Использование в организации внеурочной деятельности образовательных возможностей учреждений дополнительного образования
статья на тему

В статье рассказывается об  опыте сотрудничества школы № 89 Калининского района  Санкт- Петербурга с учреждениями дополнительного образования по организации внеурочной деятельности обучающихся 1-11 классов.Согласно новым требованиям обучения, конечной целью учебного процесса должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной личности ребенка. Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации новых требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_v_udo.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

  Использование в организации внеурочной деятельности образовательных возможностей учреждений дополнительного образования

Кулакова Наталья Викторовна,

учитель географии  ГБОУ СОШ №89

Калининского района Санкт-Петербурга

      Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.

      С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начался переход начальной школы на стандарты второго поколения. В основу стандарта положены новые принципы его построения. Согласно новым требованиям обучения, конечной целью учебного процесса должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной личности ребенка. Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации новых требований.

     Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время.

Какие же модели внеурочной деятельности существуют? Опираясь на базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности:

а) модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

б) модель «школы полного дня»;

в) оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

г) инновационно-образовательная модель.

Следующие условия организации внеурочной деятельности должны учитываться в ОУ:

  • Научно-методическое обеспечение 
  • Материально-техническое обеспечение (оснащенность учебных кабинетов, спортзала, досугового центра и т.д.)
  • Информационное обеспечение (наличие современного мультимедийного оборудования и выхода в сеть Интернет)
  • Внешние связи и партнерство (сотрудничество с УДО, учреждениями культуры и спорта, родителями)

    1 января 2018 года  Правительством Российской Федерации была утверждена   государственная  программа  "Развитие образования на 2018-2025гг" (с изменениями на 26 апреля 2018 года).В новой редакции определены три основные цели: качество образования, доступность образования  и он-лайн образование. В рамках госпрограммы планируется реализация приоритетных проектов: «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Современная цифровая образовательная среда Российской Федерации», «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», «Создание современной образовательной среды для школьников», «Доступное дополнительное образование для детей» - в связи с этим  функции и ресурсы сферы дополнительного образования необходимо рассматривать как в широком контексте глобальных целей и задач образования, так и в соотношении с задачами и возможностями основного (прежде всего, школьного образования).

В ГБОУ СОШ №89 внедрение ФГОС второго поколения началось в сентябре 2011г. в 1-ых классах, с  1 сентября 2018 года в рамках эксперимента началось в 10-ых классах. То есть в настоящий момент внеурочная деятельность в школе  осуществляется с 1 по 10 класс. В школе реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности ( с преобладанием модели дополнительного образования, т.к. в школе работает отделение дополнительного образования. Школа  находится у метро "Гражданский проспект" (это окраина Санкт-Петербурга), но многие объекты дополнительного образования находятся почти в шаговой доступности от школы, с которыми вот  уже на протяжении многих лет школа  тесно сотрудничает, что позволяет закрепить партнерские отношения между школой и учреждениями дополнительного образования. Организации, входящие в социокультурный комплекс,  сохранили свою самостоятельность, взаимоотношения со школой строятся на основе заключенных соглашений.

Социальные партнёры школы № 89 Калининского района

     

1) Центр Внешкольной работы Калининского района (ЦВР),который предоставляет огромное количество игровых и обучающих программ для школьников нашего района разной направленности.

2) Центр Эстетического Воспитания(ЦЭВ) Калининского административного района, где учащиеся нашей школы имеют возможность посетить художественные выставки или поучаствовать в конкурсах художественно-эстетической направленности

3) с 2017 года Центральная  районная библиотека им.  В.Г.Белинского проводит образовательные квесты "Голубые глаза России", "Волшебный дар Валдая" и др.Также недалеко от школы располагается филиал библиотеки им. В. Маяковского

4) Спортивные учреждения: Спортивная школа Олимпийского резерва №3 , Детская юношеская спортивная школа №2 и ДЮСШ №2(отделение самбо), ГБУ СШОР №1Калининского района(отделение баскетбола),спортивная школа Алёны Куракиной, Академия мини-футбола и многие другие.

     5) Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района, который также проводит для наших учащихся различные мероприятия: профориентационную олимпиаду "Мы выбираем путь", профилактическую волонтерскую программу"Старший младшему"( ученики 8-ых классов  организовывали и проводили занятия для учеников начальной школы по темам «Здоровье», «Эмоции», «Дружелюбие», «Вежливость», «Безопасность»), Социальный Марафон "Школа - территория здорового образа жизни"  и др.

Разумеется, есть и минусы в организации внеурочной деятельности в учреждениях дополнительного образования: это сопровождение детей во внеурочной деятельности (для дополнительных занятий надо развести детей по объединениям, кружкам, секциям, которые находятся порой в разных учреждениях, оформить документацию, доехать на общественном транспорте и т.д.) На значительном удалении от школы находятся ДДТ Калининского района и "Президентская библиотека им. Б.Н.Ельцина":

1) с  2015 года  проводятся  мультимедийные уроки  в "Президентской библиотеке им. Б.Н.Ельцина"для учащихся 5- 11 классов .В этом году библиотека предлагает следующие занятия: "Урок экологии"(5-8 кл).Государственные символы России(5-8кл)

2)Дом детского творчества (ДДТ) Калининского района (самое активное сотрудничество с Эколого-краеведческим, туристско-спортивным и краеведческим отделами, а также РОЦ БДД).

Учебная деятельность в рамках дополнительного образования уже непосредственно обеспечивает практическую деятельность учеников, текущую – на уровне увлечений, и будущую – профессиональную. В связи с этим, учебная деятельность в дополнительном образовании имеет отчѐтливо деятельностный характер, строится вокруг проектов учеников. Функции и ресурсы сферы дополнительного образования необходимо рассматривать как в широком контексте глобальных целей и задач образования, так и в соотношении с задачами и возможностями основного (прежде всего, школьного образования). )." Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом - осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования" [Кристинина Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) [Текст] / Е. И. Кристинина // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.).  — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 100-104.]

   Таким образом,  базовое (основное) и дополнительное образование детей должны стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. И поэтому школы должны укреплять и развивать связи с учреждениями дополнительного образования, активно используя их образовательные возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно -исследовательской деятельности учащихся в учреждениях дополнительного образования

Методические рекомендации составлены с целью оказания помощи педагогам в организации проектной и исследовательской деятельности учащимся. Даны определения и рассмотрены этапы поектной и исследовательс...

Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Сан...

Из опыта работы "Организация технической направленности в многопрофильном учреждении дополнительного образования"

В работе представлен опыт организации технической направленности в многопрофильном учреждении дополнительного образования....

Методические материалы по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

В пособии отражены сущность деятельности учреждения дополнительного образования детей, освещены компоненты профессионализма и педагогического мастерства руководителей кружков, даны рекомендации по орг...

Возможности учреждения дополнительного образования в сфере профессиональной ориентации учащихся

Профориентационная работа с учащимися ЦДТ осуществляется в нескольких направлениях: во-первых, в расширении представлений детей и подростков о профессиях и выявлении их отношения к различным группам п...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Данная статья посвящена вопросу использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе учреждения дополнительного образования технической направленности...

Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.

Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного  учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...