беда под названием терроризм....

Состояние и проблемы детского чтения. Некоторые приёмы приобщения детей к чтению и художественной литературе.

Чтение - один и зважнейших видов речевой деятельности. Как привить любовь к ккнигам? Делюсь некоторыми приёмами....

Статья на тему: «Проблемы современной семьи на примере Гимназии № 33 г. Улан-Удэ»

Начало XXI века обусловлено колоссальными изменениями, которые испытывает на себе российская семья, являясь важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жи...

Статья "Современное состояние и проблемы финансовой грамотности населения."

В последние 10 лет в Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны, финансового потенциала ...