Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках бурятского языка
статья по теме
Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей, то мы неизбежно должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках бурятского языка
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на достижение результатов:
- в духовно-нравственном развитии и воспитании (личностные результаты)
- в формировании учебных универсальных действий (метапредметные результаты)
- в освоении результатов учебных предметов (предметные результаты).
По требованиям ФГОС совершенно новыми способами оценивания для школы являются метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. По традиционной системе оценивания образовательных достижений далеко не всегда принималась во внимание их динамика. В новой системе оценивания уделяется большое внимание динамике образовательных достижений учащихся их индивидуальному прогрессу. Определение индивидуального прогресса или прироста образованности другими словами осуществляется путем сравнения результатов входной и выходной диагностик.
Таким образом, в качестве объектов оценивания образовательных достижений школьников выступают компетенции, относящиеся к личностным, метапредметным, предметным результатам образования, а также динамика образовательных достижений (прогресс).
В процедуре оценивания, учитывается любое, особенно успешное действие (предметное, метапредметное, личностное), а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи).
Новой стала и диагностика результатов личностного развития, которая может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.)
Приоритетными в диагностике освоения содержания такого предмета как бурятский язык становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания по применению навыков, знаний и умений для создания учениками собственного информационного продукта.
Наиболее активно пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.
Например, при выполнении тестовых работ, учащийся сам может оценить свои достижения, выставить баллы и даже перевести их в пятибалльную систему, потому что после каждого теста даются таблицы перевода баллов в систему оценок. Уже в начальной школе дети сами начинают оценивать свои результаты. Таким образом, самоконтроль своих достижений становится неотъемлемой частью системы оценивания с самых первых шагов освоения бурятского языка.
Метод самоконтроля или взаимоконтроля имеет ряд серьезных преимуществ:
- объективность (отсутствует субъективное мнение педагога);
- позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся;
- позволяет осуществлять количественный анализ успешности с последующим переводом в пятибалльную систему оценок;
- экономит время учителя;
- развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать;
- развивает интерес, стимулирует детей к изучению бурятского языка.
Я считаю, что ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет успешно самореализоваться и во взрослой жизни.
Еще одним способом оценивания результатов учебной деятельности является проект. Проект это и движущая сила развития личности и прекрасный способ контроля образовательных результатов. Проект является средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся совместно решают проблему, следуя логической цепочке элементов: потребность – мотив – задачи – действия – результат. Проект привлекателен тем, что в ходе его выполнения школьники самостоятельно приобретают знания, получают опыт, включаются в реальную деятельность, участвуют в совместном оценивании результатов проекта.
Данный подход способствует достижению учащимися запланированных результатов в обучении, развитии и поиску совместных способов их оценивания. Принцип такого подхода для учащихся можно сформулировать следующим образом: я знаю последовательность работы по проблеме, я умею работать самостоятельно, умею работать с источниками информации, я могу разработать проект, публично защитить его и объективно оценить свою деятельность.
На уроках бурятского языка часто использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо. На данном этапе учащиеся оценивают свою работу и свое эмоциональное состояние на листе самооценки с помощью данных таблиц.
- «Говорящие рисунки»
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо. | |
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ». | |
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо |
- «Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
Также в своей работе использую «Таблицу образовательных результатов», использование которой была рекомендована в образовательной системе «Школа 2100». Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен овладеть школьник (таблица предметных, метапредметных и личностных результатов). Хочется отметить, что ведение такой таблицы помогает мне анализировать рост, спад определенных знаний, умений, навыков моих учеников в овладении бурятским языком.
Таблица образовательных результатов учащихся 5 класса «б»
Фамилия, имя ученика | Умения в аудиро-вании | Умения в чтении | Лексико-граммати-ческие навыки | Умения в письменной речи | Умения в говоре-нии | Умения взаимодей-ствовать в группе | Умение сохранять учебную цель |
А.А. | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 |
А.А. | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
Б. Е. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
Б. В. | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 |
Б. С. | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 |
В. Д. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 2 |
Д.С. | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 |
Д.Т. | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 |
Л.К. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
М.А. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Создание системы проверки и оценки знаний, умений и навыков является сегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках, в частности и на уроках бурятского языка. И это понятно, ведь именно в процессе проверки выявляются достижения школьников и пробелы в их учебной подготовке, закрепляются, уточняются и систематизируются знания и умения, приобретенные учащимися на предыдущих уроках, а на основе полученной информации корректируется процесс изучения нового материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»
Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...
Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"
Данная статья была опубликована в сборнике статей под общей редакцией Т. С. Горбуновой «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...
Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках английского языка
Система оценивания на уроках английского языка...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы...
Система оценивания образовательных достижений учащихся по русскому языку и литературе
В данной статье предпринята попытка осмысления системы оценивания учителя русского языка и литературы в современных условиях...