Выступление на педсовете «Психолого-педагогические аспекты преемственности на разных ступенях обучения»
материал

Наталья Иванова

Проблема преемственности – одна из самых актуальных проблем современного  учебновоспитательного процесса. И хотя вопрос об осуществлении преемственности при поступлении детей в школу и переходе

учащихся из начальной школы в основную не является новым, каждый год этот вопрос рассматривается на качественно ином уровне, так как внедряются современные методики обучения, воспитания и развития, выявляются новые подходы и все чаще используются наряду с традиционными нетрадиционные технологии подготовки учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_obuch.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Выступление на педсовете

«Психолого-педагогические аспекты

преемственности на разных ступенях обучения»

                                                                               педагог-психолог Иванова Н.Д.

        В последнее время в литературе довольно часто поднимается вопрос преемственности в образовательном процессе. Наиболее актуальны в этом плане размышления об организации преемственности в системе «детский сад - начальная школа». Значительно реже нам встречаются статьи об организации аналогичного процесса при переходе из начальной школы в среднее звено. О преемственности средней общеобразовательной школы и высших учебных заведениях активно заговорили в последние годы в связи с проведением единого государственного экзамена в выпускных классах. Между тем каждая из обозначенных проблем актуальна и значима в каждом возрастном периоде.

        Преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё

более важно и существенно, сохранение развития необходимого

целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа

поступательного развития процесса.

        Проблема преемственности – одна из самых актуальных проблем современного  учебновоспитательного процесса. И хотя вопрос об осуществлении преемственности при поступлении детей в школу и переходе

учащихся из начальной школы в основную не является новым, каждый год этот вопрос рассматривается на качественно ином уровне, так как внедряются современные методики обучения, воспитания и развития, выявляются новые подходы и все чаще используются наряду с традиционными нетрадиционные технологии подготовки учащихся. С переходом российских школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся еще более значимыми. Главная цель работы по преемственности – объединение усилий педагогического коллектива образовательного учреждения для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся и, как следствие, – повышение уровня качества образования.

        В настоящее время в работе по преемственности педагоги и психологи опираются на процессы самоорганизации, самоконтроля, самоактуализации личности, на проявление способности ученика избирательно относиться к учебному материалу, на умение учиться, на овладение способами творчества.

Следовательно, задача педагога – обеспечить условия для проявления всех способов познания, создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании общения с ребёнком. Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса.

        Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Суть преемственности в образовательном процессе состоит в установлении необходимой связи между разными ступенями обучения их  согласованности.

Сегодня психолого-педагогическое сопровождение это система деятельности, которая направлена на создание таких условий, которые позволяют успешно обучаться и развиваться ребенку на каждом возрастном этапе.  Особое внимание уделяется сопровождению детей в период поступления ребенка в школу, перехода из начальной школы в среднюю, из средней в старшую и подготовка к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Психолого-педагогическое аспекты преемственности находят свое отражение в направлениях работы школьного психолога.

Психологическая диагностика на этапе адаптации детей в первом, пятом  и десятом классе направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями. На этапе профессионального самоопределения диагностика направлена на выявление реальных возможностей, которые можно было бы использовать для достижения профессиональных целей.

Консультативная работа с педагогами чаще всего проводится в виде выступлений на педагогических советах, совещаниях при директоре и  ПМПк. Классные руководители и учителя-предметники знакомятся с основными задачами и трудностями на разных уровнях образования, тактикой общения с детьми и помощи им. Консультирование родителей осуществляется индивидуально и на родительских собраниях.

Профилактическая работа направлена на оказание поддержки каждому ребенку индивидуально или в группе.

Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации или в самоопределении. Такая работа  проводится с детьми индивидуально.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся варьируются на различных этапах обучения в школе.

В работе с первоклассниками необходимо обеспечить успешную адаптацию к школе и преемственность при переходе от одного возрастного периода к другому; помочь ребенку принять позицию школьника; помочь осознать появление нового сообщества – класса; обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Ежегодно дошкольники проходят психологическое обследование на определения уровня готовности к обучению в школе.   Диагностика позволяет изучить познавательную сферу ребенка, сформированность произвольности поведения ребенка, его индивидуальные  особенности.

Это  позволяет более эффективно решать проблему преемственности «детсад-школа». Происходит знакомство индивидуально с каждым ребенком, во время диагностики идет наблюдение личностных особенностей, поведенческих реакций, сформированность первоначальных учебных навыков и умений. Прогнозируется возникновение возможных трудностей у детей в период адаптации в школе.

При переходе из начальной школы в среднюю внимание уделяется  формированию важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации; формированию позитивной Я – концепции  и устойчивой самооценки; оказывается помощь в работе по самоорганизации, самоконтролю и помощь детям в принятии «новых» учителей.

В начале учебного года проводятся наблюдения за состоянием детей, отслеживается их школьная успешность и видно, что успеваемость у многих иногда падает, интерес к учёбе снижается, отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными, а они сами - тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях. И одна из причин происхождения этого кризиса: переход из одной социальной ситуации в другую.

При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо:

– учитывать психологические особенности 10–12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;

– анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

Для родителей проводится собрание на котором рассматриваются проблемы адаптационного периода, возникающие трудности у пятиклассников и психологические особенности детей младшего подросткового возраста. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную обстановку, четкий режим, сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей, классного руководителя и педагогов.

При переходе в старшее звено необходимо помочь принять позицию «ученик-старшеклассник»; помочь принять новичков в коллектив; помочь в профессиональном самоопределении десятиклассников.

В нашей школе основными мероприятиями психолого-педагогического сопровождения в преемственности являются:

  1. Психологическая диагностика уровня адаптации учащихся и  межличностных отношений в классе.
  2. Посещение и психологический анализ уроков, наблюдение за детьми.
  3. Проведение психолого-педагогического консилиума по вопросам адаптации учащихся к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе
  4. Индивидуальные консультации родителей.

        Таким образом, успешность адаптации школьника к обучению на разных этапах зависит от реализации преемственных связей между ними. Не реализация задач преемственности на разных этапах обучения влечет за собой возникновения ряда проблем:  дезадаптация учащихся, снижение успеваемости, мотивации к обучению в школе, возникновения проблем в поведении и многое другое. Без соблюдения преемственности в обучении невозможно обеспечить высокий уровень учебных достижений учащихся и подготовить школьников к обучению на следующей ступени образования, а также максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Психолого-педагогические проблемы обучения двум иностранным языкам".

Изменения в общественной, политической, экономической жизни, расширение международных контактов и сотрудничество на всех уровнях, политика интеграции России в европейское и мировое сообщество, вхожден...

Коллекция компьютерных презентаций для проведения игровых уроков на тему "Рождество" для разных ступеней обучения

Данный сборник содержит несколько компьютерных презентаций, для проведения нестандартных уроков или внеклассных мероприятий на тему "Рождество и Новый год"презентации расчитаны на разный возраст и уро...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....

шкала трудности предметов на разных ступенях обучения

Многим родителям будет полезна информация об уровне сложности предметов на разных ступенях обучения, это поможет объективно оценить проблемы с обучением.Конечно в данной таблице не учитывается углубле...

Сообщение на педсовете "Психолого-педагогические требования к квалификации учителя"

quot; Компетентный учитель - компетентный ученик. Специфика профессиональных компетенций учителя русского языка и чтения"...