Обучающее сочинение по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
план-конспект по русскому языку на тему

Гарифуллина Илиса Равильевна

Разработка урока предназначена учителям русского языка и литературы с целью ознакомления с различными приемами при обучении описанию картины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Обучение написанию сочинения по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

 

Цели:

 

1) Познакомить с творчеством художника И.И. Шишкина; совершенствовать навыки описания картины; формировать умения строить текст в определённой композиционной форме; определять основную мысль сочинения.

2) Развивать способности точного употребления слов устной и письменной речи.

3) Способствовать воспитанию эстетического восприятия искусства, чувства любви к родной природе, к своей Родине.

'4) Развивать устную и письменную речь учащихся.

Оборудование:

портрет художника И.И. Шишкина, репродукция картины «Утро в сосновом лесу», компьютер. Карточки – информаторы

 Опережающее задание:

1) сообщение о художнике И.И. Шишкине.

2) история создания картины «Утро в сосновом лесу».

3) работа со словарём: дать толкование лексического значения слова сосна.

4) подготовить научное описание медведей.

5) описание медведей в художественной литературе.

Ход урока

Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить об известном русском художнике 19 века, который за всю свою трудовую жизнь создал много прекрасных картин, в которых воспел красоту русского леса. Это Иван Иванович Шишкин (1832-1898 гг.).

Ученик. «Шишкин - художник народный, - писал о нём критик В.В. Стасов. - Всю жизнь он изучал русский преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный». Характерны и названия его картин: «Сосновый бор», «Лесные дали», «Дорога в лесу», «Дождь  в дубовом лесу», «Корабельная роща», «Сосны, освещённые солнцем», «Утро в сосновом лесу» и другие, (Можно показать картины с помощью компьютера.)

Художник приобрёл славу первого русского пейзажиста русских лесов, недаром современники называли его «Царём леса»

И.И. Шишкин родился в Елабуге 13 января 1832 года. А в 1844 году учился в Казанской гимназии. Но почувствовав интерес к живописи, поступает в Московское училище живописи и ваяния.

Всю жизнь посвятил себя любимому делу - живописи, умер 8 (20) марта 1898 года у мольберта, работая над картиной «Лесное царство».

Учитель. Сегодня мы на уроке будем готовиться к сочинению - описанию одной из наиболее известных картин художника «Утро в сосновом лесу», созданной в 1889 году. (Показать картину.)

Ученик рассказывает историю создания картины: И.И Шишкин очень любил путешествовать по Волге. А лето 1888 года художник провёл в городе, где ему нравился сырой, болотистый и нетронутый лес.

Часами художник мог любоваться лесом, созерцая его величественную и торжественную красоту. Сама природа была непосредственным его учителем и вдохновителем.

Замысел этой картины был подсказан Шишкину его приятелем, выдающимся художником Константином Аполлоновичем Савицким (1844 -1905 г.), который нарисовал в картине семью медведей по эскизу Шишкина, так как сам Шишкин всегда писал лес и только лес. Фигуры животных, птиц и других живых существ ему не удавались.

Учитель. Что вы видите на этой картине?

Ученик. Лес, сосновый бор, сосны, овраг, туман, медвежат, медведицу, поваленное дерево.

Учитель. Объясните лексическое значение слова сосна

. Ученик. Сосна- вечно зелёное хвойное дерево с длинными иглами и округлыми шишками.

Учитель. Что вы знаете о сосне?

Ученик. Сосна растёт в наших краях, в сосновом лесу свежий воздух, сосна высокая, стройная, ствол коричневый.

Учитель. Сосновый лес можно назвать другим словом - бор.

 Учитель. Какое время года изображено на картине? Докажите.

Ученик. На картине изображено лето. Мы видим зелёные макушки сосен, зелёные кустарники.

Учитель, Какое время дня описывает художник? Докажите.

Ученик. Художник описывает раннее утро. Мы видим, что из оврага поднимается голубой туман. Первые лучи солнца освещают верхушки сосен, пытаются проникнуть в вглубь леса.

Учитель. Давайте внимательно посмотрим на сосны и опишем их. Какими их изобразил художник?

Ученики подбирают прилагательные-синонимы. Сосны могучие, величавые; торжественные и красивые; гордые, молчаливые.

Учитель. Только ли огромные, величавые сосны растут в сосновом

бору?

Ученик. Мы видим, что рядом с огромными соснами растут и тянутся к солнцу молодые сосенки.

Учитель. А что мы видим на переднем плане картины?

Ученик. Сломанную, очевидно, бурей огромную старую сосну; видим могучие, корни этой сосны, вырванные из земли.

Учитель. Сломанный ствол старого дерева привлёк семейство бурых медведей.

Учитель. Ребята, а что вы знаете о бурых медведях, где они обитают? Чем питаются?

Ученики. Бурые медведи живут в русских лесах, они «хозяева» леса. Любят лакомиться мёдом, малиной, едят личинки. Медведь - хищный зверь, сильный, опасен для людей, Бурых мишек можно увидеть и в цирке, легко поддаются дрессировке, выполняют удивительные трюки.

Учитель. Много пословице медведях: Прочитайте подготовленные вами пословицы.

Ученики читают пословицы.

Двум медведям в одной берлоге не ужиться.

Медведь на ухо наступил.

Делить шкуру неубитого медведя.

Фразеологизмы:

медвежья услуга (причинить вред),

медвежий угол (захолустье),

медвежьи объятия (тяжёлые).

Учитель. Медведи- излюбленные герои сказок. Назовите сказки, где встречаются эти животные.

Ученики. Это русские народные сказки: «Маша и медведь», «Три медведя», «Медведь и мужик», «Колобок», «Теремок»,« Лиса и заяц» и другие.

Учитель. Какие медведи в сказках?

Ученики. Сильные, страшные, огромные, злые.

 

 

 

 

Учитель. В «Толковом словаре» С. Ожегова даётся следующее описание медведя.

Ученик. «Медведь - крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами, а так же его мех».

Учитель. Каких мы видим медвежат на картине? .   

Ученики. Забавные, трогательные, любознательные, активные.

Учитель. Давайте подробно опишем их.

Ученики. Медвежата забавные, немного неуклюжие, любопытные, залезли на ствол сломанного дерева, они коричневые, пушистые, солнечные лучи блекло освещают их шубки.

Учитель. Давайте расскажем о каждом медвежонке.

Ученики. Два медвежонка залезли на ствол поваленной бурей, старой сосны. Один мишутка- любитель поесть, он отыскивает в коре личинку, второй медвежонок внимательно следит своими блестящими карими глазками за движениями братишки. Третий медвежонок, видимо, очень любознательный: он не полез на сломанную сосну, он встал на задние лапы, замер на месте и жадно вглядывается вдаль. Склонив голову набок, прислушивается к звукам пробуждающегося или (просыпающегося) леса, которые доносятся из утреннего голубого тумана,

Учитель. А что же медведица? Спокойна ли она или тревожится за своих малышей?

Ученики. Медведица - строгая мать, она находится около своих медвежат, любовно сторожит своих непосед: мало ли что может случиться в бору. Она скалит белые острые зубы, грозно рычит, как только шалуны её чересчур разойдутся.

Учитель, Так проходит утро медвежьей семейки.

Учитель.   Как вы думаете, почему картина названа не «Мишки в сосновом лесу», а «Утро в сосновом лесу»?

Ученики. На картине большое внимание художник уделяет изображению утра в лесу, показывает состояние природы в утренние часы, а медведи лишь удачно дополняют картину раннего летнего утра в сосновом лесу.

Учитель. Какие чувства передаёт эта картина?

Ученики. Картина передаёт чувство красоты, торжества родной природы; торжественной тишины и спокойствия, чувство радости.

Учитель. Какие краски использовались художником в картине?

Ученики. Неяркие, можно сказать, тёмные, блеклые, преобладают все оттенки зелёного, коричнево цвета).

Учитель. Но несмотря на такой подбор красок, мы уже сказали, что эта картина передаёт чувство красоты, радости, торжества. Почему так происходит?

Ученики, а) Когда смотришь на эту картину, чувствуешь перед собой настоящий сосновый лес, с вековыми соснами, чувствуешь его чарующую прелесть и нельзя оторвать глаз; б) От картины веет спокойствием и торжественной тишиной; в) Когда смотришь на эту картину, сразу представляешь Русь, великую, с её богатейшими лесами и утренней зарёй, и становится на душе легко и радостно.

Учитель. Обратимся к словам известного русского художника В.М. Васнецова: «Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой родины Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению её ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши смолистые, полные тихой поэзии леса».

Какова же основная мысль картины «Утро в сосновом лесу»?

Ученики. Красота родной природы, торжество жизни, любовь к Родине.

Учитель. Составим план сочинения-описания по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

1) Вступление. Раннее летнее утро.

2) Основная часть:

а) описание деревьев;

б) описание медведей;

3) Какие чувства передаёт картина?

4) Основная мысль картины.

5) Моё отношение к картине.

А сейчас обратимся к карточкам-информаторам, которые помогут вам написать сочинение по данной картине (раздать каждому ученику).

Карточка-информатор

План

Опорные слова

1. Вступление.

высокое голубое небо, зелёные макушки, голубой туман, раннее летнее утро, первые лучи, брызжут, освещают, окрашивают.

2. Основная часть: 1) описание

деревьев

1) могучие, величавые, гордые, торжественные, красивые, молчаливые, огромные, тянутся к солнцу; сломанная, торчащие из земли.

2) медвежья семейка

2) забавные, неуклюжие, любопытные, коричневые шубки, пушистые, блестящие,

 

карие глазки, любознательный, жадно вглядывается вдаль, склонив голову набок, звуки пробуждающегося, просыпающегося леса, непоседы, любовно сторожит, скалит зубы, шалуны, забавны, трогательны, удачно введены.

 

3)  Какие чув-ства передаёт картина?

красота, торжество, тишины, спокойствие, радость, неяркие краски, чарующие прелести, богатейшие леса.

 

4) Основная мысль картины

 

красота, торжество жизни, любовь.

 

 

5) Моё отношение к картине

 

Учитель. А сейчас при помощи карточки-информатор»попробуйте выбрать вступление к вашему сочинению.

Карточка-информатор № 2

1-й вариант: «Утро в сосновом лесу» - одна из наиболее известных работ замечательного русского художника 19 векаИ.И. Шишкина. Художник изобразил на картине раннее летнее утро...

2-й вариант: Картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» была написана в 1889году, во время путешествия художника по Волге. Мы видим раннее летнее утро...

3-й вариант: «Раннее летнее утро. Свежо в сосновом лесу. Из оврага к высокому небу поднимается голубой туман. Первые лучи солнца робко освещают макушки могучих сосен.

4-й вариант: Перед нами репродукция картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». В ней художник изобразил раннее утро летом.

Учитель. Какой из 4-х вариантов предложенного вступления подходит лучше к вашему сочинению?

Ученики. Лучше всего подходит вступление 1 -го и 2-го варианта. 3-й вариант не подходит, потому что не понятно где описывается летнее раннее утро: на картине или в окружающей тебя среде.

В 4-м варианте неправильно построены предложения: Надо писать: «Перед нами репродукция картины И.И. Шишкина» «Утро в сосновом лесу, (слово «лежит» -лишнее в предложении) следующее предложение также построено неправильно: Надо писать: «Художник изобразил на картине раннее летнее утро».

Учитель. Можно ли использовать в качестве вступления 4-й вариант в исправленном виде?

Ученики. Исправленный 4-й вариант подходит в качестве вступления

к сочинению.

Карточка-информатор № 3

1-й вариант заключения:

Картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» мне очень понравилась. Когда смотришь на неё, сразу чувствуешь величие нашей страны, с её богатейшими лесами и утренней зарёй, и становится на душе легко и

радостно.

2-й вариант заключения:

Картина И.И. Шишкина мне понравилась.

3-й вариант заключения:

Картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» мне очень понравилась. Понравилась своим занимательным сюжетом, понравились забавные фигуры медвежат, понравилась тем, что автор картины вводит зрителя вглубь леса и ты чувствуешь его свежесть и прохладу, тишину и покой, его величие и красоту. Всё это вызывает у меня гордость за свою страну.

Только у нас в России есть такие величественные, прекрасные леса,

Учитель. Какой из трёх вариантов заключения вы взяли бы для своего сочинения?

Ученик. Мне понравились 1-й и 3-й варианты, в них высказывается отношение к картине и даётся пояснение. А 2-й вариант заключения не подходит совсем, оно состоит из одного предложения, которое не поясняет, почему понравилась картина.

Учитель. Прочитайте сочинение. Отвечает ли оно по содержанию -

описание животных.

Раннее летнее утро, в одном из уголков дремучего леса. Тихо и безмолвно в лесу. В лесу видны следы недавней бури. Вот лежит могучее дерево, вырванное из земли. Проснулись лесные обитатели. Медведица вывела своих пушистых, косолапых медвежат на прогулку. Она зорко охраняет их веселые игры. Двое из них взобрались на ствол огромной сосны. Третий мальчик стоит на задних лапах и прислушивается к чему-то.

Настоящий медвежий угол, лесная глушь.

Ученик. Скорее всего, это сочинение-повествование. В нем почти нет описаний животных.

Учитель. Чем можно добавить сочинения?

Ученик. Надо обратить внимание на описание вида медведицы и медвежат, головы, туловища, лапок, шерсти, обратить внимание на цвет и т.д. на описание леса.

 

Домашнее задание.

1. Написать сочинение-описание по плану.

2. Написать письмо подруге художнике и о его картине.

 

Сочинение-описание по картине И.И. Шишкина

«Утро в сосновом лесу»

«Утро в сосновом лесу» - одна из наиболее известных работ замечательного русского художника 19 века И.И. Шишкина. Художник изобразил на картине летнее утро.

У подножия взрослых сосен растут молодые зелёные сосенки. ( тянутся к солнцу, им мало света. На бугорке, слабо освещённом солнцем лежит сломанная бурей старая огромная сосна. Её мощные корни выворочены из земли. Это любимое место для игр медвежат. Сюда их приводит медведица каждое утро. Медвежата очень забавные, немножко неуклю- жие, любят полазить по стволу сломанной сосны.

Два медвежонка забрались высоко на сломанный ствол дерева. Один из них любитель поесть, он сразу принялся отыскивать в коре личинки. Другой внимательно следит за движениями братишки. А третий топтыжка, видимо, очень любознательный, он не полез далеко на сломанную сосну, а, встав на задние лапы, замер на месте и жадно вглядывается вдаль.

Любопытный медвежонок, склонив голову набок, прислушивается к звукам пробуждающегося (просыпающегося) леса, которые доносятся из утреннего голубого тумана.

Робкий солнечный лучик освещает их пушистые коричневые шубки. Строгая медведица любовно сторожит своих непосед, мало ли, что может случиться в бору? Она скалит белые острые зубы, грозно рычит, как только шалуны её чересчур разойдутся. Так проходит утро медвежьей семейки.

В картине И. Шишкина преобладают тёмные, тусклые мрачные цвета, но несмотря на это, она передаёт чувство восторга, радости от красоты русского леса, от картины веет также спокойствием и тишиной.

Картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» мне очень понравилась. Когда смотришь на неё, сразу чувствуешь величие нашей страны, с  её богатейшими лесами и утренней зарёй, и становится на душе легко и радостно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Урок подготовки  к сочинению по русскому языку по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"...

Сочинение по картине И. И. Шишкина "Утро в сосновом лесу".

Может быть использована при работе над биографией художника И. И. Шишкина....

Презентация "Сочинение-описание по картине И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Подготовка к написанию сочинения-описания по картине...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе Сочинение- описание по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Открытый урок по русскому языку в 7 классе Сочинение- описание по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу" (ФГОС)...

Презентация к конспекту урока обучающего сочинения по картине

Презентация к конспекту урока обучающего сочинения по картине...

Презентация к уроку обучающего сочинения по картине "Дети" Н.П. Богданова-Бельского

Презентация к уроку обучающего сочинения по картине "Дети" Н.П. Богданова-Бельского для 5 класса...