«Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».
методическая разработка на тему

Бабанина Ирина Ивановна

Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. На внеурочном занятии «Звонкие голоса»  через вокальное исполнение выявляю музыкальные способности детей. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. У этих детей чётко проявляется потребность и в исследовательской и поисковой активности , погружаются в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

 Использование методов с одарёнными детьми,  принципы педагогической деятельности.

  Роль родителей в развитии одаренных детей. Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль дополнительного образования в развитии творческого потенциала внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».

 Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов. Изменение традиционных методов преподавания требует поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика.

          Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.          

  В связи с малым объемом учебного времени (1 урок в неделю), развитие  музыкально  одарённых детей,  стало  в полной мере реализовываться в условиях  ФГОС во внеурочной деятельности.      

  Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны.

Одним из методов выявления в классе одарённых детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей.  На занятиях кружка, организуется обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают и изучают в развитии.

    На что же я обращаю внимание при работе с детьми, имеющих музыкальные способности?
Прежде всего, стараюсь создать на уроке благоприятную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, стимулирую  ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

На внеурочном занятии «Звонкие голоса»  через вокальное исполнение выявляю музыкальные способности детей. Выявленных детей назначаю солистами в ансамбле, работаю с ними индивидуально. К примеру, во время проведения распевок или физкульт- минуток предлагаю любому ребенку придумать своё упражнение и предложить его исполнить всему классу.    Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, нужно поддерживать и развивать способности у детей. Специальные распевки  повышают жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться. Эти упражнения на формулу повышения самооценки помогают неуверенным и стеснительным детям. Дети, с которыми занимаюсь индивидуально, становятся  более активными и раскрепощенными в своих суждениях о музыке (и других видах искусства), в музыкально-ритмических импровизациях стараются передать характер и движение мелодии, придумывают новые движения.   Всегда рады встрече с музыкой, с удовольствием выступают на школьных  концертах, конкурсных программах. Вокально-хоровая работа помогает развивать память, прививает любовь к хоровому пению, формирует положительные эмоции и удовлетворение от исполнения музыкального произведения.
Пение «вслух» и «про себя» в виде цепочки, исполнение скороговорок, сочинение попевок, частушек – повышает интерес к хоровому пению, способствует накоплению певческого репертуара, развивает активность, инициативу, дисциплинированность, формирует положительную установку на творчество.

  У этих детей чётко проявляется потребность и в исследовательской и поисковой активности , погружаются в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Таким образом, в этом состоит эффективность работы:

1.У детей развиваются творческие способности, вокально-хоровые навыки, музыкальное мышление.

2. Эти дети значительно продвигаются в эстетическом развитии.

3. Пение в ансамбле несет  детям радость, создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

4. Возникает потребность общения с высококачественной песенной культурой.

5.Ребята учатся быть более чуткими слушателями и исполнителями.

У детей формируется творческая инициатива, коммуникативные качества

     Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, можно помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. Поэтому необходимо выстраивать индивидуальную траекторию творческого развития каждого ребенка. Такие дети с огромным желанием и удовольствием принимают участие в школьных  концертах, конкурсах. Конкурс призван открыть талант и дать ему дорогу в жизнь.

   Большое значение при работе с одаренными детьми имеет воспитательная работа. Она должна быть направлена на формирование такой личности, которая станет «воспитателем» собственных способностей, ведь необходимо не только учить петь, но и помогать формированию личности, опираясь на нравственные основные критерии добра и зла. Такие качества, как доброта, искренность, открытость, в сочетании с мастерством сопровождают личность на протяжении всей его жизни.

Чистая душа рождает чистый голос. Эту мысль стараюсь внушать учащимся на протяжении всех лет обучения. Необходимо, чтобы дети проявляли самостоятельность, творческую активность, желание оценить творческие находки друг друга.        

  Говоря о развитии и обучении детей, нельзя не остановиться на вопросе исполнительского репертуара. Он должен быть разнообразным и вариативным, интересен, ярок и соответствовать возрасту  и вокальным данным ребенка, так же отвечать высоким нравственным идеалам.

        В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

• принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

 В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
• возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

Чувство победы позволяет ребенку пережить «ситуацию успеха» и поверить в свои еще большие возможности. Необходимо хвалить детей, даже самые незначительные достижения, если они требовали времени и усердия  принимаю всерьез.

  Участие в конкурсах, олимпиадах по искусству  вполне соответствует естественной детской потребности соревноваться. Творческие соревнования мотивируют детей. Возможность участия в конкурсе должна являться сильнейшим стимулом для упорной работы, в необходимости которой детей не всегда легко убедить. Участие в конкурсах(районный «Соловушка», «Звездный дождь», «Новогодний перезвон», «Хоровод друзей») ставит перед детьми конкретную цель, близкую их пониманию: померяться силами с другими в дружеском состязании.

          Конкурсная деятельность имеет определенные преимущества перед другими способами личностной самореализации. Подготовка и участие в художественном конкурсе интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает конкурсантам через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Уроки музыки и кружки внеурочной деятельности  как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями, умениями и навыками в локальной сфере – музыке, но и закладывают основы личностной расположенности к музыке отзывчивости на нее, потребности в ней. Через творчество на уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка.

Неважно, чем придется заниматься во взрослой жизни нынешним ученикам: лечить людей или ремонтировать машины, растить хлеб или строить дома. Главное – делать это творчески, т.е. вдохновенно, с фантазией, любовью и выдумкой. Творчески развитый человек обязательно будет работать продуктивнее и с ним обязательно будет интереснее.

  Роль родителей в развитии одаренных детей.

         Огромную роль в процессе формирования творческих способностей ребенка играют родители юных дарований.

Известный музыковед Г. Ганзбург условно разделил родителей на 4 группы, в зависимости от их отношения к обучению музыке своих детей:

1.родители, не желающие брать на себя лишние хлопоты, связанные с музыкальным обучением, считающие, что их детям «медведь на ухо наступил». В этом случае родители как раз и выступают в роли медведя, наступая на уши собственным детям, лишая их музыкального образования.

2.Родители, движимые тщеславием. Они, как правило, равнодушны к искусству и обучают детей из соображений престижа.

3.Родители - максималисты. Если они вдруг понимают, что их ребенку не суждено быть профессиональным музыкантом, занятия музыкой прекращают.

4.И, наконец, идеальный случай, когда родители не торопятся с преждевременными выводами о силе таланта своих детей, а спокойно и взвешенно относятся к музыкальному обучению как к необходимой для всех части общего образования. Они не склонны преувеличивать или приуменьшать значение музыки  и потому для педагога взаимодействие с такими родителями — наилучший вариант. Серьезное отношение таких родителей к обучению отражается на серьезном отношении к домашним занятиям у детей. Взаимное влияние семьи и школы – необходимое условие для полной реализации возможностей ребёнка.

Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Развитие творческой личности ребенка становится одной из главных задач  в системе общего образования. Изменение традиционных методов преподавания требует поиск наиболее результативных путей воспи...

«Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл....

Направленность образовательной деятельности учреждений дополнительного образования на развитие творческого потенциала личности

В статье автором подчеркивается идея, что  в решении задач развития духовно-нравственных качеств личности, дальнейшего становления экономики, обращенной к человеку, появления масштабных творчески...

Формирование и развитие творческого потенциала учителей географии в условиях реализации ФГОС

Формирование и развитие творческого потенциала учителей географии в условиях реализации ФГОС...

Развитие творческих способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС ООО

laquo; Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний. к тренировке памяти … хочется . Чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» В.А. Сухомли...