Из опыта работы по здоровьесбережению обучающихся в учреждениях дополнительного образования
статья на тему

Рябчикова Александра Сергеевна

Использование различных физминуток и пальчиковых игр на занятиях в творческих объединениях, как здоровьесберегающий фактор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zdorove1.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по здоровьесбережению обучающихся в учреждениях дополнительного образования

Седова Светлана Андреевна, методист МБОУ ДОД Станция юных техников Устиновского района;

Рябчикова Александра Сергеевна, педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД Станция юных техников Устиновского района

Без здоровья невозможно и счастье.

Белинский В.Г.

Самое важное в настоящее время  пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье. Друзья, которые высмеивают «правильное» поведение ребенка, яркая, завораживающая реклама  зачастую способствуют раннему знакомству детей с алкоголем, табаком и психотропными веществами. Очень часто этому способствует воспитание ребенка в неблагополучной семье. Но не редки случаи, когда дети из семей с большим достатком остаются без внимания родителей, так как они много внимания уделяют своей работе, а на воспитание ребенка не хватает ни сил, ни времени. Поэтому нередко именно педагоги первыми узнают о проблемах обучающегося, о его беспокойствах, пристрастиях к одурманивающим веществам.

На занятия в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция юных техников дети приходят не только целенаправленно сделать ту или иную поделку, но и для общения с любимыми педагогами, которые часто становятся для наших воспитанников примером для подражания. Этот фактор – один из основополагающих для формирования навыков здорового образа жизни, общей культуры здоровья.

Традиционные наставления взрослых о том, что  курить и пить – здоровью вредить, давно стали скучны современным детям. Подобные наставления лучше всего подать через игровые формы, в которых скрыт воспитательный смысл, но которые вносят в жизнь детей яркие краски, восторженные чувства и не оставляют места для поиска подобных ощущений через одурманивающие вещества. Поэтому нужно стараться создавать новые, не известные для ребенка ситуации получения полезной информации. На Станции ежемесячно проходят Единые дни профилактики здорового образа жизни, в ходе которых дети создают коллажи, стенгазеты. Обучающиеся самостоятельно собирают информацию из различных газет, журналов, затем размещают ее по своему усмотрению, получая  своеобразный продукт «микс». Также часто на занятиях дети выполняют творческие задания в парах или в группах, затем объясняя проделанную работу всему коллективу.

 В профилактические дни педагоги проводят беседы с обучающимися, организуют викторины, конкурсы рисунков и стенгазет, посвященные теме здоровья. Таким образом, создаются условия, в которых ребенок может почувствовать себя взрослым и самостоятельным без вреда для здоровья. Но одним днем в месяц работа по здоровьесбережению не ограничивается: на занятиях творческих объединений дошкольников и младших школьников особое внимание уделяется педагогическим технологиям, направленным на поддержку здоровья детей: это пальчиковая и артикуляционная гимнастики, физкультминутки и другие приемы и методы, направленные на развитие внимания, памяти и воображения.

Напомним, что массируя, сжимая ладонь и пальчики, мы восстанавливаем защитные функции организма ребенка, активизируем речевые навыки, влияем на овладение навыками письма; что регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает улучшить кровоснабжение и укрепить мышечную систему языка, губ, щек; что физкультминутки - это активный отдых, снимающий утомление от длительных нагрузок школьного дня. Они активизируют внимание детей и способствуют более эффективному восприятию информации.

В целом хочется отметить, что активное использование физкультминуток, приемов пальчиковой и артикуляционной гимнастик, направленных на поддержку здоровья детей не ограничивается вышеперечисленными формами. Также на занятиях активно используются игры на развитие внимания, памяти, воображения,  а наличие на занятии эмоциональных разрядок в виде шуточных моментов – приближает и расслабляет обучающихся.

Все вышеперечисленные приемы здоровьесберегающих технологий хорошо известны. Но от того, что их знает педагог, здоровье у ребенка не прибавится, необходима определенная система. У педагогов дополнительного образования  МБОУ ДОД Станция юных техников Устиновского района такая система не только создана, но и эффективно применяется.

Одним из основных приоритетом Национальной президентской инициативы является здоровье школьников. Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Роль дополнительного образования в воспитании патриотизма и гражданственности обучающихся в небольшом поселке на примере деятельности Центра детского творчества имеет большое значение.  Осн...

Аттестация обучающихся в учреждениях дополнительного образования

В статье описана процедура аттестации обучающихся в конкретном учреждении....

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (методическая работа)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

Методическое объединение педагогов дополнительного образования "Духовно-нравственное воспитание обучающихся в учреждении дополнительного образования"

Представлены способы организации процесса духовно-нравственного воспитания детей в учреждении дополнительного образования...

«Организация работы с семьёй в условиях учреждения дополнительного образования» (из опыта работы)

В данной разработке  раскрывается актуальность сотрудничества педагогов дополнительного образования и родителей  в рамках развития творческих способностей детей. Только совместными усилиями,...