ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (УДО)
статья на тему

Вараксина Лариса Валентиновна

Создание развивающей, адаптивной,  комфортной среды

позитивно и качественно меняет личность особого ребенка.

Выготский Л. С.

Проблемы здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации и создания равных стартовых возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определены в качестве наиболее важных и актуальных в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации.

Социологи полагают, что современное образовательное пространство, это потенциальная среда для сближения детей, для их успешной совместной учебы, досуга, независимо от их состояния здоровья. Проведенные исследования показали, что отношение к интеграции детей с ОВЗ в обществе стало более лояльным. Большая часть людей согласны с тем, что инвалиды могут внести значительный вклад в жизнь общества. 

Устоявшееся утверждение, что все дети талантливы, имеет непосредственное отношение к детям, имеющим проблемы со здоровьем. Но обнаружить свои дарования, развить способности, мешает неравенство возможностей. Трудности такого рода для  детей с ОВЗ связаны, прежде всего, с недоступностью и ограниченностью для них социальной среды и связанная с этим бедность контактов со сверстниками и взрослыми. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий.

Как показывает практика, в учреждении дополнительного образования, где основной целью обучения является развитие творческих способностей детей, имеется потенциальный ресурс для создания инклюзивного пространства для детей с ОВЗ и их семей. В качестве основного условия включения детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования следует рассматривать разработку индивидуальных программно-методических комплексов, а также образовательных программ, обеспечивающих обучение детей с ОВЗ в группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_varaksina_l.v._lobishcheva_e.i.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (УДО)

Лобищева Елена Ивановна, 

МБУ ДО ДТ «Вектор»,

Вараксина Лариса Валентиновна,

МБУ ДО ДТ «Вектор»,

Создание развивающей, адаптивной,  комфортной среды

позитивно и качественно меняет личность особого ребенка.

Выготский Л. С.

Проблемы здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации и создания равных стартовых возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определены в качестве наиболее важных и актуальных в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации.

Социологи полагают, что современное образовательное пространство, это потенциальная среда для сближения детей, для их успешной совместной учебы, досуга, независимо от их состояния здоровья. Проведенные исследования показали, что отношение к интеграции детей с ОВЗ в обществе стало более лояльным. Большая часть людей согласны с тем, что инвалиды могут внести значительный вклад в жизнь общества.  

Устоявшееся утверждение, что все дети талантливы, имеет непосредственное отношение к детям, имеющим проблемы со здоровьем. Но обнаружить свои дарования, развить способности, мешает неравенство возможностей. Трудности такого рода для  детей с ОВЗ связаны, прежде всего, с недоступностью и ограниченностью для них социальной среды и связанная с этим бедность контактов со сверстниками и взрослыми. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий.

Как показывает практика, в учреждении дополнительного образования, где основной целью обучения является развитие творческих способностей детей, имеется потенциальный ресурс для создания инклюзивного пространства для детей с ОВЗ и их семей. В качестве основного условия включения детей с ОВЗ в учреждении дополнительного образования следует рассматривать разработку индивидуальных программно-методических комплексов, а также образовательных программ, обеспечивающих обучение детей с ОВЗ в группе.

Педагогическая поддержка детей с ОВЗ в УДО осуществляется благодаря использованию системы  мер (табл. – 1).

Таблица 1- Система мер педагогической поддержки детей с ОВЗ (по А. В. Золотарёвой) [3]

Система  мер

Педагогическая поддержка детей с ОВЗ в УДО

Педагогическая поддержка детей с ОВЗ в ДТ «Вектор» 

практические

гарантии приобретения практических умений и навыков, которые помогут в будущей жизни - личной, профессиональной, семейной

Реализация адаптированных дополнительных образовательных программ для работы с детьми с ОВЗ «Мастер», «Умелые ручки», В процессе деятельности, учащиеся осваивают графические навыки, учатся анализировать явления и предметы окружающего мира, закрепляются навыки работы с клеем и ножницами, развиваются воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, воспитываются точность и аккуратность при практическом выполнении работ.

 Приобщение детей с ОВЗ к участию в сохранении своего здоровья - важный аспект образовательной деятельности, вырабатывает у детей гигиенические навыки в программе «Развивай-ка».

Дети, занимаясь  по программе «Логоша», приобретают навыки правильной речи, которые помогут в будущей жизни и в самооценке.

социальные

гарантии освоения условий среды, нахождения вариантов типичных проблем, возникающих в процессе социального взаимодействия в учреждениях дополнительного образования

Тесное сотрудничество с родителями учащихся с ОВЗ, сетевое взаимодействие с МБУ КЦСОН Орджоникидзевского района города Новокузнецка по вопросам образовательной и воспитательной деятельности даёт возможность осуществлять индивидуальную работу, организовывать совместные праздники, мероприятия, привлекать учащихся с ОВЗ к конкурсному движению. Основной задачей этого социального партнерства является создание эффективных условий для социокультурной реабилитации детей-инвалидов, проживающих в Орджоникидзевском районе.

Занятия по программе «Особые дети» (по системе Монтессори) – это гарантии освоения условий среды и навыков социального взаимодействия.

правовые

гарантии защиты прав ребёнка, его человеческого достоинства

Организация образовательной деятельности с детьми с ОВЗ осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка, и др.

психолого-педагогические

гарантии для саморазвития и самоактивации, защиты детей, оказавшихся в особо трудном положении, - инвалиды, сироты, дети из неполных семей и семей повышенного риска

Адаптированные программы реализуются не только в учреждении, но и индивидуально на дому для детей-инвалидов, в хосписном отделении ГБУЗ КО «Новокузнецкая городская детская клиническая больница №3»

экономических

гарантии на экономическую поддержку через участие в учебно-производственной и внебюджетной деятельности учреждений дополнительного образования

Занятия по всем программам ведутся бесплатно.

Обучение детей на дому не требует создания дополнительных специальных условий. Задача педагога – создание для учащихся психологически-комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, ситуации успешности и вовлечение «особенного» ребенка в социум без отрыва от семьи.

медико-экологических

гарантии на медицинскую поддержку, оздоровление

В штатном расписании нет ставки медика и психолога. Но педагоги готовятся к занятиям именно с позиций здравотворчества, т.е. исходя из идеи, что творчество должно приносить радость, что ведет к оздоровлению.

По инициативе педагогического коллектива «Дом детского творчества № 3» (директор Нукина Л. А., 1996 г.) была организована работа с детьми с ОВЗ, которая проводилась на дому. Для реализации данного направления педагогами была разработана рабочая программа, целью которой: содействие социальной адаптации детей с ОВЗ, развитие их творческого потенциала. В настоящее время занятия по программе проходят как на базе дома творчества, так и на дому. Организация образовательной деятельности для детей с ОВЗ предусматривает в первую очередь создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды. Особую роль в этом играет педагог, его профессионализм и чуткое отношение к ребенку, а также умение найти общий язык с родителями. Свою деятельность по организации педагогической поддержки детей с ОВЗ педагоги УДО осуществляют в различных творческих объединениях, в которых наряду с дополнительными образовательными программами создаются индивидуальные образовательные маршруты  педагогической поддержки средствами здравотворчества  (табл. 2-) [4]. В ДТ «Вектор» (ранее «Дом детского творчества № 3») организовано обучение детей с ОВЗ в 10 объединений, в которых осуществляется работа с детьми с ОВЗ.

Таблица 2- Деятельность педагогов УДО по организации педагогической поддержки детей с ОВЗ педагоги УДО

Творческое объединение

Контингент детей с ОВЗ

Педагогическая поддержка средствами здравотворчества

«Мастер»

дети с нарушениями опорно–двигательного аппарата, с хроническими заболеваниями внутренних органов, с задержкой психоречевого развития, слабослышащие и слабовидящие

Программа помогает ребенку сделать первые шаги в мире изобразительного искусства. Дети знакомятся с видами декоративно – прикладного творчества: оригами, рисование, лепка, аппликация. На занятиях используются развивающие игры, физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, игры - драматизации, настольные игры, стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки.

«Развивай-ка»

дети, оставшиеся без попечения родителей и имеющих тяжелые заболевания

Программа «Развивайка» состоит из двух блоков: «Познай себя» и «Развитие технического мышления». 

Курс «Познай себя» направлен на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Реализация программы предполагает использование следующих приемов воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ: игровая деятельность (способствующая развитию умения общаться друг с другом), физическое воспитание (развития общей и мелкой моторики, корригировать физическое развитие и двигательный аппарат), изобразительная деятельность (лепка, аппликация), расширение знаний об окружающем мире.

Курс «РТМ» направлен на формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения; общеучебных умений и навыков; способности искать и находить новые решения для достижения, требуемого результата. В процессе выполнения творческих заданий осуществляется активный процесс развития речи, мышления, формируются приёмы мыслительной деятельности.

Учащийся на занятиях оценивает сам свои успехи, что создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

«Умелые ручки»

дети, оставшиеся без попечения родителей и имеющих тяжелые заболевания

Программа «Умелые ручки» ориентирована на самостоятельное приобретение учащимися знаний, на развитие творческой личности в процессе практической деятельности. Цель программы: развитие творческих технических способностей учащихся через овладение ими навыками начального технического моделирования, конструирования и аппликации из различных видов материалов с использованием здоровьесберегающих технологий.

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в практическую часть занятия, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

«Особые дети»

Дети-аутисты

Основной формой деятельности ребенка в Монтессори-классе является свободная работа. Это позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья не только развиваться, но и формировать умения, навыки для успешной адаптации к условиям обучения в школе, навыки самоконтроля и самоорганизации. Ребенок учится самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды. В Монтессори-материалах заложена возможность самоконтроля, учащийся сам видит свои ошибки.

«Логоша»

Дети с ОНР

Организация коррекционной-развивающей работы  для устранения речевых недостатков у детей  дошкольного возраста (5 – 7 лет) с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Разнообразие и сравнительно небольшой уровень сложности творческих заданий позволяет детям без особого труда осваивать различные виды деятельности, приобретая опыт собственной успешности и снимая психологические барьеры перед возможностью самореализации.

В 2014 году для работы с детьми, оставшимися без попечения родителей и имеющих тяжелые заболевания, были разработаны программы «Развивайка» и «Умелые ручки». Программы «Развивайка» и «Умелые ручки» реализуются на базе детского хосписа «Детской городской клинической больницы № 3»

В 2015-2016 учебном году начата реализация районной целевой программы для детей с ОВЗ «Надежда», муниципальным заказчиком которой стал отдел образования Орджоникидзевского района. Необходимо отметить, что согласно статистике на начало 2016 года в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка 430 детей имеют ту или иную степень инвалидности, при этом 2/3 из них с заболеваниями центральной нервной системы.

Целью программы «Надежда» является создание условий для развития детей с ОВЗ по дополнительным общеобразовательным программам. Обучением охватываются разновозрастные дети с особенностями развития с разными физическими возможностями и социальными условиями.

С января 2016 года ДТ «Вектор» присвоен статус муниципальной инновационной площадки по теме: «Организация педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья средствами здравотворческой образовательной деятельности».

Осуществление инновационного проекта расширяет спектр социального партнерства через организацию досуговых массовых мероприятий, организацию сетевого взаимодействия, а также через индивидуальное обучение.

Работа в рамках муниципальной площадки предполагает нахождение практической реализации методологического принципа создания инклюзивной среды - построение и развитие партнерских отношений всех субъектов образовательной деятельности. Следует учесть, что 54% учащихся (из общего числа детей с ОВЗ, посещающих ДТ «Вектор») получают основное общее образование на дому, 23% - учатся в образовательных учреждениях 23% - необучаемые дети. Следовательно, для большинства детей педагог является  подчас единственным связующим звеном с обществом.

Опыт работы с детьми с ОВЗ показывает, что обучение по дополнительным образовательным программам дает положительные результаты: у детей развиваются трудовые навыки (100%), формируются общие взгляды на жизнь (65 %), на свое будущее (38 %), они чувствуют, что являются частью общества (77 %). Как следствие – достаточно высокая результативность участия в творческих конкурсах и выставках:

  • «Всероссийский фотоконкурс «Я люблю тебя, жизнь»,
  • Международный творческий конкурс «Волшебный пластилин»,
  • Городской фестиваль-конкурс «Звездная дорожка»,
  • Городской конкурс поделок из природного материала «Вести из леса»,
  • Городской конкурс «На утренней зорьке».
  • Таким образом, современную ситуацию в МБУ ДО «Дом творчества «Вектор» можно охарактеризовать как период перехода к различным вариантам включения детей с ОВЗ в образовательную деятельность, позволяющим создать условия, адекватные возможностям ребенка. Вариативность включения ребенка с ОВЗ должна способствовать приобщению его к тем культурным практикам и средствам, которые реально могут стать его жизненными формами.

Литература

  1. Загрядская, В. Н. Особенности включения детей со сложной структурой дефекта в образовательное пространство учреждения системы дополнительного образования [Электронный ресурс] : статья / В. Н. Загрядская // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. – Режим доступа: ttp://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44027_full.shtml
  2. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века [Текст] / Х. С. Замский. - Москва : Академия, 2008. - 368 с. – ISBN 978-5-7695-4334-0.
  3. Золотарёва, А. В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности [Текст] / А. В. Золотарёва. – Ярославль : Академия развития, 2004. - 304 с. – ISBN 5-7797-0176-8.
  4. Здравотворчество в образовании: от индивидуального маршрута до социального партнерства [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Г. Качан, З. В. Нестерова, Т. В. Витовская и др. ; под науч. ред. Н. П. Недоспасовой. – Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК,  2014. – 202 с. – (Образование и здоровье). – ISBN 978-5-7291-0536-6.
  5. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа : учеб. пособие для студентов пед. вузов [Текст] / Н. Н. Малофеев. - Москва : Просвещение, 2009. - 319 с. – (Учебные пособия). -  ISBN 978-5-09-017192-2.
  6. Федорова, С. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра как фактор их успешности в условиях рыночной экономики [Текст] / С. С. Федорова // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. – Москва : МАРТИТ, 2006. - № 6 (28). - С. 73-80.

ФИО

Лобищева Елена Ивановна

Место работы

МБУ ДО ДТ «Вектор»

Должность

педагог дополнительного образования

Ученая степень

-

Контактный телефон

8-960-907-77-72

Е-mail

ddt3-nkz@yandex.ru

ФИО

Вараксина Лариса Валентиновна

Место работы

МБУ ДО ДТ «Вектор»

Должность

Заведующий отделом

Ученая степень

-

Контактный телефон

8-913-325-05-39  

Е-mail

ddt3-nkz@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маркетинговая деятельность учреждений дополнительного образования детей, презентация к работе.

В работе представлены  необходимые материалы по вопросам маркетинга в учреждениях дополнительного образования детей. Работа иллюстрируется материалами презентации.  Данное пособие может...

Использование в организации внеурочной деятельности образовательных возможностей учреждений дополнительного образования

В статье рассказывается об  опыте сотрудничества школы № 89 Калининского района  Санкт- Петербурга с учреждениями дополнительного образования по организации внеурочной деятельности обучающих...

Открытая образовательная среда учреждения дополнительного образования детей

Материал из опыта создания образовательной среды , ориентированной на творческое сотрудничество с образовательными организациями...

Направленность образовательной деятельности учреждений дополнительного образования на развитие творческого потенциала личности

В статье автором подчеркивается идея, что  в решении задач развития духовно-нравственных качеств личности, дальнейшего становления экономики, обращенной к человеку, появления масштабных творчески...

Экспериментальное исследование «Современные запросы подростков на образовательные услуги учреждений дополнительного образования детей»

Актуальность. В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчужден...

Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)

Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...

Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.

Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного  учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...