Рабочая программа дополнительного образования по предмету: «Пользователь ПК»
рабочая программа

Тимошев Василий Аркадьевич

Пояснительная записка

Целью предлагаемой программы, согласно общему направлению процесса социальной реабилитации инвалидов по зрению и интеграции их в обществе, является приобретение устойчивых умений и навыков самостоятельной работы на персональных компьютерных системах. Полученные знания незрячие пользователи смогут применить на практике, работая с персональным компьютером, набирая и редактируя текст(с последующей отправкой на печать, как на плоскопечатном принтере, так и на браилевский принтер), работая с различного вида базами данных, энциклопедиями и справочниками в электронном виде, общаться со своими знакомыми и коллегами по электронной почте, использовать сеть интернет, читать электронные книги и т.д. В настоящее время умение работать с ПК, предоставляет огромные возможности человеку, в том числе и незрячему, в поиске и обработке информации, обучении и трудоустройстве. Наличие навыков работы с ПК позволяет незрячему эффективнее интегрироваться в общество, почувствовать свою значимость, повышает самооценку и веру в собственные силы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obucheniya_dorabotannaya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Центр реабилитации слепых» ВОС

СОГЛАСОВАНО  

Заместитель генерального директора ЦРС ВОС

по учебной работе :__________Сорокина М.С.

«_____»____________2017г.                                                        

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор ЦРС ВОС                  

 ________________Степанов С.И.

«_____»____________2017г.

                         

                                                       

Рабочая программа дополнительного образования по предмету:

«Пользователь ПК»

                                                                                                                         Составители:

                                                                               Тимошев В.А. (преподаватель ЦРС)

Тимошева Ю.Г. (преподаватель ЦРС)

г. Волоколамск 2017 г.

Пояснительная записка

Целью предлагаемой программы, согласно общему направлению процесса социальной реабилитации инвалидов по зрению и интеграции их в обществе, является приобретение устойчивых умений и навыков самостоятельной работы на персональных компьютерных системах. Полученные знания незрячие пользователи смогут применить на практике, работая с персональным компьютером, набирая и редактируя текст(с последующей отправкой на печать, как на плоскопечатном принтере, так и на браилевский принтер), работая с различного вида базами данных, энциклопедиями и справочниками в электронном виде, общаться со своими знакомыми и коллегами по электронной почте, использовать сеть интернет, читать электронные книги и т.д. В настоящее время умение работать с ПК, предоставляет огромные возможности человеку, в том числе и незрячему, в поиске и обработке информации, обучении и трудоустройстве. Наличие навыков работы с ПК позволяет незрячему эффективнее интегрироваться в общество, почувствовать свою значимость, повышает самооценку и веру в собственные силы.

Программа рассчитана на 320 часов (практических и теоретических) и включает в себя 12 основных разделов

1. Вводное занятие

2. Персональный компьютер и его компоненты. Область применения

3. Клавиатура компьютера. изучение русской и латинской раскладок.

4. Файловая система. принципы хранения данных на ПК

5. Программы. Виды программ

6. Комбинации горячих клавиш

7. Операционные системы

8. Операционная система Windows. особенности использования

9. Пакет программ Microsoft office. Word, Excel

10. Работа с программами и утилитами

11. Локальные и глобальные сети и их применение

12. Итоговое занятие

     Программа предназначена для обучения, как слепых так и слабовидящих пользователей. Процесс обучения строиться опираясь на слух и тактильное восприятие информации, в процессе обучения незрячих с различной степенью потери зрения применяются не только программы, но и тифлотехнические средства, предназначенные для определённой категории пользователей персональных компьютерных систем. Учитывая специфику обучения различных категорий незрячих с различной степенью потери зрения, предусматривается перераспределение рабочего времени при изучении тем, предусмотренных программой. В обучении незрячих используется браилевская строка, или браилевский дисплей, а также речевой вывод, получаемый с помощью программы синтеза русской и английской речи. В обучении слабовидящих браилевская строка обычно не используется, речевой вывод используется в меньшей степени, чем при обучении незрячих. Кроме того, используются мониторы с большим экраном и программы увеличения изображения на экране. Обучение инвалидов по зрению требует индивидуального, дифференцированного подхода, поэтому рекомендуется формировать учебные группы в количестве 3-6 человек.

Планируемые результаты обучения.

В результате обучения слушатель должен знать:

  1. Устройство ПК
  2. Принцип хранения данных
  3. Необходимый набор программных и аппаратных средств для организации рабочего места инвалида по зрению
  4. Классификацию программ и базовые приемы взаимодействия с их интерфейсом
  5. Принцип организации локальных и глобальных сетей

В результате обучения слушатель должен уметь:

  1. Уверенно взаимодействовать с аппаратной частью ПК
  2. Использовать программу голосового синтеза речи
  3. Осуществлять файловые операции в операционной системе
  4. Уверенно создавать и форматировать документы используя пакет программ MSOffice
  5. Сканировать и распознавать плоско-печатные документы
  6. Устанавливать и удалять ПО
  7. Записывать данные на оптические носители
  8. Использовать и администрировать одноранговую локальную сеть
  9. Осуществлять поиск и сохранение информации из сети интернет
  10. Работать с электронной почтой

Учебно-тематический план

п\п

Наименование разделов, тем

Количество часов

(всего\теория\практика)

1.

Вводное занятие

6\5\1

2.

Персональный компьютер и его компоненты

14\4\10

3.

Клавиатура компьютера. Изучение русской и английской раскладок

20\1\19

4

Файловая система. Принципы хранения данных на ПК

10\2\8

5.

Программы. Виды программ

4\2\2

6.

Комбинации горячих клавиш

4\1\3

7.

Операционные системы

2\2

8.

Операционная система Windows. особенности использования

32\4\28

9.

Пакет программ Microsoft office. Word, Excel

94\4\90

10.

Работа с программами и утилитами

30\6\24

11.

Локальные и глобальные сети и их применение

96\6\90

12.

Итоговое занятие

4\2\2

13.

Экзамен

4

Итого: 316 часов

Экзамен 4 часа

Всего: 320 часов

Содержание программы

1. Вводное занятие - 6 часов (5\1)

Знакомство со слушателями, знакомство с программой обучения

Ориентировка на рабочем месте, Знакомство с расположением рабочих зон, с расположением компонентов ПК, техника безопасности, гигиена рабочего места

2. Персональный компьютер и его компоненты. Область применения - 14 часов (4\10)

История возникновения IBM, Устройство ПК. Форм-фактор. Составляющие компоненты и их характеристика. Периферийные устройства. Устройства ввода, вывода и комбинированные устройства. Сопряжение устройств. Знакомство с тифлосредствами.

3. Клавиатура компьютера. изучение русской и латинской раскладок. - 20 часов (1\19).

Раскладка клавиатуры. Основной блок, функциональные клавиши. Основной  ряд основного блока, верхний ряд, нижний ряд. Сочетания клавиш.

4. Файловая система. принципы хранения данных на ПК  - 10 часов (2\8)

Физический принцип хранения данных. Магнитные носители. Устройство жесткого диска. Логический принцип хранения данных, древовидность.

Файл, папка, структура вложенности.

5. Программы. Виды программ - 4 часа (2\2)

Виды программ.  Коммерческий статус.  Утилиты. Программа голосового синтеза Jaws.

6. Комбинации горячих клавиш - 4 часа (1\3)

Основные комбинации программы jaws. Наиболее распространённые комбинации.

7. Операционные системы - 2 часа (\2)

Обзор операционных систем. История создания windows. Альтернативные ОС.

8. Операционная система Windows. особенности использования - 32 часа (4\28)

Компоненты Windows. Обзор. Интерфейс (рабочий стол, компоненты, доступ). Элементы (доступ, используя программу голосового синтеза). Навигация (приемы поиска объектов, перемещение по логическим дискам, перемещение по элементам интерфейса). Окно (состав, состояния). Операции с объектами (создание папок, ярлыков, перемещение, переименование). Программы входящие в состав. Комбинации клавиш.

9. Пакет программ Microsoft office. Word, Excel - 94 часа (4\90)

Офис, обзор. Программы входящие в состав. Word обзор. Навигация, форматирование (изменение текста, выравнивание, форматирование абзацев, стилей и списков). Форматирование страниц. Создание таблиц (создание навигация и форматирование). Вставка объектов (созданных как в Word, так и в других программах). Вставка и редактирование колонтитулов. работа с закладками. Проверка орфографии, пунктуации и стилистики. Создание гиперссылок. Excel Характеристика. Формулы. Диаграммы. Абсолютный путь. Функции.

10. Работа с программами и утилитами - 30 часов (6\24)

Работа с переводчиком. Сканирование и распознавание текста. Инсталляция и деинсталляция программ. Настройка печати. Запись CD. Устройства. Форматы. Методы.

11. Локальные и глобальные сети и их применение - 96 часов (6\90)

ЛВС Назначение. Топология. Настройка и обмен данными. Администрирование. Решение проблем доступа. Одноранговые и многоранговые сети. Антивирусное ПО. Интернет - история, назначение. Электронная почта. Браузер. Поиск информации. Сохранение информации. Работа с альтернативными почтовыми клиентами. Доменные имена. Облачные системы хранения данных. IP телефония.

12. Итоговое занятие - 4 часа (2\2)

Итоговые рекомендации.

13. Экзамен - 4 часа

Список литературы

  1. Белов Н.В. 10-ти пальцевый метод набора вслепую на компьютере. Русский и английский языки. Быстрый и правильный набор вслепую.

«Харвест», 2007 г.

  1. Богумирский Б. Энциклопедия Windows- 98. «Питер», 1999 г.
  2. Бондаренко С. 100 лучших программ для офиса. Популярный самоучитель. СПб., «Питер», 2005 г.
  3. Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих (Электронный ресурс), http://www.tiflocomp.ru.
  4. Курс звуковых занятий для начинающих незрячих пользователей компьютерной техники. (Электронный ресурс), http://www.tiflocomp.ru/download/audio/.
  5. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера.
    М., «ОЛМА Медиа Групп», 2010 г., 960 с.
  6. Методическое пособие пермской государственной библиотеки.

8.        Морли С. Windows-95 иллюстрированное пособие для слепых и слабовидящих пользователей. М., ИПТК «Логос» ВОС, 2003 г.

9.         Российская компьютерная система восьмиточечных кодов Брайля. Математическое обеспечение брайлевского принтера «EVEREST». Руководство пользователя. М., ИПТК «Логос» ВОС, 1996 г., 24 с.

  1. Рощина М.А. Основы компьютерных тифлотехнологий.
    Нижний Новгород, ЦСТПР «Камерата», 2007 г., 60 с.
  2. Microsoft Word 2000. Москва, Санкт-Петербург, Киев., «Питер», 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая учебная программа дополнительного образования по предмету «Пионербол» для обучающихся 6 классов (АВТОРСКАЯ)

Образовательная программа «Пионербол» является АВТОРСКОЙ и  составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования (Пр. к письму  МО № 06-1844 от 11.1...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования ПО ПРЕДМЕТУ Информатика и ИКТ ДЛЯ 3- 4 КЛАССА

Программа курса дополнительного образования «Моделирование в среде ПрвоЛого» для 3-4 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Требований к ре...

Рабочая программа дополнительного образования по предмету «Итальянский язык»

Программа составлена на основеУМК: Nuovo Progetto Italiano Junior: Livello Elementare A1-A2 T. Marin, S. Magnelli Издательство: Edilingua,Томмазо Буэно Italiano Contemporaneo: esercizi per la lingua ...

Адаптированная рабочая программа дополнительного образования "Пользователь ПК"

Адаптированная рабочая программа дополнительного образования "ПользовательПК" составлена на основе авторской программы Н.В. Макаровой "Информатика 5-6 класс.Начальный курс"...

Программа дополнительного образования по предмету «Экологическая тропа»

Программа дополнительного образования экологическая тропа рассчитана на 128 часов. Рекомендуемый график занятий по 4-5 часов в неделю. Рекомендуемое количество детей в группе от 5 до 10 человек....