Статья: "Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)"
статья по краеведению на тему

Пономаренко Елена Леонидовна

Статья на тему Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_eleny_ponomarenko.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пономаренко Елена Леонидовна,

учитель школы №147

Красногвардейского района,

Санкт-Петербург
Россия
тел.8 921 379 28 73

Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)

«Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность» (Эрих Фромм) [1]. Реализация человеческого потенциала является и глобальной задачей образовательной системы. Осуществление этой задачи на современном этапе происходит в разных формах, в том числе и во взаимосвязи общего и дополнительного образования.

Основное и дополнительное образование реализуют общие цели – обучение и воспитание подрастающего поколения. В ходе реформы образовательной системы Российской Федерации дополнительные учебные занятия, выбранные учащимся самостоятельно, с учетом своих способностей и интересов, стали играть важную роль в образовании и развитии личности школьника.

На современном этапе развития российской системы образования обязательным является только содержание школьного образования, предусмотренное образовательными стандартами, которые разработаны для каждой предметной области. Старшая школа становится профильной: ученики углубленно изучают выбранную ими предметную область, а остальные учебные дисциплины осваивают на уровне минимального стандарта. Так в современной средней школе воплощается принцип вариативности: необходимый минимум знаний по всем предметам для всех учащихся и предоставление каждому ученику возможности углубленного изучения наиболее близкой ему области знания. Поскольку приобретение знаний в выбранной предметной области сверх обязательного для всех уровня – это характерный признак дополнительного образования, даже если оно происходит в стенах школы, то можно говорить о тесной связи общего и дополнительного образования на современном этапе развития системы образования в нашей стране.

Очень важным моментом мы считаем возможность реализации в стенах учреждения дополнительного образования образовательных проектов, которые невозможно осуществить на уровне отдельно взятой школы. Нам кажется, что сотрудничество общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования позволяет лучше использовать имеющиеся ресурсы, а иногда создаёт и принципиально новые возможности для образования и развития творческого потенциала личности. В то же время в современных условиях развития российской образовательной системы большую роль начинают играть Отделения дополнительного образования детей, которые дают возможность развивать это сотрудничество на стыке общего и дополнительного образования в рамках школы, используя возможные ресурсы и учитывая социально-географическую среду, в границах которой проходит образовательный процесс. В нашей статье мы касаемся образовательно-развивающего воздействия среды Санкт-Петербурга и возможностей ее использования педагогами в рамках дополнительного образования.

Дополнительное образование по краеведению в условиях Санкт-Петербурга дает широкие возможности для развития творческого потенциала учеников. Образовательную модель в Санкт-Петербурге можно представить следующим образом:

Многоканальная модель образования в контексте Санкт-Петербурга

Данная схема включает семью, потому что часто мы наблюдаем благотворное влияние этого социального института на развитие ребенка, особенно на одаренного. В Петербурге много разноплановых музеев и театров, поэтому их присутствие в данной схеме вполне обосновано. Среди средств массовой информации мы выделили Интернет, поскольку современные школьники предпочитают его другим видам получения информации о мире. Спортивные секции и объединения также входят в образовательно-развивающую модель. Дома Творчества Юных являются непосредственным звеном системы дополнительного образования, сотрудничество с ними школ стало доброй традицией образовательной системы нашего города. Дома творчества юных аккумулируют и обобщают опыт работы ОДОДов, осуществляющих работу в разных направлениях:

  • художественно-эстетическом,
  • социально-педагогическом,
  • физкультурно-спортивном,
  • военно-патриотическом,
  • научно-техническом,
  • краеведческом.

Деятельность Отделений дополнительного образования детей строится не только с учетом интересов и запросов детей, но и с учетом потребностей семьи и общества, национально-культурных традиций, с учетом особенностей региона. Городская среда северной столицы позволяет проводить разнообразную краеведческую работу. Учащиеся нашей школы №147, интересующиеся историей и культурой Санкт-Петербурга, переходя со школьного уровня на районный, участвуют в чтениях «Многонациональная Охта», краеведческой игре «Петербургское метро», конкурсах «Петербургский этикет» и «По берегам Медвежьей речки» (реки Охты), в конкурсе краеведческих компьютерных презентаций, что позволяет им перейти на региональный уровень проявления своих способностей.

Одним из важнейших направлений работы в системе дополнительного образования в рамках краеведческого направления следует считать подготовку экскурсоводов. Такая направленность работы способствует не только развитию личности ребенка, но и может определить его будущее, даст возможность выбора профессии, востребованной в Санкт-Петербурге в силу особенностей городской среды и политики администрации города, направленной на развитие туризма.

Конкурсы будущих экскурсоводов проводятся в III этапа с учетом возрастных категорий. Для учащихся 5-6 классов создан конкурс «Первые шаги». Талантливые дети, способности которых были подмечены учителем в ходе уроков по краеведению в 5 классе, вовлекаются в работу ОДОДа. Они готовят под руководством преподавателя «остановку» (фрагмент экскурсии). Такая форма работы позволяет ребенку представить структуру экскурсии, отработать методы и приемы подачи краеведческого материала, дает возможность получить первый опыт публичного выступления, вырабатывает умение работать с дополнительной литературой, учит обобщать полученную информацию. В то же время эта форма позволяет реализовать принцип посильности, она позволяет учитывать особенности возраста ученика.

Конкурс «Ступни роста» проводится для учащихся 7-8 классов. Он позволяет им выйти за рамки испытания в школе и попробовать свои силы на уровне Красногвардейского района и города. На этапе создания самостоятельной работы уровень рассматриваемых вопросов становится более серьезным, требующим детального рассмотрения и осмысления темы. Ученик создает свою экскурсию и защищает проект в форме презентации.

Для учеников 9-11 классов существует региональный конкурс авторских экскурсий. Лучшие работы учеников, реализующих себя в условиях, предоставляемых системой дополнительного образования, публикуются в сборниках, издаваемых Красногвардейским районом. Избранные работы выходят в свет в ежегодном сборнике «Наследники великого города», который издается Санкт-Петербургским городским дворцом творчества юных. Поэтапная система конкурсов облегчает школьникам продвижение по пути освоения нового знания и обретения нового умения. Эта система создает для каждого заинтересованного ребенка на всех возрастных этапах условия для развития его личности, а также способностей к саморазвитию. Педагог имеет возможность вовлекать учащихся в научно-исследовательскую и аналитическую деятельность.

        Для системы дополнительного образования характерен отход от формы урока, принятой в системе основного образования, потому что преподаватель, работающий в кружке или секции, ставит перед собой цель – выявить талантливых детей и дать им возможность развиваться вне школы. Как показывает опыт, самая главная задача педагога дополнительного образования – удержать интерес учащихся, дать возможность детям поверить в свои силы и загореться азартом участия в различных конкурсных и исследовательских программах. В силу этого необходимо популяризовать среди детей разнообразные интеллектуальные проекты и создавать ситуации успеха, подчеркивать значимость работы учеников.

Список литературы

  1. Эрих Фромм. Человек для себя.,1992.

  1. О.Г. Прохорова. Управление воспитательной деятельностью в образовательном учреждении.,КАРО СПб.; 2007.

  1. Н.Ф. Дик, Т.И. Дик. Воспитательная работа со старшеклассниками. Ростов- на Дону.,2007.

  1. Информационный бюллетень. НМЦ-ИНФО., СПб.,2010.

  1. Петербургская школа в 2009-2010г. РЦОКОиИТ., СПб., 2008.

  1. Битенова Н.Р. Психология личностного роста., М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования в контексте модернизации Российского образования». «Мастерская творчества».

Из опыта работы с начинающими журналистами , педагога дополнительного образования центра дополнительного образования детей «Радуга», посёлка Новоаганск, руководителя детско-молодёжной студии «Нтv-шка»...

Направленность образовательной деятельности учреждений дополнительного образования на развитие творческого потенциала личности

В статье автором подчеркивается идея, что  в решении задач развития духовно-нравственных качеств личности, дальнейшего становления экономики, обращенной к человеку, появления масштабных творчески...

Создание в учреждении дополнительного образования условий для раскрытия творческого потенциала личности ребенка.

Выступление на городском методическом объединении педагогов дополнительного образования. Автор делится опытом работы в театральном объединении Дома детского творчества: как в процессе общения с детьми...

Статья "Развитие познавательного интереса с использованием практико-ориентированных методов в дополнительном образовании детей естественнонаучной направленности"

Цель работы: выявить уровень познавательного интереса к предметам естественного цикла у воспитанников детского творческого объединения «Занимательное естествознание».Для реализации цели бы...