Экспериментальное исследование «Современные запросы подростков на образовательные услуги учреждений дополнительного образования детей»
материал по психологии

Николаева Елена Викторовна

Актуальность. В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждения от культуры и искусства подростков

Использование свободного времени подростков является своеобразным индикатором её культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности подростка или социальной группы.

Решение этого вопроса должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений дополнительного образования в новых условиях, планирование и управление учреждений сферы дополнительного образования детей.

         Для решения этих вопросов нами и проводится исследование.

         Основная масса детей, задействованных в дополнительном образовании – 58% детей от общего количества, в возрасте 9 лет - начальное звено.

Основная проблема – дети в возрасте 12-14 лет (7-9 классы) мало задействованы в дополнительном образовании, всего 10% от общего количества задействованных образовательными услугами в дополнительном образовании.

В своем исследовании мы ставим следующие задачи:

  1. Выявить интересы подростков;
  2. Определить чем хотят заниматься подростки;
  3. Выяснить чем занимаются в свободное время подростки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные запросы подростков на образовательные услуги учреждений дополнительного образования детей. Исследование»

Педагог-психолог МОУ ДОД ДТД и М г.Волжска Николаева Елена Викторовна

Актуальность. В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждения от культуры и искусства подростков

Использование свободного времени подростков является своеобразным индикатором её культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности подростка или социальной группы.

Решение этого вопроса должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений дополнительного образования в новых условиях, планирование и управление учреждений сферы дополнительного образования детей.

        Для решения этих вопросов нами и проводится исследование.

        Основная масса детей, задействованных в дополнительном образовании – 58% детей от общего количества, в возрасте 9 лет - начальное звено.

Основная проблема – дети в возрасте 12-14 лет (7-9 классы) мало задействованы в дополнительном образовании, всего 10% от общего количества задействованных образовательными услугами в дополнительном образовании.

В своем исследовании мы ставим следующие задачи:

  1. Выявить интересы подростков;
  2. Определить чем хотят заниматься подростки;
  3. Выяснить чем занимаются в свободное время подростки.

Для решения этих задач нами была разработана анкета по выявлению современных запросов подростков на образовательные услуги учреждений дополнительного образования.

Было выделено 33 направления как уже существующих, так и новых.

Подросткам предлагалась инструкция:

«Здравствуй! Предлагаем тебе ответить на вопросы этой анкеты. Это займет только несколько минут.

1) Проставьте напротив каждой из нижеприведенных направлений в первом столбце цифры 1, 2, 3, 4 в зависимости от степени их привлекательности для Вас в соответствии со следующей градацией:

1 - совершенно неприемлемо,

2 - неинтересно,

3 - интересно,

4 - весьма интересно».

2) В столбце 2 отметьте знаком «+» те направления,  которые ты бы хотел изучить.

3) В столбце 3 проставьте знак «+», если ты готов для изучения данных направлений посещать занятия.

Обработка результатов осуществлялась по 3 блокам:

  1. Дети выразили интерес (среднее значение в баллах), оценка производилась следующим образом:

ниже 2 б. – выраженная незаинтересованность;

2,5 б. и выше – выраженная заинтересованность.

  1. Хочу изучить данное направление (в %, от количества опрошенных);
  2. Буду посещать занятия по данному направлению (в %, от количества опрошенных).

Экспериментальную базу составили – СОШ № 2, СОШ № 4, ВГЛ, 7-9 классы, всего 377 детей.

По результатам анкетирования были выявлены интересы и составлен рейтинг направлений с выраженной заинтересованностью среди подростков (среднее значение в баллах):

1 - летний туризм (походы) и английский язык - 3 б.;

2 - игровые мастерские – 2,8 б.;

3 – волейбол – 2,7 б.;

4 - работа ди-джея, работа с фотошоп, гитара, информатика, актерское мастерство – 2,6 б.;

5 - мульти-студия, настольный теннис, публичные выступления – 2,5 б.

Направления с выраженной незаинтересованностью среди подростков  (среднее значение в баллах):

  1. вязание, хоровая деятельность – 1,7 б.
  2. краеведение, традиции народов Поволжья, бисероплетение – 1,8 б.

Из тех направлений, которые интересны подросткам, на данный момент в сфере дополнительного образования детей во ДТД и М реализуются- походы, гитара, на базе школ – волейбол, английский язык, информатика., а остальные не функционируют ни в школе, ни на базе ДТД и М. Помимо этого, мы предлагаем направления, которые не интересны подросткам - вязание, хоровая деятельность, краеведение, традиции народов Поволжья, бисероплетение.

Подростки хотели бы изучать: работу с фотошоп (48,2%), работу ди-джея (46,9%), летний туризм, походы (43,8%), английский язык (41,6%), волейбол (39,5%), гитару (36,3%), игровые мастерские (36,2%), настольный теннис (33,4%), актерское мастерство (30,5%), информатику (30%), мульти-студии (27,8%), хореографию (27,1%), журналистику (25,7%), работу видео-оператора (24,4%), волонтерскую деятельность (23,08%), театр (22,02%), вокал (21,5%), военно-патриотический клуб (21%), публичные выступления (19,9%), дизайн костюма (19,9%), изо-деятельность (18,8%),

А готовы посещать подростки занятия по следующим направлениям:


  • ди-джеи
  • фотошоп
  • гитара
  • вокал
  • походы
  • игровые мастерские
  • публичные выступления
  • английский язык
  • настольный теннис
  • хореография
  • журналистика
  • актерское мастерство


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николаева Елена Викторовна, педагог-психолог МОУ ДОД ДТД и М г.Волжска РМЭ

Слайд 3

Охват образовательными услугами детей в дополнительном образовании (на примере МОУ ДОД ДТД и М) 57% детей в возрасте до 9 лет

Слайд 4

Проблема! Дети 7-9 классов мало задействованы в дополнительном образовании Чем занимаются в свободное время ? Интересы Чем хотят заниматься

Слайд 5

Анкета по выявлению современных запросов подростков на образовательные услуги дополнительного образования Нами было выделено 33 направления, как уже существующих в дополнительном образовании, так и новых 3 блока:

Слайд 6

«Здравствуй! Предлагаем тебе ответить на вопросы этой анкеты. Это займет только несколько минут. 1) Проставьте напротив каждой из нижеприведенных направлений в первом столбце цифры 1, 2, 3, 4 в зависимости от степени их привлекательности для Вас в соответствии со следующей градацией: 1 - совершенно неприемлемо, 2 - неинтересно, 3 - интересно, 4 - весьма интересно». 2) В столбце 2 отметьте знаком «+» те направления, которые ты бы хотел изучить. 3) В столбце 3 проставьте знак «+», если ты готов для изучения данных направлений посещать занятия. Инструкция.

Слайд 7

Экспериментальная база МОУ СОШ № 4 ВГЛ МОУ СОШ № 2 7 – 9 классы В исследовании на данный момент приняли участие 377 детей 7-9 классов

Слайд 8

Интересы Рейтинг направлений (среднее значение в баллах) 1. летний туризм (походы) 3 2. английский язык 3 3. игровые мастерские 2,8 4. волейбол 2,7 5. работа ди-джея 2,6 6. работа с фотошоп 2,6 7. актерское мастерство 2,6 8. информатика 2,6 9. гитара 2,6 10. публичные выступления 2,5 11. мульти-студия 2,5 12. настольный теннис 2,5

Слайд 9

Интересы подростков гитара английский язык походы игровые мастерские волейбол ди-джеи мульти-студия фотошоп информатика публичные выступления актерское мастерство

Слайд 10

Чем хотят заниматься ?

Слайд 11

публичные выступления актерское мастерство хореография настольный теннис информатика игровые мастерские журналистика Буду посещать волейбол мульти-студии вокал

Слайд 12

Чем занимаются в свободное время ?

Слайд 13

Охват образовательными услугами детей в дополнительном образовании (на примере МОУ ДОД ДТД и М) 57% детей в возрасте до 9 лет

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о результатах деятельности ГБОУ Детско-юношеского центра в экспериментальной площадке по теме "Социокультурное воспитание детей, подростков и молодежи в учреждении дополнительного образования детей"

В 2012 - 2013 учебном году ГБОУ Детско-юношеский центр участвовал в экспериментальной деятельности с ФГНУ "Институтом социальной педагогики" РАО . В данном документе представлен подробный отчет о совм...

Открытая образовательная среда учреждения дополнительного образования детей

Материал из опыта создания образовательной среды , ориентированной на творческое сотрудничество с образовательными организациями...

План исследования рынка образовательных услуг в учреждении дополнительного образования детей

План включает исследования, позволяющие изучить степень удовлетворенности потребителей (детей и родителей) качеством предоставляемых образовательных услуг; социальные мотивы посещения детских творческ...

Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)

Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...

Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.

Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного  учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...