Анализ работы педагога-психолога за 2018-2019 учебный год
материал

Анализ деятельности педагога-психолога за 2018-2019 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_psihologa_18-19_uch.god_.doc701.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ деятельности психологической службы

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения  

«Панаевская школа-интернат»

за 2018-2019 учебный год

Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально- психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

Целью психологического сопровождения в Панаевской школе-интернате является создание социально-психологических условий для успешного обучения и воспитания, содействие психологическому и личностному развитию участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС.

Деятельность психологической службы  в 2018-2019 учебном году была реализована по следующим направлениям: 

  1. диагностическая работа
  2. профилактическая работа
  3. психокоррекционная и развивающая работа
  4. консультативная работа
  5. организационно-методическая работа педагога-психолога

 Годовое планирование было составлено с учетом всех направлений, которые реализуются через различные формы работы – групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, факультативные занятия, тренинги, психологические игры, обучающие семинары.

  1. Диагностическая работа

В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всех этапах школьного обучения.

Проведено мониторинговое исследование готовности первоклассников к обучению в школе проведено в начале учебного года.

Результаты мониторингового исследования

готовности первоклассников к обучению в школе

Методики

Уровень

1а/

Кондратенко И.       15/15

1б/

Боровских Л.В./

14/13

1в/

Ермилова Н.Н./

16/16

Итого

1 классы/

45/44

Писали 43 уч.

кол

%

кол

%

кол

%

кол

%

Уровень общего развития первоклассника (Методика «Рисунок человека»)

высокий

5

33

3

23

5

33

13

30

средний

7

47

7

54

8

53

22

52

низкий

3

20

3

23

2

14

8

18

Сформированность предпосылок учебной деятельности (Методика        «Графический диктант»)

высокий

8

53

5

8

53

21

48

средний

7

47

5

38

5

33

17

40

низкий

0

0

3

23

2

14

5

12

Сформированность предпосылок учебной деятельности (Методика «Образец и правило»)

высокий

10

67

4

31

0

0

14

33

средний

1

6

7

54

9

60

17

40

низкий

4

27

2

15

6

40

12

27

Проверка фонематического слуха и правильного восприятия первоклассниками речи учителя

(Методика «Первая буква»)

высокий

12

80

6

46

5

33

23

53

средний

2

14

6

46

5

34

13

31

низкий

1

6

1

8

5

33

7

16

Объединённый анализ (по 4 методикам)

высокий уровень готовности

6

40

1

8

2

14

9

21

готов к школе

7

47

9

69

11

72

27

63

Недостаточная сформированность предпосылок учебной деятельности

трудности испытывают

2

13

3

23

2

14

7

16

Педагогом-психологом  были проанализированы профиль каждого ребенка,  данные ученика по отдельным сферам, результаты, выходящие за пределы нормы (мелкого пунктира или  обычного пунктира) или имеющие значения типа «низкий», «ниже нормы»). Общая успешность в 4-х тестах проанализирована по каждому ребенку и по классу в целом. Результаты мониторинга доведены до сведения родителей (законных представителей). Организованы групповые коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, показавшими низкий уровень готовности к школе, в течение 2018-2019 учебного года (проведено 34 занятия).

Мониторинг оценки готовности обучающихся

5-х классов к обучению в основной школе

                В рамках мониторингового исследования готовности обучающихся 5-х классов к обучению в основной школе педагогом-психологом проведены следующие диагностические методики: «Настроение», «Что тебе больше нравится?», «Как ты себя оцениваешь?». Педагогом-психологом  были проанализированы профиль каждого ребенка,  данные ученика по отдельным сферам, результаты, выходящие за пределы нормы (мелкого пунктира или  обычного пунктира) или имеющие значения типа «низкий», «ниже нормы»). Результаты мониторинга доведены до сведения родителей (законных представителей), будут использованы для дальнейшей профилактической, коррекционной  работы с обучающимися.

Анкетирование обучающихся пятых классов

Методика: анкета Лускановой Н.Г.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе — одним из труднейших периодов школьного обучения. Проблемы пятиклассников связаны с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками. Трудности,  возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной  деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога  к школьнику. Все это является довольно серьезным  испытанием для психики школьника.

Для выявления самоопределения учащихся к учебной деятельности проводилось анкетирование, которое позволило определить  уровень учебной мотивации, конфликтные зоны учащихся, статус школьника и его самоощущение в классе, влияющие на учебную деятельность.

В анкетировании участвовало 53 обучающихся 5-х классов.

Диагностика

учебной мотивации учащихся 5-х классов

Класс

Уровни учебной мотивации

Всего учащихся

высокий

достаточный

средний

низкий

13

9- 70%

2- 15%

2 – 15%

-

16  

10-62%

3-19%

3-19%

-

15

8- 53%

7-47%

-

-

9

-

-

9- 100%

-

Всего

53

27 – 51%

12-23%

14 -26%

-

Вывод: на начало 2018-2019 учебного года уровень учебной мотивации обучающихся 5-х классов составил: высокий- 51% (от общего количества респондентов); достаточный — 23%, средний — 26%, низкого уровня учебной мотивации не выявлено.

Среди наиболее выраженных показателей, выявленных при подведении итогов анкетирования  обучающихся 5 классов определены конфликтные зоны.

Конфликтные зоны обучающихся 5 классов

Класс

Всего

уч-ся

Конфликтные отношения в классе

Замкнутость в малой группе

Позиция аутсайдера

Неблагополучие в социуме

Роль «недовольной звезды»

13

-

4 – 31%

1 – 7%

-

1 – 7%

16  

-

5 – 31%

-

-

-

15

-

6 –  40%

-

-

-

9

2 – 22%

2 – 22%

-

-

Всего

53

2 – 4%

17 – 32%

1 – 2%

-

1 – 2%

 

Вывод: конфликтные отношения в классе есть в 5г классе у 2 обучающихся (22%), замкнутость в малой группе, нежелание или невозможность расширить свой круг общения выявлены у 17 обучающихся 5 классов (32% от общего числа детей), в позиции аутсайдера находится 1 обучающихся 5а класса (7%). С обучающимися 5-х классов проведены тренинговые занятия на сплочение «Я+ТЫ=МЫ», даны рекомендации классным руководителям.

Результаты комплексного исследования обучающихся 7-11 классов

на выявление склонности к суицидальному поведению

Цель диагностики: определение кризисных состояний личности.

Проведены следующие методики:

  1. Тест «Самооценка психических состояний Айзенка»
  2. Опросник суицидального риска (модификация Разуваевой)
  3. Опросник для подростков (от 11 лет и старше) (переработанный опросник Columbia DISC Depression Scale)
  4. Шкала безнадёжности Бека

В комплексной диагностике  приняло участие  150  обучающихся 7-11 классов.

Результаты теста самооценки психических состояний по Айзенку

Класс

/кол-во человек

тревожность

фрустрация

агрессивность

ригидность

высокая

средняя (допустимый уровень)

низкая /норма

высокая самооценка, стрессоустойчивость

средний уровень

Низкая самооценка, избегание трудностей

высокий уровень

средний уровень (допустимый)

низкий уровень/норма

высокий уровень, ригидность сильно выражена

средний уровень (допустимый)

низкий уровень/норма, легкая переключаемость

7а/16

0

7

9

9

5

2

2

7

7

3

11

2

7б/15

0

8

7

7

7

1

2

7

6

1

9

3

8а/19

0

6

13

12

7

0

0

6

13

0

8

11

8б/18

1

3

14

17

1

0

0

9

9

0

10

8

8в/

6

1

4

2

2

5

0

1

2

4

1

3

3

9а/16

0

9

7

8

8

0

3

9

4

1

12

3

9б/19

2

9

8

8

7

4

3

11

5

4

10

5

9в/11

0

3

8

11

0

0

2

1

8

1

6

4

10 кл./18

0

4

14

13

5

0

2

7

9

0

11

7

11 кл./11

1

3

7

8

3

0

1

5

5

0

8

3

ИТОГО:

5 – 3%

56 – 37%

89-

60%

95-

63%

48-32%

7-

5%

16-

11%

64-

42%

70-

47%

13-

9%

88-

58%

49-

33%

Вывод:

У большинства обучающихся 7-11 классов (97% от числа обследованных) диагностированы средний (допустимый) и низкий уровни тревожности. Высокий уровень тревожности показали 5 обучающихся, что составляет 3%.

Тревожность – индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Здесь тревога выступает как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей или кажущейся таковой опасности.

У 63% обучающихся 7-11 классов (95 чел.)  по шкале «Фрустрация» - высокий уровень самооценки, стрессоустойчивость. Средний уровень фрустрации показали 32% обучающихся (48 чел.), что означает психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желаний. 5% (7 чел.)- с низкой самооценкой, данным обучающимся свойственно проявление отрицательных переживаний: разочаровании, раздражении, тревоге, отчаянии и т. п.

Высокий уровень агрессивности диагностирован у 11% обучающихся 7-11 классов (16 чел.). Агрессивность – не вызванная объективными обстоятельствами неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям и окружающему миру. Проявляется в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. Иногда проявляется в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к другому человеку или иному социальному объекту. Средний (допустимый) и низкий уровень агрессивности показали 89% обучающихся.

У 8% обучающихся 7-11 классов (13 чел.) по шкале «Ригидность» - высокий уровень, который выражается в затрудненности (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Средний (допустимый) и низкий уровень агрессивности показали 91% обучающихся, что выражается в легкой переключаемости, пластичности личности.

Результаты опросника суицидального риска Разуваевой,

опросника для подростков (от 11 лет и старше) (переработанный опросник Columbia DISC Depression Scale)

Класс

/кол-во человек

Уровень риска суицидального поведения

высокий

средний

низкий

очень низкий

7а/16

0

1

7

8

7б/15

0

0

2

13

8а/19

0

1

2

16

8б/18

0

0

0

18

8в/7

0

1

1

5

9а/16

0

3

5

8

9б/19

1

4

4

10

9в/11

0

0

1

10

10 кл./18

0

0

2

16

11 кл./11

1

1

1

8

ИТОГО:

2 – 1,5%

11 – 7, 5%

25-17%

112 – 74%

Вывод: высокий уровень риска суицидального поведения продиагностирован у   обучающихся 7-11 классов, что составляет % от числа обследованных.  Средний уровень риска суицидального поведения показали  обучающихся - %.   Большинство обучающихся 7-11 классов показали низкий и очень низкий уровень риска суицидального поведения.

Результаты теста «Шкала безнадёжности Бека»

Класс

/кол-во человек

Выявлено депрессивное состояние,

чувство безнадёжности

Благоприятное

психоэмоциональное состояние,

без депрессии

7а/16

1

15

7б/14

0

15

8а/19

0

15

8б/18

0

18

8в/7

1

6

9а/16

0

16

9б/19

1

18

9в/11

0

11

10 кл./18

0

18

11 кл./11

1

10

ИТОГО:

4 – 2,7%

146 – 97,3%

Вывод: на момент диагностики у большинства обучающихся 7-11 классов (146 чел. -  97,3 %)  благоприятное психоэмоциональное состояние, без депрессии. Депрессивное состояние выявлено у 4 обучающихся (2,7%).

По результатам комплексного исследования обучающихся 7-11 классов на выявление склонности к суицидальному поведению педагогом-психологом проведена следующая работа:

  1. Индивидуальные консультации с обучающимися, показавшими высокий и средний уровни суицидального поведения, высокий уровень тревожности и депрессивное состояние. В ходе индивидуальной работы (анализ ответов теста, оценка психоэмоционального состояния на данный момент, ситуативный анализ) выяснилось, что некоторые обучающиеся не поняли суть вопросов тестов, есть несоответствие  между ответами на схожие вопросы, не правильно было интепретировано собственное психическое состояние. Таким образом, в «группе риска» по неблагоприятному психоэмоциональному состоянию после индивидуальной аналитической работы с обучающимися остались 2 человека.
  2. С обучающимися проведены тренинговые занятия «Эмоциональная саморегуляция»
  3. Результаты диагностики доведены до сведения педагогов, родителей в обобщенном виде, в виде рекомендаций.
  4. Проведена индивидуальная психокоррекционная работа с обучающимися «группы риска», наблюдение  со стороны педагогов и психолога, повторная диагностика психоэмоционального состояния (в апреле 2019 г.). По результатам повторной диагностики психоэмоциональное состояние обучающихся «группы риска» стабильное, благоприятное.
  5. Рекомендовано педагогам (классным руководителям, воспитателям) продолжать работу по профилактике суицидального  поведения обучающихся, созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе, разрешению конфликтных ситуаций.
  6. Проведен семинар –практикум для родителей «Семья и психологическое здоровье ребенка»

Результаты адаптации обучающихся 10 класса

к процессу обучения в старшем звене

Процесс перехода ученика в старшее звено  имеет свои особенности. Адаптация рассматривается как принятие старшеклассниками новой социальной позиции, дальнейшее самоопределение личности, профессиональная ориентация.

            Основными факторами, которые влияют на адаптацию в 10 классе, являются:

-новые условия обучения;

-изменения социального статуса в классном коллективе;

-увеличение учебной нагрузки;

-физиологические изменения;

-психологическое состояние.

Процесс адаптации рассматривался согласно плана работы УВР  Панаевской школы-интерната на 2018-2019 уч.г. с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников

Анализ проведенного анкетирования

 «Особенности адаптации 10 классе» показал следующее:

  1. 77% (14 чел.) обучающихся почувствовали, что возросла учебная нагрузка.
  2. На выполнение домашнего задания обучающиеся 10 класса тратят в среднем:
  1. 1-3 часа- 14 чел.
  2. 4-5ч- 2 чел.
  3. весь вечер – 1 чел.
  4. не ответил – 1 чел.
  1. На вопрос «У вас стало меньше человек в классе.  Довольны ли вы этим?» ответы распределены следующим образом:
  1. Скорее да, чем нет- 3 чел.
  2. Скорее нет, чем да- 6 чел
  3. Нет – 4 чел.
  4. Трудно сказать-5 чел.
  1. Среди ответов на вопрос «Как вы думаете, чего не хватает вашим одноклассникам?» были следующие: дисциплины, терпения, трудолюбия, корректности, ответственности, сосредоточенности.
  2. Среди ответов на вопрос «Как вы думаете, чего не хватает вашим учителям?» отмечаются: терпения, понимания, энергии, свободного времени, отдыха.
  3. В этом учебном году обучающиеся 10 класса ставят перед собой  цель:
  •  учиться, заниматься спортом – 2 человека
  • подготовиться к сдаче  ЕГЭ  – 1 человек
  • закончить учебный год на хорошие отметки (с отличием)–  10 человек
  • усвоить лучше материал – 1 чел.
  • стать хорошистом – 1 чел.
  • еще не думал – 1 чел.
  • не ответили – 2 чел.
  1. 44%  (8 чел.) опрошенных в своих ответах на вопрос «Оправдались ли ваши ожидания относительно обучения в 10 классе?» ответили «да» и «скорее да, чем нет»; не могли определиться с ответом 39% (7 чел.);  дали ответ «скорее нет, чем да» - 2 чел. (11%), не ответил на этот вопрос – 1 чел. (5%)

.

Результаты диагностики состояния психологического климата в классе.

Параметр

Характер психологического климата коллектива

Оценка климата как благоприятного

Безразличие к психологическому  климату класса

Оценка климата как значительно неблагоприятного

Всего -18 чел.

14 чел. (78%)

4 чел. (22%)

-

Вывод: результаты проведенного исследования показали, что большинство обучающихся 10 класса (78%) оценивают психологический климат классного коллектива как благоприятный. Участники исследования отметили присутствие доброжелательных, доверительных отношений с классным руководителем, педагогами, одноклассниками, наличие преимущественно хорошего настроения в стенах школы. 22% (4 чел.) проявляют безразличие к психологическому климату класса.

Результаты диагностики школьной мотивации

Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.

Диагностика школьной мотивации по методике Лукьяновой М.И., Калининой Н.В. была направлена на определение следующих аспектов:  

  • Личностный смысл учения
  • Степень развития целеполагания
  • Виды мотивации
  • Внутренняя или внешняя мотивация

Результаты определения школьной мотивации учащихся 10 класса показали следующее:

  1. Содержательный блок «Личностный смысл учения» - внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «прикладывание» школьником процесса обучения к себе, своему опыту и своей жизни.

Высокий уровень выявлен у 11 обучающихся (61%), средний – 7 чел. (39%)

  1. Степень развития целеполагания - это направленность ученика на выполнение отдельных действий, относящихся к учебной деятельности.

У большей части опрошенных старшеклассников  (72%) определен очень высокий и высокий   показатели  уровни целеполагания. Средний уровень составил 28%. Ниже среднего и низкого уровня не выявлено.

 

  1. Виды мотивации

- познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.

- социальные мотивы характеризуют различные виды социального взаимодействия школьника с другими людьми.

У  обучающихся 10 класса диагностированы следующие мотивы:

  • учебный мотив, свидетельствующий об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний – 6 чел. (33%)
  • оценочный мотив выявлен у 2 обучающихся (11%)
  • позиционный мотив, выражающийся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. – 4 чел. (23%)
  • внешний мотив – 6 чел. (33%)

  1. Внутренняя или внешняя мотивация-отношение мотивов к непосредственно учебной деятельности. Мотивы, стимулирующие определенную деятельность (процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослыми.

Внутренний мотив выражен у 77% (14 чел.) опрошенных обучающихся,  у остальных 23% (4 чел.) внутренние и внешние мотивы выражены в равной степени.

  1. Показатель  «Стремление к достижению успеха в учебе» -  у 33% (6 чел.) присутствует как стремление к успеху, у большинства обучающихся 67% (12 чел.) стремление к успеху и так  недопущение неудач в учебной деятельности выражены в равной степени.

Обучающиеся, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой ц ели. Деятельность (обучениевызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех обучающиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям. Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому.

Итоговые результаты школьной мотивации обучающихся 10 класса

Показатель

Уровень

Очень высокий,

высокий

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

Личностный смысл учения

11 – 61%

7 – 39%

-

-

Степень развития целеполагания

2 – 11%

11 – 61%

 -

5 – 28%

-

-

Виды мотивации

учебный мотив – 6 чел. (33%)

оценочный мотив выявлен у 2 обучающихся (11%)

позиционный мотив– 4 чел. (23%)

внешний мотив – 6 чел. (33%)

Внутренняя или внешняя мотивация

Преобладание внутреннего мотива – 14 (77%)

Внутренние и внешние мотивы выражены в равной степени – 4 (23%)

Стремление к достижению успеха

Выражено стремление к успеху – 6 (33%)

Присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности – 12 (67%)

Методика диагностики личностной тревожности по методике А.М. Прихожан позволила охарактеризовать проявления тревожности обучающихся 10 класса в различных типах ситуаций:

•        ситуации, связанные со школой, общением с учителями (школьная тревожность);

•        ситуации, актуализирующие представление о себе (самооценочная тревожность);

•        ситуации общения (межличностная тревожность).

Результаты  определения уровня тревожности  учащихся 10 класса по аспектам

Уровень

Вид тревожности

Школьная

Самооценочная

Межличностная

Общая

Норма

9 – 50%

11 – 61%

13 – 73%

11 – 61%

Повышенный

4 – 22%

3 – 17%

1 – 5%

2-12%

Высокий

5 – 28%

1 – 5%

1- 5%

1 – 5%

Чрезмерное спокойствие

3 – 17%

3 – 17%

4 – 22%

 По результатам диагностирования выявлено, что у 61% обучающихся 10 класса нормальный уровень общей тревожности, высокий и повышенный уровни – 5% и 12% соответственно,  чрезмерное спокойствие выражено у 22%.

 

 

По аспекту «Школьная тревожность»: норма – 50% обучающихся (9 чел.), повышенный уровень продиагностирован у 4 обучающихся (22%), высокий – 28% (5 чел.). Чрезмерное спокойствие по данному аспекту не выявлено.

По аспекту  «Самооценочная тревожность»: норма – 11 обучающихся (61%), повышенный уровень – 17% (3 обучающийся) , высокий – 5%, «чрезмерное спокойствие» - 17% (3 обучающихся)

По категории «Межличностная тревожность»: норма – 13 обучающихся (73%), повышенный уровень – 5% (1 обучающийся), высокий – 5%, «чрезмерное спокойствие» - 17% (3 обучающихся)

Вывод:

У большинства старшеклассников 10 класса не выявлены значения тревожности, создающие угрозу психическому здоровью личности, отрицательно влияющих на результаты деятельности и неблагоприятно сказывающиеся на качестве социального функционирования личности. Однако,  следует обратить внимание  на  обучающихся с высоким и повышенным  уровнем по аспекту «Школьная тревожность» ( 9 обучающихся – 50%).

 Определенный показатель «Чрезмерное спокойствие» у некоторых обучающихся по параметрам «Самооценочная» и «Межличностная», «Общая», свидетельствует о сниженном уровне самоконтроля, неразвитых прогностических и когнитивных способностях или о скрытой тревожности, либо незаметной для самого испытуемого (вытесненной), либо отрицаемой им.

Полученные результаты позволяют констатировать об отсутствии постоянного переживаемого чувства тревоги и страха среди большинства опрошенных обучающихся 10 класса. Эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия или осознания неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности, у подростков находится на оптимальном умеренном уровне.

Анализ адаптации обучающихся 10 класса  показывает, что в целом десятиклассники  успешно адаптировались на новой ступени школьного образования. Выявленные проблемы: среди доминирующих мотивов  деятельности  у школьников выступает внешний мотив, учебные мотивы реализуются в поведении только у 33% обучающихся; выявлен высокий и повышенный уровень школьной тревожности у некоторых обучающихся. По итогам анализа адаптационного процесса обучающихся 10 класса проведены: родительское собрание, индивидуальная и групповая работа с обучающимися.

Результаты психологической готовности к сдаче ГИА обучающихся 9,11 классов

Согласно плана работы педагога-психолога по психологической подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ, ОГЭ проведена диагностика обучающихся выпускных классов, направленная на определение уровня психологической готовности к экзаменам и уровня тревожности в ситуации проверки знаний.  Диагностика психологической готовности к экзаменам проведена по методике «Самооценка психологической готовности к экзаменам» (модификация методики М.Ю. Чибисовой) и была направлена на определение уровня психологической готовности к экзаменам по трем составляющим.

Составляющее

класс

Уровни психологической готовности

низкий

средний

выше среднего

высокий

Осведомленность и умелость в процедурных вопросах сдачи экзаменов

16/8 чел.

-

2

12%

4

25%

10

63%

19/18

чел.

-

4

21%

8

42%

7

37%

11/11

2

16%

8

72%

1

10%

11 класс

11/9 чел.

-

-

5

45%

6

55%

Итого:

57/46

чел.

-

8

14%

25

44%

24

42%

Способность к самоорганизации и самоконтролю

16/8 чел.

-

3

19%

7

44%

6

37%

19/18

чел.

-

3

16%

11

58%

5

26%

11/11

1

10%

8

72%

2

18%

11 класс

11/9 чел.

-

2

18%

6

55%

3

27%

Итого:

57/46

чел.

-

9

16%

31

54%

17

30%

Экзаменационная тревожность

16/8 чел.

3

19%

10

62%

3

19%

-

19/18

чел.

6

32%

11

58%

2

10%

-

11/11

3

28%

6

54%

2

18%

-

11 класс

11/9 чел.

5

45%

4

37%

2

18%

-

Итого:

57/46

чел.

17

30%

31

54%

9

16%

-

Результаты  диагностики  психологической готовности к экзаменам

Составляющее

Уровень

Осведомленность и умелость в процедурных вопросах сдачи экзаменов

низкий

-

средний

8 - 14%

выше среднего

25- 44%

высокий

24- 42%

Способность к самоорганизации и самоконтролю

низкий

-

средний

9 - 16%

выше среднего

31 - 54%

высокий

17 - 30%

Экзаменационная тревожность

низкий

17 -30%

средний

31 - 54%

выше среднего

9- 16%

высокий

-

Вывод: результаты диагностики психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов показали по содержательному блоку «Осведомленность и умелость в процедурных вопросах сдачи экзаменов» выраженность высокого уровня у 42% опрошенных старшеклассников. Наибольший показатель выражен у выпускников 9а класса и 11 класса (63% и 55% соответственно).

Высокий показатель определен у 30% опрошенных выпускников по аспекту «Способность к самоорганизации и самоконтролю». Наибольший показатель определен в 9а классе (37%).

Экзаменационная тревожность у большинства обучающихся (54%) находится на среднем (допустимом) уровне,  у 16% опрошенных выявлен уровень тревожности выше среднего показателя. Повышенный  уровень тревожности выражены у 9 обучающихся (9а -3, 9б-2, 9в-2, 11 –2).

         Большинство обучающихся выпускных классов заинтересованы в результатах своей деятельности, они уверенны в себе и своих силах, способны переносить стрессовые нагрузки. При необходимости они смогут мобилизовать свои силы, смогут принять решение или выбрать стратегию деятельности. Выпускники осведомлены в процедурных вопросах сдачи экзаменов. Большая часть опрошенных обучающихся способны к самоорганизации и самоконтролю. Высокий уровень экзаменационной тревожности, являющейся стрессогенным фактором, не выражен.  

Результаты диагностики уровня тревожности в ситуации проверки знаний

Класс

Уровни тревожности  

низкий

средний

повышенный

высокий

16/8 чел.

7

44%

6

38%

2

12%

1

6%

19/18

чел.

3

16%

9

47%

5

26%

2

11%

11/11

2

18%

8

72%

1

10%

-

11 класс

11/9 чел.

4

37%

4

37%

2

18%

1

8%

Итого:

57/46

чел.

16

28%

27

47%

10

18%

4

7%

Диагностика уровня тревожности в ситуации проверки знаний обучающихся выпускных классов позволяет сделать выводы:

  1. Низкий уровень тревожности определен у 16 обучающегося, что составило 28%.  

Состояние тревоги в ситуациях проверки знаний не свойственно. Демонстрация знаний (или их отсутствия), достижений, возможностей не смущает. Напротив, характерно стремление вызвать как можно более бурную реакцию со стороны окружающих в ответ на собственные высказывания или поступки, смутить учителя или шокировать одноклассников. Обучающиеся данного типа любят быть на виду вне зависимости от того, какое впечатление производят на окружающих. Учеба и отношение к ней стоят не на первом месте в списке приоритетов. Вероятно, этот вид деятельности конкурирует с другими, ему уделяется меньше внимания. Можно предположить и некоторую облегченность восприятия и мышления, высокую самооценку и уверенность в себе, свободное проявление эмоций в поведении и независимость. Также не следует исключать и нежелание искренне отвечать на тест.

  1.  Средний  уровень тревожности определен у 27 обучающегося, что составило 47%.  
  2. Нормальный уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, необходимый для адаптации и продуктивной деятельности. Эмоциональные переживания в условиях проверки знаний, достижений, возможностей имеют адекватный характер. Обучающиеся данного типа достаточно ответственно относятся к подобным ситуациям, объективно оценивая свои возможности. Характерны адекватность самооценки, уравновешенность поведения, отсутствие повышенной чувствительности, социальной зависимости и сверхконтроля. В поведении можно наблюдать черты уверенности, решительности, самостоятельности. Достаточно спокойно чувствуют себя у классной доски, демонстрируя свои знания и возможности.
  3. Повышенный уровень диагностирован у 18% старшеклассников. ( 10 обучающихся)

Могут испытывать негативное отношение к демонстрации своих знаний, не любить «устные»  предметы, предпочитая отвечать письменно. Переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей особенно выражено, когда аудитория слушателей незнакома либо значима. Сама по себе учеба нетрудна, но, возможно, выражена боязнь отвечать у доски. Страх перед публичной демонстрацией своих знаний провоцирует чувство тревоги и неуверенности в себе. В то же время обучающиеся достаточно успешно справляются с письменными заданиями, контрольными и внеклассными работами, поскольку здесь отсутствует так называемая «публичная оценка».

  1. Высокий уровень тревожности в ситуациях проверки знаний, проявляющийся как в ситуациях публичной оценки, так и при выполнении индивидуальных и письменных работ определен у 4 обучающихся – 7% от количества опрошенных.

Диаграмма выраженности уровней тревожности

в ситуациях проверки знаний выпускников 9,11 классов

Вывод: переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей,  негативное отношение к демонстрации своих знаний, у большей части выпускников (75%) не диагностировано. Это может говорить о том, что ученики полностью осмыслили предстоящие испытания и относятся к этому  серьёзно, реально оценивают сложившуюся ситуацию и психологически готовят себя к сдаче экзаменов, при этом подкрепляется это всё изучением и повторением экзаменационного материала.

25% обучающихся с повышенным и высоким уровнем тревожности воспринимают стрессовую ситуацию более эмоционально и отвечают на нее субъективно переживаемыми эмоциями: беспокойством, озабоченностью, нервозностью.

По результатам диагностики уровня психологической готовности обучающихся 9,11 классов в период апрель-май 2019 года проведена следующая работа педагога-психолога:

  • Индивидуальное консультирование родителей обучающихся с повышенным и высоким уровнем экзаменационной тревожности
  • Тренинговые занятия для обучающихся 9,11 классов «Сдаём экзамены»
  • Родительское собрание «Волнуемся спокойно- впереди экзамены!» (родители обучающихся 9,11 классов)
  • Индивидуальные занятия с обучающимися на снятие психоэмоционального напряжения (для обучающихся с высоким и повышенным уровнем экзаменационной тревожности)

Анализ анкетирования обучающихся 9-х классов

Цель анкетирования: изучить особенности подготовки обучающихся 9-х классов к сдаче государственной итоговой аттестации.

В анкетировании приняло участие 44 обучающихся 9-х классов.

  1. Обучающиеся 9-х классов выбрали для сдачи ГИА следующие предметы:
  • География – 30 чел.
  • Обществознание – 28 чел.
  • Биология – 6 чел.
  • Родной язык (ненецкий)– 9 чел.
  • Химия – 3 чел.
  • Физика – 3 чел.
  • Информатика – 3 чел.
  • История – 2 чел.
  1. На вопрос «Каким образом ты готовишься к сдаче ГИА?» ответили:
  • С дополнительной помощью школьных педагогов (консультации) – 42 чел.
  • Самостоятельно, в рамках школьной программы – 14 чел.
  1. Пользуются при подготовке к ГИА ресурсами Интернета – 23 чел. Были названы следующие ресурсы: РЕШУ ОГЭ, ФИПИ, видеоуроки на разных сайтах.

19 человек ответили, что не пользуются Интернет-ресурсами;

  1. человека не ответили на этот вопрос
  1. На вопрос «Сколько часов в неделю примерно ты тратишь на подготовку к ГИА?» были даны следующие ответы:
  • 1 час – 2 чел.
  • 2-3 часа – 13 чел.
  • 4-5 часов – 19 чел.
  • 6-8 часов – 6 чел.
  • 10 часов – 2 чел.
  • Достаточно – 1 чел.
  • Не ответил – 1 чел.
  1. Считают  подготовку к сдаче ГИА достаточной и эффективной – 29 чел.

Отрицательно ответили – 11 чел.

Частично – 1 чел.

Затруднились ответить – 3 чел.

  1. Некоторые обучающиеся ответили, что нуждаются в дополнительной помощи для успешной сдачи ГИА и указали следующее:
  • нужно больше консультаций – 2 чел.
  • индивидуальная помощь педагогов – 2 чел.
  • ходить на платные курсы – 1 чел.
  • уделять самому больше времени подготовке – 1 чел.

                В дополнительной помощи не нуждаются – 5 чел.

          Затруднились ответить – 2 чел.

Вывод: проанализировав результаты анкетирования можно сделать вывод, что большинство обучающиеся 9-х классов (66% из числа респондентов) считают подготовку к сдаче ГИА достаточной, почти все обучающиеся посещают консультации педагогов, многие пользуются Интернет-ресурсами. 11% обучающихся не нуждаются в дополнительной помощи при подготовке к ГИА.

Анализ анкетирования обучающихся 11 класса

Цель анкетирования: изучить особенности подготовки обучающихся 11 класса к сдаче ЕГЭ.

В анкетировании приняло участие 11 обучающихся 11 класса.

  1. Обучающиеся 11 класса выбрали для сдачи ЕГЭ следующие предметы:
  • География – 2 чел.
  • Обществознание – 2 чел.
  • Биология – 2 чел.
  • Физика – 3 чел.
  • Математика (профиль)  – 2 чел.
  • Еще не определились – 2 чел.
  1. На вопрос «Каким образом ты готовишься к сдаче ЕГЭ?» ответили:
  • С дополнительной помощью школьных педагогов (консультации) – 7 чел.
  • Самостоятельно, в рамках школьной программы –8 чел.
  1. Пользуются при подготовке к ЕГЭ ресурсами Интернета – 8 чел. Были названы следующие ресурсы: РЕШУ ЕГЭ, ФИПИ, видеоуроки на разных сайтах.

3 человека ответили, что не пользуются Интернет-ресурсами.

  1. На вопрос «Сколько часов в неделю примерно ты тратишь на подготовку к ЕГЭ?» были даны следующие ответы:
  • 2-3 часа – 4 чел.
  • 4-5 часов – 2 чел.
  • 15 часов – 1 чел.
  • 21 час – 1 чел.
  • Достаточно – 1 чел.
  • Не считаю – 1 чел.
  • Не ответил – 1 чел.
  1. Считают  подготовку к сдаче ЕГЭ достаточной и эффективной – 6 чел.

Отрицательно ответил – 1 чел.

Не совсем – 4 чел.

  1. 8 обучающихся не ответили на вопрос «Нуждаешься ли ты дополнительной помощи для успешной сдачи ЕГЭ?»

                В дополнительной помощи не нуждаются – 1 чел.

          Затруднились ответить – 1 чел.

1 человек указал: нужна помощь в расписании (составлении) рабочего дня, т.е. можно сделать вывод, что обучающийся не умеет правильно распределять время на подготовку к ЕГЭ.

Вывод: проанализировав результаты анкетирования можно сделать вывод, что больше половины  обучающихся 11 класса (54% из числа респондентов) считают подготовку к сдаче ЕГЭ достаточной и эффективной,  обучающиеся посещают консультации педагогов, готовятся самостоятельно к сдаче ЕГЭ,  пользуются Интернет-ресурсами.

Анализ диагностики учебной мотивации обучающихся 4-х классов при переходе в среднее звено

Цельизучение мотивационной сферы обучающихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД.

Методика: М.Р.Гинзбург «Изучение учебной мотивации»

Диагностика  проведена с обучающимися 4-х классов с 15.04.19-20.04.19

Результаты диагностики уровня

учебной мотивации обучающихся 4-х классов

Класс/кол-во обучающихся

Уровень мотивации

высокий

средний

низкий

4а/15 чел.

9 – 60%

6 -40%

-

4б/15 чел.

8 – 53%

4- 27%

3-20%

4в/16 чел.

9 -56%

5-32%

2-12%

Итого: 46 чел.

26 – 56%

15-33%

5- 11%

Вывод: на конец 2018-2019 учебного года уровень учебной мотивации обучающихся 4-х классов составил: высокий- 56% (от общего количества респондентов); средний — 33%, низкий- 11%.

Результаты определения видов

мотивации обучающихся 4-х классов

Виды мотивов

Класс

Итого

учебный

4- 27%

3-20%

4-25%

11-24%

социальный

4-  27%

4-27%

5-31%

13-28%

позиционный

7-  46%

8-53%

7-44%

22-48%

оценочный

-

игровой

-

внешний

-

Вывод: у  обучающихся 4 классов диагностированы следующие виды  мотивации:

  • учебный мотив, свидетельствующий об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний – 11 чел. (24%)
  • социальный мотив, характеризующийся различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми – 13 чел. (28%)
  • позиционный мотив, выражающийся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. – 22 чел. (48%)

По результатам диагностики обучающихся 4-х классов проведены родительские собрания «Впереди у нас- пятый класс» с рекомендациями для родителей.

Результаты мониторинга индивидуально-личностных особенностей

 обучающихся 1-х классов в соответствии с ФГОС НОО на конец учебного года

С целью  анализа процесса адаптации обучающихся  1-х классов педагогом - психологом  было проведено исследование, которое  охватывает все основные сферы функционирования школьника, позволяет учитывать: объективные данные, полученные в процессе мониторинга, показатели реального поведения ребенка в школе и дома, а также субъективное отношение самого ребенка к различным сторонам его учебной деятельности.

Данная методика дает  возможность  оценить:

– индивидуальную траекторию адаптации конкретного ребенка;

– насколько реализованным оказался высокий адаптационный потенциал ребенка;

– выявить факторы в школьной и семейной жизни (в виде стиля взаимодействия с ребенком и др.), которые способствовали компенсации имеющихся трудностей и хорошей конечной адаптации ребенка, а также те, которые помешали реализации высокого потенциала;

– выявить наиболее напряженные проблемы школьной адаптации первоклассников и разработать конкретные, значимые для практики рекомендации.

        Для анализа эмоционального отношения к различным аспектам учебной деятельности была проведена методика «Настроение», в рамках которой обучающемуся предлагалось соотнести свое настроение в различных учебных ситуациях с тремя рисунками: яркое безоблачное солнышко (положительное отношение), прикрытое тучкой (нейтральное отношение) и дождливая тучка (отрицательное отношение).

        Анализ результатов методики «Настроение» показал, что большинство обучающихся 1-х классов оценили свое эмоциональное отношение в различных учебных ситуациях (на уроках чтения, русского языка, математики и т.д.) как положительное (выбор - яркое безоблачное солнышко). Были единичные случаи выбора солнышка, прикрытого тучкой (нейтральное отношение) и дождливой тучки (отрицательное отношение) в следующих учебных ситуациях: учитель делает замечание, не получается задание, учитель задает вопрос, контрольная.

        С целью измерения самооценки обучающихся 1-4х классов была проведена методика Дембо-Рубинштейн.  Диагностика состояния самооценки оценивалась по следующим параметрам:

  • Высота (фон настроения);
  • Устойчивость (эмоциональная устойчивость);
  • Степень реалистичности и /или адекватности.

Анализ результатов методики Дембо-Рубинштейн показал, что большинство обучающихся выбрали первый полюс (положительный) по шкалам: Здоровье», «Аккуратность», «Дисциплинированность», «Доброта», Ум», «Счастье», «Активность», «Самый веселый», «Самый умелый». Небольшой процент учащихся 1-х классов выбрали позицию посередине (средний уровень самооценки) по шкалам: «Самый хороший ученик», «Имею много друзей», «Самый довольный собой».  Таким образом, предварительные результаты по диагностике обучающихся 1-х  классов позволяют сделать вывод о  благоприятном психоэмоциональном состоянии обучающихся в различных учебных ситуациях.

Проведено  социально-психологическое тестирование обучающихся 7-11 классов (152 человек – 100% из числа обучающихся данной возрастной группы), направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. Результаты тестиротирования (сканкопии анкет) отправлены в ГКУ ЯНАО «РКЦОКО» и прошли верификацию на сайте.

Проведена индивидуальная углубленная психодиагностика  и оформлены заключения для представления обучающихся на муниципальную ПМПК (84 обучающихся).

Проведена диагностика уровня толерантности обучающихся 9-10 классов Панаевской школы-интерната с использованием экспресс- опросника «Индекс этнической толерантности». Результаты отправлены в Департамент образования МО Ямальский район.

Результаты проведения экспресс- опросника «Индекс этнической толерантности»

№ по порядку

Образовательная организация

класс

Дети с высоким уровнем толерантности

Дети со средним уровнем толерантности

Дети с низким уровнем толерантности

Всего

принявших участие в анкетирование

( графы 1+2+3)

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

1

2

3

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Панаевская школа-интернат»

 1

 Анкетирование 9 кл. берётся в общем количестве

 9

 20

45% 

 24

55% 

 -

 -

 44 чел.

 2

 Анкетирование 10 кл. берётся в общем количестве

 10

  9

53%

8

 47%

 -

 -

 17 чел.

 

всего

 

 29

 48%

 32

52% 

 0

 61 чел.

Проведено анкетирование потребностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ в адаптированных программах профессионального обучения. В анкетировании приняло участие 3 ребенка-инвалида, 11 детей с ОВЗ (обучающиеся 9 –х специальных (коррекционных) классов VII и VIII вида). Сканкопии анкет отправлены в Департамент образования МО Ямальский район.

С целью изучения  психологического климата в приемных и замещающих семьях было проведено анкетирование детей-сирот. В анкетировании приняло участие 27 детей-сирот. По результатам анкетирования проведены индивидуальные консультации с обучающимися и их законными представителями (опекунами, попечителями).

За 2018-2019 учебный год проведено 13 групповых диагностических исследований, 112 индивидуальных диагностических процедур (в том числе, для представления на ТПМПК). Охват обучающихся диагностической работой -  331 человек, что составляет 66% от общего количества обучающихся (без учета того, что в некоторых классах было проведено несколько различных диагностических процедур).

Выводы по диагностической работе. Оценивая  диагностическую работу за 2018-2019 учебный год, можно сделать вывод о том, что проведенные методики позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у обучающихся. Результаты диагностики обучающихся доводятся  до сведения классных руководителей, педагогов и родителей (законных представителей) в виде рекомендаций. Все запланированные диагностические процедуры на 2018-2019 учебный год проведены, также по запросу родителей (законных) представителей проводилась индивидуальная диагностика обучающихся, проведены внешние мониторинговые исследования.

2. Профилактическая  работа

Профилактическая работа с обучающимися в современных условиях занимает большой блок психологической работы.

        Педагогом - психологом проводится работа по профилактике девиантного поведения обучающихся. В рамках реализации программы по профилактике  суицидального поведения детей и подростков «Илева – саць сава сер,,!» («Жизнь прекрасна!») среди обучающихся 7-11 классов педагогом-психологом  была проведена диагностика суицидального риска обучающихся, классные часы «Жизнь прекрасна и удивительна!»

        Совместно с социальным педагогом велось посещение неблагополучных семей, опекунских семей, приемной семьи. Также велась работа с детьми состоящими на различных видах учёта, «группой риска» совместно с социальным педагогом и классными руководителями. На каждого ребенка, состоящего на различных видах учетах заполнена карта индивидуального сопровождения, план индивидуальной работы с обучающимся, проведена диагностика, направленная на выявление состояния и свойств личности, имеющих первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения, определение отталкивающих, конфликтогенных черт характера и акцентуацию характера, учебной, межличностной и самооценочной уровней тревожности, личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявление определенных стилей разрешения конфликтной ситуации подростков.  Были проведена совместная работа Панаевской школы-интерната и ОВД по МО Ямальский район по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся,  в рамках реализации Программы по формированию у детей культуры здорового образа жизни «Мое здоровье  - будущее России» на 2015-2020 годы, проведены классные часы по формированию ЗОЖ.

Под руководством педагога-психолога обучающиеся приняли во Всероссийской антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью!», во Всероссийской акции «СТОПВИЧСПИД». В рамках Всероссийской акции «СТОПВИЧСПИД», окружной акции «Внимание, выпускник!» в Панаевской школе-интернате прошло  внеклассное мероприятие с элементами тренинга «Знание-Ответственность-Здоровье», направленное на повышение уровня информированности обучающихся об основных мерах профилактики ВИЧ-инфекции. Также проведено тестирование обучающихся 8-11 классов с целью выявления знаний о проблеме ВИЧ/СПИД. В течение второго полугодия 2018-2019 учебного года обучающиеся 9-11 классов приняли участие в окружной акции «Я сдал тест на ВИЧ, а Ты?». Волонтеры ДиМОО «МОРЖ» провели социальную акцию «Продли линию жизни».

Среди воспитанников интерната, обучающихся 9,11 классов Панаевской школы-интерната   было проведено   было проведено мероприятие «Пусть всегда будет завтра!» Целью мероприятия являлось привлечение подростков к проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД. Мероприятие началось с просмотра информационного видеоролика «Что такое ВИЧ». Затем была проведена интерактивная игра «Пусть всегда будет завтра». Ребята разделились на 2 команды «Здравики» и «ЗОЖ». Участникам были заданы вопросы. В ходе игры вышла вперед команда «Здравики», команда «ЗОЖ» отстала чуть-чуть по количеству баллов. Ребята показали хороший уровень информированности по проблеме ВИЧ-инфекции.

17 мая в рамках Международного дня детского телефона доверия проведено занятие «Скажи телефону доверия «ДА!». В ходе мероприятия педагог-психолог рассказала о Телефоне доверия как о виде психологической помощи, провели дискуссию на тему «Чем может помочь друг?», обсудили с участниками общения навыки оказания поддержки, разработали список трудностей или вопросов, с которыми можно обратиться на Телефон доверия. С целью информирования родителей о таком виде психологической помощи, как Телефон доверия, было проведено родительское собрание «О телефоне доверия для детей, подростков и их родителей» под девизом «Доверие родителей – помощь детям». Обучающиеся приняли участие в телемосте «Баланс доверия», провели флаер-акцию «Телефон доверия». Был оформлен информационный стенд, проведена радиолинейка «Минута телефона доверия», на переменах в фойе продемонстрированы ролики о телефоне доверия.

        В течение учебного года социально-психологическая служба участвовала в работе Совета по профилактике и противоправного поведения несовершеннолетних, проводила работу по профилактике употребления ПАВ обучающимися.

Выводы. Все запланированные на 2018-2019 учебный год профилактические мероприятия проведены в полном объёме, педагог-психолог также оказывала экстренную психологическую помощь, работала по запросу педагогов, родителей (законных представителей).

3. Психокоррекционная и развивающая работа

В начальных классах школы педагогом-психологом  велась работа по  развитию учебной мотивации, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы. Проведены коррекционно-развивающие занятия с обучающимися 2-4 специальных (коррекционных) классов VII, VIII вида (по рекомендации территориальной ПМПК). Также, по решению школьного ПМПк сформирована  группа из обучающихся 1-х классов (15 человек), с которыми  проводились занятия в течение всего учебного года.  Коррекционно – развивающая работа в среднем и старшем звене школы направлена на поддержание психического здоровья и эмоционального благополучия обучающихся.  В течение учебного года проводились индивидуальные коррекционные занятия с детьми-инвалидами. Результативность такой работы оценивалась по психическому  состоянию ребенка при повторной диагностике, а также по отзывам родителей (законных представителей).

Большое внимание в школе отводится  профориентационной работе. В 2018-2019 учебного году разработан и реализован профориентационный проект «Маршрут успеха». С обучающимися  9-11 классов проведены профориентационные занятия, родительские собрания, диагностическая работа, консультации, оформлена стендовая информация.  В течение учебного года проводились занятия факультативного курса «Азбука профориентации XXI века», индивидуальные профконсультации для обучающихся «Куда пойти учиться» (выбор дальнейшего образовательного маршрута). До сведения обучающихся, родителей (законных представителей) была доведена информация об услугах Центра занятости населения МО Ямальский район. На информационном стенде размещена информация о Перечне профессий и специальностей, в которых предприятия и организации Ямальского района имеют потребность (Приложение к приказу департамента образования Администрации МО Ямальский район № 539 от 09.11. 2017 г., информация о востребованных профессиях в ЯНАО.

  1. ноября 2018 года обучающиеся 8-9 классов  приняли участие во Всероссийской акции «Всероссийская профдиагностика -2018» (8-11 классы, 103 человека).  В течение учебного года обучающиеся принимали участие в мероприятиях  Всероссийского профориентационного проекта «ПРОЕКТОРИЯ».

В рамках Месячника профориентации проведены мероприятия:

  • Профориентационная игра «Перспектива» (8,9 классы, 90/77 чел. – 100%)
  • Единый классный час «День профессионального самоопределения» (5-11 классы, 265/228 чел.- 100%)
  • Профориентационная игра «Мир профессий» (1-4 классы)
  • Игра "Калейдоскоп профессий" (5-7 классы)
  • Профориентационный тренинг «Уверенно шагаю в будущее» (9,11 классы)

Знакомство с профессиями через формат «живое общение»:

  • Встреча со студентом Ямальского многопрофильного колледжа Приходченко С.А  «Виртуальная экскурсия в ЯМК» (8-11 классы)
  • Встреча с директором МОП «Панаевское» Кузюковым А.В. Профориентационное мероприятие «Работа в агропромышленном комплексе» (8-11 классы)

В качестве основных направлений профориентационной работы с учащимися 9-11 классов в течение учебного года были: профинформирование, профагитация, профориентационное тестирование и профконсультирование. Оформлен информационный стенд «Сколько профессий – столько дорог», размещена информация на сайте школы.

Неделя службы сопровождения в Панаевской школе-интернате, проведенная с 15.04 по 20.04.2019 года  была посвящена профориентации обучающихся и стала логическим завершением реализации профориентационного проекта «Маршрут успеха» в 2018-2019 учебном году. С целью ранней профориентации, воспитания у обучающихся уважительного отношения к труду, к профессиям в 4–х классах 17 апреля  педагогом-психологом проведена профориентационная  игра «Своя игра». Профессия - это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. Но как бывает тяжело её выбрать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас школьникам нужно готовиться к серьезному выбору. Свои знания о мире профессий обучающиеся смогли показать в таких конкурсных заданиях, как: «Таинственное слово», «Самая, самая…», «Соединялки», «Найди лишнее», «Узнай профессию», «Угадай профессию», «Кто это?»  Ребята сделали вывод, что каждая профессия очень нужна и важна. Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло – это огромная удача. Кем бы ни стал человек в будущем, работа должна доставлять ему радость.

«Примерь профессию на себя» - под таким названием 18 апреля прошел профориентационный квест для обучающихся 8, 10 классов, организованный педагогом-психологом. Приглашенные специалисты организаций с.Панаевск не только познакомили  участников квест-игры с теоретическими аспектами своих профессий, но и обучили практическим навыкам профессиональной деятельности. Так, на станции «Агенство развлечений» директор Панаевского КДЦ Мартазинов Э.В. познакомил  обучающихся с  алгоритмом составления сценария. Ребята приняли активное участие в разработке концертного мероприятия, а также попробовали сочинить песню. Работники пожарной части по охране с.Панаевск обучили ребят навыкам быстрого надевания боевой одежды и боевого развертывания. Специалисты  МОП «Панаевское» рассказали о нелегком труде зоотехников и провели познавательную викторину. Медсестра ФАП с.Панаевск Ламдо Н.А. познакомила обучающихся с основами оказания первой медицинской помощи и продемонстрировала участникам квеста как нужно правильно обращаться с тонометром. Повар Панаевской школы-интерната Сэротэтто О.О. представила обучающимся старинный рецепт приготовления Царской Пасхи и ребята рассчитали стоимость продуктов для ее приготовления. Увлекательные задания квест-игры позволили обучающимся  расширить свои знания и практические навыки по различным профессиям.

Проведены тренинговые занятия с обучающимися 9,11 классов по теме «Психологическая подготовка к экзаменам». Цель занятий: развитие познавательных процессов (памяти, внимания учащихся), овладение обучающимися приёмами и навыками психофизической-саморегуляции, выработка умений самостоятельно противостоять  стрессу. В ходе тренинговых занятий сообщена информация об эффективных способах подготовки к экзаменам, даны рекомендации по поведению во время подготовки и в момент экзамена, по повторению учебного материала, саморегуляции в стрессовой ситуации, знакомство с приемами запоминания, характеристиками памяти, обучение работе с текстами, определены индивидуальные особенностей внимания и способы его развития, сообщены эффективные способы запоминания большого объема материала. Оформлен информационный стенд «Психологическая подготовка к ГИА», информация размещена на сайте школы.

Проводилась работа и с педагогическим коллективом школы. Подготовлены выступления на заседаниях методического объединения классных руководителей по темам: «Профилактика употребления ПАВ среди детей и подростков. О результатах социально-психологического тестирования  на раннее   выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ»,  «Школьная травля- почему это серьезно», Психолого-педагогическая поддержка родителей как условие социализации детей с ОВЗ»; педагогического совета по теме «Девиантное поведение: причины, признаки и виды, профилактика».

 В рамках Дня психического здоровья проведены с обучающимися и педагогами минутки релаксации на переменах, тренинг «Эмоциональная саморегуляция».

4. Психологическое просвещение

С целью приобщения родителей к психологическим знаниям проводятся родительские собрания, занятия в семейном клубе «Радуга».

Педагогом-психологом проведены следующие родительские собрания:

  • «Первый раз – в первый класс!» (1-е классы)
  • «Психологическая готовность к школе» (ШБП)
  • Занятия в детско-родительском клубе «Радуга» (в течение учебного года)
  • Психологическая мастерская «Воспитаем вместе» 2-3 классы
  •  «Ваш ребенок – пятиклассник» (5-е классы)
  • «Читаем профиль ребенка» (1-е классы)
  • «Межличностные отношения детей в коллективе сверстников» (1-е классы)
  • «Итоги адаптации обучающихся 10 класса к обучению в школе III ступени»
  • «Впереди у нас – пятый класс» (4-е классы)
  • «Волнуемся спокойно: впереди экзамен!» 9,11 классы
  • Общешкольное родительское собрание «Профилактика употребления ПАВ среди детей и подростков»
  • Родительское собрание «Что должен знать родитель о ВИЧ/СПИДЕ?». (8-11 классы)
  • Родительское собрание «О телефоне доверия для детей, подростков и их родителей»

С целью повышения психологических знаний учащихся в рамках просветительской  работы организуются классные часы, групповые тренинги с учащимися по направлениям: обучение конструктивным навыкам взаимодействия; профилактике употребления психоактивных веществ; помощь в создании жизненной стратегии, в выборе профессии, построение позитивного образа своего настоящего и будущего и др.

С обучающимися проведены классные часы, тренинговые занятия:

  • Адаптационные занятия (1-е классы)
  • Адаптационный тренинг (5-е классы)
  • Профориентационная игра «Своя игра» (4 классы)
  • Классный час «Суд над классом» (5  классы)
  • Профориентационная игра «Перспектива» (9-11 классы)
  • Классный час «Жизнь прекрасна и удивительна» (7-11  классы)
  • Классный час «Мой выбор – ЗОЖ!» (7-8  классы)
  • Тренинговое занятие  «Уверенно шагаю в будущее» (10-11 классы)
  • Профориентационный квест «Примерь профессию на себя»» (8, 10 классы)
  • Психологический тренинг «Психологическая подготовка к экзаменам» (9, 11 классы)
  • Адаптационный тренинг (10 класс)
  • Классный час «Готовимся к ЕГЭ» (11 класс)
  • Занятие «Скажи телефону доверия «ДА!». Акция «Телефон доверия»
  • Групповые тренинги по развитию познавательных процессов и овладению  обучающимися приёмами  и навыками психофизической саморегуляции, выработке умений  самостоятельно противостоять  стрессу, психологическая сопровождение обучающихся к ОГЭ, ЕГЭ (9,11 классы)

Информация для педагогов, родителей и обучающихся систематически размещается  на школьном сайте, на странице психолога http://89096ps.ucoz.ru/index/stranica_psikhologa/0-165

5. Консультативная работа

Консультативная работа  психологической службы проводится по следующим направлениям:

1. Консультирование и просвещение педагогов.

2. Консультирование и просвещение родителей.

3. Консультирование и просвещение школьников.

   Основными проблемами, с которыми обращаются родители,  являются:

  • межличностное взаимодействие с детьми;
  • проблемы обучения и воспитания;
  • рекомендации по результатам диагностики детей;
  • вопросы, связанные с проблемой выбора профессионального пути;
  • анализ конфликтных ситуаций.

В процессе консультирования решались следующие задачи:

  • прояснение и уточнение запроса;
  • сбор психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
  • диагностика нарушений;
  • рекомендации учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам воспитания и устранения нарушений;
  • составление плана дальнейшей работы по запросу;
  • профконсультирование выпускников 9,11 классов.

За 2018-2019 учебный год проведено 146 индивидуальных консультаций (журнал консультаций педагога-психолога).

Выводы. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.

6. Организационно-методическая работа психолога

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  • Разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для обучающихся, педагогов и родителей.
  • Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей.
  • Оформление документации педагога-психолога.
  • Участие в  конференциях и семинарах в целях самообразования.

Экспертная деятельность осуществлялась через:

  • посещение уроков в 1-х классах с целью оказания психологической помощи  по преодолению трудностей адаптационного периода;
  • посещение уроков и ведение психологического наблюдения  с целью отслеживания особенностей адаптации обучающихся 5, 10  классов;
  • участие в работе школьного ПМПконсилиума;
  • работу территориальной ПМПК; оформление документации на ТПМПК;
  • выявление совместно с классными руководителями групп детей, имеющих различные  затруднения;
  • выступление на совещаниях при директоре по вопросам, требующим психологического разъяснения ситуации;
  • работу в Совете по профилактике правонарушений;
  • в течение учебного года педагог-психолог являлась руководителем экспертной группы по аттестации педагогов-психологов Ямальского района.

В течение 2018-2019 учебного года педагог-психолог участвовала в конкурсах различного уровня, семинарах, вебинарах.  С целью  повышения профессионального уровня педагог-психолог прошла обучение по следующим темам:

  • КПК «Психолого-педагогические технологии обучения, воспитания и комплексной реабилитации (социализации) детей разных категорий в условиях внедрения ФГОС», 36ч. (ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО»), 2019 г.
  • КПК «Содержание деятельности педагога-психолога в образовательной организации в условиях введения профессионального стандарта», 72 ч. (ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО»), 2019 г.

Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сделать вывод о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям, поставленные задачи были реализованы. В  течение учебного года были проведены все запланированные диагностические процедуры, профилактические и просветительские мероприятия, групповые и индивидуальные консультации.  Результаты диагностических исследований были доведены до сведения классных руководителей, воспитателей и родителей (законных представителей) в виде рекомендаций. 

        Анализ работы за 2018-2019 учебный год позволяет определить основные задачи по психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса на следующий учебный год:

  • Продолжить работу по созданию психолого-педагогических условий, способствующих реализации ФГОС.
  • Продолжить профилактическую работу в предупреждении отклонений в социальном и психологическом здоровье, по профилактике суицидального поведения детей и подростков.
  • Оказывать помощь детям-инвалидам, детям с ОВЗ в освоении образовательной программы и интеграции в образовательном учреждении, социально-психологической адаптации.

                                                 

           

Педагог-психолог    Н.Г.Лукоянова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы педагога – психолога за 2015 – 2016 учебный год

Сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе обучения и воспитания; формирование социально-адаптированных личностей обучающихся. Оказание психологической по...

Анализ работы педагога-психолога за 2016-2017 учебный год

Подробный  анализ работы педагога-психолога  за учебный года...

Анализ работы педагога-психолога за 2017-2018 учебный год

Подробный анализ работы педагога-психолога за учебный год....

Анализ работы педагога - психолога за 2012 -2013 учебный год

В материале представлен анализ деятельности педагога - психолога (статистическая часть) специальной (коррекционной) школы YIII вида за 2012 -2013 учебный год по основным направлениям деятельности....

План работы педагога-психолога школы на 2018-2019 уч.г.

В плане учтены актуальные запросы Администрации школы, направления работы психолога, работа разбита по блокам основных задач. В палне перечислены основные профилактические, коррекицоно-развивающие про...

Анализ работы учителей физической культуры 2018-2019 учебный год

Анализ работы методического объединенияфизической культуры за   2018 -2019 учебный  год...