Маркетинговая деятельность учреждений дополнительного образования детей, презентация к работе.
учебно-методический материал на тему

Журбина Тамара Алексеевна

В работе представлены  необходимые материалы по вопросам маркетинга в учреждениях дополнительного образования детей. Работа иллюстрируется материалами презентации.  Данное пособие может быть использовано для подготовки семинара,педсовета, конференции, будет полезна для изучения не только административному персоналу и педагогам дополнительного образования детей ,но и  учителям общеобразовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rayonnyy_seminar_marketing_v_udod.doc234 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_marketing.ppt1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Одинцовский центр детского творчества

                                                                                     

Составитель: заместитель директора по УВР

Журбина Тамара Алексеевна

        

Одинцово – 10

 2009 год


    Цель:

предоставить слушателям необходимые знания по вопросам маркетинга в учреждениях дополнительного образования детей.

«Маркетинг – ключевой фактор предпринимательства. Это не только топливо, это компас корабля»

Джон Х. Джонсон

«Отыщи всему начало,

Ты много поймёшь».

                                                Козьма  Прутков

     

         «Маркетинг  –  это  теория,

      Как  Подать  и  как  Продать  товар»

                                               

                                    Ю.А. Конаржевский.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Вступление.

2. понятие о маркетинге:

  • схема маркетинга;
  • взаимосвязь учреждения и потребителя.

3. Маркетинговые исследования.

4. Социологические исследования.

5. STEP  и SWOT анализ.

6. Источники информации о деятельности ЦДТ.

7. Исследования социокультурного пространства.

8. Педагогический мониторинг.

9. Задачи на перспективу.

10. Интеллектуальные игры:

  • «Мозговой штурм»;
  • «Конверт идей».

11. Используемая литература.


В Концепции модернизации российского образования  на период до 2010 года подчёркивается, что учреждениям дополнительного образования детей принадлежит особая роль в развитии склонностей, способностей, социального и профессионального самоопределения  детей  и  молодёжи. Дополнительное образование рассматривается как составляющая единого образовательного процесса в рамках начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания общества и государства.

  Дополнительное образование изначально нацелено на удовлетворение индивидуальных потребностей ребёнка, предоставляя ему право поиска своего «Я» в процессе творческой реализации. В этом контексте возрастает актуальность использования маркетинговой технологии, направленной на поиск резервов для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей воспитанников и их родителей.

Маркетинг является многогранным понятием – это отрасль науки, изучающая рынок; практическая деятельность по продвижению продукции на рынке; философия бизнеса; система управления, вид менеджмента. При этом главное в маркетинге – это целевая ориентация на потребителя и комплексность в решении рыночных задач.



Взаимосвязь и взаимодействие учреждения и потребителя.

заказчик                                                                        учреждение

                                             

Анализ теории и практики изучения проблемы маркетинга в сфере образования выявил ряд противоречий: между осознанием специалистами учреждений дополнительного образования детей необходимости реализации педагогического маркетинга, сложностью восприятия рыночных отношений в образовании, отсутствием научных знаний и практического опыта у педагогов; между потребностью общества в обеспечении непрерывности образования и отсутствием соответствующих программ, разработанных на основе маркетингового исследования интересов детей и молодежи, запросов родителей и рынка образовательных услуг.

Педагогический маркетинг в деятельности учреждения дополнительного образования детей обеспечивает его конкурентноспособность в новых социально-экономических условиях, если:

*выявлена сущность педагогического маркетинга в деятельности учреждения дополнительного образования детей;

* осуществлено моделирование процесса реализации педагогического маркетинга в деятельности учреждения дополнительного образования детей

* выявляются и максимально используются ресурсы учреждения при перспективном планировании его деятельности в образовательной среде;

* изучаются интересы обучающихся, выявляются потенциальные потребители и обеспечивается удовлетворение их дифференцированных запросов в образовании;

* обеспечивается формирование методической и маркетинговой компетентности педагогических работников, рост их профессионального  мастерства.

Маркетинг образовательных услуг, отношения и взаимодействия, ведущие к наиболее эффективному удовлетворению потребностей личности  в образовании; учебного заведения - в развитии и благосостоянии его сотрудников; организаций - заказчиков - в росте кадрового потенциала; общества - в расширенном воспроизводстве совокупного личностного и интеллектуального потенциала. Удовлетворение этих потребностей - целевой ориентир маркетинга в образовании, критерий его эффективности. Содержание маркетинговых исследований в сфере образовательных услуг можно представить следующим образом:

                                                                         

                   Спрос                                                                      Предложения


Сегодня учеными предлагается два типа маркетинга: маркетинг, ориентированный на образовательную услугу - когда деятельность учреждения нацелена на создание новых образовательных услуг или усовершенствование имеющихся; маркетинг, ориентированный на потребителя - если деятельность образовательного учреждения нацелена на удовлетворение дифференцированных потребностей и на изучение рынка.

  Маркетинговые исследования в учреждении дополнительного образования детей – это непрерывный процесс определения, сбора, анализа и обработки полученной информации о потенциальных потребителях (воспитанниках и их родителях) с целью эффективного удовлетворения выявленных у них потребностей в получении дополнительных образовательных услуг.

  Тщательно спланированная маркетинговая технология позволяет потенциальным потребителям образовательных услуг лучше понять свои потребности и избирательности детей и родителей в выборе образовательного маршрута, учитывая развитие  социокультурного  пространства  региона.

  Для простого человека педагогика и маркетинг — это термины из разных областей. Как и почему в современной действительности они сложились в единое словосочетание?

— Употребление рыночных терминов по отношению к духовным и культурным ценностям, к образованию, режет слух. Но жизнь нас поставила в такие условия, когда мы должны преодолеть свои стереотипы в интересах системы образования, Вся педагогическая деятельность направлена на удовлетворение личностных потребностей в образовательных услугах. Успех работы  учреждения дополнительного образования детей зависит от спроса на его услуги и образовательный продукт, от того, соответствуют ли они потребностям потенциальных клиентов. Суть маркетинга в учреждениях дополнительного образования прежде всего в том, что во главу угла ставятся запросы потребителей, то есть детей и их родителей, Эти дифференцированные запросы определяют стратегию и тактику учреждения, его программу и направления тех или иных образовательных  услуг.

 Почему это важно именно сейчас?

Изучая деятельность учреждений дополнительного образования можно сделать вывод, что запросы и мотивация нынешнего молодого поколения все время меняются и значительно отличаются от того что были 10 — 15 лет назад. Да и требования родителей очень изменились. Хотя часто они не совпадают с тем, что хочет их ребенок. А работа учреждений дополнительного образования не всегда строится с учетом новых, актуальных в данное время интересов своих потребителей. Сегодня  сама жизнь заставляет ориентироваться на рынок. Только как это делать на практике, а не на словах — остается проблемой. К сожалению, современная практика показывает, что предоставляемые учреждениями услуги формируются исходя из  имеющегося кадрового потенциала, без учета интересов самих детей. Следствием этой ситуации стала диспропорция между различными направлениями услуг дополнительного образования, неопределенность приоритетных направлений. Совершенно очевидно, что назрела необходимость реорганизации системы дополнительного образования. На сегодняшний день практическое применение педагогического маркетинга  поможет скорректировать содержание программ педагогов, спрогнозировать деятельность самого учреждения на перспективу, спланировать величину набора учащихся. И главное – сегодня именно маркетинговая деятельность сможет обеспечить конкурентноспособность учреждения на современном рынке образовательных услуг.

Термин «маркетинг введен в обиход нашего общества совсем недавно. Что же это такое? Это не просто понятие рыночная деятельность а глубже это обозначает движение, изменение чего-либо.

И действительно, мир не стоит на месте, потребности и жизнь человечества  в целом из века в век, из года в год меняются. Поэтому система  образовательных и досуговых услуг  населения как никто другой должна продумать свой маркетинг.

Почему же мы должны принять это? дело в том, что маркетинг является одной из основных категорий рыночной экономики, которая все в большей степени становится  определяющей в деятельности  учреждения.

«Маркетинг — ключевой фактор предпринимательства.

Это не только топливо, это компас  корабля».

                                                                            Джон Х. джонсон

А еще конкретнее можно сказать словами Козьмы Пруткова

                                  «Отыщи всему начало,

                                     Ты много поймешь».

Для того чтобы найти начало в системе образовательных и дополнительных услуг, необходимо выстроить систему связей в системе  маркетинга услуг:

— исследования;

— разработки;

— создание образца деятельности;

— поиск клиента и рекламная деятельность;

— реализация;

— удовлетворение потребителя и его оценка деятельности.

Исследования показывают, что предлагать обществу нужно то, что оно желает, а не навязывать то, что вы уже имеете.

То есть, к сожалению, в образовательных и досуговых программах чаще всего предлагается то, что умеют  делать учреждения.

Например, новогодний праздник проводится  по программе, подготовленной  автором, а не создается сценарий на основе заказа и предложений  потребителя, или организуются занятия в студиях, клубах, кружках на основе знаний, умений, навыков педагога. Вот такие формы деятельности сегодня не позволяют учреждению двигаться  вперед, а это позволяет утверждать -система маркетинга не работает. В чем же сущность маркетинга?

                 

Возможности

учреждения

        ДЕНЬГИ

         Запросы

    потребителя

       УСЛУГИ

Какие же основные принципы  следует отслеживать, чтобы маркетинг работал на успех учреждения:

— ориентация на потребителя;

— комплексность услуг;

— гибкость и адаптивность;

— концентрация усилий на  положительный результат;

— перспектива сотрудничества с потребителем;

— сочетание деятельности учреждения с активным участием потребителя;

— программно-целевой подход.

Система услуг всегда предусматривает  прямые взаимоотношения между потребителем и учреждением.

В этом случае каждая сторона должна получить свое и качественно.

Главное условие — отношения должны носить характер взаимопомощи, а не соперничества.

                           

Правила партнерства

1. Установление обратных связей

2.Создание доверительных отношений

З.Поиск путей удовлетворения высшей потребности пирамиды Маслоу (самовыражение)

Определение качества услуг сегодня  многограннее и обширнее.

И здесь следует искать формы и методы услуг, чтобы заслужить  положительную репутацию учреждения.

Для этого необходимо придерживаться  5-ти  основных правил:

Правило 1

Откажитесь от старых определений  качества

Правило 2

Пересмотрите понятия качества с учетом новых требований времени:

— учет мнения новых лиц;

— поощрение альтернативных линий.

Правило З

Поиск скрытой потребности (скрытые потребности выявляются тогда, когда людям дают возможность пофантазировать или непринужденно  порассуждать).

Правило 4

Ищите и контролируйте проблемы, связанные с качеством, которые всегда были «вне вашей компетенции»  (анализируйте посторонние факторы и прикладывайте максимум усилий для выстраивания вами хороших  отношений).

Правило 5

Проводите больше времени с потребителем (треть рабочего времени необходимо тратить на общение  с потребителем).

Важнейшая проблема современного партнерства — это совокупность эффективности услуг в интересах  общества в целом и личности.

В рамках личностного подхода основное внимание должно уделяться изучению интересов и потребностей (взрослых, детей, педагогов).

Как показывают социологические исследования, образовательные и  досуговые услуги не отвечают потребностям  социально активных, организованных, проблемно мыслящих, гибких и способных к сотрудничеству молодых людей.

Наши исследования говорят о существенных  факторах в выборе услуг:

— известность организации (30%);

— мнение знакомых и родственников (32 %);

— известность организаторов творческого  дела (42 %);

— качество услуг (37 %);

— репутация в обществе и слухи (22%).

__ близость к дому (5%).

Результаты исследования факторов выбора образовательных услуг

Центра детского творчества

Интервью с потребителями образовательных услуг  показало, что специализация, содержание программы в  гораздо меньшей степени влияют на выбор услуг по сравнению с выше указанными факторами.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о том, что особое внимание следует уделить 5-му правилу (проводить больше времени с потребителем).

Говоря об услугах, следует отметить, что преобладает тенденция  потребителя (особенно родителя) к  выбору обучающей системы, но не  воспитывающей, тенденция к получению призовых мест и «звездности». Отсюда, следует делать вывод, что обучение следует строить в преимущественно в обучающем духе, но не навязывая, «ювелирно» вводить  концепцию воспитания, создавая процесс для творчества по следующей схеме:

1. Компетентность;

2.Ответственность перед собой и другими;

3.Идеалы, ценности, ценностные отношения;

4.Творческий потенциал, способности;

5.Умение, мастерство, творчество;

6. Устойчивая мотивация на  саморазвитие.

Что же позволяет добиться  эффективности и качества в оказании образовательных и досуговых услуг?

Известно, что ни одна система не может функционировать оптимально без обратной связи. Нужна объективная информация о том, насколько успешно и в соответствии с имеющимися планами реализуются стоящие перед людьми задачи. Такая информация может быть получена от  потребителей. Отсюда и основная цель: получение  информации для обновления и совершенствования процесса,  расширение поля дополнительных образовательных услуг; корректировка имеющегося программно-методического материала; развитие деятельности методической службы и учреждения в целом. Результаты исследовательской деятельности дают возможность руководству учреждения, помимо традиционно принятых источников (статистическая отчетность, анализ выполнения планов работы, учебной документации), иметь дополнительную и зачастую не менее богатую информацию, позволяющую кроме количественных параметров проанализировать качественную сторону работы сотрудника, структурного подразделения, учреждения в целом и вовремя предпринять те или иные коррегирующие действия. Знания, полученные в результате исследований, дают возможность оценить перспективность, целесообразность и необходимость тех или иных программ, форм и методов работы, оптимально планировать свою работу с коллективом, осознанно и целенаправленно осуществлять индивидуальный подход к личности, выбрать актуальные направления работы.

Наконец, исследование  усиливает творческое начало в работе, позволяя быть на уровне тех задач, которые ставит время.

Подводя черту, хочу сказать, что все больше руководителей образовательных учреждений ощущают необходимость опираться в своей повседневной практике на результаты исследовательской деятельности. Но хочется предостеречь от исследования ради исследования, потому что хорошо сделанная программа и грамотно проанализированная информация мало что стоит, если за этим не последует реализация предложений и рекомендаций на деле. То есть администрация учреждения, коллектив должны быть готовы на перемены, на создание условий для этих перемен

Исследование маркетинговой среды включает изучение макросреды и микросреды, которые взаимодействуют и определяют успех или неудачу деятельности учреждения в достижении поставленных целей.

Анализ макросреды (внешней среды) включает в себя изучение экономической, политической и демографической ситуаций в районе; правовое регулирование и управление; природную среду и ресурсы; социально-культурную сферу общества; инфраструктуру (района, города, микрорайона); а также изучение рынка труда и рыночные факторы, непосредственно влияющие на деятельность УДОД; наличие внешкольных учреждений; развитие системы дополнительного образования в учреждениях общего образования; выявление потенциальных потребителей, определение их предпочтений и намерений; наличие спортивных сооружений, мест досуга детей и молодежи на территории района и т.п.

Анализ микросреды (внутренней среды) является главным и заключительным этапом исследования маркетинговой среды. Анализ позволяет: изучить существующие и потенциальные возможности УДОД:

• выявить сильные и слабые стороны учреждения, его проблемы;

• оценить состав и взаимосвязи главных структур учреждения: учебной, научной, хозяйственной, экономической, управленческой и маркетинговой.

Образовательная среда, в которой осуществляется деятельность учреждения, является с позиций рыночных отношений, маркетинговой средой, представляющей собой совокупность активных факторов и субъектов, действующих за пределами учреждения, и оказывающих влияние на его деятельность. Она содержит как возможности, так и угрозы для деятельности учреждения, поэтому необходимо постоянно следить за изменениями и учитывать их, иначе учреждение станет неконкурентноспособным. На практике для оценки и прогнозирования маркетинговой среды образовательного учреждения широко применяют STEP и  SWOT  - анализ. Методика  SТЕР-анализа позволяет образовательному учреждению произвести оценку состояния и спрогнозировать развитие важнейших факторов окружающей макросреды с целью выявления потенциальных угроз и  возможностей учреждения.


                                                                                STEP - анализ

 

 

Для оценки внутренней среды УДОД применяют  SWOT – анализ.  Его смысл: изучение сильных и слабых сторон в деятельности учреждения с целью приспособления их к изменяющимся возможностям и угрозам  внешней среды.

 


При этом сильные и слабые стороны относятся к сложившейся внутренней среде образовательного учреждения: система управления, техническое развитие, образовательные технологии, педагогические кадры, персонал, экономическая деятельность и финансовое состояние. А внешние факторы соответственно разделяются на благоприятные возможности и  риски:

здесь и рассмотренные факторы макросреды, и составляющие окружающей микросреды образовательного учреждения (потребители, конкуренты, партнеры, общественное мнение). Таким образом, один и тот же фактор может являться для образовательного учреждения благоприятной. Рассмотрим  каковы же источники информации о деятельности ЦДТ:

 В ЦДТ  работа по исследованию окружающей среды началась еще в 2002 году при создании первой программы деятельности учреждения. В процессе ее разработки был сделан анализ внешней среды учреждения и анализ содержания образовательной деятельности, который выявил ряд проблем: низкий культурный уровень детей; примитивность интересов подростков и соответствующее использование ими свободного времени; неразвитость образовательных потребностей. Эти проблемы определили одну из главных линий социального заказа на деятельность Центра.

Работа над программой  и опыт практической работы в системе дополнительного образования подтолкнули нас к необходимости заняться маркетинговыми исследованиями. Были выделены основные направления работы:

• анализ инфраструктуры центра  и его положения на образовательном рынке;

• изучение интересов и потребностей детей и их родителей (фактических потребителей), выявление потенциальных потребителей; определение системы их предпочтений, намерений, мотивации;

• анализ состояния и возможностей центра.

 Важнейшим ориентиром, отражающим содержание образовательного  процесса в творческих объединениях, являлась тенденция личностного развития. Но для этого требовался выход в социокультурное пространство. Педагоги дополнительного образования – это «фирменный знак» учреждения. Они находятся в выгодном положении для сбора сведений, поступающих из социума, от родителей, педагогов других образовательных учреждений. Информацию о своих конкурентах учреждение может уточнить следующим образом: посещение педагогами конференций, семинаров, «дней открытых дверей», выставок, концертов, анализ методических изданий, статей, отчётов, отслеживание новинок ассортимента образовательных услуг региона. Педагоги собрали и обобщили информацию о состоянии дополнительного образования в п. Власиха, с. Юдино.


О взаимодействии Центра с другими образовательными и общественными организациями.

Органы законодательной власти

Органы исполнительной власти

Общественные организации

Учреждения, организации.

 


Мы разработали анкеты для воспитанников творческих объединений, которые позволили выявить интересы и увлечения. Таким образом, была получена возможность отслеживать и  узнать  мотивацию и уровень притязаний обучающихся. По результатам анкетирования учащихся школы им. А.С. Попова было выявлено, что из 700 опрошенных – 492 посещают ЦДТ.

Среди  детей и родителей  были организованы опросы —

 о свободном времени ребят, о том, что они и их родители  ждут от Центра.

В исследовании приняли участие 200 воспитанников. Вот, что он показал: 82% ребят привлекает возможность заниматься любимым делом; 54% — возможность испытать себя в новой роли, 79% возможность общения с друзьями , 55% — занятия в кружке имеют значение для их будущей профессии; 70% — просто нравятся занятия в кружке; 79% — очень нравится руководитель кружка; 67% — возможность получить положительный результат и одобрение руководителя, испытать «ситуацию успеха».

Результаты анкетирования «Что привлекает тебя в ЦДТ»


Что касается родителей, то выяснилось, что большинство из них (86%) приводят детей в Центр для развития творческих способностей и личностных качеств детей. Для 25% родителей была важна деятельность, которая пригодилась бы в будущей профессии. Проблемой занятости ребёнка в свободное время были озабочены 34% родителей.

Результаты опроса, проведенного среди родителей обучающихся

Центра детского творчества «Что Вы ждете от ЦДТ»

На основании этих исследования была расширена деятельность в платных объединениях ( вместо одного работающего объединения, были открыты три группы раннего физического развития  «Мама и малыш» совместные занятия мамы и ребёнка, группы  «Традиционное карате», «Волшебный карандаш».Открыты новые объединения – юный спортсмен, фехтование, стендовый моделизм. Выявился социальный заказ подростков на организацию и реализацию программ спортивной направленности.

Исследования показали, что остаются востребованными традиционные направления: декоративно- прикладное творчество, художественно-эстетическое, изобразительное искусство, спорт, туризм, а также программы по предметам для подготовки в вузы и программы коррекции.

Затем перед педагогами встала задача создания образовательных программ нового поколения, которые должны не только учитывать потребности сегодняшнего дня, интересы детей и родителей, но и прогнозировать ожидаемый результат. Необходимо было учитывать и стартовые возможности воспитанников, что обеспечивается уровневым подходом при разработке тем и практических заданий. Для этого нужно было разработать механизм, который позволил бы педагогам отслеживать качество освоения образовательной программы. Таким механизмом стал педагогический мониторинг качества образования Центра детского творчества.


С 2003 г. началась серьезная  работа по мониторингу качества образования, которую можно представить следующим образом:  

.

Мастер - классы


Мониторинг позволил  определить:

• на уровне воспитанника — качество образования воспитанников;

• на уровне педагога – профессиональную компетентность педагога.

Результатом педагогического мониторинга явилось обновление и корректировка содержания образования, создание электронной версии банка образовательных программ, совершенствование методической работы и постепенное формирование профессиональной грамотности педагогов, раскрытие их творческого потенциала. Педагоги приступили к созданию новых авторских программ, разработке комплексной программы развития детского музыкального театра «Волшебный фонарь».

    Говоря об оценке деятельности учреждений дополнительного образования детей, мы попробовали сравнить отношения школьников к занятиям в ЦДТ и к урокам в школе. Данные, полученные в ходе анкетирования школьников, их анализ, позволяют сделать вывод о том, что специфика занятий в дополнительном образовании в большей мере соответствует потребностям и природе учащихся, чем школьные уроки.

Это проявляется в таких аспектах занятия, как более демократический стиль общения, уважение личности ребёнка, поощрение самостоятельности, благоприятная эмоциональная атмосфера. При этом следует отметить, что эти черты присутствуют и в школьном уроке, но степень их выраженности гораздо меньше. Примером может служить то, что 82% участников опроса могут высказать свою точку зрения в ЦДТ и лишь 47% – на школьном уроке; чувствуют себя личностью на занятиях в ЦДТ – 87% воспитанников, в школе – 53%; комфортную атмосферу в коллективе ощущают 96% детей в ЦДТ и 49% – в школе. Уважение к личности ребёнка выражается, в частности, и в обращении к нему педагога по имени в ЦДТ – 82%  и  53%  в школе.

Результаты опроса отношения школьников

 к занятиям в ЦДТ и к урокам в школе

  На сегодняшний день опыт маркетинговых исследований в системе дополнительного образования невелик, хотя в новых социально-экономических условиях мы вынуждены задумываться над философией выживания, уметь определять оптимальный ассортимент образовательных услуг.

 Практическое применение педагогического маркетинга в образовательных учреждениях поможет скорректировать содержание программ педагогов, спрогнозировать деятельность самого учреждения на перспективу, спланировать величину набора обучающихся. И главное – сегодня именно маркетинговая деятельность сможет обеспечить конкурентноспособность учреждения на современном рынке.

Задачи на перспективу:

*продолжать изучение маркетинговой среды,  создать банк данных фактических и потенциальных потребителей образовательных услуг;

*осуществлять программно-методическое обеспечение образовательного процесса учреждения в соответствии с дифференцированными запросами обучающихся;

* теоретически и методически готовить педагогических работников к реализации маркетинговой деятельности и диагностическому  отслеживанию  качества  образования.

Интеллектуальные игры:

1. Мозговой штурм (брейнсторминг).

Участники семинара разбиваются на две группы. 1 группа – «генераторы идей», 2 группа – «аналитики».

Члены 1 группы в течение 5-7 минут должны предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты. В группе выбирается один человек, который не участвует в «генерации» только фиксирует все возникающие идеи.

Члены 2 группы получают от 1 группы списки вариантов и не добавляя нового рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются.

   ЗАПРЕЩЕНО  критиковать любые мнения и предложения.

1. «Конверт идей»

В красочно оформленном конверте находятся вопросы для участников семинара. Участники объединяются в небольшие группы. Каждая группа берёт из конверта вопрос, обсуждают его и представитель группы доводит результаты до всех участников семинара.

Вопросы:

Что вы думаете о том . . .

1.В чём состоит оптимальный способ повышения эффективности маркетинга в УДОД?

2.Как найти новые или скрытые возможности рекламы и что такое действенный маркетинг?

3.Какие информационные технологии можно использовать в маркетинге образовательных услуг

4.Каким образом определить эффективность рекламной кампании?

5.Как выявить и проанализировать «слабые места» маркетинга в дополнительном образовании и как практически использовать результаты такого анализа?

6.Инструменты конкурентной разведки

7.Зачем нужны маркетинговые исследования?

8.Будет ли маркетинг способствовать информированности и избирательности детей и родителей в выборе образовательного маршрута?

          Ваше видение вопроса, предложения, практическое значение.

     

                               


Используемая литература.

 1. Анджапаридзе Т.В. Изучение маркетинговой среды учреждения дополнительного образования детей. Дополнительное образование  и воспитание. №7, 2006.

2. Шаршина Т.Б., Рудакова Л.А. Мониторинг социального заказа на образовательные услуги. Дополнительное образование и воспитание, №11,2007

3. Ганаева Е.А., Корнеева Н.Г. Антюфеева Н.К. Маркетинг в учреждении дополнительного образования детей: старт эксперимента. Дополнительное образование №9,2005.

4. Строилова А.С. Формирование конкурентноспособности воспитанника учреждения дополнительного образования детей средствами маркетинговой технологии.  Вестник ОГУ №10, 2006.

5. Савичев А. Педагогический маркетинг – будущее нашего образования. УДОД Щёлково.

6. Гончарова Н.И. Маркетинг образовательных  досуговых услуг в системе дополнительного образования детей.  Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей; 4,2006.

7. Материалы исследований, результаты анкетирования детей, родителей,   опросов по ЦДТ.

Изучение рынка образовательных услуг в районе.

Изучение потребностей

детей и родителей.

Сбор и анализ

информации.

Поиск клиента

Рекламная

деятельность.

М  А  Р  К  Е  Т  И  Н  Г

Сделка

Потребность

Благосостояние

Нужда

Квалификация

Спрос

Деятельность

Удовлетворение

Предложения

МАРКЕТИНГОВЫЕ  ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ внешней среды

Анализ внутренней среды

*виды образовательных услуг

*потребители

*конкуренция

*правовые аспекты

(оказания образовательных      

                       услуг).

*учителя

*площади

*методическое обеспечение

*финансы

1.Количественная оценка

2.Качественная оценка

  *Кого учить                                                                    *Как учить

*Зачем и чему учить                                                      *Кто будет учить

*Сколько учить                                                                 *С помощью чего учить

*Где учить

1.Какие  события, крупные факто-

ры в экономической,  политической, социальной,демографической,пра-вовой сфере влияют на деятельность УДОД?

2.Выделить те явления,которые наиболее сильно влияют или могут повлиять на жизнедеятельность УДОД.

3. Разделить на положительное и отрицательное значение влияния этих факторов.

4.Ранжировать положительные факторы. Как их использовать при планировании деятельности, можно ли увеличить их полезность, если да, то каким образом?

5.Что несут в себе отрицательные факторы, можно ли им противодействовать, если да, то как?

Может ли учреждение справиться с ними самостоятельно или ему нужна помощь?

Если нет, то как с этими отрицательными фактами существовать?

Слабые

стороны

Сильные

стороны

SWOT-

анализ УДОД

Возможности

Макросреда

Микросреда

Угрозы

Возможности потенциальных угроз и  возможностей уч-

потенциальных угроз и  возможностей уч-

потенциальных угроз и  возможностей уч-

Источники  информации

Конферен-

ции

Выставки

Отзывы

Родителей и

учащихся

СМИ

Концерты

Газета

ЦДТ

«Бумеранг»

Интернет

Сайт ЦДТ

ВЛ - телеком

Рекламная

деятельность

Открытые

мероприятия

Анкетирова-

ние родите-

лей и учащ.

Посещение

родительских

собраний

Взаимодейст-

вие с учителями

Кол-во

объединений 42.

Кол-во обучающихся1400

Кол-во

объединений 12

Кол-во обуч.410

Кол-во

обуч.285

Объед.19

Обуч110/4

Кол-во обуч. 300 Кол.

объед. 15

ЦДТ

ДО РВСН

СОШ им. А.С. Попова

Культурно-досуговый центр  с. Юдино

Спортивный клуб «Сокол»

Социальное

партнёрство

Управление воспитательной

работы Р В С Н.

СЕМЬЯ

МОУ  и  УДОД

района

Общественные

Организации

П.Власиха

           Учреждения

культуры

п.Власиха.

   

           

С М И

Одинцовский центр диагностики и консультирования

Ц Д Т

Достижения воспитанников

(профессиональная

результативность)

Достижения педагога

(профессиональное    мастерство педагога)

Личный рост

каждого воспитанника

Достижения

коллектива

Анализ, диагностика

педагогической

результативности

Программно-методи-

ческое обеспечение

образовательного

процесса

Аттестация кабинетов

Передача личного

педагогического

опыта

Открытые занятия

Создание авторских

программ

Мастер-классы

Создание учебно-методических пособий

Творческие

мастерские

Семинары,

конференции.

Конкурс педагогических

достижений

«ИЗЮМИНКА»

Смотры, конкурсы

фестивали, выставки,

концерты, соревнования и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добро пожаловать в нашу команду! Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Одинцовский центр детского творчества СОСТАВИТЕЛЬ :заместитель директора по учебно-воспитательной работе ЖУРБИНА ТАМАРА АЛЕКСЕЕВНА

Слайд 2

Т ема: «Маркетинговая деятельность учреждений дополнительного образования детей» Цель: предоставить слушателям необходимые знания по вопросам маркетинга в учреждениях дополнительного образования детей

Слайд 3

Маркетинг «Маркетинг – это ключевой фактор предпринимательства. Это не только топливо, это компас корабля». Джон Х. Джонсон.

Слайд 4

Маркетинг – это многогранное понятие: - отрасль науки, изучающая рынок; - практическая деятельность по продвижению продукции на рынке; - философия бизнеса; - система управления; - вид маркетинга; - целевая ориентация на потребителя и комплексность в решении рыночных задач.

Слайд 5

Маркетинг Изучение рынка образовательных услуг в районе Изучение потребностей детей и родителей Поиск клиента Сбор и анализ информации Рекламная деятельность

Слайд 6

Взаимосвязь и взаимодействие учреждения и потребителя Сделка Потребность Благосостояние Нужда Квалификация Спрос Деятельность Удовлетворение Предложения

Слайд 7

проблема как ? как ? как ? как ? как ? как ? как ? как ? как ?

Слайд 8

Маркетинговые исследования Маркетинговые исследования в УДОД – это непрерывный процесс определения, сбора, анализа и обработки полученной информации о потребителях (воспитанниках и их родителях).

Слайд 9

Анализ внешней среды Анализ внутренней среды *виды образовательных услуг *потребители *конкуренция *правовые аспекты (оказания образовательных услуг) *учителя *площади *методическое обеспечение *финансы 1. Количественная о ценка 2. Качественная оценка *Кого учить *Как учить *Зачем и чему учить *Кто будет учить *Сколько учить *С помощью чего учить *Где учить МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ спрос предложение

Слайд 10

проблема как ? как ? как ? как ? как ? как ? как ? как ? как ?

Слайд 11

Сущность маркетинга Возможности учреждения Запросы потребителя ДЕНЬГИ УСЛУГИ

Слайд 12

Принципы маркетинга: ориентация на потребителя; комплексность услуг; гибкость и адаптивность; концентрация усилий на положительный результат; перспектива сотрудничества с потребителем; сочетание деятельности учреждения с активным участием потребителя; программно-целевой подход.

Слайд 13

Анализ внешней среды Анализ внутренней среды *виды образовательных услуг *потребители *конкуренция *правовые аспекты (оказания образовательных услуг) *учителя *площади *методическое обеспечение *финансы 1. Количественная о ценка 2. Качественная оценка *Кого учить *Как учить *Зачем и чему учить *Кто будет учить *Сколько учить *С помощью чего учить *Где учить МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 14

Результаты исследования факторов выбора образовательных услуг ЦДТ

Слайд 15

STEP – АНАЛИЗ 1. Какие события, крупные факторы в экономической, политической, социальной, демографической, правовой сфере влияют на деятельность УДОД? 2. Выделить те явления, которые наиболее сильно влияют или могут влиять на жизнедеятельность УДОД. 3. Разделить на положительное и отрицательное значение влияния этих факторов. 4. Ранжировать положительные факторы. Как их использовать при планировании деятельности, можно ли увеличить их полезность, если да, то каким образом? 5. Что несут в себе отрицательные факторы, можно ли им противодействовать, если да, то как? Может ли учреждение справиться с ними самостоятельно или ему нужна помощь? Если нет, то как этими отрицательными факторами существовать?

Слайд 16

SWOT – АНАЛИЗ SWOT- анализ УДОД Сильные стороны Возможности Угрозы Слабые стороны Микросреда Макросреда

Слайд 17

«Отыщи всему начало, ты много поймешь». Козьма Прутков

Слайд 18

Слайд 19

Анализ социокультурного образовательного пространства Кол-во Объединений 42. Кол-во обучаю- щихся 1400 Кол-во объедине- ний 12 Кол-во обуч.410 Кол-во обуч.285 Объед.19 Обуч110/4 обо Кол-во обуч. 300 Кол. объед.15 ЦДТ ДО РВСН СОШ им. А.С. Попова КДЦ с. Юдино Спортивный клуб «Сокол»

Слайд 20

Взаимодействие ЦДТ с социумом Взаимодействие Центра с другими образовательными и общественными организациями Органы законодательной власти Органы исполнительной власти Общественные организации Учреждения, организации Социальное партнерство

Слайд 21

СЕМЬЯ МОУ и УДОД района Общественные организации п. Власиха Учреждения культуры п. Власиха . Управление воспитательной работы Р В С Н С М И Одинцовс-кий Центр диагностики и консультирования Ц Д Т

Слайд 22

Результаты анкетирования «Что привлекает тебя в ЦДТ»

Слайд 23

Анкетирование родителей «Что вы ждете от ЦДТ?»

Слайд 24

Результаты сравнения ЦДТ и школы

Слайд 25

«Маркетинг – это теория, как ПОДАТЬ и как ПРОДАТЬ товар» Ю.А. Конаржевский

Слайд 26

Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ в культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей

«Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету».К.Д.Ушинский...

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (методическая работа)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

«ИНТЕГРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА» С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОРОДА НОВОМОСКОВСКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В работе дается система по работе учреждения дополнительного образования с общеобразовательными организациями по организации внеурочной деятельности на основе требований ФГОС....

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Доклад по теме «Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей» на городском семинаре в рамках инновационного проекта «Условия эффективного формирования...

Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» в сфере экологического образования, воспитания и просвещения в 2013 году"

Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей«Станция юных натуралистов» в сфере экологического обра...

Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» в сфере экологического образования, воспитания и просвещения"

Презентация: "Деятельность  смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей  «Станция юных натуралистов»  в сфере ...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...