Из опыта работы "Организация технической направленности в многопрофильном учреждении дополнительного образования"
опыты и эксперименты на тему

Палехина Марина Сергеевна

В работе представлен опыт организации технической направленности в многопрофильном учреждении дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnicheskoe_tvorchestvo_v_mnogoprof._udo.docx85.31 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Кемерово

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» Центрального района города Кемерово

«Организация технической направленности

в многопрофильном образовательном учреждении дополнительного образования»

(из опыта работы МБОУДО «Центр детского творчества»

Центрального района города Кемерово)

Авторы-составители:

Трубчанинова Татьяна Васильевна,

заведующий отделом

МБОУДО «ЦДТ» Центрального района г.Кемерово,

Палехина Марина Сергеевна,

заведующий сектором

 МБОУДО «ЦДТ» Центрального района г.Кемерово

Кемерово

2016


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                  3-5

Нормативно-правовая основа развития

детского технического творчества

 в Российской Федерации и Кемеровской области                         6-7

Концептуальные основы технического творчества

МБОУДО «Центр детского творчества»

Центрального района города Кемерово                                      8 10

Общие компетенции обучающихся

МБОУ ДОД «ЦДТ» Центрального района города Кемерово

в рамках технической направленности                                        11-13

Современные направления развития

технической направленности

МБОУДО «Центр детского творчества»

Центрального района города Кемерово                                      14-24

Основные проблемы развития технической направленности

в МБОУДО «ЦДТ» Центрального района города Кемерово         25-28

Перспективы развития технической направленности

в МБОУДО «ЦДТ» Центрального района города Кемерово        29-31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                       32-34

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                     35-101


ВВЕДЕНИЕ

Научно-техническое творчество всегда связано с открытиями и изобретениями. Для ребенка процесс познания окружающего мира начинается с огромного количества личных открытий. Почему день сменяется ночью? Почему вода мокрая?.. И еще миллион «почему». Но ребенок растет и хочет быть не только пассивным наблюдателем, но и активно воздействовать на окружающий мир. Он вступает в пору изобретательства. А как сделать, чтобы стрела далеко полетела? А как научиться двигаться быстрее? А как изобрести велосипед?.. Говорят, что в душе многие великие изобретатели, так и оставались на всю жизнь любознательными детьми.

Чтобы сделать процесс познания мира более эффективным на помощь приходит наука. Чтобы сделать нашу жизнь лучше, используя достижения науки, на помощь приходит техника. Чтобы каждое новое поколение людей не начинало все это делать «с нуля» на помощь приходит образование, которое передает накопленный опыт следующим поколениям.

Таким образом получается, что интерес к творчеству начинается с открытий. А научно-исследовательская работа – это правильно организованная система образования для более эффективного совершения открытий.

Логика подсказывает, что научно-техническое творчество должно начинаться с этапа научно-исследовательской работы. Молодой человек должен сначала узнать какой-то объект, понять его, а потом у него может возникнуть желание сделать самому такой же или лучше. В результате, это должно перерасти в желание овладеть профессиональными компетенциями и может стать осознанным выбором молодого человека своей будущей профессии.

Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Стержнем учебной активности выступает ныне умение каждого ученика технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать с информацией. В свою очередь, научно-техническое творчество и изобретательская и рационализаторская деятельность – это и школа формирования высоких нравственных качеств человека.

Творчество не зря считается одним из важнейших видов человеческой деятельности. Без него было б абсолютно невозможным развитие человеческого общества, а значит, и его существование. Хороший учитель творчества должен быть одновременно и творцом, и организатором творчества, и ценителем его результатов.

Именно в многопрофильном учреждении дополнительного образования могут быть комплексно реализованы все вышеуказанные аспекты развития научно-технического творчества.

В данной работе представлен практический опыт организации технической направленности в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества» Центрального района города Кемерово.

Опыт работы содержит полную подробную информацию по организации, реализации и обобщению опыта работы в рамках технической направленности в системе дополнительного образования городского района.

В работе указаны возможности сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования детей в рамках технической направленности с образовательными организациями, службами, ведомствами, предприятиями и частными лицами по организации мероприятий и пропаганды технического творчества. В проекте подробно описаны разноуровневые направления деятельности и формы работы по технической направленности УДО (дополнительные общеразвивающие программы, проекты, творческие конструкторские и деловые игры, разработки мероприятий и занятий, конкурсное движение обучающихся и педагогов, пропагандистские акции, творческие встречи, конструкторские лаборатории и др.)

Опыт может быть рекомендован образовательным организациям разных типов и видов, администраторам, методистам и педагогам, занимающихся спортивно-технической деятельностью.

Актуальность опыта обусловлена необходимостью развития технической и инженерной мысли в сфере образования, заказом государства на технический прогресс и социальным заказом родителей на развитие интеллектуальной сферы личности ребёнка.

Новизна опыта прослеживается в комплексе и системе направлений и форм работы, обуславливающих высокую эффективность развития технического творчества обучающихся.

Особую практическую значимость опыта представляет подробное приложение с методическими разработками мероприятий различного уровня для разных категорий населения с целью пропаганды технического творчества и развития мотивации к технической деятельности.

МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово реализует программы технической направленности с 1969 года. В учреждении сложился многолетний опыт успешной реализации дополнительных общеразвивающих программ технической направленности.


Нормативно-правовая основа развития

детского технического творчества

 в Российской Федерации и Кемеровской области

На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий.

Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.

Базовой основой для проектирования региональной стратегии развития научно-технического творчества, учебно-исследовательской деятельности обучающихся и молодежи являются:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012г.  N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 23 августа 1996г. N127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 02.07.2013);
  • Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012г. N761)
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы;
  • Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р);
  • Закон Кемеровской области «Об образовании в Кемеровской области» от 29 октября 2014г. N96-ОЗ (принят СНДКО 29 октября 2014г.);
  • Стратегия действий в интересах детей Кемеровской области области на 2012-2017 годы (постановление Администрации Кемеровской области области от 27 ноября 2012 года №147-1)
  • Государственная программа Кемеровской области «Развитие образования Кемеровской области области» на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Администрации Кемеровской области области от 28.12.2015 №167-7 (подпрограмма «Развитие общего и дополнительного образования», «Развитие профессионального образования»);
  • Государственная программа Кемеровской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2016-2020 годы (подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства»);
  • Концепция развития дополнительного образования детей в Кемеровской области области на 2015-2020 годы (утверждена распоряжением Администрации Кемеровской области от 22.07.2015 №326-р).

В настоящее время, когда осуществляется государственный и социальный заказ на техническое творчество обучающихся, перед образовательными организациями Кемеровской области и города Кемерово стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию научно-технического образования детей и молодежи.


Концептуальные основы технического творчества

МБОУДО «Центр детского творчества»

Центрального района города Кемерово

На основе нормативно-правовой документации, анализа современной педагогической литературы и опыта учреждения, в рамках технической направленности мы используем в практической деятельности следующие определения:

Техническое творчество – вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов – технических средств, образующих искусственное окружение человека – техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серийном производстве (по А. Н. Золотарёвой, В. Н. Иванченко).

Научное творчество – это вид творческой деятельности, ведущей к созданию принципиально новых и социально значимых духовных продуктов – знаний, используемых в дальнейшем во всех сферах материального и духовного производства (по С. В. Кульневич, А. А. Левитская).

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности – нормативный документ, определяющий содержание образования и технологии его передачи в области технического творчества обучающихся, направленная на решение задач формирования технических способностей личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения технических профессий (по              Л. Н. Буйловой).

Концептуальное переосмысление задач развития детского технического творчества в системе дополнительного образования, анализ инновационной педагогической практики позволили выработать перспективы развития МБОУДО «Центр технического творчества» Центрального района города Кемерово как новой, интеграционного типа модели учреждения дополнительного образования, в которой каждый структурный компонент является основой развития всех составляющих, где значимое место определено – технической направленности.

В контексте этого подхода мы можем определить значимые направления МБОУДО «Центр технического творчества» Центрального района города Кемерово в сфере технической направленности, определив организационные, информационные, методические, материальные, педагогические условия.

В этой связи МБОУДО «Центр технического творчества» Центрального района города Кемерово в перспективе должен стать открытой социально-педагогической системой, взаимодействующей со всеми типами и видами образовательных учреждений города и области, общественными и государственными организациями, а также с семьями обучающихся.

Среди основных задач деятельности, определяющими успешную деятельность учреждения в рамках технической направленности, приоритетными являются:

  • обеспечение целенаправленного развития технического творчества - как одного из важнейших факторов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовой деятельности;
  • формирование и обобщение лучшего опыта реализации направлений технического творчества;
  • поддержка и пропаганда технического творчества, научно-исследовательской изобретательской и рационализаторской деятельности.

Основные направления развития технического творчества МБОУДО «Центр технического творчества» Центрального района города Кемерово предусматривает предусматривают:

Повышение качества дополнительного образования в области технической направленности, включающее в себя:

  • плановое введение в образовательный процесс учреждения новшеств, преобразований, инноваций в области технической и научно-технической направленности;
  • поддержка и развитие материально-технической базы технической направленности;
  • создание образовательных программ нового поколения и учебно-методических пособий технической направленности;
  • подготовку и переподготовку педагогических кадров с учетом требований к современным формам и методам обучения по техническому творчеству.

Пропаганда детского технического творчества (привлечение широкого круга общественности, родителей и социальных партнёров к проблемам технического творчества)

Профессиональная ориентация (формирование навыков, необходимых в жизни; расширение круга допрофессиональных интересов подростков, профессиональная ориентация молодежи и допрофессиональная подготовка)

Развитие инженерной мысли (формирование интереса детей к поисковой, изобретательской и рационализаторской деятельности;

Инклюзивное дополнительное образование (создание равных условий для плодотворной творческой работы детей из семей различного социального положения, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей группы риска, детей, с трудностями в поведении)

Воспитание творчеством (укрепление системы профилактики безнадзорности, отклоняющегося поведения, характеризуемого правонарушениями и проявлениями нездорового образа жизни (ранний алкоголизм, наркомания, токсикомания и др.), путем приобщения их к техническому творчеству).


Общие компетенции обучающихся

МБОУ ДОД «ЦДТ» Центрального района города Кемерово

в рамках технической направленности

        В соответствии с новым Типовым Положением об учреждениях дополнительного образования детей, новыми походами к федеральным государственным образовательным стандартам начального (основного) и среднего (полного) общего образования в МБОУ ДОД «ЦДТ» Центрального района пересмотрены общие требования к компетенциям обучающихся.

        Педагогическим коллективом МБОУ ДОД «ЦДТ» Центрального района разработаны новые требования к результатам освоения обучающимися дополнительных образовательных программ с учетом особенностей системы дополнительного образования региона, традиций учреждения, кадрового потенциала и контингента обучающихся:

  • Личностные -  включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

  • Метапредметные - включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
  • Предметные - включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Основные компетенции, приобретаемые обучающимися МБОУ ДОД «ЦДТ» Центрального района г.Кемерово по личностным, метапредметным и предметным результатам представлены в таблице 1 в соответствии с технической направленностью деятельности учреждения.

Важной становится проблема диагностики и мониторинга компетенций обучающихся в рамках технической направленности. В 2013 году в МБОУ ДОД «ЦДТ» Центрального района г.Кемерово был подготовлен сборник диагностических методик «Как распознать детскую одарённость?», в который вошли диагностические методики, тесты и задания по выявлению у детей и подростков склонностей и способностей к определённому виду творческой деятельности.

В настоящее время ведётся разработка модернизированных дополнительных общеразвивающих программ технической направленности, включающих большой раздел по изучению результатов деятельности по программе, с широким спектром диагностического инструментария для определения основных компетенций обучающихся: предметных, метапредметных и личностных.

Данная работа осложнена тем, что практический результат технического творчества это не только готовый, самостоятельно изготовленный технический продукт (модель, макет, экспонат и т.п.), это и овладение специальными механическими приёмами, видами деятельности, манипуляция инструментами и приборами, применение техники безопасности, личный интерес и мотивация, что трудно поддаётся измерениям по критериям и показателям.


Таблица №1

Основные компетенции обучающихся, занимающихся в детских объединениях

технической направленности

Направ-ленность

Основные компетенции обучающихся

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Техническая

- владеющий терминологией в сфере «техника» и «моделирование», «конструирование»;

- умеющий использовать виды технической деятельности для самостоятельных изобретений;

- владеющий навыками организации рабочего места и безопасности труда;

- знающий назначение и применение основных материалов, приборов и инструментов для самостоятельного изготовления и починки изделий;

- владеющий приемами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией;

- умеющий самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических, прикладных, исследовательских и изобретательских задач.

- владеющий навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- способный и готовый к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- владеющий навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

- готовый и способный к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умеющий самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- умеющий самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;

- готовый к служению Отечеству, его защите;

- подготовленный к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

- отношение к будущей профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- имеющий российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Современные направления развития технической направленности

МБОУДО «Центр детского творчества»

Центрального района города Кемерово

        В 2012-2015 гг. МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово в рамках технической направленности реализовывались следующие значимые направления деятельности, которые мы условно разделили на три блока (см. рис. 1.):

Первый блок: Работа с обучающихся

  • Реализация дополнительных общеразвивающих программ технической направленности (Приложение №1-2)
  • Проведение массовых конструкторских игр для детей разных возрастов (Приложение №3)
  • Конкурсное движение
  • Организация конкурсных мероприятий технической направленности (Приложение №4)
  • Участие в конкурсных мероприятиях технической направленности различного уровня) (Приложение №5)
  • Участие в работе Совете учреждения детей отдела технической направленности

Второй блок: Работа в социуме

  • Участие мероприятиях образовательных учреждений Центрального района (выставки, предметные недели и др.) (Приложение №6)
  • Сотрудничество с областными и городскими Центрами технического творчества
  • Освещение мероприятий и опыта работы в СМИ (информация на сайте учреждения, публикации, научно-практические конференции) (Приложение №7)
  • Привлечение спонсорских средств, материальная помощь творческим объединениям технической направленности
  • Участие в работе Совета учреждения родителей и представителей отдела технической направленности

Второй блок: Организация и проведение пропагандистских мероприятий

  • «Единый День технического творчества в Кузбассе» (Приложение №8)
  • «Проведение занятий на отрытых площадках города»
  • «Выставки на открытых площадках города»
  • «Мастер-классы»

Каждое направление деятельности курирует кроме заведующего отделом, методист, педагог дополнительного образования или педагог организатор.

Рис 1. Основные направления деятельности в рамках технической направленности

МБОУДО «Центр детского творчества» Центрального района города Кемерово


Рассмотрим некоторые направления из представленных блоков отдельно:

Реализация дополнительных общеразвивающих программ

 технической направленности

МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово реализует программы технической направленности с 1969 года. В учреждении сложился многолетний опыт успешной реализации дополнительных общеразвивающих программ технической направленности.

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности в МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово – это нормативный документ, определяющий содержание образования и технологии его передачи по технической направленности.

Все дополнительные общеразвивающие программы технической направленности в МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово основаны на общепедагогических принципах: системности, последовательности, наглядности и т. д. (по Б. В. Куприянову)

Однако в рамках Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273- введено новое для нормативного поля в области образования понятие «дополнительные общеобразовательные программы», которые подразделяются на предпрофессиональные и общеразвивающие и которые имеют разные сферы реализации, что, в свою очередь, связано с разными подходами к их финансированию. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ ст.2, п.14), а предусмотрены федеральные государственные требования только к дополнительным предпрофессиональным программам (ФЗ ст. 75, п.4).

Следовательно дополнительные общеразвивающие программы в МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово технической направленности направлены на:

  • создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры учащегося, расширение его знаний о мире и о себе;
  • удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности учащихся в области технического творчества;
  • оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности;
  • накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.

Отличительные особенности дополнительных общеразвивающих программ в МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово технической направленности:

  • преобладание развития общих способностей личности над специальными;
  • приоритет развития универсальных учебных действий;
  • развитие общей культуры, а также познавательной, физической, социальной, творческой активности личности;
  • развитие мобильности и адаптируемости личности.

Содержание деятельности дополнительной общеразвивающей программы по технической направленности в МБОУДО «ЦДТ» ЦР г.Кемерово зависит от квалификации и предпочтений конкретного педагога (авторские программы), материально-технической базы учреждения на конкретный учебный год. Все занятия по программам технической направленности проводятся по одной тематической направленности, но имеют интегрированные формы. Численный состав в учебных группах и продолжительность занятий отличаются в зависимости от места проведения.

При разработке дополнительных общеразвивающих программ технической направленности в МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово педагоги ориентированы на следующие нормативно - правые документы:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (ранее Приложение к письму МОиН РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»).
  • Буйлова, Л. Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. – 2015. – №15. – С. 567-572.
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (проект) (сост.: И.Н. Попова, зам. рук. Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ ФИРО, к.п.н., доцент; С.С. Славин, ст. научный сотрудник ФГАУ ФИРО)

Дополнительные общеразвивающие программы в МБОУДО «ЦДТ» ЦР г.Кемерово технической направленности включают следующие группы программ: «Радиоуправляемые авиамодели» (реализуют 2 педагога) и «Судомоделирование» (реализует 1 педагог) (см. приложение 1). Результаты реализации дополнительных общеразвивающих программ технической направленности в МБОУДО «ЦДТ» ЦР г.Кемерово за три года представлены в приложении №2.

Частично различные виды технического творчества, такие как конструирование и моделирование реализуются в рамках дополнительных общеобразовательных программ декоративного творчества художественной направленности.

Проведение массовых конструкторских игр

 для детей разных возрастов

Конструирование - это сложный, многогранный, творческий процесс. В этом процессе нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Конструирование это самостоятельное создание различных объектов. Мыслительная и практическая деятельность при таком процессе направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, с элементом новизны, не повторяя, не дублируя имеющееся объекты. Конструирование это такой вид творческой деятельности, когда вначале должен возникнуть образ будущего, еще несуществующего сооружения, после чего его воплощают в реальность, создавая объект из подходящих материалов.

Все научно-технические знания, информация, накопленная человечеством, передаётся новым поколениям. И от того, насколько хорошо будет организована система передачи научно-технического опыта и знаний во многом зависит прогресс общества, его движение вперёд. По оценке педагогов П.Н. Андрианова, М.А.Галагузовой, Л.А.Каюковой, Н.А.Несеровой, В.В.Фетцер конструкторские способности заложены в каждом человеке. Однако с годами эта способность исчезает, что является большой проблемой для будущего научного конструкторского потенциала. Изначальный источник и резерв науки и технического прогресса – научно-технические способности детей, угасают пропорционально возрасту. Значительные затруднения в практической работе педагогов вызывает особенность развития научно-технических способностей подростков 13-16 лет, как заинтересовать их конструированием, что делать и как делать?

Опыт практической деятельности МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово в сфере коммуникативных игр, позволил нам объединить игры на развитие творческих, коммуникативных и научно-технических способностей личности.

        Под конструкторско-коммуникативными играми мы понимаем игры, основанные на конструировании, с элементами межличностного сотрудничества и взаимодействия обучающихся друг с другом.

Все, применяемые в практике МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово конструкторские игры имеют три этапа. Где на первом этапе идёт выявление технической задачи, постановка которой требует создания образа будущего изделия. Здесь решается ряд важных проблем: уточнение формы, размеров, частей, особенности строения, и т.п. Второй этап включает определение путей решения конструкторской задачи, разработка последовательности изготовления, конструктивное построение простейших основных узлов. Третий этап подразумевает исполнение намеченного плана. На этом этапе обучающиеся самостоятельно подбирают необходимые материалы, инструменты и выполняют практическую работу по воплощению в реальность мысленного образа, возникшего в начале работы.

Многолетний практический опыт МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово проведения конструкторско-коммуникативных игр показывает, что для активизации деятельности обучающихся в рамках конструирования должны быть поставлены посильные задания, проблемы должны быть выбраны с учётом возрастных особенностей обучающихся. В процессе конструирования не следует ставить жёсткие требования непременного следования чертежу или техническому рисунку. Главное, чтобы дети самостоятельно думали, создавая своё новое изделие, вносили в конструкцию, изделие что-то своё необычное.

        Учитывая возрастные особенности подростков, объединение трёх видов деятельности: общение, обучение и творчество через конструирование дали нам важный для воспитания и развития личности результат. Работа обучающихся в области конструирования расширила возможности развития технического мышления. Анализ, синтез, конкретизация, обобщение, индукция, дедукция – вот те умственные операции, которые развивались в конструкторской деятельности и с помощью которых обучающиеся усваивали новые знания. Все предлагаемые конструкторско-коммуникативные игры способствовали развитию понятийного, образного, абстрактного мышления через «живость», чувственное содержание представлений, изменчивость ситуации, нешаблонности результата деятельности.

Конструкторско-коммуникативные игры предоставили обучающимся МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово достаточно широкий спектр метапредметных представлений в связи с различными областями знаний: архитектурой, историей, механикой, литературой, искусством и др. Через конструирование шло непроизвольное влияние на допрофессиональные интересы и знакомство с профессиями: строителей, администраторов, педагогов, музееведов-краеведов, экскурсоводов и др. Благодаря мотивации на успешность реализации замыслов, был сформирован внутренний устойчивый интерес к технике и техническим объектам, показана важность и значимость технического прогресса.

        Объединение конструкторских заданий с коммуникативными отношениями в процессе изготовления работы позволили получить бесценный опыт самостоятельного выстраивания взаимоотношений со сверстниками в процессе деятельности.

        Все конструкторско-коммуникативные игры в МБОУДО «ЦДТ» ЦР г.Кемерово позволили объединить решение творческих задач, мыслительный эксперимент, манипулятивное конструирование, поиск альтернатив и творческое исследование, что дало возможность творческого продвижения каждого обучающегося в рамках развития научно-технических способностей.

        Опыт проведения конструкторских игр для детей разных возрастов и разного социального статуса представлен в приложении 3.

Конкурсное движение

Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения, на современном этапе, является повышение профессионального уровня и личностных качеств педагога, формирование разносторонней и полноценной личности ребенка, развитие его творческих способностей, что достигается посредством организации системы инновационных факторов. Одним из таких факторов является конкурсное движение. Участие МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово в конкурсном движении – это серьёзное увлекательное испытание, которое станет для каждого новым этапом в жизни на пути к новым победам, как для обучающегося так и для педагога дополнительного образования.

В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" обозначены главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Дополнительное образование в рамках технического творчества должно быть построено так, чтобы обучающиеся могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Именно для учеников и педагогов сегодня возрождается и набирает силу разнообразное конкурсное движение.

С целью развития творческих способностей обучающихся МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово, повышения качества технического творчества, а также организации взаимодействия между образовательными учреждениями, обучающиеся и педагоги ежегодно принимают участие в соревнованиях, выставках, олимпиадах по технической направленности.

Если говорить о конкурсах на соискание ведомственных грантов, уже сам факт их появления, популяризации и демократичного характера их распределения обеспечил создание в системе дополнительного образования здоровой конкурентной среды, без которой было бы невозможным прогрессивное развитие технического творчества. При этом выполнение конкурсных требований в рамках соискания грантов предполагает развитие профессиональных качеств, как свободное владение информационно-коммуникационными технологиями, саморефлексия, системное и структурированное мышление, навыки самопрезентации и т.п., побуждает развивать свою деятельность не в одном, а одновременно в нескольких творческих направлениях, что способствует его всестороннему развитию как личности.

Именно с этих позиций в рамках технического творчества МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово организует и проводит конкурсные мероприятия технической направленности (Приложение №4) и сами обучающиеся активно принимают участие в конкурсных мероприятиях технической направленности различного уровня) (Приложение №5)

За 2012-2015 гг. сформирован банк данных одарённых обучающихся по техническому творчеству в МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово. Где также представлены лучшие образцы их самостоятельной творческой деятельности (приложение 5).

Мастер-классы технической направленности

Для пропаганды детского технического творчества, а также с целью презентации опыта работы учреждения в рамках технической направленности в опыте работы МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово реализуются мастер-классы.

Мастер-класс по технической направленности – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики в рамках развития технического творчества (Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с.)

Кроме этого мастер-класс мы рассматриваем как – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.

Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером подразумевается педагог или ребёнок, ведущий мастер-класс).

        С 2012 учебного года в МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово практикуются мастер-классы на предприятиях родителей обучающихся творческих объединений технической направленности. По договорённости с руководством предприятий, где работают родители детей.

        В 2013 – 2015 учебных годах в МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово были использованы следующие варианты мастер-классов:

  • Персональная творческая выставка рисунков и поделок (Сухотина Ксения, мама Сухотина Светлана Владимировна, место проведения: Холдинг компания «Кунецкий Альянс», ноябрь – декабрь 2013)
  • Семейный мастер-класс на родительском собрании. Организована выставка обучающихся класса. Дети сами рассказывали о технике изготовления своих изделий. Под руководством педагога дети научили родителей изготавливать макет самолёта «ИЛ-2» (Погосян Кристина, Фёдоров Александр, место проведения: СОШ №31, март 2014 г.)
  • Персональная выставка поделок «Морской бриз». Проведён мастер-класс «Катамран». Ребёнку и маме вручены благодарственные письма и подарки (Семёнов Роман, место проведения: МБДОУ «Детский сад №40», апрель 2015 г.)

Организация мастер-классов достаточно сложное по организации мероприятие, но всегда очень эмоциональное и торжественное для ребёнка и родителей.

        Среди значимых аспектов эффективности данного направления деятельности можно обозначить:

  • максимально выгодное сотрудничество с родителями (при подготовке мероприятия, возможно, нет непосредственного контакта с родителем, так как в определённой мере это приятный сюрприз для родителя, после проведения мероприятия меняются и формы общения родителя и педагога дополнительного образования и микроклимат взаимоотношений в положительную сторону, как знак признательности за совместные успехи ребёнка);
  • высокая мотивированность и ребёнка и родителя к продолжению занятий (мотивы ребёнка понятны, он хочет ещё больше показывать свои достижения, чтобы услышать от взрослых слова восхищения его трудом, мотив родителя меняется, так как он понимает значимость занятий творчеством, он видит результат труда своего ребёнка и желает, чтобы это продолжалось, а значит, будет поддерживать его и помогать ему в творчестве);
  • мотивация обучающегося к успеху (достигнутый результат даже самый не большой, замеченный и оценённый другими, стимулирует ребёнка к новым открытиям для самого себя);
  • формирование положительного микроклимата в семье (иногда родители лишь в общих чертах представляют, чем там в Центре творчества, занимается его ребёнок. Выставка на работе даёт возможность другим людям восхититься работами ребёнка. У родителя возникает чувство гордости за значимые успехи, достигнутые ребёнком самостоятельно, меняют (улучшают) внутрисемейные отношения между родителем и ребёнком, они становятся более доверительными, открытыми, взаимоблагодарными, признательными.

Основные проблемы развития технической направленности

в МБОУДО «ЦДТ» Центрального района города Кемерово

Наряду с развитием традиционных видов технического творчества в МБОУДО «ЦДТ» ЦР г. Кемерово хотелось бы, чтобы развивались новые направления и формы работы, актуальные для современной молодёжи. В последнее время в связи с массовой компьютеризацией общества получили развитие такие направления технического творчества как программирование, информатика, вычислительная техника. Эти направления могут получить дополнительный импульс для развития и стать приоритетными в учреждении в рамках Программы компьютеризации образования в России (на 2012-2018гг.).

Вместе с тем необходимо отметить, что в МБОУДО «ЦДТ» ЦР г.Кемерово в рамках технического направления обозначились регрессивные процессы, которые обусловлены спецификой данного профиля. Являясь самым ресурсоемким направлением дополнительного образования, требующим ритмичных финансовых вложений, дорогостоящего оборудования и инструмента, специально обустроенных помещений (акватории, автодрома и др.), техническое творчество в последние годы не получало необходимой материальной поддержки и потому оказалось сегодня в очень сложном положении. Многие из перечисленных направлений развиваются усилиями отдельных педагогов-энтузиастов, утрачены такие направления как ракетомоделирование и авиамоделирование. Недостаточное внимание уделялось техническим видам спорта, которые являют собой пример синтеза науки, техники и спорта.

Чтобы наука действительно стала непосредственной производительной силой, необходимо добиться более тесной координации научного исследования и инженерного проектирования, ориентации науки на практически значимые исследования и ориентации инженерии на оперативную реализацию научных открытий.

Научно-техническое творчество – это основа инновационной деятельности. Поэтому научно-техническое творчество является важнейшей составляющей образования. Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к своей профессии: выработка «поискового навыка», вскрытие причин и следствий несовершенства организации производства, его техники и технологии, возбуждение и поддержание неуспокоенности от достигнутого результата. Это обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы и улучшение (или создание новых) приспособлений, инструментов, макетов и т.д.

В учреждении нет опыта работы научных обществ учащихся по технической направленности. Основной целью научных обществ обучающихся является выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов. Конечно же, главное направление МБОУДО «ЦДТ» ЦР г.Кемерово в рамках технической направленности – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов в области техники, роботостроения, авиамоделирования, судомодлирования и других видах технического творчества.

Среди основных проблем, возникающих при организации научных обществ учащихся (НОУ) МБОУДО «ЦДТ» ЦР г.Кемерово в были выделены:

  • слабая материальная база образовательных учреждений;
  • низкая мотивация преподавательского состава к научно-техническим исследованиям учащихся;
  • слабая освещенность данной темы средствами массовой информации.

Анализ деятельности в МБОУДО «ЦДТ» ЦР г.Кемерово позволил определить основные проблемы развития рамках технической направленности, выявленные педагогическим коллективом:

  • недостаточное количество современных дополнительных общеразвивающих программ, востребованных подростками;
  • неэффективное использование имеющегося оборудования;
  • отсутствие программ начального технического моделирования и модельного творчества (авиамоделирования, ракетомоделирования);
  • отсутствие молодых кадров, работающих в рамках в технического творчества;
  • низкая сохранность контингента в объединениях;
  • слабая связь с профильными предприятиями, недостаточно развита ранняя профориентация.

Проведенный анализ состояния детского технического творчества МБОУ «Центр детского творчества» ЦР г.Кемерово за 2013-2015гг. по анкетированию родительской общественности показал, что сдерживающими факторами развития данного направления являются:

  • сведение работы технических объединений до минимума или замены технических направлений творчества на другие, менее ресурсоемкие, так как учреждение многопрофильное;
  • старение и износ существующей материально-технической базы и отсутствие современной материально-технической базы ;
  • отток квалифицированных педагогических кадров из-за низкого финансирования технических объединений, низкого уровня оплаты труда, непрестижности профессии педагога дополнительного образования;
  • недостаточное обеспечение образовательного процесса программно-методическим материалом;
  • отсутствие целостности образовательного пространства и разрозненность воспитательного воздействия учреждений дополнительного образования, семьи и школы в рамках технического образования;
  • отсутствие равных условий для творческой работы детей из семей различного социального положения;
  • сокращение образовательного пространства для самореализации разнообразных интересов детей и подростков.

Ресурсы, привлеченные на развитие детского технического творчества, в 2012-2013 уч. г. составили 12 тыс. руб., в 2013 - 2014 уч. г. привлечено 17 тыс. руб., в 2014-2015 уч. г. – 35 тыс. руб.

Проведенные мониторинговые исследования образовательно-воспитательного пространства МБОУ «Центр детского творчества» ЦР г.Кемерово показали, что в учреждении по сравнению с предшествующим периодом сократилось количество учебных групп творческих объединений технической направленности.

В анализируемый период (2005-2015гг.) нами отмечена тенденция увеличения среди воспитанников в объединениях технического творчества обучающихся младшего и среднего школьного возраста. При этом количество обучающихся старших классов было достаточно невелико и составляло менее ¼ от общего количества обучающихся.

В МБОУ «Центр детского творчества» ЦР г.Кемерово спортивно-технического направления сформирован достаточно опытный педагогический состав. Стаж педагогической работы в среднем – более 35 лет. Преобладающий возраст педагогического коллектива – 45 лет и более, все педагоги с высшей квалификационной категорией.


Перспективы развития технической направленности

в МБОУДО «ЦДТ» Центрального района города Кемерово

Несмотря на выявленный широкий круг проблем и противоречий в рамках развития технической направленности в МБОУ «Центр детского творчества» ЦР г.Кемерово необходимо отметить, что данные анкетирования и мониторинга выявили устойчивый спрос на услуги дополнительного образования в рамках технической направленности как у детей, так и у их родителей.

Так, например обучающиеся отмечают, что испытывают интерес к техническому творчеству (61%), и спрос на эти услуги не удовлетворен в достаточной мере. Следующими по популярности являются программы обучения по информационным технологиям (41%) однако удовлетворенность и этими услугами недостаточна. Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время необходимо развивать предложение услуг дополнительного образования путем создания новых объединений детского технического творчества, развития технических видов спорта, которые соединяют в себе науку, спорт, технику, а также умение отлично работать руками и служат действенным средством повышения эффективности обучения по образовательным программам, улучшения подготовки к самостоятельной жизни и труду.

Сложившаяся ситуация требует разработки в МБОУ «Центр детского творчества» ЦР г.Кемерово программы деятельности по развитию технической направленности, включающую комплекс организационно-педагогических, методических, научно-исследовательских мероприятий, обеспечивающих интеграцию концепций и подходов, разработанных в различных образовательных учреждениях в единую концепцию и созданием единых информационных средств, системы мероприятий для обучающихся занимающихся техническим творчеством (соревнований, конкурсов, конференций др.), систем повышения квалификации и переподготовки руководителей объединений технического творчества, и предполагающей эффективное решение задач в интеллектуальном развитии обучающихся, внедрение современных технологий организации технического творчества обучающихся.

Исходя из вышеизложенных фактов нами были обозначены перспективы развития технической направленности в МБОУ «Центр детского творчества» ЦР г.Кемерово на основе потребности региона в подготовке технически грамотной и творчески мыслящей смены, высоким спросом на услуги объединений детского технического творчества у родителей и детей с одной стороны, с учётом условий социально-экономических изменений с другой стороны.

Среди основных перспектив развития технической направленности на 2015-2018 гг. выделены:

  • создание банка данных выпускников МБОУ «Центр детского творчества» ЦР г.Кемерово технической направленности, как положительного примера для современных обучающихся;
  • создание творческих объединений технической направленности на базе школьных кабинетов технологии, физики (в рамках ФГОС);
  • создание музея техники МБОУ «Центр детского творчества» ЦР г.Кемерово (оформление работ);
  • сбор материала по истории развития технического творчества в МБОУ «Центр детского творчества» ЦР г.Кемерово (летопись творческих объединений, фотографий, их синхронизация, оформление);
  • разработка комплексной программы развития технического творчества МБОУ «Центр детского творчества» ЦР г.Кемерово
  • организация системы поддержки приоритетных конкурсов по техническому творчеству детей: соревнований, выставок, мастер-классов по судо-, автомоделированию, робототехнике, изобретательству и рационализаторству; 
  • увеличение финансирования спортивно-технических мероприятий, организуемых учреждением (соревнований, конкурсов, семинаров и т.д.);
  • привлечение к развитию детского технического творчества предприятий реального сектора экономики через социальное партнёрство с родителями;
  • закрепление творческих объединений технической направленности за базовыми предприятиями города по реализации совместных проектов по передача от промышленных предприятий расходных материалов для объединений технического творчества
  • изучение эффективного опыта работы по технической направленности, учреждения, Кемеровской области и России

Дальнейшие перспективы развития технической направленности МБОУ «Центр детского творчества» ЦР г.Кемерово, так же заключается в:

  • сохранении и развитии творческих объединений технической направленности;
  • качественном обновлении содержания организационных форм, технологий деятельности педагога в рамках технической направленности;
  • создании системы подготовки кадров работы в рамках технической направленности (курсы, семинары, практикумы, конференции);
  • улучшении информационного обеспечения деятельности педагогов дополнительного образования;
  • привлечение СМИ и широкого круга общественности к проблемам технического творчества;
  • организации научного общества обучающихся технической направленности.

Хотелось бы верить, что всестороннее изучение высказанных проблем и последующие эффективные действия приведут к активизации технического новаторства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алямовская, В. Г. Психолого-педагогический мониторинг как метод управления процессом оптимизации деятельности в образовательном учреждении [Текст] / В. Г. Алямовская. – М.: Владос, 2001. – 134 с.
  2. Басовский, Л. Е. Менеджмент. Учеб. пособие [Текст] / Л. Е. Басовский. В. Г. Бочарова. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 216 с.
  3. Богуславец, Л. Г. Организация контроля педагогического процесса - одна из функций руководителя [Текст] / Л. Г. Богуславец // Дошкольное воспитание, 1984, №12. – С. 24-29
  4. Бодди, Д. Основы Менеджмента [Текст] / Д. Бодди, Р. Пэйтон. – пер. с англ.  – СПб.: Питер, 2008 – 204 с.
  5. Виноградова, Н. Л. Социальное взаимодействие как объект философии [Текст] / Н. Л. Виноградова. – М.: Сириус, 2014. – 144 с.
  6. Виханский, О. С. Менеджмент[Текст] /О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М., 2003 – 148 с.
  7. Галькович, Р. С. Основы менеджмента [Текст] / Р. С. Галькович,                     В. И. Набоков. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 148 с.
  8. Денякина, Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в образовательном учреждении [Текст] / Л. М. Денякина. - М.: «Новая школа», 1995. – 89 с.
  9. Дункан, Дж. У. Основополагающие идеи менеджмента: Уроки основоположников менеджмента и управляющей практики: Перевод с английского [Текст] / Дж. У. Дункан. – М.: Дело, 2006. – с 439.
  10. Елжова, Н. В. Система контроля и методическая работа в образовательном учреждении [Текст] / Н. В. Елжова. – Изд. 4-е. – Ростовн/Д: Феникс, 2010. – 264 с. – (Сердце отдаю детям).
  11.  Иванов, Д. А. Система управления качеством образовательного учреждения [Текст] / Д. А. Иванов // Управление качеством образования, №5, 2011. – С. 3-35.
  12. Иванченко, В. Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы [Текст] / В. Н. Иванченко. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. – 256 с.
  13. Кабаченко, Т. С. Психология управления [Текст] / Т. С. Кабаченко. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 384 с.
  14. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] /                                        Г. М. Коджаспирова, Ю. А. Коджаспиров. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
  15. Колодяжная, Т. П. Управление современным образовательным учреждением: Практическое пособие для руководителей ОУ. Часть 1. [Текст] / Т. П. Колодяжная. – Ростов – н/Д.: Издательство «Учитель», 2002. – 128 с.
  16. Котляров, В. А. Социальное партнёрство в образовании [Электронный ресурс], 2015. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/ 530933/.
  17. Кульневич, С. В. Дополнительное образование детей: методическая служба [Текст] / С. В. Кульневич, В. Н. Иванченко. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 324 с.
  18. Лафта Дж. К. Теория организации: учебное пособие [Текст] / Дж. Лафта. – М.: Проспект, 2008. – 224 с.
  19. Лебедев, О. Т. Основы менеджмента [Текст] / О. Т. Лебедев, А. Р. Каньковская. – СПб.: МиМ, 2003. – 108 с.
  20. Леснянская, Л. А. Идеи социального партнерства в образовании [Текст] / Л. А. Лесянская // Современные проблемы науки и образования – 2012. – №6. (приложение "Педагогические науки"). – C. 12-14
  21. Лизинский, В. М. Идеи к проектам и практика управления техническим образованием школьников [Текст] / В. М. Лизинский. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», - 2000. – 160 с.
  22. Мигаль, В. И. Управление современной школой. Выпуск 1. Внутришкольный контроль и сетевое планирование. [Текст] /                      В. И. Мигаль, Е. А. Мигаль. – Ростов н/Д.: Издательство «Учитель», 2003. – 64 с.
  23. Никишкина, И. В. Мастер-класс для руководителей школы: техническое творчество обучающихся [Текст] / И. В. Никишкина. – М.: Издательство «Глобус», 2010. – 367 с. – (Управление школой).
  24. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов [Текст] / Ожегов, под ред. док. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М.: Рус.яз., 1984. – 797 с.
  25. Опыт управления: педагогические странствия по регионам России [Текст] / Отв. ред. Б. З. Вульфов. – М: Образовательно-издательский центр «Артамонов - центр», 2008. – 208 с.
  26. Острые проблемы развития технической мысли в России: поиски решения [Текст] / Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2008. – 240 с.
  27. Открытая модель дополнительного образования региона [Текст] / сост. А. А. Попов. – М.: ООО «ДОД», 2008. – 120 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
  28. Педагогическая энциклопедия [Текст] / Каиров А. И., Петров Ф. Н. и др.; под ред. Каирова А. И. – М.: Советская энциклопедия, 1964. – Т.1. – 832.
  29. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б. М. Мим-Бад; ред. кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.: ил.
  30. Поздняк, Л. В. научно-техническое образование [Текст] / Л. В. Поздняк, Н. Н. Лященко. - М.: «Издательство Скрипторий», 1999. – 178 с.
  31. Понятийный аппарат педагогики и образования [Текст] /: Сб. научн. тр./Отв. ред. М. А. Галагузова. Вып.3. -  Екатеренбург: Издательство «СВ-96», 1988. – 352 с.
  32. Поташник, М. М. Управление развитием школы [Текст] /                              М. М. Поташник, В. С. Лазарев. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 312с.
  33. Поташник, М. М. Эксклюзивные аспекты управления школой. Методическое пособие [Текст] / М. М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2012. – 320 с.
  34. Социальное партнёрство [Электронный ресурс] // Центр управления финансами «Center - YF», 2014. – Режим доступа: http://center-yf.ru/data/ip/Ponyatie-socialnogo-partnerstva.php.
  35. Урбанович, А. А. Психология управления: Уч. Пособие [Текст] /                   А. А. Урбанович. – Мн.: Харвест, 2013. – 640 с. – (Библиотека практической психологии).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по здоровьесбережению обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Использование различных физминуток и пальчиковых игр на занятиях в творческих объединениях, как здоровьесберегающий фактор....

Образовательная программа «Знатоки русского языка» имеет научно-техническую направленность и предназначена для дополнительного образования детей.

Программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к экзамену в форме ОГЭ: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи, умения ...

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯПедагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дет...

«УЧИМСЯ БЫТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Материал из  опыта работы с учебной группой «Юные исследователи природы» учреждения дополнительного образования детей «Городская станция юных туристов» г. Ногинска с приме...

Направленность образовательной деятельности учреждений дополнительного образования на развитие творческого потенциала личности

В статье автором подчеркивается идея, что  в решении задач развития духовно-нравственных качеств личности, дальнейшего становления экономики, обращенной к человеку, появления масштабных творчески...

Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования

Противоречия, возникающие в процессе социализации ребенка, требуют сегодня от него выбора того общественного института, где он наиболее полно обогатится социальным опытом и реализует себя как личность...

Образовательная программа «Знатоки русского языка» имеет научно-техническую направленность и предназначена для дополнительного образования детей.

laquo;Программа предназначена для углубления знаний по русскому языку с целью качественной подготовки к экзамену в форме ОГЭ: формирование лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи, ...