Педмарафон учителя Информатики и ИКТ
материал

Кривошеева Татьяна Николаевна

Педмарафон учителя Информатики и ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Активизация деятельности учащихся с помощью современных технологий на уроках в рамках реализации ФГОС»

Из опыта работы:
учителя информатики
Кривошеевой Татьяны Николаевны

                

Краснодар

2019

Содержание

  1. Введение        3
  2. Требования к современному уроку по ФГОС         5
  3. Тип №1. Урок открытия новых знаний        6
  4. Тип №2. Урок рефлексии        7
  5. Тип №3. Урок систематизации знаний        8
  6. Тип №4. Урок развивающего контроля        9
  7. Заключение        12

Введение

Активизация познавательной деятельности учащихся является многосторонним вопросом. Ее характерными чертами являются повышение уровня активности и самостоятельности учащихся, неизменно растущие работоспособность и интерес учеников к информатике. Это возможно благодаря совершенствованию содержания предложенного для изучения материала, представление его в более понятной для учащихся форме, где отражается практическое значение явлений и изучаемых фактов. Такие задания побуждают учащихся применять полученные знания в жизненно-практических ситуациях и вырабатывают у них необходимые в жизни умения и навыки.

Важна помощь школы в выработке самостоятельности мышления, умении принимать решения, применении теоретических знаний в повседневной жизни. В связи с этим встает вопрос о совершенствовании методов и приемов обучения информатике, которые способны максимально способствовать развитию активного и самостоятельного обучения учащихся. Одним из основных факторов повышения эффективности обучения является руководство процессом знаний, которое способствует пробуждению мысли и чувств учащихся.

Актуальность проблемы

Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Цель исследования  заключается в использовании современных технологий на уроках информатики в рамках реализации ФГОС, ориентированных на активизацию познавательной деятельности учащихся основной школы.

Задачи

1. Соблюдать требования к современному уроку и использовать разные типы уроков по ФГОС.

2.   Учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.

3. Внедрять в учебный процесс различные формы, методы, средства обучения для повышения познавательной активности учащихся.

4.  Проверить эффективность предложенных практических работ, и их влияние на формирование познавательного интереса учащихся к изучению информатики в основной школе.

Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения познавательной активности учащихся. И она реализуется через систему учебной деятельности, методическую работу.

Существуют определенные требования к современному уроку по федеральному государственному образовательному стандарту, которые необходимо соблюдать и придерживаться.

Требования к современному уроку по ФГОС

  1. Урок обязан иметь личностно ориентированный, индивидуальный характер.
  2. В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  3. Осуществляется практический, деятельностный подход.
  4. Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  5. Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Исходя из требований,  уроки в школе делятся на следующие типы:

  1. урок новых знаний;
  2. урок рефлексии;
  3. урок систематизации знаний;
  4. урок развивающего контроля.

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

     Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Урок открытия нового знания приоткрывает ученику очередную страницу, не учебника, нет – мира, в котором эти знания применяются, складываются в единую схему. Вот тогда ученику интересно вникать в суть изучаемой темы. Грамотная организация начала урока позволяет не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать их предстоящей темой, но и включить детей в активную мыследеятельность с первых минут занятия.

  Приемы и стратегии в педагогических технологиях. Нестандартный вход в урок

  1. В стихотворении Старикова А.Н. «Необыкновенная девочка» описывается девочка, которой было «тысяча сто лет». И во всем стихотворении в числах повторяются только цифры 1 и 0, что наводит на мысль использования автором двоичного кода. Но как же расшифровать стихотворение и узнать возраст девочки? Что для этого нужно знать?
  2. Ученикам предлагается выполнить вариант итоговой проверочной работы по теме «Интернет», где они разгадывают кроссворд по данной теме. Работают в паре. В конце урока демонстрируют  учителю результат на раздаточном материале.

Мастерство учителя состоит в умении придумать соответствующую изучаемой теме учебную ситуацию.

Тип №2. Урок рефлексии.

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Фрагмент урока информатики в 7 «А» классе с применением рефлексии

Тема: «Работа с электронной почтой через веб-интерфейс»

Цель урока: добиться усвоения способов регистрации почтового ящика и работы с электронной почтой на бесплатных почтовых серверах Интернета.

V. Рефлексия 

Ученики пишут электронное письмо и отправляют учителю по e-mail, в письме каждый из них должен ответить на вопросы:

  1. Что мне удалось на сегодняшнем уроке?
  2. Мои ошибки? Какие причины стоят за этим?
  3. Что мне требуется понять, осмыслить, чтобы не повторять эти же ошибки на следующих уроках?

Комбинированный урок

Комбинированный урок - один из вариантов рефлексии деятельности на уроке и содержания материала, которые помогут учащимся оценить свою активность, вновь приобретенные знания, закрепить алгоритм действий и поставить себе оценку.

       Это примерная структура урока-рефлексии по ФГОС, которые помогут детям не просто совершить работу над ошибками, а будут учить самоанализу и самокоррекции. 

Таким образом, внедрение новых подходов, стимулирующих изучение информатики, не только обеспечивает первоначальное становление личности ребенка, но и выявление, развитие у него способностей, формирование умений и желание учиться. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик – учитель». 

Урок- практикум

Уроки-практикумы, с одной стороны, соотносятся с изученным материалом и способствуют прочному и неформальному его закреплению, отработке, формированию практических навыков. В то же время данные уроки обладают относительной самостоятельностью, поэтому привлекаемый для них материал может варьироваться.

Важно, чтобы учащиеся самостоятельно упражнялись в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Использование сетевых сервисов для создания ментальных карт

  1. https://bubbl.us;
  2. https://www.mindmeister.com 

позволяет создавать обширные схемы, так как полотно сервиса не ограничено размером страницы А4, как это происходит, когда схема составляется с помощью текстового или графического редактора.

Урок-игра «Турнир эрудитов»

Урок-соревнование относится к одной из форм организации образовательного процесса, которая основана на состязании команд – учеников, объединенных в несколько групп.

Урок-соревнование отличается от «традиционного» урока тем, что он учит:

  1. выполнению работы по предмету;
  2. использованию теории на практике;
  3. коллективной деятельности;
  4. делать выводы.

Это урок-соревнование чаще всего с круговой системой, т.е. все участники встречаются друг с другом один или несколько раз. Однако бывает и олимпийская система – участники выбывают после первого проигрыша, и кубковая – участники выбывают после проигрыша в еще одном туре.

Информационные технологии за счет наглядности помогают обучать учащихся классифицировать, систематизировать теоретический материал, анализировать данные и выстраивать алгоритм действий, переходя от конкретной задачи к общей, позволяют демонстрировать принципы компьютерного моделирования и коллективного взаимодействия при командной работе.

Тип №4. Урок развивающего контроля.

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Использование тестов, созданных в программе MyTestX,  для повышения качества знаний на уроках информатики.

      В своей работе я стараюсь систематически использовать тесты, созданные в программе MyTestX.

      Тесты привлекают своей оперативностью. Используя их, можно быстро проверить и оценить уровень усвоения учебного материала. Учащимся самим нравится работать с тестами на компьютере. Тесты заставляют учащихся мыслить логически, использовать зрительное внимание, укреплять память.

На мой взгляд, опыт работы с тестами, приобретенный учащимися в школе, будет им полезен при сдаче централизованного тестирования после окончания учебного заведения.

Систематическое тестирование стимулирует учащихся регулярно выполнять домашнее задание и повторять пройденный материал перед уроком, что очень важно для изучения последующих тем.

При этом тестирование практически исключает механическое заучивание, приучает к логическому мышлению и умению делать правильный выбор.

Урок – «Общественный смотр знаний» для подготовки к ОГЭ по информатике.

Данный тип урока рекомендуется для подготовки учеников к экзамену.

Цель – выявить качество и прочность знаний по разделам.

Ход работы:

  1. на первом занятии ученики получают задания составить собственный вариант КИМ для ОГЭ по информатике;
  2. ученики обмениваются созданными вариантами;
  3. решают полученные варианты, если возникают вопросы, то ученик который создавал задания объясняет решение задания, таким образом, приходят к правильному ответу.
  4. подведение итогов, объявление оценок.

Метод проектов.

Участие в проекте для ученика это:

  1. Принятие самостоятельных решений;
  2. Умение ставить задачи и задавать вопросы;
  3. Умение работать в команде;
  4. Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
  5. Раскрытие индивидуального потенциала.

Систематическое использование метода проектов в школьном образовании позволит развивать познавательные умения учащихся, то есть умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проектное мышления необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать.

Новый ФГОС требует использование системно-деятельностного подхода и увеличение доли самостоятельной работы учащихся даже на уроке. Соответственно одной из главных задач школы становится не только давать готовые знания учащимся, но и привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».

Проектная деятельность предусматривает решение целого ряда проблем и позволяет показать практическое применение полученных знаний.

Заключение

Считаю, что применение современных образовательных технологий на уроках позволило мне, не только облегчить усвоение учебного материала, но и дало новые возможности:

  1. повысить мотивацию учащихся к обучению;
  2. активизировать познавательную деятельность;
  3. развивать мышление и творческие способности учащихся;
  4. индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
  5. развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно;
  6. повысить качество наглядности в учебном процессе.

Анализируя полученные результаты, я пришла к выводу, что применяемые мною в системе приемы и формы активизации познавательной деятельности детей на уроках эффективны. Благодаря использованию этих технологий, дети стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для КПК учителей информатики "Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике"

Предлагается программа образовательнго учебного модуля для курсов повышения квалификации учителей информатики «Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике». Отличие данного образовательно...

Проекты для учителя информатики. Открытые видеоуроки по информатике.

Предлагаем Вам ознакомиться с лучшими проектами, которые уже сейчас оказывают помощь многим учителям информатики, а так же учащимся.Это колосальный, огромный труд, собранный в целые проекты и оформлен...

Проекты для учителя информатики. Открытые видеоуроки по информатике.

В помощь учителю информатики и ИКТ предлагаются замечательные разработки видеоуроков по темам, начиная с 5 по 11 класс, а также тесты к каждой теме и электронные тетради для 5- 7 классов....

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ»  для 5-9  классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики...

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., учитель информатики

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ»  для 10-11  классов базовый уровень, Малюкова Н. И.  учитель информатики...

Викторина "Информатика в физике" для 9-х классов коррекционной школы. Авторы: Учитель физики: Потоцкая Софья Александровна, учитель информатики: Ольховская Мария Валерьевна.

Викторина по физике и информатике расчитана  для 9-х классов I вида и для 9-го класса I и VIII вида. Это внеклассное интегрированное игровое мероприятие  состоит из нескольких различных конк...

Современные подходы к работе учителя информатики с одаренными детьми (из опыта работы учителя информатики)

Актуальность работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, совершающимися в нашем обществе. На сегодняшний день, на первый план выходит интеллектуальная, изобретательно талантливая и разносто...