Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках бурятского языка
статья по теме

Жигжитова Людмила Дамбаевна

Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей, то мы неизбежно должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках  бурятского языка

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на  достижение результатов:

  • в духовно-нравственном развитии и воспитании (личностные результаты)
  • в формировании учебных универсальных действий (метапредметные результаты)
  • в освоении результатов учебных предметов (предметные результаты).

По требованиям ФГОС  совершенно новыми способами оценивания  для школы  являются метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. По традиционной системе оценивания образовательных достижений далеко не всегда принималась во внимание их динамика. В новой системе оценивания уделяется большое внимание динамике образовательных достижений учащихся  их индивидуальному прогрессу.  Определение индивидуального прогресса или прироста образованности другими словами осуществляется путем сравнения результатов входной и выходной диагностик.

Таким образом, в качестве объектов оценивания образовательных достижений школьников выступают компетенции, относящиеся к личностным, метапредметным, предметным результатам образования, а также динамика образовательных достижений (прогресс).

В процедуре оценивания,  учитывается  любое, особенно успешное действие (предметное, метапредметное, личностное), а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи).

Новой стала  и диагностика результатов личностного развития, которая может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.)

Приоритетными в диагностике освоения содержания такого предмета как бурятский язык становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания по применению навыков, знаний и умений для создания учениками собственного информационного продукта.

Наиболее активно  пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.

Например,  при выполнении тестовых работ,  учащийся   сам может оценить свои достижения, выставить баллы и даже перевести их в пятибалльную систему, потому что  после каждого теста даются таблицы перевода баллов в  систему оценок. Уже в начальной  школе  дети сами начинают оценивать свои результаты. Таким образом, самоконтроль своих достижений становится неотъемлемой частью системы оценивания с самых первых шагов освоения бурятского языка.

Метод самоконтроля или взаимоконтроля имеет ряд серьезных преимуществ:

- объективность (отсутствует субъективное мнение педагога);

- позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся;

- позволяет осуществлять количественный анализ успешности с последующим переводом в пятибалльную систему оценок;

- экономит время учителя;

- развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать;

- развивает интерес, стимулирует детей  к изучению бурятского языка.

Я считаю, что ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет успешно самореализоваться и во взрослой жизни.

         Еще одним способом оценивания результатов учебной деятельности является проект. Проект это и движущая сила развития личности и прекрасный способ контроля образовательных результатов. Проект является средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности  в разных видах деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся совместно решают проблему, следуя логической цепочке элементов: потребность – мотив – задачи – действия – результат. Проект привлекателен тем, что в ходе его выполнения школьники самостоятельно приобретают знания, получают опыт, включаются в реальную деятельность, участвуют в совместном оценивании результатов проекта.

Данный подход способствует  достижению учащимися запланированных результатов в обучении,  развитии и поиску совместных способов их оценивания. Принцип такого подхода для учащихся можно сформулировать следующим образом: я знаю последовательность работы по проблеме, я умею работать самостоятельно, умею работать с источниками информации, я могу разработать проект, публично защитить его и объективно оценить свою деятельность.

На уроках бурятского языка часто использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо.  На данном этапе  учащиеся оценивают   свою работу и свое эмоциональное состояние  на листе  самооценки с помощью данных  таблиц.

                             

  1. «Говорящие рисунки»  

 

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

C:\Users\User\Desktop\452.jpg

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

C:\Users\User\Desktop\5486586.jpg

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо

C:\Users\User\Desktop\52852.jpg

  1.  «Лесенка успеха»

Описание: hello_html_41520e04.jpg

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

Также в своей работе использую «Таблицу образовательных результатов», использование которой  была рекомендована в образовательной системе «Школа 2100». Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен овладеть школьник (таблица предметных, метапредметных и личностных результатов). Хочется отметить, что ведение такой таблицы помогает мне анализировать рост, спад  определенных знаний, умений, навыков моих учеников в овладении бурятским  языком.

               Таблица образовательных результатов учащихся 5 класса «б»

Фамилия, имя ученика

Умения в аудиро-вании

Умения в чтении

Лексико-граммати-ческие навыки

Умения в письменной речи

Умения в говоре-нии

Умения взаимодей-ствовать в группе

Умение сохранять учебную цель

А.А.

4

5

4

4

5

4

4

А.А.

3

5

4

4

4

4

3

Б. Е.

3

3

3

3

3

3

2

Б. В.

4

5

4

4

5

5

5

Б. С.

5

4

4

4

5

5

5

В. Д.

3

3

3

3

3

4

2

Д.С.

4

4

3

3

4

4

3

Д.Т.

3

4

3

3

3

4

3

Л.К.

5

5

5

5

5

5

5

М.А.

5

5

5

5

5

5

5

Создание системы проверки и оценки знаний, умений и навыков является сегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках, в частности и на  уроках бурятского языка. И это понятно, ведь именно в процессе проверки выявляются достижения школьников и пробелы в их  учебной подготовке, закрепляются, уточняются и систематизируются знания и умения, приобретенные учащимися на предыдущих уроках, а на основе полученной информации корректируется процесс изучения нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

В  условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

В  условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы...

Система оценивания образовательных достижений учащихся по русскому языку и литературе

В данной статье предпринята попытка осмысления системы оценивания учителя русского языка и литературы в современных условиях...