Открытая образовательная среда учреждения дополнительного образования детей
статья на тему

Сидорова Наталия Алексеевна

Материал из опыта создания образовательной среды , ориентированной на творческое сотрудничество с образовательными организациями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytaya_obrazovatelnaya_sreda_udod.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Сидорова Наталия Алексеевна

 ГБОУДО Дворец творчества детей и молодежи «Преображенский»

«Открытая образовательная среда Дворца»

Особая миссия дополнительного образования детей по отношению к  человеку и обществу  состоит:

  1. в создании условий продуктивной и успешной деятельности, вне которых невозможно личностное, профессионального и культурного  самоопределение человека, его Я – строительство и самореализация;
  2. в организации культурной среды образования, общения, сотрудничества, совместного творчества детей и взрослых на основе общего интереса, открытого понимания других.
  3.  педагогической поддержке сложного и внутренне противоречивого процесса  «строительства собственного достоинства» (А.Г. Асмолов) у каждого ребенка и подростка, осознания им смысла жизни и персональной ответственности за  право свободного выбора.

На выполнение этой социокультурной миссии и ориентировано Государственное образовательное учреждение    Дворец творчества детей и молодежи.

Педагогический коллектив  принимает  следующие  принципиальные положения:

  • образовательная среда – это часть социокультурного пространства, с объемным и многообразным характером взаимосвязи его компонентов. Она создается каждым человеком и всеми, зависит от индивидуальных особенностей развития и способов вхождения каждого человека в культуру, вносимого набора ценностей и приоритетов. Образовательная  среда является одной из важных, в которой  происходит социализация ребенка, обретение им собственного социального опыта и активного личностного самостроительства.
  • культурная среда – конкретное, непосредственно данное  каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Культурная среда Дворца – это не формальное сохранение традиций,  но и  развивающееся  пространство культурного развития детей и подростков в собственной общности и событийной общности детей и взрослых (В.И. Слободчиков), соединяющее воедино отношения, ценности, символы, предметы, организацию разнообразной деятельности и общности.

Опираясь на данные положения, соотнося их со своими  традициями и сложившимся стилем жизнедеятельности, мы считаем важным  создавать такую образовательно-культурную среду учреждения, которая в максимальной степени была открыта для детей и взрослых; в какой –то степени представляла некий идеал свободы, творческую среду, в которой формируется основа для общекультурного развития путем того, что человек включается не только в свою деятельность (предметную), но и участвует в праздниках, конкурсах, конференциях, игровых программах, он общается в одном и том же замкнутом пространстве, обретая различный опыт взаимодействия,.

Дворец сегодня. прежде всего, открыт для творческого взаимодействия с образовательными учреждениями округа.

В этом есть много положительного для учреждения.

  • Педагогический коллектив через систему различных мероприятий имеет возможность демонстрировать результаты своих воспитанников перед учителями школы и одноклассниками. Тем самым еще поднимается авторитет ребенка в глазах школьного сообщества. Педагоги могут увидеть другую сторону личности своего ученика: понять-принять-поддержать.
  • Каждое открытое действо - это всегда пропаганда деятельности Дворца в целом. Может благодаря этому, у нас нет острых проблем в формировании учебных групп на первый год обучения. У педагогов школы, знающих Дворец, есть возможность направлять своих учеников целенаправленно на конкретную образовательную программу или вид творчество, соответствующий его способностям и возможностям.
  • Все, что предлагает Дворец      школам это формы и способы деятельности, поддерживающие ребенка и провоцирующие его на творчество, обеспечивающие ситуацию успеха каждому. При этом любые результаты ребенка не только имеют безоценочную форму выражения, но они должны эмоционально – положительно приниматься.  На таком положительном фоне мы способствуем классному руководителю в формировании классного коллектива, межличностных отношений.
  • Неформальные структуры, отличающиеся от привычной классно-урочной системы, позволяют повысить мобильность, доступность источников образования для каждого ребенка, гарантируя педагогическую и психологическую поддержку.

Специальной формой и действенным инструментом «выращивания» со- бытийной общности Дворца стала разработка и реализация комплексных программ.

Комплексная программа Дворца  - это особый тип программ, соединяющий в систему разные области, направления, виды деятельности и  процессы в некое целое. Все компоненты программы взаимозависимы, основанием  и условием  этого являются  цель, единая концепция, общие принципы отбора содержания, организации, определения путей и способов реализации, прогнозирования и диагностики результатов.

Программа «Истоки»

Цель программы: Приобщение к духовным ценностям Российской истории.

Основные задачи:

  • Формирование общей культуры, способствующей преобразованию личностной духовной сферы, ведущей к пониманию мира, осмыслению себя в нем
  • Расширение представлений детей в области отечественной истории и этнографии;
  • Знакомство с краеведением Москвы;

Основные направления:

  •  «Познание». Экскурсионное, лекционное изучение родного города, регионов России. Работа экскурсионного бюро школы-студии «Мысль».
  • «Созидание». Мероприятия, включающие воспитанников в традиционные народные праздники, игры, гуляния.

Программа «Здоровье»

Цель программы: Восстановление и восполнение психофизических сил воспитанников.

Основные задачи:

  • Повышение двигательной активности воспитанников;
  • Расширение представлений воспитанников о преимуществах здорового образа жизни;
  • Развитие  форм  оздоровительной работы с воспитанниками Дворца творчества.

Основные направления:

  • Массовые спортивные мероприятия. Популяризация различных видов физкультуры и спорта. Формирование культуры болельщика.
  • Оздоровительные занятия. Занятия различными видами спорта для развития общих и специальных физических качеств.

Программа «Золотой ключик»

Цель программы: Приобщение воспитанников к ценностям мировой и

отечественной культуры

Основные задачи:

  • Формирование общей культуры у детей и подростков;
  • Активизация познавательных интересов детей в сфере искусства и художественной культуры.
  • Реализация творческих способностей детей в тех видах деятельности, которые связаны с художественной культурой.

Основные направления:

  • «Познавай и учись». Знакомство с высокими образцами художественной  культуры, приобщение к культурному достоянию Москвы.
  • «Учись и твори». Творческое содружество мастеров культуры и воспитанников Дворца.
  • «Твори и совершенствуйся». Демонстрация достижений воспитанников на концертах, фестивалях, смотрах, конкурсах, спектаклях, праздниках и т.п.

Программа «Умелец»

Цель программы: Развитие интереса воспитанников к моделированию, конструированию и эстетике быта.

Основные задачи:

  • Расширение представлений воспитанников в сфере техники и декоративно-прикладного искусства;
  • Активизация детского творчества в сфере декоративно-прикладного искусства и техники;
  • Проведение творческих мероприятий для демонстрации достижений воспитанников.

Основные направления:

  • «Умелые руки». Учусь здесь и сейчас :мастерить, создавать эстетику быта, осваивать новые технологии;
  • «Есть идея!». Могу воплотить свои идеи на конкурсах, в познавательных программах;
  • «Мастерство и фантазия». Демонстрация мастерства воспитанников профильных объединений, учащихся специализированных учебных заведений, профессиональных мастеров.

Программа «Экология: мир будущего»

Цель программы: Формирование экологической культуры личности.

Основные задачи:

  • Формирование потребности в новой культуре взаимоотношений со средой обитания;
  • Развитие чувства отзывчивости и сопереживания;
  • Привлечение к практическому участию в решении экологических проблем.

Основные направления:

  • «Образы и чувства». Научить увидеть красоту окружающего мира и отобразить её в творческих работах.
  • «Мой маленький друг». Забота о животных и растениях
  • «Действуем вместе». Организация природоохранительных мероприятий.
  • «В знании сила». Просвещение в области предметов естественнонаучного цикла.

Программа «Каникулы»

Цель программы: Удовлетворение разнообразных интересов ребенка в каникулярное время

Основные задачи:

  • Расширение кругозора, интересов воспитанников;
  • Включение детей и подростков в систему социальных связей и отношений;
  • Создание положительных эмоций.

Основные направления:

  • «Общение». Творческие встречи, праздники, вечера, эстафеты.
  • «Здоровый образ жизни». Спортивно-оздоровительные мероприятия, игры и праздники на свежем воздухе. Походы, экспедиции, лагеря.
  • «Познание». Интеллектуальные игры, творческие мастерские, концерты - представления

Разработка и реализация таких программ   осуществляется педагогами – организаторами отдела организационно – массовой работы.  В составе отдела есть штат профессионально подготовленных к проведению массовых форм работы людей: режиссер, техники звуко - свето аппаратуры, костюмер. Такой состав организаторов любого мероприятия с детьми дает возможность учителям школы, освободившись от организационных обязанностей, более целенаправленно вести наблюдения за детьми, корректировать их поведение, прослеживать межличностные отношения.

Взаимодействие Дворца и школы выстраивается на принципах взаимоинтересов, основанных на целях и задачах учреждения в данный учебный год, в данный период развития. Поэтому Дворец лишь предлагает школе набор различных форм по комплексным программам, а администрация вправе сделать свой выбор. Календарь массовых дел на полугодие выглядит следующим образом:

КАЛЕНДАРЬ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Дворца творчества детей и молодежи

Для школы ___________________________________________________

Наименование мероприятия

Дата

Время

Условия

Участие школы

1.

Выставка  ИЗО и фото работ «Волшебная палитра»(в рамках фестиваля «Золотой ключик»)

15.01-29.01

16.00

2.

Фестиваль моды «Шарм»

20.01

16.00

6-18 лет (по заявкам)

3.

Фестиваль «Спорт. Красота. Здоровье»

26.01

16.00

7-18 лет

(по заявкам)

4.

Выставка художника монументалиста Трегубова А.И.

9.02-26.02

16.00

5.

День творчества «В мире музыки»(в рамках фестиваля «Золотой ключик»)

13.02

14.02

16.02

16.00

16.00

16.00

6-9 лет

10-13 лет

14-18 лет

(по заявкам)

6.

Народные гуляния «Масленица»

17.02

12.00

7.

Выставка «Рукотворное чудо»(в рамках фестиваля «Золотой ключик»)

12.03-26.03

16.00

8

Игровая программа «Весну встречаем»

20.03

21.03

По заявкам

9

Театральный фестиваль»(в рамках фестиваля «Золотой ключик»)

с 13.03 по 17 .0

16.00

По заявкам

10

Концертная программа «Весенняя мозаика»

24.03-

13.00

11

Экологическая эстафета

28.03

12.00

14.00

12

Спортивная игра «Скок-бол»

29.03

11.00

По заявкам

13

Конкурс «Лего»

27.03

12.00

По заявкам

14

Игровая программа «Таинственный остров»

29.03

12.00

7-12 лет

(по заявкам)

15

Межрайонный турнир по стритболу между детскими дворовыми командами под девизом «Каникулы – пора спортивная»

27.03

10.00

По заявкам

16

Районный турнир по мини-футболу между детскими дворовыми командами «Каникулы – пора спортивная»

30.03

10.00

По заявкам

17

Оздоровительное плавание

26-30.03

10.00-13.00

9-18 лет(по медицинским справкам)

18

Выставка студии «Печки-лавочки» ГУДДЦ «Росинка»

9.04-23.04

16.00

19

«День культурного наследия Москвы»:

-Экскурсия в музей «Истоки»

-краеведческая игра «Вперед, Преображенцы»

18.04

По заявкам

20

Заключительный концерт фестиваля «Золотой ключик»

20.04

16.00

По пригласительным билетам

21

Ритуал памяти у вечного огня на Преображенском кладбище. Минута молчания «Вспомним всех поименно»

9.05

с 10.00 до16.00

В течение года:

1

Занимательные опыты по темам:

-Воздух и его работа

-Что мы знаем о воде?

По средам

По заявкам

2

Экскурсии в выставочный зал

По заявкам

161-14-14

3

Экскурсии в музей «Истоки»

Предварительная запись161-14-60

4.

Методические семинары

Вторник

График-заявка

М.П.  Директор школы                                                   (______________________________)

На наш взгляд, такой подход «выборности участия» дает свободу школе для творческого взаимодействия, а Дворцу – рационально использовать организационные ресурсы с конкретными участниками. В целом – процесс образования и развития личности детей более эффективен.

        Образовательная и культурная среда Дворца – суть многомерности и целостности его пространства, адекватного современным потребностям детей и подростков, соответствующего тенденциям развития современного общества и  гуманистическим приоритетам  Российского образования,  собственным   нормам – ориентирам  взаимодействия и соуправления.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Круглом столе по теме: "Подготовка и проведение открытого занятия в учреждении дополнительного образования детей" 28.11.2012 г.

Выступление представлено в форме презентации, в которой подробно описана методика организации и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования детей....

Экспериментальное исследование «Современные запросы подростков на образовательные услуги учреждений дополнительного образования детей»

Актуальность. В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчужден...

Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)

Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...

Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.

Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного  учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...