Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ № 9 г. Улан-Удэ»
Алексеева Людмила Батоевна, учитель русского языка и литературы
Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы
Федеральные государственные образовательные стандарты призваны помочь ученикам эффективнее осваивать программы различных уровней и переходить со ступени на ступень. Они предлагают использовать разнообразные методы и формы оценивания. Учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, совместно с педагогами вырабатывают критерии оценивания. Система оценивания предлагает уровни достижения планируемых результатов:
- Базовый уровень – решение типовых заданий (на оценку «3»)
- Повышенный уровень – решение нестандартных задач (оценка «4»)
- Высокий уровень – умение работать самостоятельно при освоении нового материала (на оценку «5»)
- Пониженный уровень – учащемуся трудно освоить даже половину запланированного, при выполнении заданий он допускает множество ошибок (оценка «2»)
- Низкий уровень – большие пробелы в знаниях, почти все задания выполняются неправильно
Методы и формы оценивания на уроках русского языка и литературы
На уроках русского языка и литературы я использую следующие методы оценивания:
- взаимооценку
- самооценку
- рейтингово- накопительную систему оценивания
-игровые методы оценивания
- традиционные и нетрадиционные методы
Учащиеся выполняют разноуровневые задания, умеют оценивать себя и своих одноклассников, в результате происходит накопление баллов, что очень нравится школьникам. Они уже знают, как можно накопить баллы в течение занятия. Так, мы решили, что выполнение домашнего задания будет оцениваться одним баллом. Обязательное условие – выполнение необходимых видов разбора в упражнении. Работа у доски- 2 балла. Обязательное условие – комментирование, проговаривание правил. В последние годы стали появляться учащиеся, не стремящиеся работать у доски. Система накопления баллов имеет для таких ребят важное значение. За оказание помощи товарищу, т.е. объяснение непонятого материала – 2 балла. За полные (правильные) ответы в течение урока – 1 балл. В ходе урока решаются обязательные задания, задания по выбору с накоплением баллов, выполняются творческие работы, за которые также можно получить высокие баллы. Все это положительно влияет на работоспособность каждого ученика, активизирует его деятельность на уроке. Таким же образом провожу зачетные уроки в 7-9 классах. Высший балл, который можно здесь заработать за выполнение заданий – 50 (переводим в оценку «5»), 40 -45 баллов – оценка «4» и т.д.
Использование самооценки и взаимооценки формирует у учащихся умение анализировать, оценивать, делать выводы. Методы оценивания достижений определяют уровень подготовки каждого учащегося, отслеживают прогресс в обучении, корректируют усвоение тем, мотивируют на устранение пробелов. Применяю различные формы оценки: отметки, баллы, сертификаты, благодарности, грамоты, дипломы, карты рейтинга, диаграммы, портфолио.
Формы оценивания
Устные | Письменные |
Ответы на вопросы учебника после изученной темы, раздела, произведения и т.д. | Тестирование |
Защита проекта | Контрольная работа |
Все виды пересказа | Сочинения |
Выразительное чтение наизусть | Изложения |
Зачет | Творческая работа |
Собеседование | Исследовательская работа |
Групповые проекты | Эссе, рефераты |
Кроме традиционных, часто использую словесное поощрение, похвалу, цветные жетоны, благодарность в дневник. На уроках провожу экспресс-опрос, использую оценочные листы и листы индивидуальных достижений. К формам промежуточного оценивания учебных достижений учащихся относится также входная, стартовая проверочная работа, домашняя самостоятельная работа, текущая проверочная работа, публичная защита творческой и исследовательской деятельности. Формы оценивания могут быть индивидуальными, групповыми, взаимное оценивание и т.д.
Использование приемов формативного оценивания
Снежный ком
Прием позволяет узнать, что знают учащиеся в конце изученного раздела.Бросок снежного(бумажного) кома – это способ, который помогает активизировать знания или повторить пройденный материал. Алгоритм:
1.Дается время вспомнить, что учащиеся знают по данной теме (каждый самостоятельно)
2.Работа в паре по вопросам
3.На листе или половинке бумаги записать утверждения по теме, сделать ком и бросить в круг.
4.Взять любой снежок и прочитать. Записать верные утверждения.
Светофор
Для проверки понимания темы учащимся выдаются три круглые карточки зеленого, красного, желтого цвета с надписями. Зеленый цвет – я все понимаю, желтый –у меня есть вопросы, красный – мне нужна помощь.
Обходной лист.
Заполняется в конце урока. Задаю вопрос по теме, учащиеся пишут ответы на своем листе. Имеется возможность определить, какие индивидуальные задания нужны учащимся на следующем уроке.
Парковка для вопросов
В классе имеется место, где учащиеся оставляют свои вопросы. Ответы на вопросы могут дать ученики или учитель сразу или на следующем уроке.
Блиц-тест
Применяю короткие тесты для оценки знаний о фактической информации. Это может быть тест с многовариантными ответами, тест «Да –нет», краткий ответ.
Театр читателя
Учащиеся составляют сценарий на основе выбранного произведения и инсценируют эпизод
3-2-1
Эффективный способ завершения урока. Перечислить три вещи, которым учащиеся научились на уроке. Две вещи, которые заинтересовали. Одну, по которой возник вопрос. Или три вопроса по тексту, два прогноза, один факт.
Впиши свою мысль.
Письменная проверка понимания. Учащиеся записывают свои мысли в незаконченные предложения.
Ты- мне, я – тебе.
Учитель и учащиеся читают отрывок из текста про себя. Далее учитель закрывает книгу, а учащиеся задают вопросы по прочитанному тексту. Учитель отвкчает на все вопросы. Затем меняются ролями, т.е. учитель задает детям вопрос, а учащиеся отвечают, закрыв книгу. Затем учащиеся могут дочитать текст.
Чтение хором
Находим отрывок из текста или правило, которое читается хором, т.е. вслух.
Газетный заголовок
Учащиеся придумывают газетный заголовок, в котором должна быть отражена изучаемая тема.
Штурм фактов
Выполнения обзора по определенной теме всем классом. Далее работа в группе – мозговой штурм по теме, перечисление фактов, событий, правил, идей, связанных с темой.
«Пирамида»
Для того чтобы, учащиеся смогли оценить свою работу на уроке, предлагаю провести рефлексию. Каждый ученик получает картинку с изображением треугольника, который разделен на три части: в нижней части необходимо записать, что получилось на уроке, на средней части, что не получилось, и в верхней части над, чем необходимо поработать или, что повторить к следующему уроку.
«Говорящий смайлик» в конце урока при рефлексии
Улыбающийся – Я понял все
Серьезный – Понял не все
Грустный – Не понял
Вывод. Оценочная деятельность помогает учителю и учащимся получить информацию об эффективности их взаимодействия на уроке. Обучение и развитие учащихся постоянно находится в процессе движения и изменения. Оценивание и обучение являются взаимосвязанными процессами. Формы и методы оценки должны обеспечивать самое главное – комплексную оценку результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках бурятского языка
Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и о...
Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках английского языка
Система оценивания на уроках английского языка...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках истории
В своей работе я использую различные формы и методы оценивания:стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдение, самооценка.В уче...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...
Система оценивания достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
Главные вопросы в оценочной деятельности: как оценивать, что оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке....
Система оценивания образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы
В статье представлен опыт работы по системе оценивания образовательных результатов (предметных , метапредметных и личностных) на уроках русского языка и литературы....