Методическое сопровождение образовательного процесса – путь к развитию творческого потенциала личности
статья
В настоящее время возрастает роль методического сопровождения образовательного процесса. С целью организации эффективного методического пространства техникума необходимо грамотно организовать методическое сопровождение процесса образования. В системе образования, согласно стандартам, необходимо обеспечить сопровождение деятельности педработников в плане научно-методической, информационной помощи, внедрения ИКТ-технологий, реализации программ образования, использования и внедрения актуального опыта педагогов, активных методов обучения, инновационных технологий, проведения мониторинга результатов образовательного процесса и др.
В статье представлена система методической работы в техникуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о системе методической работы в техникуме | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – ПУТЬ К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
Темченко Елена Павловна, методист Мариинско-Посадского
технологического техникума Минобразования Чувашии
Аннотация. В настоящее время возрастает роль методического сопровождения образовательного процесса. С целью организации эффективного методического пространства техникума необходимо грамотно организовать методическое сопровождение процесса образования. В системе образования, согласно стандартам, необходимо обеспечить сопровождение деятельности педработников в плане научно-методической, информационной помощи, внедрения ИКТ-технологий, реализации программ образования, использования и внедрения актуального опыта педагогов, активных методов обучения, инновационных технологий, проведения мониторинга результатов образовательного процесса и др.
В статье представлена система методической работы в техникуме.
Ключевые слова: демонстрационный экзамен, методическое сопровождение, общие компетенции, профессиональные компетенции, развивающее пространство, список ТОП-50, стандарты WorldSkills.
Профессиональная компетентность, мобильность, умение применять ИКТ-технологии, творческий подход к работе, всесторонние знания – эти и многие другие требования предъявляет современное образование к педагогическим работникам. Эффект от деятельности методической службы будет лучше, если в коллективе работают профессиональные педагоги, поэтому важно обеспечить качественное управление ходом методического сопровождения образовательного процесса и правильно его организовать.
Цель статьи – описать складывающуюся в техникуме систему управления деятельностью педсостава, которая обеспечивает влияние методической службы на рост профессионального мастерства педагогов и качество образовательной деятельности.
Исходя из поставленной цели были определены задачи: описать основные функции методического сопровождения образовательного процесса; обосновать основы управления методической работой, которые способствуют повышению профмастерства педагога, качества процесса образования.
Объектом статьи является система управления методическим сопровождением процесса образования в техникуме, а предмет составляет содержание методической работы.
Задачи методической работы и ее особенности исследовались многими учеными педагогами. Они по-разному подходили к ее функциям.
Методическая работа в техникуме проводится в целях повышения качества образовательного процесса, улучшения подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена и создание образовательного пространства для развития творческого потенциала педагогов и студентов.
На 1 декабря 2017 года в техникуме 46 педагогов, из них администрации 4 человека, 16 преподавателей, 18 мастеров производственного обучения, других педагогических работников – 8 человек. Высшее образование имеют 35 педагогов, 35 - имеют квалификационные категории, что составляет 76% педсостава. В целом, педагогический состав техникума соответствует требованиям, педагоги творческие, но многие и предпенсионного возраста, поэтому требуется обновление кадров. Педагогам, не имеющим категории, необходимо набирать материал и аттестоваться.
Работа над единой методической проблемой техникума, которая на 2014-2019 годы звучит так: «Построение развивающего пространства техникума, ориентированного на формирование общих компетенций», - является одной из важных форм работы методической службы. Развивающее пространство техникума подразумевает определенным образом упорядоченное образовательное пространство, где педагог работает над саморазвитием, и осуществляется развивающее обучение, в рамках которого формируется личность студента, духовно и физически развитого.
Формированию профессиональных компетенций педагогов помогают курсы повышения квалификации. В прошлом учебном году 25 педагогов обучались по программе «Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в условиях реализации ФГОС СПО». Во время курсов педработники нашего техникума прошли стажировку по теме «Организация образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», так как у нас ведется профессиональная подготовка лиц с ОВЗ.
В нашем техникуме три профессии и одна специальность из списка пятидесяти наиболее востребованных на рынке труда. На базе ресурсных центров страны по всем профессиям, входящим в список ТОП-50, были организованы курсы повышения квалификации. Два педагога нашего техникума в 2017 году съездили на курсы по профессии «Повар, кондитер» в Новокуйбышевск, четыре педагога - в Кемлянский аграрный колледж республики Мордовия по направлению «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» и «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», два – в Москву по профессии «Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ». На этих курсах большое внимание уделялось обучению подготовки кадров для участия в чемпионатах по стандартам WorldSkills и новой форме проведения итоговой аттестации студентов – демонстрационный экзамен.
В этом учебном году 25 педагогов прошли курсы по повышению ИКТ-компетентности.
С целью повышения уровня педагогических знаний ведется постоянно действующий семинар «Совершенствование современного урока» (рассматриваются вопросы организации урока в соответствии с требованиями ФГОС и педагогические инновации) и Школа руководителей учебных групп, где рассматриваются вопросы, связанные с воспитательной работой в целом и организацией воспитательной работы в учебной группе.
Для повышения качества образования в техникуме созданы творческие группы по внедрению в учебный процесс инновационных технологий. Для стимулирования роста профессиональной компетентности педагогов ведется работа по обобщению актуального педагогического опыта.
Большое внимание уделяется подготовке и участию в профессиональных конкурсах педагогов и студентов. В течение 2016-2017 учебного года 44 педагога (в 2015-2016 учебном году – 42) приняли участие в 30 мероприятиях различного уровня, что составляет 86,3% от всего педсостава. Под руководством педагогов 110 (21,8% от численного состава) студентов приняли участие в 46 мероприятиях различного уровня, из них 70 (в 2015-2016 уч.г. – 64) студентов стали призерами и победителями.
Результаты проведенного исследования востребованности методического сопровождения образовательной деятельности техникума подтверждает необходимость дальнейшего развития методической службы и совершенствования форм методической работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"
Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...
Проектная деятельность как способ развития творческого потенциала личности ученика
В статье отображены теоретические аспекты проектной технологии и практическое применение в деятельности учителя иностранного языка (французского)....
Развитие творческого потенциала личности учащихся
Статья о возможностях развития творчества у детей начального звена. Информация будет полезна педагогам и заинтересованным родителям....
Статья (2014г.) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
laquo;У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовнос...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.
Одной из главных целей современного образования считаю создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...
Направленность образовательной деятельности учреждений дополнительного образования на развитие творческого потенциала личности
В статье автором подчеркивается идея, что в решении задач развития духовно-нравственных качеств личности, дальнейшего становления экономики, обращенной к человеку, появления масштабных творчески...
Психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса как фактор раскрытия личностного потенциала воспитанника КСВУ
. В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи: – систематически отслеживать психолого-педагогический статус суворовца и динамику его психологического развития в процессе...