Главные вкладки

    Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках бурятского языка
    статья по теме

    Жигжитова Людмила Дамбаевна

    Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей, то мы неизбежно должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках  бурятского языка

    Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

    Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на  достижение результатов:

    • в духовно-нравственном развитии и воспитании (личностные результаты)
    • в формировании учебных универсальных действий (метапредметные результаты)
    • в освоении результатов учебных предметов (предметные результаты).

    По требованиям ФГОС  совершенно новыми способами оценивания  для школы  являются метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. По традиционной системе оценивания образовательных достижений далеко не всегда принималась во внимание их динамика. В новой системе оценивания уделяется большое внимание динамике образовательных достижений учащихся  их индивидуальному прогрессу.  Определение индивидуального прогресса или прироста образованности другими словами осуществляется путем сравнения результатов входной и выходной диагностик.

    Таким образом, в качестве объектов оценивания образовательных достижений школьников выступают компетенции, относящиеся к личностным, метапредметным, предметным результатам образования, а также динамика образовательных достижений (прогресс).

    В процедуре оценивания,  учитывается  любое, особенно успешное действие (предметное, метапредметное, личностное), а фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи).

    Новой стала  и диагностика результатов личностного развития, которая может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.)

    Приоритетными в диагностике освоения содержания такого предмета как бурятский язык становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания по применению навыков, знаний и умений для создания учениками собственного информационного продукта.

    Наиболее активно  пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль.

    Например,  при выполнении тестовых работ,  учащийся   сам может оценить свои достижения, выставить баллы и даже перевести их в пятибалльную систему, потому что  после каждого теста даются таблицы перевода баллов в  систему оценок. Уже в начальной  школе  дети сами начинают оценивать свои результаты. Таким образом, самоконтроль своих достижений становится неотъемлемой частью системы оценивания с самых первых шагов освоения бурятского языка.

    Метод самоконтроля или взаимоконтроля имеет ряд серьезных преимуществ:

    - объективность (отсутствует субъективное мнение педагога);

    - позволяет за короткий промежуток времени проверить знания большого количества учащихся;

    - позволяет осуществлять количественный анализ успешности с последующим переводом в пятибалльную систему оценок;

    - экономит время учителя;

    - развивает у учащихся умение оценивать свои знания, анализировать;

    - развивает интерес, стимулирует детей  к изучению бурятского языка.

    Я считаю, что ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, в дальнейшем сможет успешно самореализоваться и во взрослой жизни.

             Еще одним способом оценивания результатов учебной деятельности является проект. Проект это и движущая сила развития личности и прекрасный способ контроля образовательных результатов. Проект является средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности  в разных видах деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся совместно решают проблему, следуя логической цепочке элементов: потребность – мотив – задачи – действия – результат. Проект привлекателен тем, что в ходе его выполнения школьники самостоятельно приобретают знания, получают опыт, включаются в реальную деятельность, участвуют в совместном оценивании результатов проекта.

    Данный подход способствует  достижению учащимися запланированных результатов в обучении,  развитии и поиску совместных способов их оценивания. Принцип такого подхода для учащихся можно сформулировать следующим образом: я знаю последовательность работы по проблеме, я умею работать самостоятельно, умею работать с источниками информации, я могу разработать проект, публично защитить его и объективно оценить свою деятельность.

    На уроках бурятского языка часто использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо.  На данном этапе  учащиеся оценивают   свою работу и свое эмоциональное состояние  на листе  самооценки с помощью данных  таблиц.

                                 

    1. «Говорящие рисунки»  

     

    Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

    C:\Users\User\Desktop\452.jpg

    Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

    C:\Users\User\Desktop\5486586.jpg

    Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо

    C:\Users\User\Desktop\52852.jpg

    1.  «Лесенка успеха»

    Описание: hello_html_41520e04.jpg

    1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

    2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

    4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

    Также в своей работе использую «Таблицу образовательных результатов», использование которой  была рекомендована в образовательной системе «Школа 2100». Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен овладеть школьник (таблица предметных, метапредметных и личностных результатов). Хочется отметить, что ведение такой таблицы помогает мне анализировать рост, спад  определенных знаний, умений, навыков моих учеников в овладении бурятским  языком.

                   Таблица образовательных результатов учащихся 5 класса «б»

    Фамилия, имя ученика

    Умения в аудиро-вании

    Умения в чтении

    Лексико-граммати-ческие навыки

    Умения в письменной речи

    Умения в говоре-нии

    Умения взаимодей-ствовать в группе

    Умение сохранять учебную цель

    А.А.

    4

    5

    4

    4

    5

    4

    4

    А.А.

    3

    5

    4

    4

    4

    4

    3

    Б. Е.

    3

    3

    3

    3

    3

    3

    2

    Б. В.

    4

    5

    4

    4

    5

    5

    5

    Б. С.

    5

    4

    4

    4

    5

    5

    5

    В. Д.

    3

    3

    3

    3

    3

    4

    2

    Д.С.

    4

    4

    3

    3

    4

    4

    3

    Д.Т.

    3

    4

    3

    3

    3

    4

    3

    Л.К.

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    М.А.

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    5

    Создание системы проверки и оценки знаний, умений и навыков является сегодня одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках, в частности и на  уроках бурятского языка. И это понятно, ведь именно в процессе проверки выявляются достижения школьников и пробелы в их  учебной подготовке, закрепляются, уточняются и систематизируются знания и умения, приобретенные учащимися на предыдущих уроках, а на основе полученной информации корректируется процесс изучения нового материала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

    Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

    Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

    Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

    Система оценивания образовательных достижений учащихся

    Выступлкние на педсовете  «Система оценивания образовательных достижений учащихся: проблемы, необходимость реальность»Система оценивания образовательных достижений учащихся...

    Система оценивания образовательных достижений учащихся

    Оценить достижения ученика без заранее оговоренных критериев невозможно. Критериальное оценивание приходит на смену традиционному, когда отметка в журнале зависела от настроения учителя и его отношени...

    Система оценивания образовательных достижений учащихся

    Система оценивания образовательных достижений учащихся, виды и формы контроля, система формирующего оценивания...

    Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

    В  условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...