РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования ПО ПРЕДМЕТУ Информатика и ИКТ ДЛЯ 3- 4 КЛАССА
рабочая программа по информатике и икт по теме

Программа курса дополнительного образования «Моделирование в среде ПрвоЛого» для 3-4 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Необходимость разработки данной программы обусловлена

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmapervologo.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №181

Центрального района Санкт-Петербурга

                           

Принято

Педсоветом   Протокол №____

от «__»_________2013 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

________________З.П.Воронова

Приказ №_____

от «___»_________2013 г.

                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования

ПО ПРЕДМЕТУ Информатика и ИКТ

ДЛЯ 3- 4 КЛАССА

 «Моделирование в среде ПервоЛого»

 

 (1 час в неделю, 35 часов в год)

 Автор-составитель:

учитель информатики и ИКТ

Дамбаева Санжидма

Даба-Жалсановна

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 г


Пояснительная записка

Программа курса дополнительного образования «Моделирование в среде ПрвоЛого» для 3-4 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Необходимость разработки данной программы обусловлена с изменением парадигмы образования. В основе современных требований к образованию лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а также переходом к стратегии социального проектирования и конструирования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. В этих условиях велика роль образования, обеспечивающего овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов. 

Цели курса дополнительного образования определены исходя из целей начального общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта начального общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, овладение начальными навыками информационной деятельности.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Целью курса «Моделирование в среде ПервоЛого» является: овладение основами логического и алгоритмического мышления и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Основные задачи курса:

  • организация учебно-познавательного процесса при помощи проектной деятельности построенной на основе компьютерной среды ПервоЛого;
  • освоение стандартных команд исполнителя Черепашки;

Общая характеристика курса

Системообразующими понятиями содержания данного курса является алгоритм, учебный исполнитель и среда. Программа предусматривает изучение учебного исполнителя Черепашка, компьютерной среды ПервоЛого. Учебный исполнитель является важным инструментом для формирования алгоритмического способа мышления. Наряду с этим, изучая возможности среды учебного исполнителя ПервоЛого, происходит активное освоение методов моделирования. Обширные возможности работы с текстом, графикой, звуком в среде ПервоЛого повышают творческую активность и самостоятельность школьников.

Программа курса состоит из четырех разделов. Содержание раздела Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей младших школьников, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Практические занятия полностью посвящаются освоению технологии работы на примере реализации заданий от простых до сложных. Приобретение практических навыков происходит в процессе системной деятельности над разработкой интерактивных проектов, ориентированных на получение содержательного результата.

Темы «Моделирование в среде учебного исполнителя  «Черепашка» формируют представление учащихся,  как разрабатывать модель объекта или системы, используя возможности данного исполнителя. Часть учебного материала посвящена изучению инструментария среды ПервоЛого.

Освоение информационной технологии работы в текстовом редакторе происходит в процессе разработки информационных моделей на графах,  классификаций, гипертекста.  

  1. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  2. .

Учебный план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1

Знакомство со средой ПервоЛого и технологией работы в не

5

4

4

2

Создание микромира и его обитателей

5

2

2

3

Организация движения Черепашки

5

1

1

4

Составление программ

5

1

1

Итого:

16

8

8

Учебно-тематическое планирование


Содержание курса 

Тема 1. Знакомство со средой ПервоЛого и технологией работы в ней (5 ч)

Интерфейс программы ПервоЛого и его основные объекты: Рабочее поле, Поле команд, Инструментальное меню, Черепашка.

Понятие команды в среде ПервоЛого. Команды управления движением Черепашки. Входные параметры команды.  Рисование фигур с помощью Черепашки.

Учащиеся должны знать:

  • назначение среды ПервоЛого;
  • основные объекты графического интерфейса среды ПервоЛого;
  • понятие команды и входных параметров.

Учащиеся должны уметь:

  • управлять движением Черепашки;
  • рисовать простейшие фигуры.

Тема 2. Создание микромира и его обитателей (5ч)

Освоение технологии работы с Полем форм. Заполнение Рабочего поля оттисками форм.

Создание декораций микромира, используя Поле форм и графический редактор.

Учащиеся должны знать:

  • назначение и возможности Поля форм;
  • технологию создания декорации микромира.

Учащиеся должны уметь:

  • переодевать Черепашку в разные формы;
  • пользоваться инструментами Поля форм при создании микромиров;
  • создавать декорации микромира на переднем, среднем и заднем плане.

Тема 3. Организация движения Черепашки (5 ч)

Личная карточка Черепашки. Как задать движение Черепашки.

Моделирование прямолинейного движения объектов с разными скоростями. Управление курсом движения Черепашки. Моделирование движения по сложной траектории.

Суть анимации. Команда смены форм Черепашки.  Моделирование движения со сменой форм. Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом.

Учащиеся должны знать:

  • назначение Личной карточки Черепашки;
  • технологию организации движения Черепашки.

Учащиеся должны уметь:

  • моделировать прямолинейное движение  с разными скоростями;
  • моделировать движение по сложной траектории;
  • моделировать движение с повторяющимися фрагментами  (делать анимацию).

Тема 4. Составление программ (5 ч)

Понятие программы. Назначение Листа программ. Работа с Листом программ. Примеры программ. Назначение обязательных частей программы: заголовка, тела программы, признака завершения. Правила оформления программ. Составление  программ рисования графических объектов.

Команда организации конечного цикла. Тело цикла в программе.

Этапы создания мультипликационного сюжета.  

Учащиеся должны знать:

  • что такое программа;
  • правила оформления программы;
  • технологию создания мультипликационного сюжета.

Учащиеся должны уметь:

  • разрабатывать программы;
  • использовать в программах команды организации цикла;
  • составлять программы рисования графических объектов;
  • составлять программы для мультипликационного сюжета.

Тема 5. Роль датчиков в ПервоЛого (5ч)

Датчики, определяющие состояние Черепашки: цвет, курс, размер, форму и т.д.

Использование датчиков для изменения состояния Черепашки.

Инструмент управления состоянием Черепашки – бегунок. Создание бегунков для регулирования параметров состояния Черепашки.

Датчик случайных чисел. Использование в программах датчика случайных чисел.

Учащиеся должны знать:

  • назначение и виды датчиков;
  • когда следует использовать бегунок;
  • что такое датчик случайных чисел и когда его использовать.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать датчики для изменения параметров Черепашки;
  • создавать бегунки;
  • использовать датчик случайных чисел.


Тематическое планирование

Содержание теории

Дата

Практическая часть

Тема 1. Знакомство со средой ПервоЛого и технологией работы в ней (3 ч)

1

Интерфейс программы ПервоЛого и его основные объекты

Знакомство с интерфейсом компьютерной среды, главным героем – исполнителем Черепашкой

2

Графический режим

Работа в графическом режиме

3

Графический режим

Тема 2. Создание микромира и его обитателей (5ч)

4

Поле форм

Заполнение Рабочего поля оттисками форм

5

Создание формы

Создание новых форм

9

10

Использование коллекций рисунков для фона

11

Конструирование орнаментов

Тема 3. Организация движения Черепашки ( ч)

12

Как задать движение Черепашки

Заполнение личной карточки Черепашки

13

Управление пером

Получить на экране квадрат, косую линию, измерить длину и ширину экрана (в черепашьих шагах)

16

Прямолинейное движение объектов с разными скоростями

Моделирование прямолинейного движения с разными скоростями

17

18

Управление курсом движения Черепашки

19

Движение по сложной траектории

Моделирование движения по сложной траектории

20

Движение с повторяющимся фрагментом

Моделирование траектории движения с повторяющимся фрагментом

Тема 4. Составление  программ (5 ч)

21

Получение фигур отпечатыванием

17.02

Аллея деревьев, ряд домов,

Получение фигур отпечатыванием

3.03

Случайные числа, программа звездное небо

10.03

22

17.03

Rolik5 «

Тема 5. Роль датчиков  в ПервоЛого (5ч)

23

Разработка проектов

06.04.

24

Разработка проектов

13.04.

25

Разработка проектов

20.04

26

Разработка проектов

27.04.

27

Разработка проектов

4.05.

28

Разработка проектов

11.05.

Тема 6. Разработка творческих проектов (7ч)

29

Создание интерактивных проектов

15.05.

Проект «Анимированные задачи»

30

Создание интерактивных проектов

22.05.

Проект «Анимированные сказки»

31

Создание интерактивных игр

Проект «Лабиринт»

32

Создание интерактивных проектов игр

Проект «Гонки»


Материально-техническое обеспечение

Раздел 1. Среда исполнителя. Графические команды Простые циклы – повторения.

 Контрольная работа №1

Цель: контроль знаний по темам раздела

1 вариант

1. Чтобы нарисовать окружность, можно попросить черепашку выполнить инструкцию повтори много_раз [вперед 1 направо 1] (точное число повторений нам сейчас не важно). Что нужно изменить в инструкции, чтобы нарисовать окружности большего и меньшего размера?

2. Что нарисует после выполнения инструкции повтори 4 [вперед 100 направо 90]?

3. Как научить черепашку рисовать пятиконечную звезду?

2 вариант

1. Как научить черепашку рисовать снеговика?

2. Что нарисует после выполнения инструкции повтори 3 [вперед 100 направо 120]?

3. 3. Как научить черепашку рисовать снежинку?

Раздел 2. Вспомогательные алгоритмы.

Контрольная работа №2

1 вариант

1.  Черепашка должна моделировать автомобиль, едущий по извилистой дороге, — дорога рисуется определенным цветом на листе и может иметь произвольную форму. Как научить черепашку не вылетать при движении с дороги? (Указание: воспользуйтесь умением черепашки реагировать на цвет листа.)

2. Вот схематичное описание программы “Угадай животное”: пользователь загадывает животное, программа пытается его угадать, задавая вопросы, на которые пользователь отвечает “да” или “нет”.

2 вариант

1. Смоделируйте движение корабля в реке. Используйте кнопку для изменения направления движения корабля (по течению/против течения). Предусмотрите в альбоме какие-то средства для измерения пройденного расстояния и времени.

2. Маленький цветочек начинает расти и становится большим. Как научить черепашку  расти и становиться большим? (Указание: воспользуйтесь умением черепашки менять форму.)


Перечень рекомендуемой литературы

Основная литература:

Е.И. Яковлева, ЛогоМозаика: Сборник проектов.- М.: Институт новых технологий.

С.Ф. Сопрунов, А.С.Ушакова, Е.И.Яковлева. ПервоЛого3.0: Справочное пособие. – М.: Институт новых технологий.

Калина Е.А., Использование объектно-ориентированной среды ЛогоМиры для развития творческих способностей // (http://www.iro.yar.ru).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» 2 - 4 классы

Изучение информатики в начальной школе должно решать задачи пропедевтики изучения базового курса информатики в основной школе, которое направлено на достижение следующих целей:освоение системы базовых...

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 5–6 классов

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 5–6 классов...

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 3 класса

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 3-м классе  составлена на основе Федерального  государственного образовательного стандарта  второго поколения, программы под редакцией А.В. Горя...

Рабочая программа по учебному предмету "Информатика" для 7-9 классов (ФГОС)

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями к результатам о...

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для7 класса (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и...

Рабочая программа по учебному предмету "Информатика" для 7 - 9 классов.

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 7-9 классов составлена в соответствии с требованиямиФедерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 10-11 классов (углубленный уровень)

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» для 10-11 классов (углубленный уровень) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...