"И.Шишкин "Зима в лесу". Сочинение по картине "
план-конспект урока

Малахова Наталья Николаевна

Работа по развитию речи, 3 класс. Материал посвящен составлению текста по картине, с использованием произведений поэтов-классиков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Организационный момент,  речевая разминка:

Сегодня мы будем говорить о зиме, о зимней природе. И начнем с речевой разминки.

Заготовила зима

Краски всем для всех сама.

Полю – лучшие белила,

Зорям – алые чернила,

Всем деревьям – чистые

Блестки серебристые.

Прочитайте строки медленно, очень тихо; теперь быстро; радостно.

Как по-вашему нужно читать эти строки?

  1. Актуализация знаний:

Вчера мы начали новый раздел учебника. Вспомните, как он называется.

Как вы поняли название раздела?

Откройте учебник на странице 143. Рассмотрите ее. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Верно, сегодня мы будем говорить о картинах зимней природы.

  1. Краткий обзор биографии и творчества И.Шишкина:

Что вы знаете об этом художнике? (показ портрета художника)

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в Елабуге – в небольшом городке,  расположенном на берегу реки Камы. Его очень сильно привлекал лес. Шишкин мог подолгу гулять по лесу, изучая его особенности.                                                                                                                                С 1852 года Шишкин стал учеником Московского училища живописи и ваяния. Однажды он попадает на выставку Кавказских горных видов Лагорио и  морских пейзажей Айвазовского, среди которых был и прославленный «Девятый вал». Эта выставка укрепила интерес Шишкина к пейзажу. Окончил учебу Шишкин в 1860 году с высшей наградой – Большой золотой медалью и стал широко известен своими пейзажными полотнами.                                                                                                                             (Показ репродукций картин И.И.Шишкина)                                                                                                              Современники называли Шишкина «лесным богатырем». В этих словах – и дружеская шутка, и почтительное восхищение. Никто, кроме Шишкина, не мог с таким мастерством и размахом воплотить в жизнь мощь и красоту русского леса.

  1. Работа с репродукцией картины И.И.Шишкина «Зима в лесу» на странице 143.

Внимательно рассмотрите репродукцию картины. Каков жанр произведения? Почему вы так думаете?

Какое время года изображено на картине? Можно ли утверждать, что на картине изображено начало зимы?

Какими красками воспользовался художник, чтобы передать образ зимы?

Кто, по-вашему,  является главным персонажем картины?

Прочитайте поэтические произведения, которые я подобрала. Из данных произведений выберите то, которое, по- вашему, более всего соответствует содержанию картины «Зима в лесу»

А.Пушкин

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, и – вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз.

И рады мы

Проказам матушки зимы.

С.Есенин

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Ф.Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -  

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

С.Есенин

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

О чем  хотел  рассказать нам художник своей работой?

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Послушайте два музыкальных фрагмента. Оба называются «Декабрь», но написаны разными авторами – Чайковским и Вивальди. Из этих музыкальных фрагментов выберите тот, который, по-вашему мнению, более отражает настроение картины.

Можно ли дать другое название картине?

  1. Практическая работа: опишите картину И.И.Шишкина, используя план.

Рассмотрите репродукцию картины И.Шишкина и расскажите о картине, используя план:

  1. Автор и название картины.
  2. Тема картины.
  3. Главный персонаж картины и средства, которыми художник выразил его значимость.
  4. Фон картины (всё, что окружает главного персонажа).
  5. Сюжет картины.
  6. Чувства, которые вызывает эта картина.

  1. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Урок подготовки  к сочинению по русскому языку по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"...

Сочинение по картине И. И. Шишкина "Утро в сосновом лесу".

Может быть использована при работе над биографией художника И. И. Шишкина....

УРОК ПО ТЕМЕ : «РАБОТА ПО КАРТИНЕ А.А.Пластова «ПЕРВЫЙ СНЕГ». (Сочинение по картине А.А.Пластова «Первый снег» в 5 классе)

Урок развития речи по картине А.А.Пласотва "Первый снег" в 5 классе, где ребята знакомятся с художником и его картиной, отвечают на вопросы, составляют план сочинения и пишут сочинение по картине....

Обучающее сочинение по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Разработка урока предназначена учителям русского языка и литературы с целью ознакомления с различными приемами при обучении описанию картины....

Открытый урок по русскому языку в 7б классе. Тема: Подготовка к написанию сочинения по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Подготовка учащихся к написанию сочинения по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"Продолжение знакомства с особенностями написания сочинения-описания, формирование умения вдумываться в ...

Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»...

Методразработка по теме: "Подготовка к сочинению-описанию картины" (Посещение картинной галереи)

Методическая разработка представляет собой слияние двух форм работы в рамках технологии проблемного обучения:1) урока -  экскурсия, который  является одной из форм активизации учащихся,...