Главные вкладки

    Статья по теме:
    Направленность образовательной деятельности учреждений дополнительного образования на развитие творческого потенциала личности

    Эпова Светлана

    В статье автором подчеркивается идея, что  в решении задач развития духовно-нравственных качеств личности, дальнейшего становления экономики, обращенной к человеку, появления масштабных творческих личностей, интеллигентов, а не бессловесных исполнителей преимущество остается за учреждениями дополнительного образования. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл napravlennost_na_tvorcheskiy_potentsial.docx19.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эпова С.А.

    педагог дополнительного образования

    МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

    Направленность образовательной деятельности учреждений дополнительного образования на развитие творческого потенциала личности

    Духовная культура народа требует радикального изменения,  обновления и обогащения, миру необходимо развитие новых технологий, формирование особого типа личностей, способных по-новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, умеющих изобретать и творить во имя украшения собственной жизни и жизни других людей. И эта ответственная задача в полной мере возлагается на плечи молодого поколения, на тех, кто сделает эту жизнь интереснее и насыщеннее. Ситуация требует улучшения нравов подрастающего поколения как гаранта полноценной жизни. Духовно-нравственные качества личности становятся непременным условием создания экономики, обращенной к человеку, появления масштабных творческих личностей, интеллигентов, а не бессловесных исполнителей. В решении этих задач неоспоримое преимущество у учреждений дополнительного образования.

    Проблема развития творческого потенциала личности ребёнка и педагога в системе дополнительного образования является ключевой как в практике учреждений дополнительного образования, так и в публикациях и исследованиях.

    В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей. Необходимость формирования этих качеств, особенно в школьный период, является актуальной проблемой. Еще К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский и другие отмечали важность единства обучения и воспитания в образовательном процессе с учетом интересов, способностей, возможностей и потребностей ребенка.

     большое внимание уделялось ими индивидуальному подходу в работе со школьниками, созданию условий для их саморазвития, самореализации как во время учебных занятий, так и в свободное время. Здесь закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Тем не менее, совершенно очевидно, что такая задача не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы. Огромную роль в ее решении играет семья, окружение, средства массовой информации, внешкольная деятельность ребёнка. Имея основной целью создание педагогических условий для самовоспитания, самообразования и самореализации личности, дополнительное образование является для ребенка специфической средой, важной как для его творческого развития, социализации, становления жизненного опыта, так и для самоопределения ребенка. Школа и учреждение дополнительного образования -- союзники в формировании целостной личности, в воспитании социализированного, образованного, воспитанного, культурного, с развитыми способностями и талантами творческого человека. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное -- в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей -- это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития. Но реальные возможности большинства современных школ недостаточны для решения проблемы творческого развития личности ребенка, его самоопределения. Несомненно, только дополнительное образование детей как определенная система оказывает существенное влияние на процесс творческого развития личности ребенка, его самоопределения при наличии соответствующих педагогических условий, основными из которых являются: вариативность образования; личностно-деятельный характер организации образовательного процесса; личностно-ориентированный подход к ребенку; адекватные содержанию, формам и методам работы с ребенком, особенности педагога дополнительного образования; позитивное отношение самого ребенка и его семьи к дополнительному образованию.

    В основе организации образовательного процесса в УДО лежат педагогические идеи о человеке и процессах его индивидуально-личностного развития, об образовательном процессе как человекообразующем, самоорганизуемом, смыслопорождающем, в основе которого- процесс личностного и деятельностного обмена между его участниками, процесс взаимодействия.

    Его отличительные особенности  и основополагающие подходы состоят в том, что образовательный процесс развивает способность самостоятельно преобразовывать себя, свою жизнь. Педагогическая деятельность дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности обучающихся, наиболее полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование позволяет ребенку сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения, проявить себя, свои возможности. Одним из важных направлений деятельности центров творчества в рамках президентской программы «Одаренные дети» является создание условий, оказание помощи и поддержки каждого одаренного и талантливого ребенка, что способствует увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности. Творчески одаренный ребенок после обучения в объединениях по интересам может выйти на следующий уровень, т. е. получить профессиональную подготовку. Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей.

    Одаренные дети — это особые дети, и задача педагога — понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности. Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы, педагога, ребенка и родителей. Основные элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми: – деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность); – формирование внутренней мотивации; – рефлексия; – возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление; – соблюдение принципов –«ситуация успеха», «не сравнивать с другими» и т. д., которые создают благоприятный морально-психологический климат; – проектное обучение; – технология полного усвоения; – инновационные компьютерные технологии. Формы и методика проведения занятий в объединениях дополнительного образования  дает возможность использовать и тренинги, и игры, а моделирование творческой ситуации, что  часто составляет основу занятий. Приоритетной формой работы является общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих групп, микро-коллективов и т. п., что даёт хорошую возможность уделить каждому ребёнку максимум внимания. Дети, наделенные талантом, демонстрируют свои достижения через конкурсы проектных и исследовательских работ. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования. Работа с одарёнными детьми — это сложная, но интересная работа, которая должна вестись родителями и педагогами.

    Творчество - это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. В данной ситуации родители, учителя, педагоги учреждений дополнительного образования должны помочь ребёнку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. Поэтому тема творческого развития личности считается актуальной в наше время экономического прогресса науки и техники.

    Творчество как процесс познания лучше осуществляется через взаимосвязь поэзии, живописи, музыки, танцев, которые по своей природе должны развивать все стороны творческой личности: воображение, интуицию, эстетический вкус и эмоциональную сферу, художественное мышление, целостный охват явлений и способность к синтезу. Именно такой фундамент развития закладывается в школьном возрасте в процессе творческой деятельности. Базой воспитания и обучения, способствующей развитию и формированию такой личности, являются учреждения специального и дополнительного образования и воспитания.

    Е. Н. Медынский подчеркивал, что «помочь войти растущему человеку в культуру, освоить ее и сделать частью своей жизни только школьное образование не может, оно непременно должно быть дополнено внешкольными формами». С. Судзуки писал, что «единственная забота родителей- воспитать ребенка честным человеком. Этого вполне достаточно. Мы только должны добиться, чтобы у него были чистые помыслы и благородные помыслы».  

    Таким образом, можно предположить, что одновременное усиление аксиологического, личностного, культурологического, субъектного, деятельностного, синергетического, средового, компетентностного потенциалов является необходимым методологическим условием эффективного образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей.

    Источники информации:

    1. https://moluch.ru/archive/102/23556/  направленность личности на развитие творчества.
    2. https://moluch.ru/archive/124/34295/ выявление, поддержка и развитие творческого потенциала одарённых детей.
    3. Г. Д. Кочергина. Развитие образовательного процесса в УДОД // Дополнительное образование и воспитание № 11-2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"

    Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...

    Проектная деятельность как способ развития творческого потенциала личности ученика

    В статье отображены теоретические аспекты проектной технологии и практическое применение в деятельности учителя иностранного языка (французского)....

    «Проектная деятельность в рамках предмета биологии как средство развития творческого потенциала личности»

    В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Поэтому изучение эффективности использовани...

    Развитие творческого потенциала личности младших школьников в процессе работы над выразительными средствами языка на уроках русского языка и развития речи (на примере перифразы)

    Развитие творческого потенциала личности младших школьников в процессе работы над выразительными средствами языка на уроках русского языка и развития речи(на примере перифразы)...

    Статья: "Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)"

    Статья на тему Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)...

    «Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».

    Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. На внеурочном занятии «Звонкие голоса»  через вокальное исполнение выявляю музыкальные с...

    ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (УДО)

    Создание развивающей, адаптивной,  комфортной средыпозитивно и качественно меняет личность особого ребенка.Выготский Л. С.Проблемы здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации и созд...