Программа «Художественное творчество»
рабочая программа

Ермолаева Валентина Алексеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по внеурочной деятельности

общекультурного направления

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

начальное общее образование

1 – 4 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Уралинская основная общеобразовательная школа»

Большеуковского муниципального района Омской области

Рассмотрено на заседании                                            Утверждаю «____»___________2019г.

педагогического совета школы                                       Директор _______Гурьянова Л.А.

протокол № 5

«29» августа 2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

общекультурного направления

«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

начальное общее образование

1 – 4 классы

Количество часов 130 ч

                                                                                               Разработала: Ермолаева Валентина Алексеевна,

                             учитель технологии

                                                                                                 2019 год

Пояснительная записка

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Работа с пособиями представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Место занятия внеурочной деятельности в учебном плане

Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Общее количество часов – 130. Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 31 час, 2 класс – 33 часа, 3 класс – 33 часа, 4 класс – 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2 - 4 классах.


 Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Содержание курса

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы(объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа кружка художественного творчества:

  • предоставляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами;
  • удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои способности;
  • позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Календарно - тематическое планирование для 1 класса

п.п.

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1.

Вводное занятие. Принятие правил работы в группе. Знакомство с целями и задачами кружка.

1

Изделия из природного материала

4 ч.

2.

Экскурсия в парк.

1

3.

Что растет на грядке? Загадки об овощах. Овощные фантазии. Поделки из овощей.

1

4.

Экибана – искусство составления букетов. Букет из осенних листьев, ягод, цветов.

1

5.

Аппликация из осенних листьев. Аквариумные рыбки.

1

Панно, созданные в мозаичной технике с использованием салфеток и пластилина.

4 ч.

6.

Панно – мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненное из салфеток, скатанных в шарики.

1

7.

Рисование пластилином.

1

8.

Обратная мозаика на прозрачной основе.

1

9.

Панно – мозаика из пластилиновых шариков.

1

Объемные игрушки из бумаги.

3 ч.

10.

История возникновения бумаги. Игрушка «Лиса».

1

11.

Игрушка «Лягушонок».

1

12.

Игрушка – стаканчик «Зебра».

1

Игрушки из ниток.

2 ч.

13.

Какие бывают нитки? «Цыпленок»

1

14.

«Цыпленок». Завершение работы.

1

Игрушки из ваты.

4 ч.

15.

Удивительный материал – вата. «Лебедь белая плывет …» Игрушка из ваты.

1

16.

Зайчик из ватных шариков.

1

17.

Зайчик из ватных шариков. Окраска изделия.

1

18.

Экскурсия. Лепим из снега.

1

Открытки, картины, панно, апплицированные различными материалами: сухоцветами, тканью, бумагой, пуговицами,трикотажными нитками.

4 ч.

19.

Общие сведения о различных материалах. Знакомство со свойствами некоторых материалов.

1

20.

Изготовление сувенирной открытки в технике аппликации.

1

21.

Панно из цветных тканевых лоскутков. Завершение работы.

1

22.

Аппликация из пуговиц.

1

Общая коллективная работа для выставки

9 ч.

23.

Технология изготовления изделий из соленого теста: замешивание, сушка, окраска.

1

24.

Панно «По щучьему веленью» из соленого теста.

1

25.

Панно «По щучьему веленью» из соленого теста. Окраска изделия.

1

26.

Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек. Заготовка материала.

1

27.

Мозаика из кусочков пластиковых трубочек.

Практическая работа. Выставка работ.

1

28.

Пластилиновый фон

1

29.

Процарапывание на пластилине

1

30.

Аппликация из расписного пластилина, полученного путём смешивания.

1

31.

Экскурсия «Красота, созданная руками человека»

1

Календарно - тематическое планирование для 2 класса

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Работа с бумагой и картоном.

6 ч.

1.

Вводное занятие. «Как появилась бумага». Составление по образцу композиции из геометрических фигур (домик и елка)

1

2.

Закладка «Карандаш»

1

3.

Панно-мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненное из салфеток, скатанных в шарики.

1

4.

Из истории аппликации. Обрывная аппликация. Фрукты

1

5.

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

1

6.

Объёмная аппликация из полос «Букет».

1

Работа с природным материалом.

3 ч.

7.

Понятие о флористике. Заготовка природного материала.

1

8.

Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов.

1

9.

Объемные композиции из природных материалов.

1

Работа с пластилином.

4 ч.

10.

Панно из семян и крупы.

2

11.

Панно из семян и крупы.

12.

Торцевание на пластилине.

2

13.

Торцевание на пластилине.

Работа с бумагой

2 ч.

14.

Виды новогодних игрушек. Снежинки, гирлянды, игрушки.

2

15.

Работа с тканью и нитками.

2 ч.

16.

Панно из цветных тканевых лоскутков. Завершение работы.

2

17.

Работа с разными материалами.

16 ч.

18.

Из истории пуговиц. Композиция из пуговиц.

Способы пришивания пуговиц.

2

19.

20.

Аппликация из лент и пуговиц. Панно «Цветочная полянка».

1

21

Работа с соленым тестом.

2

22.

23

Цветочные фантазии. Праздник «Цветок для мамы»

1

24.

25.

Объемное плетение из двух полосок. «Гармошка»

Объемное плетение из двух полосок. «Весёлая гусеничка».

1

1

26.

Мозаика из ватных шариков. «Старик лесовик»

1

27.

Игрушка из ватных дисков.

1

28.

Введение в тему. Кукла из ниток.

1

29.

Лепим из пластилина сказочных героев.

1

30.

Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек.

1

31.

Игрушки из пластмассовых бутылок.

1

32.

Изготовление открытки по замыслу.

1

33.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1


Календарно - тематическое планирование для 3 класса

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Работа с бумагой и картоном.

6 ч.

1.

Вводное занятие. «Из истории бумаги». Оригами.

Бабочки.

1

2.

Аппликация из деталей оригами. «Аквариумные рыбки». Составление композиции (коллективная работа)

1

3.

Из истории аппликации. Обрывная аппликация. Грибы.

2

4.

5.

Объемная аппликация из гофрированной бумаги. Цыплёнок.

2

6.

Работа с природным материалом.

3 ч.

7.

Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов.

1

8.

Панно из семян. «Подсолнух»

1

9.

Объемные композиции из природных материалов.

1

Работа с пластилином.

4 ч.

10.

Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине.

1

11.

Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Парусник».

1

12.

Налепные украшения. «Универсальный робот», «Принцесса».

1

13.

Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки фантастических существ. Композиция по мифам.

1

Работа с тканью и нитками.

4ч.

14.

Виды новогодних игрушек. Снежинки, гирлянды, игрушки.

2

15.

16.

Готовимся к маскараду. Изготовление маскарадной маски.

2

17.

Работа с разными материалами.

16 ч.

18.

Из истории мозаики. Мозаика из пластилиновых шариков «Ветка сирени».

2

19.

20.

Работа с бумагой в технике квиллинг. Аппликация «Колосок». Скручивание элементов ролл и выполнение элементов капля.

2

21.

22.

Мозаика из ватных шариков. «Гномик»

1

23.

Мозаика из кусочков поролона. «Ягода-малина».

1

24.

Цветочные фантазии. Праздник «Цветок для мамы»

1

25.

Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из ткани.

1

26.

Изготовление куклы- оберега.

1

27.

Плетение из бисера.

1

28.

Плетение из бисера. Праздник «Мы открываем магазин украшений».

1

29.

Из истории пуговиц. Композиция из пуговиц.

1

30.

Способы пришивания пуговиц.

1

31.

Салют ко дню Победы. Рисунки,аппликация.

1

32.

Изготовление открытки по замыслу.

1

33.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

Календарно - тематическое планирование для 4 класса

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

I. Работа с природными материалами

4ч.

1.

2.

Вводное занятие.

Коллективные композиции, индивидуальные панно.

2

3.

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).

2

4.

Плоское моделирование и конструирование из геометрических форм .

3 ч.

5.

Мозаика из частей квадрата, прямоугольника, ромба.

1

6.

Аппликация из геометрических фигур.

1

7.

Портрет из геометрических фигур.

1

Работа с бумагой и картоном.

6ч.

8.

9.

Из истории плетения. Техника квиллинга из бумаги.

Презентация «Основные элементы квиллинга». Рябина.

Изготовление листьев рябины 2 цвета. Изготовление ягод рябины. Плотный ролл. Сборка изделия

2

10.

11.

Аппликации в технике квиллинг. Сувенир «Котята».

2

12.

13.

Прямое плетение из Аппликации в технике квиллинг. «Цветочная композиция».

2

Работа с тканью и нитками.

4ч.

14.

Узелковое плетение. Макраме. Беседочный узел. Декоративные узлы. «Узел счастья»

«Дерево жизни», «Турецкий узел».

2

15.

16.

Изготовление ёлочных игрушек.

Готовим сюрпризы на старый Новый год.

2

17.

Работа с разными материалами.

16ч.

18.

19.

Из истории пуговиц. Способы пришивания.

2

2

20.

21.

Композиция из пуговиц.

22.

23.

Изготовление композиций из скорлупы орехов «Семейка ежей».

2

24.

Мозайка из ватных шариков.

1

25.

Мозаика из пластилиновых шариков

1

26.

27.

Техника изонить. Заполнение круга, угла.

2

28.

29.

Аппликации в технике изонить.

2

30.

31.

Аппликации в технике изонить. Фоторамка.

2

32.

Изготовление портрета

1

33.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 071501 Народное художественное творчество специализации «Театральное творчество» ( «Театр кукол»)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования Код 071501 Народное ху...

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛA заседания Жюри II (финального) 9-го Фестиваля художественного творчества обучающихся, студентов и педагогов "Творчество молодых"в номинации «Художественное чтение»

Астафурова Анастасия - дипломант конкурса чтецов "Творчество молодых" в номинации "Конкурс чтецов"Черанёва Наталья Александровна -дипломант конкурса чтецов "Творчество молодых" в номинации "Педагог на...

Семинар-практикум «Развитие художественного творчества в условиях внедрения парциальных программ И.А. Лыковой «Цветные ладошки» и «Художественный труд»»

Знакомство педагогов ДОУ с парциальной программой И.А. Лыковой, с методическими пособиями. Рассказать о приумуществах использования программы в своей педагогической практике....

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Графика, мультипликация и художественное творчество»

Программа анимационной деятельности ориентирована на потребность младших школьников в познавательной деятельности  и опирается на различные виды технической, творческой и познавательной активност...

Программа «Художественное творчество» Автор: Проснякова Т.Н.

Программа «Художественное творчество»Автор: Проснякова Т.Н....