Применение ИКТ в культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей
консультация по теме

«Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету».

К.Д.Ушинский

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение ИКТ в культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей.

«Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету».

К.Д.Ушинский

В век компьютерных технологий трудно себе представить воспитание без использования современных коммуникаций. Компьютер естественно вписывается в жизнь и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения и воспитания.

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа-технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, педагог должен вносить в учебно – воспитательный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на мероприятии информацию с помощью медиасредств. 

Использование новых информационных технологий дает преимущества в следующем:  

- повышается интерес, мотивация учебной и воспитательной деятельности;

- осуществляется дифференцированный подход;

- каждый воспитанник становится субъектом процесса обучения и воспитания;

- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;

- развиваются привычки учебной и воспитательной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

  Таким образом,   мы обращаемся к компьютеру во внеурочной деятельности, потому что  с миром компьютеров связаны интересы многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в школе и в дополнительном образовании. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность обучающихся в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включенность. И не важно, насколько владеют компьютерными технологиями взрослые, нужно знать только их возможности. Остальное сделают сами дети.

Деятельность педагога-организатора в этих условиях представляется актуальной, современной и востребованной. 
В своей работе педагога-организатора я отвожу особую роль использованию ИКТ и определяю следующие направления использования (ИКТ) информационно-коммуникационных технологий:         

- использование имеющихся ресурсов, найденных в информационной базе Интернет;

(при подготовке к различным мероприятиям, праздникам, акциям, тематическим неделям я часто беру картинки, сценарии, анимации, презентации, музыку, стихи и т.д. в базе Интернет, перерабатываю их и использую в своей работе);

- адаптация готовых презентаций;

(для наилучшего восприятия нашими детьми какой-либо  информации мне иногда приходится готовые презентации «переделывать»: убавлять количество слайдов или количество информации; добавлять различные средства наглядности (картинки, фотографии, анимацию); выделять нужное цветом; включать слайды с текстом стихов, песен);

- создание своего методического продукта в программе Power Point;

(за период  работы педагогом-организатором в Доме детского творчества я создала презентации к таким мероприятиям, как «Поле-чудес», «Любимая мама на свете», «Мамочка милая, самая любимая», презентация книги поэтессы Головиной С.П., «Мисс-Принцесса – 2013, «новогодняя сказка «Маша и Медведь», «И года не беда, коль душа молода»,  «Седьмое чувство», «Праздник Зонтика»,  Своя игра «День народного единства», «Этих дней не смолкнет слава», «Морское сражение», «Последний герой», «Большие гонки», «Сто к одному», «Будем знакомы»;                    

- использование видеороликов;

(для создания праздничной атмосферы перед мероприятием или непосредственно на нём).

- овладение технологией создания анимационных эффектов в презентациях;

(для воздействия на зрительные анализаторы в своих презентациях я часто использую анимацию: ребята заметно оживляются, смотрят на экран с интересом, когда видят движущиеся картинки, таким образом, повышается познавательная активность).

Максимальная эффективность мультимедийного мероприятия достигается при соблюдении следующих условий:       

- визуальный материал должен быть очень ярким, образным;

- лучше сочетать различные виды материалов ─ фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы и т.п.;

- чем оригинальнее материал и неожиданнее сочетание различных материалов ─ тем лучше;

- максимально широко использовать  нестандартные задания.

При подготовке к культурно-досуговому мероприятию с использованием ИКТ педагог не должен забывать составлять план данного мероприятия, исходя из его целей, при отборе материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода и др. При этом компьютер не заменяет педагога, а только дополняет его. 
Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке к мероприятию, так и в процессе его проведения. Электронные презентации дают возможность педагогу при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к мероприятию. Мероприятия, проведенные при использовании программы PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией. 
           В муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей Дома детского творчества №1 города Мариинска уже стало традиционным проведение культурно-досуговых мероприятий с использованием ИКТ. Хочу привести пример, основываясь на методической разработке  мероприятия «Кузбасс- наш дом родной…», посвященного 70-летию Кузбасса, в ходе которого была использована игра-викторина , созданная с помощью программы PowerPoint. 

Викторина проводилась по мотивам известной телеперадачи «Звёздный час». – Участники игры обучающиеся творческих объединений с своими помощниками: родителями и педагогами.

В первом туре игры участникам предлагается вопрос и четыре варианта ответа. Участник должен найти правильный ответ и поднять соответствующую табличку с цифрой. Помощники делают то же самое, и если табличка с цифрой у помощника совпадает с ответом участника, то последний получает звезду. Участники,  ответившие правильно делают шаг вперед.

2 тур – На слайде представлены кубики, , на каждой грани кубиков расположены буквы. Из букв, расположенных на верхних гранях кубика, за одну минуту нужно составить самое длинное слово (существительное в именительном падеже, единственном числе). У участников есть еще десятая дополнительная «*» (любая буква, которая понадобится участникам). 
Участник, который составит самое длинное слово, получит поощрительный приз, а составивший самое короткое слово или имеющий меньше звезд выбывает из игры. На данной викторине это было слово «Мариинск».

По правилам третьего тура, участник, ответивший на меньшее число вопросов или имеющий меньше звезд, покидает игру с утешительным призом.

Задание было таким: Узнай город по гербу.

Финал. Два оставшихся участника должны составить как можно больше слов, используя буквы из слова «Краеведение». Участнику может прийти на помощь его помощник. 
Побеждает тот, кто составит наибольшее количество слов.

За все время проведения подобных викторин участники не выразили желания прекратить игру-викторину, изменить условия проведения мероприятия. Педагоги отмечают качественные изменения воспитанников объединений и приветствуют их интерес к культурно-досуговой деятельности с патриотическим уклоном. Ведь самое главное для педагога-организатора, чтобы детям было интересно. Мероприятия приносят желаемые плоды, когда педагог-организатор является неординарным, целеустремленным и увлеченным своим делом, творческим человеком. 

 Я более подробно остановилась на  лишь одном мероприятии с использованием ИКТ. Для Вас я представила  и другие разработки мероприятий, можете ознакомиться с их содержанием.

Исходя из опыта работы, считаю, что разумное использование в воспитательном процессе наглядных средств играет важную роль в развитии и воспитании ребёнка. Действительно, использование мультимедиа на моих мероприятиях позволяет „зацепить“ каждого обучающегося, насытить мероприятие разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает его ярче и насыщеннее. Своим опытом работы мне приходиться делиться и практически (сидя за компьютером и обучая неопытных , как правило педагогов – стажистов) и теоретически, для это у меня есть рекомендации.
         В заключение хочу ещё раз повторить, что использование ИКТ ни в коем случае не заменяет самого педагога, а всего лишь помогает ему, работает на него, чтобы педагог смог добиться наилучших результатов в своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинговая деятельность – действенный механизм управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей

Работа "Мониторинговая деятельность – действенный механизм управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей" - победитель областного конкурса "Методическая копилка руков...

Маркетинговая деятельность учреждений дополнительного образования детей, презентация к работе.

В работе представлены  необходимые материалы по вопросам маркетинга в учреждениях дополнительного образования детей. Работа иллюстрируется материалами презентации.  Данное пособие может...

«ИНТЕГРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА» С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОРОДА НОВОМОСКОВСКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В работе дается система по работе учреждения дополнительного образования с общеобразовательными организациями по организации внеурочной деятельности на основе требований ФГОС....

«Изучение и применение современных инновационных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования детей"

Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жёсткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность услови...

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Доклад по теме «Нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей» на городском семинаре в рамках инновационного проекта «Условия эффективного формирования...

Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» в сфере экологического образования, воспитания и просвещения в 2013 году"

Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей«Станция юных натуралистов» в сфере экологического обра...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...