Методические рекомендации к программе «Обучение инвалидов по зрению пользованию персональным компьютером» (основной курс)
методическая разработка

Тимошев Василий Аркадьевич

Пояснительная записка

Целью предлагаемой программы, согласно общему направлению процесса социальной реабилитации инвалидов по зрению и интеграции их в обществе, является приобретение устойчивых умений и навыков самостоятельной работы на персональных компьютерных системах. Полученные знания незрячие пользователи смогут применить на практике, работая с персональным компьютером, набирая и редактируя текст(с последующей отправкой на печать, как на плоскопечатном принтере, так и на браилевский принтер), работая с различного вида базами данных, энциклопедиями и справочниками в электронном виде, общаться со своими знакомыми и коллегами по электронной почте, читать электронные книги и т.д. В настоящее время технический прогресс, шагнув далеко вперёд, предоставляет огромные возможности человеку, в том числе и незрячему, овладевшему навыками работы на ПК, в поиске и обработке информации, обучении и трудоустройстве. наличие навыков работы с ПК позволяет незрячему эффективнее интегрироваться в общество, почувствовать свою значимость, повышает самооценку и веру в собственные силы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

Центр реабилитации слепых

Всероссийского общества слепых

Методические рекомендации

к программе «Обучение инвалидов по зрению пользованию
персональным компьютером» (основной курс)

                                                       

                                         Подготовил    Тимошев В. А.

(преподаватель ЦРС)                                                                                                                                                                   

Волоколамск

2010

ПРОГРАММА

обучения инвалидов по зрению пользованию персональным компьютером

Пояснительная записка

Целью предлагаемой программы, согласно общему направлению процесса социальной реабилитации инвалидов по зрению и интеграции их в обществе, является приобретение устойчивых умений и навыков самостоятельной работы на персональных компьютерных системах. Полученные знания незрячие пользователи смогут применить на практике, работая с персональным компьютером, набирая и редактируя текст(с последующей отправкой на печать, как на плоскопечатном принтере, так и на браилевский принтер), работая с различного вида базами данных, энциклопедиями и справочниками в электронном виде, общаться со своими знакомыми и коллегами по электронной почте, читать электронные книги и т.д. В настоящее время технический прогресс, шагнув далеко вперёд, предоставляет огромные возможности человеку, в том числе и незрячему, овладевшему навыками работы на ПК, в поиске и обработке информации, обучении и трудоустройстве. наличие навыков работы с ПК позволяет незрячему эффективнее интегрироваться в общество, почувствовать свою значимость, повышает самооценку и веру в собственные силы.

     Программа предназначена для обучения, как слепых так и слабовидящих пользователей. Процесс обучения строиться опираясь на слух и тактильное восприятие информации, в процессе обучения незрячих с различной степенью потери зрения применяются не только программы, но и тифлотехнические средства, предназначенные для определённой категории пользователей персональных компьютерных систем. Учитывая специфику обучения различных категорий незрячих с различной степенью потери зрения, предусматривается перераспределение рабочего времени при изучении тем, предусмотренных программой. В обучении незрячих используется браилевская строка, или браилевский дисплей, а также речевой вывод, получаемый с помощью программы синтеза русской и английской речи. В обучении слабовидящих браилевская строка обычно не используется, речевой вывод используется в меньшей степени, чем при обучении незрячих. Кроме того, используются мониторы с большим экраном и программы увеличения изображения на экране. При обучении незрячих много учебного времени уходит на изучение клавиатуры ПК, а также специальной компьютерной системы браилевских обозначений (компьютерного браиля). Обучение инвалидов по зрению требует индивидуального, дифференцированного подхода, поэтому рекомендуется формировать учебные группы в количестве 3-6 человек.

Учебно-тематический план Программа рассчитана на 260 часов (практических и теоретических) и включает в себя 12 основных разделов

1. Вводное занятие

2. Персональный компьютер и его компоненты. Область применения

3. Клавиатура компьютера. изучение русской и латинской раскладок.

4. Файловая система. принципы хранения данных на ПК

5. Программы. Виды программ

6. Комбинации горячих клавиш

7. Операционные системы

8. Операционная система Windows. особенности использования

9. Пакет программ Microsoft office. Word, Excel

10. Работа с программами и утилитами

11. Локальные и глобальные сети и их применение

12. Итоговое занятие

п\п

Наименование разделов, тем

Количество часов

(всего\теория\практика)

1.

Вводное занятие

6\5\1

2.

Персональный компьютер и его компоненты

14\4\10

3.

Клавиатура компьютера. Изучение русской и английской раскладок

20\1\19

4

Файловая система. Принципы хранения данных на ПК

10\2\8

5.

Программы. Виды программ

4\2\2

6.

Комбинации горячих клавиш

4\1\3

7.

Операционные системы

2\2

8.

Операционная система Windows. особенности использования

32\4\28

9.

Пакет программ Microsoft office. Word, Excel

64\4\60

10.

Работа с программами и утилитами

30\6\24

11.

Локальные и глобальные сети и их применение

66\6\60

12.

Итоговое занятие

4\4

Итого: 256 часов

Экзамен 4 часа

Всего: 260 часов

Содержание программы

1. Вводное занятие - 6 часов (5\1)

Знакомство со слушателями, знакомство с программой обучения

Ориентировка на рабочем месте, Знакомство с расположением рабочих зон, с расположением компонентов ПК, техника безопасности, гигиена рабочего места

2. Персональный компьютер и его компоненты. Область применения - 14 часов (4\10)

История возникновения IBM, Устройство ПК. Форм-фактор. Составляющие компоненты и их характеристика. Периферийные устройства. Устройства ввода, вывода и комбинированные устройства. Сопряжение устройств. Знакомство с тифлосредствами.

3. Клавиатура компьютера. изучение русской и латинской раскладок. - 20 часов (1\19).

Раскладка клавиатуры. Основной блок, функциональные клавиши. Основной  ряд основного блока, верхний ряд, нижний ряд. Сочетания клавиш.

4. Файловая система. принципы хранения данных на ПК  - 10 часов (2\8)

Физический принцип хранения данных. Магнитные носители. Устройство жесткого диска. Логический принцип хранения данных, древовидность.

Файл, папка, структура вложенности.

5. Программы. Виды программ - 4 часа (2\2)

Виды программ.  Коммерческий статус.  Утилиты. Программа голосового синтеза Jaws.

6. Комбинации горячих клавиш - 4 часа (1\3)

Основные комбинации программы jaws. Наиболее распространённые комбинации.

7. Операционные системы - 2 часа (\2)

Обзор операционных систем. История создания windows. Альтернативные ОС.

8. Операционная система Windows. особенности использования - 32 часа (4\28)

Компоненты Windows. Обзор. Интерфейс (рабочий стол, компоненты, доступ). Элементы (доступ, используя программу голосового синтеза). Навигация (приемы поиска объектов, перемещение по логическим дискам, перемещение по элементам интерфейса). Окно (состав, состояния). Операции с объектами (создание папок, ярлыков, перемещение, переименование). Программы входящие в состав. Комбинации клавиш.

9. Пакет программ Microsoft office. Word, Excel - 64 часа (4\60)

Офис, обзор. Программы входящие в состав. Word обзор. Навигация, форматирование (изменение текста, выравнивание, форматирование абзацев, стилей и списков). Создание таблиц (создание навигация и форматирование). Вставка объектов (созданных как в Word, так и в других программах). работа с закладками. Проверка орфографии, пунктуации и стилистики. Создание гиперссылок. Excel Характеристика. Формулы. Диаграммы.

10. Работа с программами и утилитами - 30 часов (6\24)

Работа с переводчиком. Сканирование и распознавание текста. Инсталляция и деинсталляция программ. Настройка печати. Запись CD. Устройства. Форматы. Мет оды.

11. Локальные и глобальные сети и их применение - 66 часа (6\60)

ЛВС Назначение. Топология. Настройка и обмен данными. Администрирование. Одноранговые и многоранговые сети. Антивирусное ПО. Интернет история, назначение. Электронная почта. Браузер. Поиск информации. Работа с альтернативными почтовыми клиентами. Доменные имена.

12. Итоговое занятие - 4 часа (2\2)

Итоговые рекомендации.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны:

Знать:

- Устройство ПК

- Принцип хранения данных

- Набор тифлосредств для работы с ПК

- Назначение и состав Windows, MS Office

- Назначение прикладных программ и синтезаторов речи

- Принцип и топологию организации ЛВС

- Принцип и организацию глобальной сети Internet

Уметь:

- Использовать файловую систему средствами Windows

- Редактировать и печатать документы в MSWord

- Создавать Электронные таблицы в Excel

- Применять комбинации клавиш для ускорения операций с объектами

- Пользоваться программами для записи СD, сканировать и распознавать плоскопечатные тексты, работать с программами машинного перевода.

- Администрировать ЛВС

- Осуществлять поиск и сохранение информации из сети Internet

- Работать с электронной почтой

Примеры проверочных работ на заключительных стадиях обучения:

1. Учащимся предлагается создать документ в MS Word в котором дать определение таким понятиям как файл, папка, программа, операционная система. Создать таблицу и оформить её внешний вид. Выровнять текст, задать размер текста и полей.

Также предлагается создать таблицу в MS Excel.

Оба созданных файла поместить в папку на локальном диске и связать их гиперссылкой.

2. Созданные файлы записать на CD

3. Создать текстовый документ, и поместить его в папку на удалённом компьютере в ЛВС

4. В сети internet найти определённую информацию и сохранить её

5. Отправить электронное письмо, содержащее вложение

Методические рекомендации

к программе "Обучение инвалидов по зрению пользованию персональным компьютером"

Программа обучения включает в себя 260 часов, из которых 43
отдаётся на теорию и 217 на практику. В процессе обучения
слушатели получают необходимую теоретическую и практическую
базу, позволяющую уверенно работать с ПК. Обучение начинается
со знакомства слушателей с техникой безопасности и гигиеной при
эксплуатации ПК. В дальнейшем идёт знакомство с аппаратной
частью компьютера. Познакомив слушателей с аппаратной частью
ПК, начинаем знакомить с программной частью. Слушатели
получают необходимые знания и навыки по работе с Операционной
системой (Виндовс), с минимальным пакетом программ
Майкрософт Офис (Ворд, Эксель), учатся сканировать и
распознавать плоскопечатные тексты, записывать информацию на
оптические носители, учатся работать с программами машинного
перевода, программами для записи и захвата звука. Постепенно в
процессе обучения слушатели знакомятся с основами работы в
локальной сети (получают основные навыки, связанные с
навигацией, настройкой и администрированием сети). В конце
обучения слушатели знакомятся с работой в сети Интернет, учатся
получать необходимую информацию, отправлять и получать
электронную почту. В работе, в основном, используется программа голосового синтеза речи JAWS. Специальные тифлосредства такие, как брайлевская строка, брайлевский принтер, используются не так
широко (эти тифлосредства необходимы, но, к
сожалению, их высокая стоимость не позволяет оснастить каждое
рабочее место инвалида по зрению). Для работы слабовидящих
используются различного вида экранные лупы или
соответствующие настройки Рабочего стола.

Подготовка и обучение строятся, исходя из минимально
необходимых требований к аппаратной части ПК, чтобы
максимально облегчить пользователю задачу использования ПК в
быту и на рабочем месте. В процессе обучения внимание
слушателей заостряется на практическом моменте использования
полученных знаний. Начиная с азов, знакомясь с простейшими
офисными приложениями, слушатели постепенно начинают решать
более сложные задачи, подходя в итоге к использованию сети
Интернет. На каждом этапе подводятся промежуточные итоги,

где обязательно делается акцент на практическом применении полученных знаний. В конце курса обучения слушатели сдают экзамен.

     Ниже  приведены методические рекомендации к проведению
занятий, включённых в программу курса.

         

1. Вводное занятие. На данную тему отводится 6 часов (5 теория, 6 практика)

Ориентировка на рабочем месте. На этом
этапе идёт знакомство с группой. Важно выяснить состояние
здоровья каждого слушателя, чтобы в дальнейшем правильно
распределять нагрузку на уроках. Выясняется уровень
подготовки слушателя (работал раньше с ПК или нет, знаком с
программами голосового синтеза речи или не знаком).
Выяснив всё это, преподаватель определяет рабочее место слушателю с учётом необходимости использовать браилевский дисплей, монитор с программным увеличением, наушники или колонки. Большое значение имеет и ориентировка на рабочем месте. На этапе ориентировки в кабинете слушатели учатся находить своё рабочее место. Необходимо помочь им, указав на ориентиры, облегчающие поиск своего рабочего места. Именно с этого этапа слушатели приобретают знания о компонентах современного ПК, их расположении. Обязательно рассказать и показать расположение основных органов управления (клавиатура и пр.), обозначить место расположения наушников и объяснить важность отведения для них строго определённого места. Акцентировать внимание на системном блоке. Рассказать об основных элементах на передней панели системного блока. Показать кнопку включения ПК, указать на то, что эта кнопка, зачастую, самая крупная на передней панели, выделяется тактильно и т.д. Указать расположение всех узлов ПК и познакомить с последовательностью действий по включению и выключению компьютера.

     Правила безопасности и гигиена ПК.

Компьютер требует особых знаний техники безопасности и гигиены, с которыми необходимо познакомить слушателей. В первую очередь проводится инструктаж о правилах пожарной безопасности и тренировка эвакуации при пожаре. Объясняя правила безопасности
эксплуатации ПК, обязательно сделать акцент на
использование ПК в быту (т.к. именно в быту, а не на каком-
то рабочем месте, происходят основные нарушения).
Объясняя правила гигиены, акцент делается на правильную
организацию как рабочего времени, так и пауз отдыха
(обязательно сменить положение тела, физкультпауза). Безопасность эксплуатации включает в себя две стороны. Первая - это электробезопасность. Запрещается эксплуатировать ПК, имеющего повреждения изоляции на токоведущих проводниках, запрещается эксплуатация со снятой крышкой корпуса. Следить за плотным сопряжением электроразъёмов. Несоблюдение этих требований ведёт к перегреву и возможному возгоранию. Обязательно наличие заземления, выполненного с учётом всех требований. Указать на необходимость использования блока бесперебойного питания. Рассказать, как правильно подбирать этот блок. Вторая сторона безопасности - это защита от пыли и влаги. Здесь важно рассказать о вреде пыли вообще (нарушение теплообмена, возможные возмущения в работе от повышения влажности воздуха). Рассказать о методах защиты, таких как установка системного блока по возможности выше от пола, необходимость регулярных профилактических чисток системного блока. Рассказать о подборе отделочных материалов при организации рабочих мест пользователей. Говоря
о требовании к помещению, отдельно акцентировать
требования к индивидуальному рабочему месту и к рабочим
местам в компьютерном классе (интернет кафе и пр.)

2. Персональный компьютер и его компоненты На данную тему отводится 14 часов (4 теория, 10 практика)

Устройство ПК. Форм-фактор.

  На этой  стадии обучения необходимо сформировать у слушателей представление об устройстве IBM совместимого ПК. Показать, что современный настольный ПК это системный блок и периферийные устройства. Показать устройство альтернативных ПК (таких как ноутбук, лаптоп, карманный ПК и пр.) Сочетать метод рассказа и показа. Обязательно рассказать об истории возникновения современных IBM совместимых ПК, о разъёмах на задней стенке ПК, указываем об их назначении. Тактильно знакомим со всеми разъёмами. Акцентируем внимание на их взаимном расположении. Необходимо указать и на цветовую схему разъёмов. В дальнейшем, на примере конкретного системного блока, показать сопряжение всех основных узлов ПК, рассказать о стандартах этого сопряжения (форм-фактор). Слушатели самостоятельно разбирают системный блок на комплектующие, а затем собирают его. После сборки к системному блоку подключаются периферийные устройства. При подключении периферийных устройств обязательно обратить внимание на способ фиксации разъёмов и на то, что одинаковых разъёмов мало, что они в основном уникальны, тактильно. Единственно, разъёмы аудиокарты могут тактильно совпадать, но тут играет роль их взаимное расположение и цветовая схема.  На этом этапе обязательно показать, как правильно сопрягать разъёмы шины USB.  Знакомство с аппаратной частью необходимо сочетать с демонстрацией всех основных узлов ПК, как  в сборе, так и отдельно каждого узла. Позволить слушателям
тактильно познакомиться и в дальнейшем распознавать
комплектующие ПК. На этапе знакомства с устройством ПК, слушателям даётся необходимая информация о подборе оптимальной конфигурации ПК, о совместимости тех или иных узлов. Обязательно указать на основные правила подбора комплектующих (соответствие типа процессора и чипсета материнской платы, соответствие видеокарты необходимым требованиям программы голосового синтеза, особенно требования к видеопамяти, основные требования к звуковой карте, правильная настройка системы охлаждения, основные правила оптимизации системного блока, которые необходимо соблюдать при приобретении ПК).

     Периферийные устройства. Характеристика.

Познакомить слушателей с максимально большим количеством различных периферийных устройств. Показать, как они сопрягаются с системным блоком. Познакомить с основными приёмами
эксплуатации этих устройств. Обязательно слушатели после
знакомства с данной темой должны чётко различать
устройства ввода, вывода и комбинированные. К устройствам ввода мы относим, прежде всего, клавиатуру (вводит символьную информацию), мышь (управляет движением курсора на рабочем столе, сообщая координаты на плоскости), микрофон (вводит аудиоинформацию), планшетный сканер (графическая информация). Устройства вывода такие, как монитор (видеоинформация), аудиоколонки или наушники (аудиоинформация), плоскопечатный принтер (графика). Комбинированные устройства, которые сочетают в себе функции, как ввода информации, так и её вывода: модем (модулятор демодулятор), брайлевская строка, брайлевский принтер, это такие устройства, как внешние накопители и пр. Необходимо рассказать о выборе печатающего устройства, рассказать все плюсы  и минусы разных типов принтеров (матричные, струйные, лазерные и светодиодные), рассказать о параметрах сканеров (правила выбора, что такое разрешающая способность, оптическая и программная, рассказать о глубине цвета, и на что эти параметры влияют). Познакомить с такими тифлосредствами, как браилевская строка, браилевский принтер, научить тактильно находить основные органы управления. Научить работать и использовать внешние накопители (флэшки, Hdd и пр.).

3. Клавиатура компьютера. Изучение русской и английской раскладок. На данную тему отводится 20 часов (1 теория, 19 практика)

На этом этапе слушателей знакомят со стандартной клавиатурой ПК. Целесообразно разделить рассказ о клавиатуре на блоки. Начать с рассказа об основном блоке, далее функциональные клавиши. После этого идёт рассказ об управляющих клавишах и клавишах перемещения курсора, закончить стоит на блоке дополнительных клавиш. Далее необходимо познакомить слушателей с раскладкой клавиатуры. Отталкиваться в обучении следует от стандартных приёмов изучения слепого десятипальцевого метода. Знакомство начинаем с основного, второго ряда клавиатуры ФЫВА  ПР ОЛДЖ Э, обязательно научить ставить пальцы в основную позицию, опираясь на тактильные метки, присутствующие всегда на стандартной клавиатуре.
Можно использовать на первых порах дополнительные метки, которые крепятся на клавиатуру. Незрячие используют эти метки, чтобы обозначить клавиши Escape, Enter и другие управляющие клавиши, поиск которых затруднён на первых порах. Объяснение обязательно сочетается с практическим знакомством с
клавиатурой (слушатели осуществляют работу обязательно
параллельно с работой с текстовым редактором). Для начала знакомство можно осуществлять, используя программу «Блокнот» или «Вордпад». Хотя допускается использование более "тяжёлых" программ. Например, можно использовать «Ворд» или пакет бесплатных офисных приложений Open Office. Это
позволяет сразу получить и "почувствовать" результат работы. На этом этапе знакомить слушателей с основными командами озвучивания текста с помощью программы JAWS. Клавиатура
делится на блоки, и знакомство осуществляется по этим
блокам. При знакомстве с клавиатурой даётся
русская раскладка, так как она знакома слушателям. В дальнейшем постепенно  с сочетаниями клавиш даются латинские символы. Затем слушатели запоминают расположение латинских символов, здесь помогут элементарные знания английского языка, т.к. все команды, звучащие по-английски, начинаются именно с той латинской буквы, которая участвует в комбинации, например, Ctrl+C (Copy) и т.д.

 4. Файловая система. Принципы хранения данных на ПК. На данную тему отводится 10 часов (2 теория, 8 практика)

     Физический принцип хранения данных.

Необходимо больше внимания уделить вербальным способам подачи материала, т.к. процессы, происходящие во время записи,
сложно смоделировать и показать. Можно познакомить с устройством винчестера, разобрав для этого неисправное устройство (необходимо осуществить показ платы и магнитных головок винчестера вместе с магнитным диском). Слушателям объясняется двоичный принцип кодирования, даётся представление о том, что такое бит, байт и т.д. Рассказывается об истории создания магнитных носителей, как от перфокарт перешли к магнитным накопителям. Даётся информация о первой ОС MSDOS, которая служила для работы с магнитными носителями. На этом этапе рассказывается, какие операции необходимо осуществить, чтобы с жестким диском можно было работать, как с устройством для хранения данных. Первый этап - создание раздела (рассказать о метках, о том, какая программа осуществляет создание разделов). Следующий этап – форматирование (рассказать о кластерах, рассказать о таблице размещения файлов, о том, какие файловые системы бывают и чем отличаются). Обязательно сделать акцент на проблемах, связанных в настоящий момент с магнитным принципом хранения данных. Основные проблемы две. Первая - это неверная информация о свободном месте или о месте, которое занимает файл на диске,  вследствие неэффективного использования кластеров. Проблема эта решается с помощью программы дефрагментации. Вторая проблема - деление одного кластера несколькими файлами. Проблема эта решается с помощью программы проверки диска или scandisk. Рассказать о приёмах использования системных утилит, графика их запуска для осуществления профилактики проблем хранения данных. Рассказать об утилитах профилактики. Это позволит слушателям в их последующей работе справляться с проблемами, связанными с работой с файлами.

     Логический принцип хранения данных. 

       Объяснить, что этот принцип определяет то, каким образом
данные упорядочиваются для пользователя. Обязательно на данном этапе обучения донести до слушателей структуру ветвления. Объяснить, каким образом данные сохраняются на жёстком диске. Дать определение таким понятиям, как корневая директория, таблица FAT,  адрес или путь к объекту. Сравнение с
древовидной структурой. Во время рассказа даются
понятия, как файл и папка. Обязательно объяснить, для чего
была введена такая структурная единица, как папка. Рассказать о способе удаления файлов и папок. Объяснить, что данные фактически не удаляются, а лишь происходят изменения в таблице размещения файлов. Данный факт позволяет восстановить удалённые ранее "безвозвратно" данные. Рассказать о программах для восстановления данных. Объяснить, что после удаления важной информации нельзя записывать ничего до того момента, как данные будут восстановлены.

     Файл. Папка. Структура вложенности.

 На этом этапе слушатели на практике знакомятся с расположением данных на дисках. Рассказывается об имени файла. Файл - это поименованное место на диске содержащее информацию. Папка - это также поименованное место на диске, содержащее файлы или другие, вложенные в неё папки. Имя файла состоит из 2-х модулей: имени и расширения. Имя - величина переменная и пользователь вправе её менять, особенно когда сохраняет файл, созданный самостоятельно. Ранее имя файла могло состоять не более чем из 8 символов латинской раскладки. Сейчас под управление современных ОС имя файла может состоять из 255 символов в различных языковых раскладках. Указать, какие символы нельзя применять при присвоении имени файла.  Расширение - величина постоянная, пользователь не вправе её менять, так как расширение указывает на тип файла, с помощью какой программы файл был создан, и с помощью какой программы его обрабатывать в дальнейшем. Рассказывается о наиболее распространённых расширениях файлов. Даются, помимо прочего, примеры исключений из правил. Например, расширение .kar может быть изменено на .mid без ущерба для музыкальной композиции и подобное. Рассказать об атрибутах файла. На практике слушателями под управлением стандартной операционной
системы «Виндовс» и программы голосового синтеза «Джавс»
осуществляется навигация по ресурсам ПК. Вообще, стоит
отметить, именно с этого этапа начинается активное
использование незрячими программы «Джоз». На
этапе первичного знакомства с ПК и расположением данных
на логических дисках даётся определение программы «Джоз»,объясняется   принцип   её   работы,   основные   комбинации клавиш и т.д.

5.  Программы. Виды программ. На данную тему отводится 4 часа (2 теория, 2 практика)

На этом этапе слушатели должны чётко понимать, что такое файл и папка. Далее, методом объяснения, идёт подача такого
понятия как «Программа» (от простого к сложному -
программа это совокупность файлов, выполняющих определённые
действия и решающие задачи пользователя). Разграничить системные и прикладные программы. Системные программы необходимы для функционирования аппаратной части ПК. Это такие программы, как операционные системы, системные утилиты и программы тестирования. Прикладные программы призваны решать задачи пользователя и делятся на офисные, мультимедийные, профессиональные, узкоспециальные, образовательные и развлекательные. Рассказывается о
принципе деления программ (сразу разделить на  две группы
программ - системные - для функционирования системы,
прикладные - для пользователя). Объяснить, как программы
поставляются конечному потребителю (коммерческий статус),
объяснить преимущества лицензионного ПО, легального
использования программ, поддержки программистом и т.п.

6. Комбинации горячих клавиш. На данную тему отводится 4 часа (1 теория, 3 практика)

Во время рассказа о горячих клавишах, необходимо чётко разграничить комбинации, принятые в ОС «Виндовс» и комбинации
программы «Джоз». Обязательно слушатели в отдельную тетрадь записывают комбинации горячих клавиш. Объяснить технику применения сочетания клавиш. Начинать нужно с простейших комбинаций, таких, как alt-Tab (Удерживая alt, коротко и прерывисто нажимаем клавишу tab, переключаясь между активными приложениями. Услышав нужное, отпускаем alt) и похожих. На примере этих сочетаний слушатели осваивают технику зажатия клавиш.

7. Операционные системы.  На данную тему отводится 2 часа (2 теория)

Рассказать о том, что такое операционная система вообще. Обязательно  указать на то, что ОС это системная программа решающая следующие задачи: обеспечивает функционирование аппаратной части ПК, всех его узлов как единое целое посредством драйверов. Позволяет функционировать программам благодаря ядру. Позволяет пользователю получить доступ ко всем функциям ПК посредством интерфейса.  Первоначально операционные системы имели 16-битное ядро, были однозадачными (однозадачная ОС может одновременно выполнять только одну программу) и интерфейс командной строки. Далее с выходом всё новых и новых типов процессоров операционные системы стали многозадачными, что позволило людям, с ограниченными возможностями, получать доступ к ПК. Интерфейс также претерпел изменения. Если раньше работа с ПК была уделом специалистов, то с вводом графического интерфейса, который был интуитивно понятен, пользователи, не имеющие специальной подготовки могли работать с ПК. Затем рассказать  о появлении и развитии ОС
«Виндовс» (две параллельные линейки до «Виндовс ХР»).
Рассказать об альтернативных ОС,  обзорно о таких ОС, как «Линукс», ОС «Макинтош». Рассказать о том, почему пользователи используют альтернативные ОС, о специфических особенностях альтернативных ОС.

8. Windows. Обзор. Интерфейс. На данную тему отводится 32 часа (4 теория, 28 практика)

Более подробно и развёрнуто рассказывается о ОС «Виндовс». Рассказать о составе ОС (Ядро, драйверы, интерфейс). На этом этапе пользователи, загружая ПК, сталкиваются с очень важным компонентом ОС - интерфейсом («интерфейс» дословно - внешний вид). Рассказать об основных элементах интерфейса. Рабочий стол (вся видимая поверхность, отображаемая на мониторе). На рабочем столе располагаются значки и ярлыки. Ярлык - это пиктограмма (пиктограмма- это картинка с подписью) позволяющая быстро получить доступ к определённому объекту (файлу или папке). Значок - это пиктограмма, позволяющая получить доступ к тому или иному отделу ОС. На рабочем столе отображаются открытые окна и оконные приложения. В нижней части рабочего стола отображается панель задач. На панели задач присутствует кнопка «пуск», позволяющая получить доступ к главному меню ОС. Там же в виде кнопок отображаются активные оконные приложения. В правой части панели задач располагается системный поддон. На нем отображаются значки активных, запущенных программ, работающих в фоновом режиме. Эти программы полностью загружаются в оперативную память и перехватывают различные события при работе ПК. Рассказать, как перемещаться между элементами интерфейса и как их озвучивать во время практического знакомства слушателей с  интерфейсом ОС, используя «Джоз». Познакомить с Рабочим
столом, элементами Рабочего стола, познакомить с приёмами
навигации по элементам Рабочего стола. Вводить комбинации
горячих клавиш как характерные для самой ОС, так и
комбинации только с работающей программой
«Джоз». Рассказать о разнице между «значком» и «ярлыком»
на Рабочем столе.

     Windows. Элементы. Навигация.

Более подробно даются элементы интерфейса ОС, разбирается состав главного меню, знакомить слушателей с настройками ОС, посредством Панели управления. Работа с ресурсами ПК с помощью Проводника. На этом этапе важно показать слушателям, что одно и то же действие в ОС можно осуществить разными
способами (нередко 2-мя и 3-мя). Исходя из этого, привить
навык самостоятельного выбора, самостоятельного решения
проблем при работе с компьютером. Именно на этом этапе,
более глубокого знакомства с ОС, у слушателей будут
возникать проблемы при работе с ПК и важно привить
навыки, познакомить с алгоритмами самостоятельного
решения нештатных ситуаций. Параллельно с объяснением основных приёмов навигации идёт изучение программы голосового синтеза речи, изучение приёмов озвучивания.

     Windows. Окно. Элементы окна.

Окно – основной элемент интерфейса. Объяснить (используя рассказ и практическую работу) что такое Окно. Окно состоит из элементов. Даются они сверху вниз. В самом верху - заголовок окна. В нём отображается название элемента, который мы открыли. Далее строка текстового меню, в котором по группам собраны все команды для операций с содержимым окна. Ниже находится панель инструментов. На панели инструментов в виде графических кнопок продублированы основные команды для операций с содержимым окна. Далее строка адреса, она присутствует в окне папки и, например, браузера. Строка адреса позволяет получить доступ к тому или иному элементу на локальном компьютере, в локальной сети или к ресурсу, находящемуся в глобальной сети. Далее рабочее поле окна - основной элемент окна.  Необходимо довести
до слушателей то, что все приложения выполняются в окнах.
Вспомнить на этом этапе о многозадачности ОС. Рассказывая
об элементах окна, обязательно на практике под управлением «Джоз» давать приёмы озвучивания элементов окна. Научить
слушателей управлять состоянием окна. Показать, как с
помощью полученных знаний можно решать проблемы,
связанные с работой программ. Обязательно рассказать о строке состояния.

     Windows. Операции в среде.

К этому моменту пользователи должны уверенно осуществлять навигацию в ОС (уверенно находить любой логический диск, помещать курсор на Рабочий стол и запомнить основные комбинации горячих клавиш, связанные с навигацией). Далее слушатели осуществляют на практике операции с объектами ( создание, перемещение, удаление объектов, создание ярлыков
и папок). Начинать обучение с создания папки в корне диска С. Далее создание ярлыка. Перемещение ярлыка с диска С на Рабочий стол. Переименование объекта. Назначение комбинации горячих клавиш для запуска ярлыка. Удаление элементов, причём дать пример удаления в корзину и безвозвратного удаления, минуя её. Научить восстанавливать объекты удалённые ранее в корзину.

     Windows. Программы, входящие в состав ОС.
Знакомить слушателей с программами, входящими в состав
ОС. На этом этапе основным будет знакомство с двумя
системными утилитами (проверка диска и дефрагментация).
Научить работать с этими программами. Вспомнить, какие
проблемы связаны с магнитным принципом хранения данных,
и как программы их решают.

     Создание объектов.

На этом этапе слушатели должны уверенно ориентироваться в ОС. Создавая объекты, например ярлыки (повторение), показать, как назначить комбинации горячих клавиш для их быстрого вызова. На примере создания файлов (документы Блокнот, Вордпад) привить навыки поиска созданных объектов.

     Windows. Комбинации клавиш.

На этом этапе слушатели записывают типовые комбинации для вызова главного меню ОС, комбинации, позволяющие управлять состоянием окон, переключаться между окнами, комбинации, облегчающие навигацию внутри диалоговых окон. Объяснить разницу между меню и диалогом. Здесь даются
комбинации клавиш, позволяющие не только осуществлять
перемещение   в    среде   Виндовс,    но    и   все    остальные, позволяющие,   в   том   числе,   и   редактировать   элементы,
выделять их и пр.

9. Пакет программ Microsoft Office. Word, Excel. На данную тему отводится 64 часа (4 теория, 60 практика)

MS Office. Обзор. Состав.

Знакомство слушателей со сложными, серьёзными прикладными программами начинается со знакомства с Пакетом MS Office. Объяснить общее назначение пакета, рассказать о типовом составе
пакета. Акцентировать внимание на том, что современный
документооборот осуществляется не только на бумажных
носителях. На сегодняшний день «документом» может быть
не только лист бумаги, но любой файл, содержащий
информацию. Дать характеристику основных программ пакета и осветить области их применения.

     MS Word. Функции.

Рассказать об основных характеристиках программы «Ворд». Дать акцент на тех особенностях программы, которые отличают ее от других программ (расширенные возможности форматирования текста, работа со скрытыми элементами, возможность создания гиперссылок, мощнейший инструмент проверки орфографии и стилистики, создание таблиц, вставка объектов и пр.). Объяснить, почему «Ворд» называют текстовым процессором, а не редактором (сложная программа, взаимодействующая с др. программами пакета). Показать приёмы запуска программы.

     MS Word. Навигация. Форматирование. 

Создавая простейший текст, параллельно озвучивать его, показывать слушателям основные приёмы озвучивания, навигации по тексту. Рассказать и показать, как можно перемещаться по тексту, привить пространственное представление о расположении текста. Перемещение по строкам - вертикальные стрелки курсора, перемещение по знакам в строке - горизонтальные стрелки курсора. Перемещение по словам, с их озвучиванием. Выделение текста - показать пути оптимизации и способы озвучки выделенного объекта.  Особенно следует обратить внимание на возможные
проблемы, связанные с озвучиванием текста программой
«Джоз». Показать пути решения проблем. Выгрузить - загрузить программу голосового синтеза речи. Смоделировать
проблемы с озвучкой текста и вместе с каждым слушателем
эти проблемы решить. Показать простейшие настройки, позволяющие оптимизировать озвучивание. На этом   же   этапе   даются   основные   приемы,   связанные   с форматированием текста. Научить сохранять файлы, форматировать текст списком. Показать разницу между командами «сохранить» и «сохранить как...»

     MS Word. Изменение шрифта, выравнивание.

Эта тема более глубоко посвящена форматированию текста.
Слушатели должны овладеть на этом этапе всеми навыками,
позволяющими изменить внешний вид текста. Необходимо рассказать о требованиях к тексту, к размеру и начертанию. Научить слушателей изменять размер шрифта (как стандартный, так и от руки), тип шрифта и его начертание. Познакомить с понятием жирный, полужирный и курсив. Также научить изменять цвет шрифта. Показать приёмы озвучивания свойств шрифта. В дальнейшем показать приёмы выравнивания текста в строке, акцентируя внимание на том, что для выравнивания одной строки её выделять не надо, но выравнивая несколько строк текста, их все необходимо выделить. Обязательно показать приёмы выравнивания текста с помощью комбинаций горячих клавиш.

     MS Word. Создание таблиц. Форматирование.
Рассказать слушателям о том, что такое таблица, для чего она
предназначена в «Ворде». Указать на то, что таблица здесь -
графическая, ячейки которой не связаны между собой формулами.. Показать основные приёмы создания таблиц
(оптимальнее всего использовать мастер создания таблиц).
Осуществляя перемещение по ячейкам, акцентировать
внимание на озвучивание «Джозом» столбцов и строк.
(Иногда «вылезают» английские «корни» программы).
Научить грамотно выделять таблицу и изменять её внешний
вид. Рассказать, какие стили таблиц наиболее часто применяются при подготовке современных документов.

     MS Word. Вставка объектов.

Показать слушателям, как импортировать в «Ворд», объекты, созданные в других программах, например, такие как изображения, звук, блоки текста, созданного в др. программах. Обязательно озвучивать каждый такой элемент. Повторить комбинации горячих клавиш.

     MS Word. Работа с закладками.

Слушателям рассказывается о такой функции «Ворда», как работа со скрытыми элементами текста. В качестве примера даётся
создание   закладок.   Делается   упор   на   их   практическое применение (они позволяют делать метки в тексте, не изменяя
его самого). Научить создавать закладки и перемещаться по ним. Создавая закладки, обязательно указать на правила именования. Нельзя использовать заглавные буквы и пробелы.

     MS Word. Проверка орфографии.

Слушатели знакомятся с инструментом проверки орфографии,
пунктуации и стилистики. Приёмы запуска мастера проверки.
Обязательно рассказать и на практике отработать приёмы
исправления различных ошибок. Научить пользователей
добавлять слова в словарь, и, что не менее важно, удалять
слова из словаря, если они были ошибочно добавлены. Акцентировать внимание на том факте, что инструмент проверки орфографии - это не панацея от неграмотного написания слов, этот инструмент лишь исправит досадную опечатку, но если слушатель допустит несколько ошибок в слове, то исправить его придётся только в ручную. Пунктуация проверяется изначально с точки зрения делового письма, и если встречается некий художественный оборот или просто длинное предложение, то слушателям необходимо объяснить, как поступать в таких случаях. Проверка стилистики осуществляется также с точки зрения делового документа.

     MS Word. Создание гиперссылок.

Этот этап включает в себя повторение пройденного ранее материала, связанного с созданием и сохранением документов. Познакомить слушателей с вариантом форматирования текста, который позволит связать несколько текстовых файлов. Научить делать гиперссылки на «нетекстовые» файлы (например,
аудиофайлы). Постепенно подвести слушателей к тому, что
гипертекстовые файлы - это прообраз Сайтов, которые
размещаются в Интернете. Провести параллель между
созданной структурой и способом размещения данных в
Интернете. Пользователям даются азы этой сети.

     Связь документов. Сохранение.

 На этом этапе слушатели отрабатывают навыки, полученные ранее. Преподаватель следит за уверенным выполнением операций.
Обратить внимание на то, чтобы не  возникало проблем, связанных с навигацией по диалоговым окнам, особенно в процессе связи
документов с помощью Гиперссылки.

     Excel. Характеристика.

 Работа с формулами. Слушатели знакомятся с программой «Эксэль». В первую очередь показать приёмы навигации по рабочему полю программы. Объяснить, что каждая ячейка имеет координату, состоящую из латинской буквы и цифры. Также каждая ячейка может иметь свой уникальный формат, который зачастую является разновидностью числового, и позволяет оптимизировать и облегчить пользователю работу с программой, сделать более понятными, отображаемые данные. Показать приёмы настройки «Джоза», для корректной озвучки ячеек. Постепенно закреплять расположение хотя бы 10-ти букв латинского алфавита. Показать примеры и приёмы создания формул. Здесь вводятся латинские буквы. Объяснить разницу между прямым текстом в ячейке и формулой (в ячейке отображается только результат вычислений). Создав формулу, в дальнейшем её не следует редактировать вручную. Следует изменять только ячейки с данными. Показать пример клонирования ячеек с формулами (Сделать это можно на примере решения задачи, связанной с отражением легенды о создании игры в шахматы - классический пример с наградой мудрецу, где на каждую клетку нужно положить в два раза больше зёрен. Сколько зёрен на последней 64-й клетке?). В дальнейшем дать примеры практического использования программы «Эксель» при создании прайс-листа. При подведении итогов обязательно сделать акцент на практическом использовании программы.
Желательно, что бы слушатели самостоятельно предлагали
свои варианты использования программы. «Эксэль» автоматизирует и облегчает рутинные, часто повторяющиеся, однообразные вычисления. Область применения очень широка - от задач, решаемых на предприятиях до малого бизнеса и бытового применения.

     Excel. Диаграмма.

Научить пользователей создавать графические диаграммы, которые отражают вычисления в таблицах. Диаграмма - это графическое отображение выкладок и расчётов. Внешний вид диаграммы может быть различным, зависит от типа таблицы. Если в таблице у одной категории имеется только одно значение, то следует выбирать столбчатую таблицу или гистограмму. Если тот или иной параметр имеет несколько значений, которые изменяются в течение некоего периода, то следует выбирать график. Диаграмму, зачастую располагают на том же листе, что и таблицу. Обязательно перед созданием диаграммы необходимо определить и запомнить координаты, обозначающие диапазон таблицы (диагональ). Это координаты левой верхней ячейки и правой нижней. Диаграмма - это графический элемент, поэтому создав её, слушатели должны поместить курсор из диаграммы обратно в таблицу. Показать слушателям, как это можно сделать. Научить работать с мастером создания диаграмм. Закрепить навыки создания формул. Рассказать об абсолютном пути к ячейке (абсолютные координаты). Указывать на то, что диаграмма динамично изменяется в зависимости от изменения данных в таблице. На этом этапе может потребоваться рассказ о том, что такое диаграмма вообще. Это иногда требуется тотально незрячим пользователям.

10. Работа с программами и утилитами На данную тему отводится 30 часов (6 теория, 24 практика)

     Работа с программой переводчиком.

Рассказать об интерфейсе и навигации в программах-переводчиках, например, программа «Сократ». Программа «Переводчик» состоит из двух дочерних окон, которые располагаются один над другим. Запуская программу, пользователь начинает работу с верхнего окна, окна, содержащего исходный текст. Этот текст может быть введён как от руки, так и вставлен из буфера обмена. Вставив или написав текст, необходимо войти в текстовое меню программы и выбрать действие, связанное с переводом текста (перевод - перевести). Закончив перевод, пользователь помещает курсор во второе дочернее окно, содержащее перевод. Перемещение курсора осуществляется с помощью клавиши f6. Поместив курсор в окно с переводом, текст можно озвучить, выделить, скопировать. Обязательно указать на то, что переводит программа, а это значит, что перевод будет несколько неудобочитаем. Рассказать о существовании специализированных словарей технической, художественной, медицинской и другой литературы. На этом этапе слушателям предлагается текст, набранный ранее на компьютере и сохранённый в виде текстового документа. Необходимо скопировать текст в буфер обмена, а затем текст этот вставить в программу машинного перевода, рассказать о чём текст. Программа сравнивает сочетания символов, а вовсе не смысл  фразы. Исходя из этого, и строиться работа с программой.

     Fine reader. Сканирование и распознавание плоскопечатных текстов. Характеристика программы.

 Это первый опыт знакомства слушателей с программой сканирования и распознавания плоскопечатных текстов. Во-первых,
необходимо сказать о характеристиках сканеров, рассказать о понятии «разрешающая способность» и «глубина цвета».  Преимущество отдать сканерам, с так называемой, холодной лампой. Далее идёт практическая работа с программой. Рассказать слушателям о способах запуска программы (с помощью  главного меню, ярлыка на Рабочем столе или комбинации горячих клавиш). Во время практической работы  указать и отметить этапы (Сначала мы получаем изображение, потом идет распознавание текста и третий этап  - это экспорт распознанного текста в текстовый редактор). Рассказать о комбинациях горячих клавиш, позволяющих запустить процедуру сканирования и распознавания текстов. Объясняется, что тексты зачастую распознаются не идеально, и полученный текст со сканера желательно проверить с помощью инструмента проверки орфографии, пунктуации и стилистики. Во время изучения данной темы слушатели должны научиться отправлять текст не только в текстовый редактор, но и в буфер обмена для того, чтобы иметь возможность работать с полученным со сканера текстом в других программах. Полезно будет предложить слушателям английский плоскопечатный текст, и поставить задачу, перевести и прочитать его на русском языке.

 

     Смена конфигурации сканирования.

Пользователи учатся настраивать программу сканирования и распознавания текстов. Основное внимание здесь надо уделить настройке разрешения сканирования. Показать, что от разрешения
сканера зависит полнота распознавания.

     Инсталляция и деинсталляция программ.

Дать определения понятиям «инсталляция» и «деинсталляция».
Объяснить, что бывает два вида инсталляции. Обязательно,
объясняя
         автоматическую         инсталляцию,         указать
необходимость записей в системном реестре и их значение.
Для примера на практике установить и удалить простую
программу.     Акцентировать     внимание     на     корректной деинсталляции. Рассказать, какие проблемы могут возникнуть
в случае некорректной деинсталляции.

     Печать, настройка принтера.

 Отдельно рассмотреть способы печати на плоскопечатном принтере из различных программ. Показать основные настройки программ, связанные с печатью. Указать на схожесть диалоговых окон печати. Дополнительно отработать навыки помещения бумаги в
принтер и работы с готовыми, отпечатанными экземплярами.

     Смена настроек печати.

Рассмотреть тонкие настройки печати, которые влияют на экономию тонера или чернил, начертание символов.

     Запись CD Устройства, форматы, носители.

Рассказ сопровождать демонстрацией устройств и носителей.
Рассказать историю создания. Первоначально оптические носители предназначались для хранения аудиоинформации, как замена виниловой грампластинке. В дальнейшем компакт-диски стали использовать для хранения данных.   Объяснить устройство
носителей (обязательно указать на требования к параметрам устройства таким, как буфер обмена и поддержка технологии защиты от перепрожига), акцентировав внимание на разнице между дисками CD-R и CD-RW. Рассказать о DVD формате и формате BluRay. Тактильно познакомить слушателей с компакт-дисками. Акцентировать внимание на отличии рабочей области от нерабочей поверхности (наличие валика и т.д.). Тактильно познакомиться с внешней панелью пишущего привода, научиться загружать диск. Показать пример работы и записи дисков с помощью программы «Неро». Привести примеры запуска программы. Рассказать об элементах стартового окна, научить выбирать тип носителя. Обязательно провести аналогии с проводником, когда слушатели будут знакомиться с основным окном программы. Показать приёмы навигации по окну проекта и проводника. Обязательно показать горячие клавиши. Перед началом записи рассказать о всех элементах окна, предваряющего запись. В процессе добавления файлов и папок в проект показать, как с использованием Джоз-курсора можно получить информацию о размере проекта.

     Запись CD Мультисессия.

 Показать приёмы записи диска в несколько приёмов, объяснить назначение дополнительной метки. Рассказать, почему в некоторых устройствах мультисессионные диски не читаются.

11. Локальные и глобальные сети и их применение На данную тему отводится 66 часов (6 теория, 60 практика)

     ЛВС. Назначение, обзор.

Рассказать об основных целях создания ЛВС (объединение вычислительных способностей, ускорение обмена данными, упорядочение трафика), обязательно акцентировать внимание на
невозможность работы в современном офисе без сети. Рассказать о одноранговых и многоранговых сетях. Раскрыть понятие сервер сети (мощный компьютер, обладающий большим объёмом оперативной памяти и дискового пространства). Рассказать об областях применения одноранговых и многоранговых сетей.

     ЛВС. Топология, практика.

Рассказать и продемонстрировать примеры разных топологий и устройств. Дать слушателям тактильно распознать различные кабели и разъёмы. Практически на физическом уровне соединить
компьютеры в сеть. Рассказывая о топологии "Звезда" указать, что на сегодняшний день это наиболее оптимальная топология. Рассказать о сетевых устройствах. Рассказать о разнице между хабом и свитчем. Рассказать об особенностях сетевых плат.

     ЛВС. Настройка, обмен данными.

Пользователи знакомятся с настройками сети. Знакомить с такими сетевыми компонентами как протокол, клиент и служба доступа. Параллельно обратить внимание на то, что в системе должен быть один протокол для стабильной работы. Научить разрешать или запрещать доступ пользователей к локальным ресурсам. Научить определять общедоступные ресурсы в сети. Познакомить с таким понятием как IP адрес, маска подсети. Научить пользователей получать доступ к сетевым ресурсам из любого окна ОС, имеющего адресную строку. Научить искать сетевые ресурсы не только по имени компьютера, но и по IP-адресу. Обязательно отработать навыки обмена файлами по сети.

     ЛВС. Администрирование.

В этом разделе познакомить слушателей с приёмами добавления и удаления сетевых компонентов. Научить пользоваться мастером настройки сети. Обратить внимание на необходимость запрета
общего и полного доступа к корню логических дисков. Дать понятие «рабочая группа» и научить разграничивать сегменты одноранговой сети, используя «рабочие группы». Познакомить с правилами именования «рабочих групп» (латиница не длиннее 8 символов). Научить оптимально задавать имя компьютера в сети, указав, что не может быть в одном сегменте сети двух компьютеров с одинаковыми именами.

     Работа с антивирусными программами.

На примере работы с антивирусом Касперского, показать слушателям основные приёмы проверки и лечения вирусов. Объяснить, что такое вирус, их действия. Провести аналогию с вирусами из биологии (вредоносный код, поражающий клетку).

     Интернет. История.

 Рассказ об истории возникновения. Акцентировать внимание на задачах, которые решала сеть (обмен данными на больших расстояниях). Основным свойством сети была надёжность передачи данных, даже в случае вывода некоторых её узлов из строя. Разработан модем. По этапам показать, как сеть из сугубо военной превратилась в свободную информационную. Какие этапы были пройдены. Как сеть разворачивалась "лицом" к пользователям. Познакомить слушателей с современным состоянием сети, указав, какие задачи на сегодня решает сеть (мощнейший инструмент для коммуникации, образования, развлечения, бизнеса и пр.). Рассказать о видах подключения, выделив 2 основных типа - коммутируемый и постоянный).

     Интернет. Outlook Express.

Знакомство с клиентом электронной почты. Знакомить с основными элементами программы, упор на горячие клавиши. Рассказать и самостоятельно выполнить создание учётной записи. Предварительно слушателям регистрируются почтовые ящики на одном из бесплатных хостингов (например, mail.ru). Настраивая учётную запись, по шагам акцентировать внимание на серверах входящей и исходящей почты, указать на правила их именования. Осуществить обмен электронными сообщениями. Научить отвечать на почту, отправлять письма, содержащие вложения. Указать на правила создания сообщений, оптимальных для прочтения незрячими.

     Работа с электронной почтой.

Дальнейшее изучение клиента для работы с электронной почтой – пользователи должны научиться отправлять сообщения с вложениями, содержащими несколько файлов, архивировать  паки,
проверять полученные вложения на вирусы. Акцентировать
внимание на важности знаний о размере почтового ящика
респондента (письмо не дойдет, если будет больше и пр.).

     Поиск информации.

Работая с браузером «Интернет Эксплорер», показать приёмы озвучивания и входа в активные элементы страниц. Научить пользоваться поисковиками, перемещаться по гиперссылкам, пользоваться «Джозом». Обязательно познакомить с горячими клавишами, позволяющими оптимизировать процесс перемещения по ссылкам. Перед слушателями необходимо ставить задачи по поиску конкретной информации, каждому индивидуально. Показать и выполнить сохранение полученной информации. Познакомить с возможными форматами сохранения страниц. Выполнить поиск сохранённой информации.

     Доменные имена. Регистрация.

Рассказать обо всех этапах регистрации доменного имени. Рассказать о службе доменных имён. Рассказать о принципе деления доменов (географический и по виду деятельности). Объяснить разницу между уровнями доменных имён (здесь подойдёт
аналогия с вложенностью папок на логическом диске). Далее рассказать и прокомментировать все этапы создания доменного имени (заявка, проверка, регистрация). Напомнить, что регистрация в зоне .ru  осуществляется только с указанием точных паспортных данных, если регистрирует физическое лицо и полностью указываются реквизиты, если регистрирует юридическое лицо. Доменное имя - собственность владельца, за которую надо платить не реже 1-го раза в год.

12. Итоговое занятие. На данную тему отводится 4 часа (2 теория, 2 практика)

Беседа, которая позволит пользователям задать вопросы, связанные с их будущей деятельностью. Возможно, что в процессе беседы слушатели решат, в каком направлении они будут специализироваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики

Тип урока: Изучение  нового материала. Использованные технологии: информационные и компьютерные технологии, личностно-ориентированная, исследовательская, дифференцированное и индивидуальное ...

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики

Тип урока: Изучение  нового материала. Использованные технологии: информационные и компьютерные технологии, личностно-ориентированная, исследовательская, дифференцированное и индивидуальное ...

Методические рекомендации для родителей детей-инвалидов обучающихся на дому

Организация обучения в дистанционном режиме для детей инвалидов на дому заключается в организации индивидуального обучения на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения СОШ ...

Методические рекомендации по составлению занятия с точки зрения здоровьесбережения

В наше время все больше педагогов дополнительного образования осознают, что к числу их первоочередных задач относится задача охраны здоровья учащихся. Поскольку «ячейкой» образовательного процес...

Методические рекомендации для учащихся "Как сохранить свое зрение"

Глаза - наши окна в этот мир.Возможность видеть, читать, наслаждаться четкостью и красками всего, что вокруг... Как тяжело и страшно это утратить!Огромная нагрузка на зрение, которую испытывает соврем...

Роль дидактических пособий в обучении инвалидов по зрению и слуху

В данном докладе описывается необходимость использования дидактических пособий в обучении инвалидов по зрению и слуху....

Статья "Методические рекомендации по организации обучения студентов специальности 53.02.01 Музыкальное образование с нарушением зрения на практических занятиях по междисциплинарному курсу "Основы дирижерской техники""

Статья из сборника НСГК под общей редакцией Н.П. Коробовой "Актуальные вопросы обшего и профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченеными возможностями здоровья", Нижневартовск....