Рабочая программа воспитателя
рабочая программа

Чоймболова Ольга Александровна

Актуальность программы «Вместе в будущее»  заключается в том, что в процессе её реализации у воспитанников формируются социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

       Воспитательная  программа «Вместе в будущее»  предназначена для детей  начальной школы. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_gotovaya.docx763.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Воспитание — великое дело: им решается участь человека.»

Виссарион Григорьевич Белинский                   

                                                                                                       

Данная программа создана в соответствии с ООП НОО и реализует основные требования ФГОС. В соответствии с требованиями стандарта в программу НОО входят следующие разделы:

- программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

- программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

          Одна из важнейших задач современной новой школы – способствовать формированию  и развитию  личностных качеств, создавая оптимальные педагогические условия для  раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Воспитательная работа в классе должна быть построена так, чтобы учащиеся могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Решая проблему воспитания и развития  детей, важно понимать, что только  правильно построенная система воспитательной работы с классным коллективом будет способствовать проявлению  активности воспитанников, их желания постоянно узнавать что-то новое. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Актуальность программы «Вместе в будущее»  заключается в том, что в процессе её реализации у воспитанников формируются социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

       Воспитательная  программа «Вместе в будущее»  предназначена для детей  начальной школы. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

        Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

    На   втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие», становление коллектива.

             Третий год воспитания - посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности

          Четвёртый год – год подготовки к окончанию начальной школы, формированию понимания своей точки зрения и ответственности за свой выбор.

                 В основе программы заложены принципы:

  •  ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
  • ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),
  • субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и  жизни);
  • принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

Цели и задачи программы

Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с  учётом возрастных изменений;  создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

Задачи воспитания:

  1. Развивать умение общаться и сотрудничать.
  2. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  3. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  4. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
  5. Изучать личностные качества обучающихся.
  6. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
  7. Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.

Участники программы

Программа  разработана  для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе воспитательной работы на классе. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог.

Сроки реализации программы

 1-й этап –1 класс «Познай самого себя» - 2017-2018 уч. год

 2-этап –2 класс «Учись дружить» 2018-2019 уч. год.

 3-этап – 3 класс «Азбука коллективной жизни» - 2019-2020 уч. год.

 4-этап  - 4 класс «Вместе мы сила» - 2020-2021 уч. год.

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является осознание норм социального поведения; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления, постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Содержание программы

1 класс «Познай самого себя» - на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.

2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов, интересам коллектива, развитие творческого потенциала.

4 класс «Вместе мы сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный  анализ своей деятельности, поступков.

Содержание программы  состоит из 6 основных направлений:               

  •  «Гражданско-патриотическое».
  •  «Духовно-нравственное».
  •  «Правовое, профилактика правонарушений».
  •  «Оздоровительное,  безопасность жизнедеятельности»
  •  «Профориентация и трудовое воспитание».
  • «Организация работы органов самоуправления».

Данные направления реализуются во внеурочной деятельности:

  1. Кружок квиллинг-киригами.
  2. Хореографический кружок
  3. Кружок «Шахматы и шашки».
  4. Вокальная группа младших школьников

Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

 1. Гражданско-патриотическое

  • Тематические классные часы.
  • Встречи с  ветеранами, тружениками тыла и ветеранами педагогического труда, уроки мужества;
  • Конкурсы, викторины по тематике.
  • Праздники, художественное чтение патриотической литературы.
  • Изучение достопримечательностей родного края.

2. Духовно – нравственное

  • Тематические классные часы по нравственной тематике.
  • Изучение нравственного наследия мира.
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, района, республики.
  • Праздники, сюрпризы.
  • Экскурсии.
  • Изучение нравственного наследия своей страны.
  • Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в истории страны и мира. 
  • Работа в кружках

 3. Правовое, профилактика правонарушений.

  • Участие в неделе правовых знаний.
  • Проведение тематических классных часов по профилактике правонарушений.
  • Конкурсы рисунков на правовую тему и по профилактике правонарушений.

 4. Оздоровительное, безопасность жизнедеятельности.

  • Занятия в спортивных кружках.
  • Спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы.
  • Спортивные викторины, конкурсы рисунков по спортивной тематике;
  • Тематические консультации для родителей;
  • Применение на занятиях игровых моментов, физ. минуток.
  • Ведение бесед о правильном питании.

 5. Профориентационное и трудовое.

  • Проведение субботников;
  • Работа на пришкольном участке.
  • Встречи с  сотрудниками интерната, села различных профессий.
  • Проведение тематических классных часов по профориентации.

 6. Организация работы органов самоуправления.

  • Выбор актива класса.
  • Распределение обязанностей между воспитанниками.

Основные виды деятельности ребёнка:

  • Проектная деятельность
  • игровая деятельность
  • интеллектуально – познавательная
  • поисково-исследовательская
  • художественно-творческая
  • эстетическая
  • оздоровительная
  • трудовая
  • экологическая
  • общественная.

                                      Планирование работы с родителями

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности ребенка

Задачи:

  • Организация и совместное проведение досуга  детей и  родителей.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
  • Создание  условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов,  детей и родителей.
  • Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Основные моменты деятельности педагогов в работе с родителями.

  1. Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
  2. Сотрудничество с социально-педагогической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
  3. Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
  4. Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Основные понятия направления «Семья»:

  • семья,
  • уклад жизни и традиции семей,
  • родословная,
  • авторитет отца и матери,
  • духовное общение в семье,
  • братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
  • положение ребенка в семье.

Формы деятельности в работе с семьями

  • Тематические классные часы.
  • Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
  • Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября,  День Учителя, Новый год,  школьные юбилеи).
  • Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
  • Дни творчества.
  • Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

Календарно-тематическое планирование 3 класс

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Форма проведения

Дата

Теор.

Прак.

План.

Факт

1.

День Знаний. Урок «Моя малая Родина»

1

0.5

0.5

Беседа

сентябрь

2.

«Правила поведения при пожаре,ТБ,ПДД»

1

0.5

0.5

Беседа

сентябрь

3.

Выбор актива класса. Распределение обязанностей между воспитанниками

1

1

Беседа

сентябрь

4.

«Реальная угроза обществу» (терроризм)День памяти жертв Беслана.

1

1

Беседа, видеоролик конкурс рисунков

сентябрь

5.

«День пожилых людей»

1

1

акция

октябрь

6.

«Поздравь воспитателя, учителя»

1

1111            1

Составление поздравительных текстов, изготовление открыток

октябрь

7.

«С книгой жить-век не тужить»»

1

0.5

        0,э5        0,5

Воспитательский час

октябрь

8.

«Мой любимый вид спорта»

1

1

Викторина

октябрь

9.

Кл.час, посвящённый воспитанию толерантности: «Мы такие разные, но мы вместе!»

1

1

0,5

Беседа

ноябрь

10.

«Зеленый уголок своими руками».

1

        1            1        

Практическая работа

ноябрь

11.

«Возьмем друг друга за руки»

1

        0,0,1             1

Чаепитие

ноябрь

12.

«С любовью в сердце» (ко дню Матери)

1

0,5

110,0,0ж        0,5

Чтение рассказа,  стихов о матери

ноябрь

13.

«А хорошо ли я знаю права»

1

     1

Деловая игра

декабрь

14.

«История государственного флага России и символы  России»

1

0,5

0,5

Практическая работа

декабрь

115.

  «Здоровый я  - здоровая страна»

1

0,5

0,5

беседа

декабрь

116.

Новогодний калейдоскоп

1

11

Игра, викторина

декабрь

117.

 «Операция «Кормушка»

1

0,5

0,5

Викторина, беседа.

январь

118.

«Что такое «хорошо»  и что такое «плохо»

1

0,5

0,5

Творческая игра

январь

19.

«История Селенгинского казачества»

1

0,5

0,5

Видеоинформация, беседа

январь

2

20.

«Край откуда я родом»

1

0,5

0,5

Практическая работа в библиотеке выставка книг

январь

21.

«История моей семьи»

1

0,5

0,5

Конкурс фотографий

февраль

22.

«В гостях у сказки»

1

0,5

0,5

Воспитательский час

февраль

223.

«А ну-ка мальчики»

1

11

Игра, спортивные соревнования

февраль

24.

«Моя родословная»

1

0,5

0,5

беседа

февраль

225.

«А ну-ка девочки»

1

1

Игра, спортивные соревнования

март

26.

«Веселые старты»

1

Игра

март

27.

«Экологический десант»

1

11

Практическая работа

март

228.

Мъюзикл«Муха-Цокотуха»

1

1

Театрализованное представление

март

329.

«Первоапрельский переполох»

1

0,5

0,5

беседа

апрель

330.

«Твое поведение в ЧС»

1

0,5

0,5

Воспитательский час

апрель

331.

« Доброта спасет мир»  

1

0,5

0,5

Беседа,

семейный архив

апрель

332.

«Операция чистый двор»

1

1

Практическая работа по устранению проблем или украшению двора школы

май

333.

«Ни кто не забыт, ничто не забыто!»

1

0,5

0,5

Проект «Моя семья в истории страны»

май

334.

«Летний бриз»

1

0,5

0,5

Игровая программа

май

Аспекты изучения и показатели учебно-воспитательной работы

Аспекты изучения

Показатели

1

2

1. Создание условий для развития личности воспитанника

  1. Уровень подготовки дошкольника к обучению в школе
  2. Образовательный статус родителей и уровень их воспитательной активности
  3. Характеристика семьи учащегося
  4. Уровень адаптации учащихся
  5. Состояние отдельных направлений учебно-воспитательной работы в школе
  6. Эффективность учебно-воспитательного мероприятия (урока)
  7. Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью
  8. Удовлетворенность родителей результатами воспитания и обучения своего ребенка

2. Сформированность познавательного и творческого потенциалов личности

  1. Количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования
  2. Уровень познавательной мотивации школьников
  3. Обученность и качество знаний воспитанников
  4. Профориентационные склонности учащихся
  5. Результативность участия школьников в конкурсах, конференциях, фестивалях научно-исследовательских и реферативных работ учащихся
  6. Результативность участия школьников в предметных олимпиадах
  7. Креативные способности учащихся
  8. Результативность участия школьников в творческих конкурсах, смотрах и фестивалях
  9. Готовность учащихся к переходу в среднее звено

3. Сформированность нравственного и эстетического потенциалов личности

  1. Уровень воспитанности учащихся
  2. Социальная активность учащихся
  3. Личностный рост обучающихся
  4. Склонность к отклоняющемуся поведению
  5. Внешний вид учащихся. Ведение дневников

4. Сформированность физического потенциала личности

  1. Количество учащихся, занимающихся спортом
  2. Результативность участие школьников в спортивных состязаниях и соревнованиях
  3. Состояние здоровья учащихся
  4. Охват учащихся горячим питанием
  5. Количество пропусков уроков по болезни

5. Сформированность коммуникативного потенциала личности

  1. Уровень общительности воспитанников
  2. Уровень развития классного коллектива
  3. Степень конфликтности и степень сплоченности класса

Методические рекомендации.

На первом году воспитания необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование  доверительных отношений между учеником и учителем-воспитателем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах, посещению на дому. Тренинги «Мимика и жесты», «Приветствия», классные часы «Настроение», «Мальчики и девочки». «Мы школьниками стали». Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.

Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на  пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт  характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому воспитателю надо более ответственно подойти к проведению  родительских собраний и лекториев. Это  родительские собрания   «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание  созидательной дисциплины», семейный праздник ««Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских  отношений.   

Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив.  Воспитателю продолжать работать на раскрытие творческого потенциала, каждого ребенка,  Этому способствуют игры на свежем воздухе,  выездные экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»

           Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.

           

Мониторинг

             Мониторинг результатов осуществляется по направлениям ежегодно, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце обучения данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков, степень развития отношений к предмету  по направлениям программы.

  1. Отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;
  2. Изучение межличностных отношений;
  3. Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;
  4. Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.

Диагностический блок.

Основные формы изучения

  1. Наблюдения.
  2. Беседы с учениками, родителями.
  3. Изучение высказываний на уроке, классных часах, внеклассных мероприятиях.
  4. Изучение отношения к проводимым мероприятиям, урокам.
  5. Анкетирование и тестовый опрос учащихся и родителей.

Критерии оценки

Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:

  1. Уровень сформированности классного коллектива.
  2. Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик.
  3. Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
  4. Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
  5. Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.

  Диагностические средства

 Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств: наблюдений, анкетирования, тестов:

  1. Диагностикаличностных особенностей детей в возрасте от 6 до 10 лет  (Методика Рене Жиля).
  2. Групповое изучение самооценки младшего школьника.
  3. Мониторинг  выявления одарённых учащихся (с признаками одарённости).
  4. Методика изучения удовлетворенности родителей работой учителя– классного руководителя (воспитателя).
  5. Оценка уровня комфортности учащихся.
  6. Оценка удовлетворенности школьной жизнью учащихся.
  7. Методика Ю.В.Васильева «Определение уровня воспитанности учащихся».
  8. Методика изучения социализированности личности учащегося   (разработана профессором М. И. Рожковым)
  9.  « Психологический климат классного коллектива»  (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриев).
  10. Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»
  11. «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
  12.  «Сформированность основных нравственных качеств личности» (Капустин Н.П.)
  13. «Диагностика уровня воспитанности учащихся» (Капустин Н.П.)
  14.  Анкета «Сплочённость класса».
  15. Анкета «Мой класс».

Список литературы

                                  

  1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – №4.
  2. АкутинаС.П.. Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся. Программа занятий со школьниками./ Научно-методический журнал «Классный руководитель» - 2007.- №3. – С. 5-24.
  3. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М.: Вита-Пресс, 1995.
  4. Воспитание школьников, научно- методический журнал, №10, 2006 год, Москва.          
  5. Гаврилова А.В. Проект «Я - гражданин России».//Классный руководитель.-2009, № 5.
  6. Гуреева О.С. Знать, мыслить, уметь, действовать.//Начальная школа.-2000, № 6.
  7. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М., 2003.
  8. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.- М.: Просвещение, 2009.
  9. ДереклееваН.И.Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. -М.: ВАКО, 2004.
  10. Е.Н.Степанов. 4-я лекция «Воспитательная система класса»/ Научно-методический журнал «Классный руководитель» - 2006.- №4. – С. 5-19.
  11. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
  12. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,2000.
  13. Классные часы./Авт.-сост.Максимова Т.Н.-М.: ВАКО, 2009.
  14. Классный руководитель, журнал №3, 2006год, Москва.
  15. Настольная книга учителя начальных классов/ Н.Ф.Дик. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005.
  16. Р.А. Курашкина «Программа воспитания школьников».
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010 г.
  18. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника.//Классный руководитель.-2010, № 5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя интерната

Данная разрабока  представляет собой набор страниц "дневника" воспитателя группы интерната  специальной коррекционной школы VIII вида. Такие программы имееют все воспитатели нашей школы. Пол...

Рабочая программа воспитателя ГПД

Интересно и познавательно...

рабочая программа воспитателя

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, направления работы с целями, перспективный план и др.разделы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитателей 2 младшей группы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвоспитателей 2 младшей группыМуниципального бюджетного дошкольногообразовательного учреждения«Детский сад общеразвивающего вида №29»воспитателя первой квалификационной категории...

Рабочая программа воспитателя «ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» Кевбриной А. А. «Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями»

Рабочая программа воспитателя «ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь»Кевбриной А. А.«Воспитание  и  обучение  детей  с  ограниченными  возможностями»...

Рабочая программа воспитателя

Пояснительная записка    Рабочая   программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:– Конвенция  ООН о правах ребенка;– Консти...