Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"
статья по теме

Шульц Светлана Владимировна

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериментальной площадки российской академии образования «Разработка пилотного проекта интегрированных научно-образовательных структур», ГОУ ДПО «ИРООО», Омск, 2007 год.                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Сборник статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериментальной площадки российской академии образования «Разработка пилотного проекта интегрированных научно-образовательных структур», ГОУ ДПО «ИРООО», Омск, 2007 год.                               

                             

                                                                                                       С.В.Шульц, директор

                                                                                           МОУ» Нижнеомская средняя

                                                                                    общеобразовательная школа № 2»,

                                                                             Нижнеомский муниципальный район

               Создание новой системы оценивания образовательных

                  достижений учащихся на разных ступенях обучения

               как условие сохранения их психологического здоровья

   В 2006/07 учебном году школа работала в режиме эксперимента по теме «Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья».

   В эксперименте предполагается уточнение того, что необходимо оценивать как образовательные достижения. Мы считаем, что система оценивания должна способствовать сближению школьной оценки выпускника с реальной оценкой этого выпускника обществом, между которыми в настоящее время существует значительный разрыв. В связи с этим понятие «учебные достижения» расширяется нами до «образовательных достижений». В ходе опытно-экспериментальной работы разрабатываются критерии оценивания всех видов образовательных достижений, способы, средства и формы их фиксации, новое содержание контрольно-проверочных работ, позволяющих оценивать образовательные достижения учащихся.

  За основу создаваемой системы оценивания образовательных достижений учащихся взята модель «безотметочного обучения».

  С нашей точки зрения, переход на «безотметочную систему» оценивания должен, во-первых, придать детям уверенность в своих силах, сформировать у них убеждение, что они умеют справляться с учебными задачами и вполне способны учиться (иными словами, ориентировать их на успех), и, во-вторых, действительно помочь им выявлять и осознавать возникающую проблему, принимать решения о том, как лучше с этой проблемой справиться.

  Перед коллективом были поставлены следующие задачи:

- Изучение стандартов образования и апробация УМК «Школа 2100» в 6 классе.

- Разработка и отбор измерителей усвоения изученного материала для 5-6 классов по всем предметам.

- Обновление системы оценивания достижений учащихся 6 класса.

- Разработка методов работы с портфелем достижений учащихся основной школы на разных предметах.

- Отслеживание степени влияния системы оценивания на психологическое здоровье учащихся.

- Обобщение опыта по изучению стандартов образования и апробация УМК « Школа 2100» в начальной школе.

   Для реализации данных задач работали три творческие группы.

   Творческая группа №1: «Совершенствование системы оценивания учащихся начальных классов».

   Творческая группа №2: «Обновление системы оценивания достижений учащихся 5-6 классов».

   Творческая группа №3: «Апробация БУПа 2004 года».

   Формы работы были различными: заседания в форме «круглых столов», обучающие семинары, демонстрация элементов эксперимента, в частности, методики работы с учебной документацией, на уроках-лабораториях. В результате было проведено 14 уроков по разным предметам: математике, риторике, чтению, русскому языку, технологии.

   Уроки были разработаны учителями предметниками, обсуждены на заседаниях методических объединений, проведены согласно графику. Они соответствовали заявленной теме и типу урока. На них были представлены элементы эксперимента.

   На протяжении всего учебного года учителя-экспериментаторы работали над созданием методики работы с новой документацией. Были разработаны блоки с перечнем требований к знаниям и умениям учащихся с 1-6 кл., а в этом году и для 7 класса. Учителя-экспериментаторы продолжали вести диагностические тетради. Работая с дневниками достижений учащихся, учителя своевременно фиксировали усвоение материала, итоги выполнения письменных работ и итоги за блок. По ним классные руководители имели возможность проследить за успеваемостью детей.

   Учителя русского языка и математики вели листы индивидуальных достижений, где строились графики усвоения материала ребёнком и отмечены уровни обученности.

   Следующим видом нашей работы была работа с портфелями достижений. Надо отметить, что должное внимание этому вопросу уделяют классные руководители экспериментальных классов. Дети отметили, что ведение портфеля достижений организует их, позволяет увидеть рост не только своих учебных достижений, но и творческих успехов. В 2006/07 учебном году разработана новая программа развития «Школа Успеха». Во второй половине года было создано 11 групп по разработке мини-проектов в программе развития школы. В итоге разработаны проекты: «Я- успешный ученик»; «Я- лидер»; «Я- волонтёр»; «Я- культурный человек»; «Я- житель своего села»; «Я- член демократического общества»; «Я- моя семья»; «Я- моё здоровье»; «Я- гражданин России»; «Я- друг»; «Я- толерантная личность».

   Представители творческих групп защищали свои мини-проекты на педагогическом совете. В прошедшем учебном году прошло три тематических педсовета, темы которых были актуальны и отвечали задачам эксперимента. Педсовет «Преемственность обучения в классе в условиях новой системы оценивания» проводился совместно с руководителями школ района и явился отчётом первого года эксперимента. На педсовете выступили учителя основной школы, которые поделились первым опытом работы с учебной документацией в условиях новой системы оценивания.

   Педсовет «Защита проекта программы развития «Школа Успеха» прошёл в присутствии членов совета школы. На педсовете выступило 12 человек с защитой мини-проектов. Всё это позволило повысить профессиональную компетенцию учителей. Диагностика труда учителя ( авт. Маркова А.К.) показала, что на оптимальном уровне работают 46%, а на допустимом- 54% учителей. Повысили квалификационную категорию 8 человек. Впервые получили вторую категорию 3 человека, высшую- 5 человек.

   Участие в ОЭР изменило практическую деятельность учителей. Разработаны и применяются на практике уроки- лаборатории по формированию оценочной деятельности на уроках разных типов, на разных этапах урока, уроки- лаборатории по проектной деятельности.

   В процессе эксперимента предполагается отработать критериальный подход к построению системы оценивания образовательных достижений школьников при текущем, промежуточном и итоговом контроле. Формирование и развитие самооценки нужно не само по себе, потому что развитая самооценка- это своего рода гарантия, что ребёнок может найти и принять оптимальное ИМЕННО ДЛЯ НЕГО решение о дальнейших своих действиях в процессе учения.( А значит, взрослый, выросший впоследствии из такого ребёнка, будет иметь средство, позволяющее ему справиться с различными жизненными и профессиональными проблемами).

   Организация обучения самоконтроля важна потому, что при этом ребёнку передаётся средство видеть и предвидеть возможные «ошибкоопасные» места: сначала по ходу решения отдельной задачи, затем при выполнении учебного проекта, а в будущем- при выполнении профессиональных проектов, в исполнении жизненных планов.

   Иными словами, овладение процедурами самооценки и самоконтроля поможет ребёнку быть успешными в жизни.

   Важной задачей современного образования является сохранение здоровья школьников. Традиционно принято акцентировать лишь проблему сохранения физического здоровья. Не так давно было введено в научный оборот понятие « психологическое здоровье» (И.В.Дубровина), и его сохранение стало рассматриваться как важнейшая задача школы. Сохранение психологического здоровья учащихся является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успешности и социальной адаптированности.

   Уровень самооценки и познавательной самостоятельности учащихся диагностируется на психолого-педагогических консилиумах методом педагогических наблюдений.

   При оценивании учебной деятельности учащихся применяются следующие средства, приёмы и методы оценочной деятельности: самооценка; содержательная оценка учителя; разработка критериев знаний и умений; рефлексия своей деятельности; многобальная система оценивания; портфель достижений учащихся; альбом умных мыслей и вопросов; работа с дневником тематического учёта знаний; листы индивидуальных достижений ученика по предмету (график); диагностическая тетрадь учителя.

   Анализ работы показывает, что новая система оценивания повышает учебную мотивацию, снижает уровень тревожности, сохраняет психологическое здоровье учащихся, формирует адекватную самооценку, способствует росту профессиональной компетентности учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Система оценивания образовательных достижений учащихся

Выступлкние на педсовете  «Система оценивания образовательных достижений учащихся: проблемы, необходимость реальность»Система оценивания образовательных достижений учащихся...

Система оценивания образовательных достижений учащихся

Оценить достижения ученика без заранее оговоренных критериев невозможно. Критериальное оценивание приходит на смену традиционному, когда отметка в журнале зависела от настроения учителя и его отношени...

Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках бурятского языка

Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и о...

Система оценивания образовательных достижений учащихся

Система оценивания образовательных достижений учащихся, виды и формы контроля, система формирующего оценивания...

Система оценивания образовательных достижений учащихся

Отметка по физической культуре играет стимулирующую и воспитывающую роль только в том случае, если преподаватель будет оценивать показатели физической подготовленности, достигнутые учеником не в данны...