Главные вкладки

    (Программа социализации детей с ОВЗ
    материал (6 класс)

    Курчавая Галина Владимировна

    «Мир, в котором я живу»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_po_sotsiologii_.docx27.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» город Смоленск

     

    «Мир, в котором я живу»

                (Программа социализации  детей с ОВЗ)

    Подготовила и составила

    Учитель биологии,

    классный руководитель

                                                       Курчавая Г.В.

    Пояснительная записка

    Проблема социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного  процесса. Концепция ФГОС предусматривает усвоение обучающими  конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного предмета, - знаний, умений, навыков, опыта решения проблем и творческой деятельности. Результаты обучения должны применяться в реальных жизненных ситуациях. Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений, обращаться к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процесса.  Поэтому образовательные учреждения  в условиях ФГОС с ориентированы на создание условий для развития личности, способной к социально – прогрессивной самореализации в обществе,  выражающейся в стремлении человека реализовать себя как части социума, на основе социальной компетентности

    Программа «Создание условий для успешной социализации обучающихся на уроках биологии»,  рассчитана на 2 учебных года, кол-во часов в год 34 часа, реализуется в 5-х и 6-х классах.

    Цель:

    - Развитие социальной компетентности на уроке естествознания

    Социальная компетентность – это особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умение добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление их собственных желаний.

    Социальная компетентность  отражается в таких характеристиках:

    - вступать в контакт, устанавливать сотрудничество;

    - выражать свои мысли, чувства, переживания;

    - слушать, реагировать на мнение и переживания другого;

    - ставить цели,  планировать действия;

    - выдвигать альтернативные способы действий;

    - распределять обязанности;

    - запрашивать помощь;

    - разрешать конфликты и межличностные проблемы.

    Необходимость развития социальной компетентности  вызвана тем, что, к сожалению, у современных школьников всё ещё распространено элементарное неумение общаться, слушать другого человека, выражать свои чувства, адекватно реагировать на высказывания и действия других людей, и как следствие, совместно принимать решения, регулировать конфликты, прибегая к компромиссам.  Достигнуть этого можно, решая следующие

     задачи:

    • развивать интерес детей к предмету;
    • привить ученика желание самим добывать знания к уроку естествознания материал из различных источников, что будет
    • расширять их кругозор;
    • формировать у детей практические навыки общения с природой.
    • организация групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в учебном процессе;

    Решая поставленные задачи, я применяю следующие формы и методы работы на уроке.

    • Групповая и парная  форма работы – эффективная организация деятельности обучающихся, так как соответствует реальной организации деятельности взрослых. При этом повышается учебная и познавательная мотивация обучающихся на уроках естествознания, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

    Общие учебные задания приучают к коллективному характеру деятельности в обществе. Взаимодействие учащихся способствует развитию привычки к объективности и честности. Позитивная взаимозависимость соответствует сложившемуся  типу взаимоотношений между людьми.      

    • Сотрудничество в группе нацеливает на кооперативную мотивацию деятельности и взаимопомощь.
    • Индивидуальная подотчетность и ответственность вырабатывают гражданскую позицию, важную в процессе социализации.

     Индивидуальную работу планирую так, чтобы каждый воспитанник знал, что от него требуется в конечном итоге, и мог ее выполнить.

              Все эти формы работы, применяющие на уроках естествознания  является важным фактором социализации обучающихся, формирования познавательной активности и интеллектуального развития, выступает как условие гуманного отношения к сверстникам. В процессе совместной деятельности у человека развивается просоциальное   поведение,  эмпатия,   альтруизм,   формируется     умение   перестраивать   свои   действия   с  учетом позиции партнера.

    Формирование совместной деятельности и обучение общению в ней имеет большое ресурсное значение для умственно отсталых школьников. Обучающиеся получает в ней навыки кооперации, гуманного отношения к партнеру, учится уступать и принимать во внимание точку зрения другого. Овладевая этими навыками, человек сможет успешнее интегрировать в социум и строить позитивные отношения с другими.

    На уроках естествознания воспитанники часто выполняют совместные задания на практических работах и занятиях. Выполнение совместных заданий развивает у обучающихся  умения договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу.

           Целью моей работы является поиск эффективных путей социальной адаптации обучающиеся  через практические работы, включение воспитанников  с нарушениями интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей.. 

    Социальная адаптация на уроках естествознания позволяет использование различных   методы работы,  которые повышают  интерес детей к процессу познания, мотивацию к учению и практическим действиям на уроках, на развитию самоконтроля, на самореализацию, первоначально, путем расширения возможностей самостоятельно решать учебные задачи с выходом в повседневную жизнь.

    Методы и приемы:

    Формирование природоведческих понятий неразрывно связано с переводом знаний в практические умения и навыки.

    Формирование практических умений связано с применением теоретических знаний на практике. В связи с формирование понятий у обучающихся  должны овладеть целой системой специальных умений: вести наблюдения в природе и фиксировать их; пользоваться простейшими приборами (термометром, флюгером, компасом и т.д.), простейшим лабораторным и экскурсионным оборудованием;

    правильно строить режим дня;

    соблюдать правила личной гигиены;

    ухаживать за комнатными и огородными растениями; сажать цветы и деревья и др. с этой целью на уроках естествознания разрабатывается системы заданий, направленных на отработку нужных умений. Прежде всего это выполнение тех обязательных практических работ, которые определены программой курса. Например,  в процессе формирования понятий "план", "карта", "ориентирование на местности" программой предусмотрено несколько практических работ, на которых дети должны научиться практически пользоваться компасом и с его помощью определять стороны горизонта, составлять план местности. В качестве примера используем проведение практических работ на географической площадке.

                    Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности помогают ученикам приобрести выше перечисленные навыки. Выполняя проектную работу, школьники становятся более инициативными и ответственными, повышают эффективность учебной деятельности, приобретают дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

    Использование  мною информационных технологий на уроках естествознания. Это помогает снизить нагрузки, создать благоприятную эмоциональную атмосферу для полноценного обучения и воспитания обучающихся

    Тематическое планирование.    

     1 год

    Тема

           Что должны знать

          Что уметь

    1

    Разнообразие растительного мира

    -обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;

     -какова ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

    -различать виды деревьев;

    -отличать ядовитые растения от лекарственных;

    -правила ухода за комнатными растениями;

    -основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

    -называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

    -связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

    -выполнять рекомендуемые практические работы;

    -соблюдать правила личной гигиены, безопасности труда;

    -соблюдать правила поведения в природе.

    2

    Части растений

    3

    Виды деревьев

    4

    Комнатные растения

    5

    Ядовитые растения

    6

    Лекарственные растения

    7

     

    Охрана растений

    2 год

    Тема

           Что должны знать

          Что уметь

    1

    Разнообразие  животного мира

    -основные отличия животных от растений;

    -признаки сходства и различия между изученными группами животных;

    -общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

    -места обитания, образ жизни и поведение тех животных,;

    -названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены и местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а  также в хозяйственной деятельности человека;

    -основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными

    -узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

    -кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

    -устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;

    -проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и
    повадках).

    2

    Насекомые .Польза. вред

    3

    Птицы. Зимний уход

    4

    Животные рядом с человеком

    5

    Домашние животные

    6

    Охрана животных

    7

    Животный мир России

    Контроль  за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляю в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительные материалы созданы в соответствии с психофизическими особенностями каждого класса.

    Я искренне верю, что вся работа по социализации на уроках естествознания  поможет моим обучающимся:

    • научит детей чувствовать и понимать других людей;
    • приобщит к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;
    • даст понимания  «ценности» каждого и всего живущего и растущего на Земле.
    • приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

    Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

    Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

    Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

    Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

    рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

    Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

    Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

    Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

    Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

    Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...