Программа для ЛОЛ
учебно-методическое пособие (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
ПРОГРАММА
ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Уралинская основная общеобразовательная школа»
Большеуковского района Омской области
ПРОГРАММА
ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
«РИТМ»
Возраст детей: 6-15 лет
Срок реализации: лето 2014 г.
Авторы-составители:
Ермолаева Валентина Алексеевна,
Купрейкина Елена Николаевна
Уралы 2014г.
ПРОГРАММА
ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
1. Пояснительная записка
"Стремись быть смелым, добрым, умным и радость людям приноси.
Стремись к здоровью, ведь отсюда - все устремления души!"
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Лагерь размещается на базе муниципального казенного образовательного учреждения «Уралинская основная общеобразовательная школа» . В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха детей. Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
- спортивно-оздоровительное
- образовательно – досуговое
- эстетическое
- патриотическое
- эколого – валеологическое
- трудовое
- правовое
Цель:
Развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда здорового образа жизни.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.
3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
5. Формирование положительного отношения родителей к работе пришкольного лагеря и привлечение их к участию в этой деятельности.
Принципы:
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
♣ Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
♣ Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
♣ Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
♣ Активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- чувство патриотизма;
-формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Условия участия в программе:
добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
2. Методическое сопровождение программы
Основными методами организации деятельности являются:
- Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
- Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
- Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации; методики коллективно-творческого воспитания Иванова И. П. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
3. Этапы реализации программы
Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей;
Подготовка методического материала для работников лагеря;
Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребывание детей и подростков;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.).
Организационный этап
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
- Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- Запуск программы;
- Формирование органов самоуправления;
- Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря. -формирование отрядов;
- Знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
- Оформление уголков отрядов.
Основной этап
- Реализация основной идеи смены;
- Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
- Образовательная деятельность;
- Оздоровительная деятельность;
- Культурно-досуговая деятельность;
- Методическая работа с воспитателями.
Заключительный этап
- Подведение итогов смены;
- Выработка перспектив деятельности организации;
- Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесёнными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Содержание программы
Организационно – педагогическая деятельность
- Комплектование штата лагеря кадрами;
- Участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей;
- Совещание при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха учащихся;
- Проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
- Проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».
Оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- Осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;
- Утренняя гимнастика;
- Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;
- Принятие солнечных и воздушных ванн (в течении всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- Организация пешеходных экскурсий;
- Организация здорового питания детей;
- Организация спортивно – массовых мероприятий и подвижных игр;
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
ϖ Игры на сплочение коллектива;
Работа по развитию творческих способностей детей
Коллективно – творческие дела ( в соответствие с ежегодным планом):
ϖ Просмотр фильмов;
ϖ Концертно – развлекательные программы;
ϖ Игры –развлечения, викторины, соревнования, КВН;
ϖ Кружковая работа;
ϖ Выставки рисунков и поделок
Работа по привитию навыков самоуправления
ϖ Выявление лидеров, генераторов идей;
ϖ Распределение обязанностей в отряде;
ϖ Закрепление ответственных по различным видам поручений;
ϖ Дежурство по игровым комнатам.
ϖ Организация общественно - полезной работы с детьми
(помощь по уборке территорий; полив клумб и др.)
Работа по патриотическому воспитанию детей
ϖ Участие в районных мероприятиях
ϖ Конкурс художественного детского творчества (мини-выставка изделий детского декоративно-прикладного творчества: рукотворные игрушки-сувениры, полезные вещи в быту и т.д.);
ϖДень памяти – конкурс рисунков на бумаге.
Профилактические мероприятия
и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи для детей:
«Правила пожарной безопасности»;
«Правила поведения детей при прогулках и походах»;
«Правила при поездках в автотранспорте»;
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»;
«Правила дорожного движения»;
«Правила безопасного поведения на водных объектах и оказания помощи пострадавшим на воде».
Беседы, планируемые медицинским работником:
«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
«Мой рост, мой вес»
«Как беречь глаза?»
«О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя»
Аналитическая деятельность по работе программы
Анализ выполнения программы в заключительный день работы ЛОЛ
ПО ОКОНЧАНИИ СМЕНЫ У ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ:
Для педагогов:
- Повышение уровня педагогического мастерства;
- Отработка моделей взаимодействия педагогов с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры.
Для детей:
- Полный отдых и оздоровление детей;
- Сформированность представления у ребят об истории, культуре России, осознание себя как частицы, у которой есть Родина, прошлое, будущее;
- Знакомство детей с общественно-политической жизнью общества;
- Личностный рост ребенка. Его самореализация в творческой деятельности;
- Раскрытие творческого потенциала ребенка.
Для родителей:
- Чувство уверенности в силах ребенка;
- Удовлетворенность родителей летним отдыхом детей.
А также:
- будут сформированы гражданские качества, культура межличностных взаимоотношений;
- будет воспитано уважение к символам и атрибутам нашего государства;
- будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы;
- будет развита индивидуальная, личная культура, приобщение к здоровому образу жизни;
- будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе;
- будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности;
- увеличится количество детей, принимающих участие в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.
- у детей сформируются умения и навыки, приобретенные через участие в конкурсах, мероприятиях, творческих делах, спортивных соревнованиях, которые будут способствовать личностному развитию и росту ребенка.
Список использованной литературы:
1. «Чтобы увидеть радугу……» (из опыта реализации педагогических программ в условиях детского оздоровительного лагеря). – Ижевск, 2001
2. «Решаем и планируем вместе» (методическое пособие в помощь организатору). – Москва., 1998.
3. Шмаков С.А. «Лето». – М.,1993.
4. Куцанова Л.В. «Летний досуг с детьми» (книги для воспитателей). – М., 1996.
5. «Фейерверк идей» (в помощь организации досуга) – Омск, 1999.
6. «Лето- это маленькая жизнь» - Хабаровск, 2003
Титов С.В. «Ура, каникулы» - М., 2001
7. «Обучение жизненно важным навыкам в школе» под редакцией Н.П. Майоровой. «Педагогика каникул» А.А. Маслов.- Омск 2006.
8. «Здравствуй, лето!» С. В. Титов. – Волгоград 2001.
9. «Ах, лето!» С. В. Савинова, В. А. Савинов. – Волгоград 2003
10. «Кипарис» Ю. Н. Григоренко, У. Ю. Кострецова . Москва 1999.
11. «Летний оздоровительный лагерь» Нормативно – правовая база» Е. А. Гурбина. Волгоград 2006.
12. Школа подготовки вожатых. А. А. Маслов. Омск – 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...