Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Говорится о формирующем оценивании, в основе которого лежит критериальное оценивание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Жапова Эржэна Сергеевна
МОУ «Краснояровская ООШ»
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
Обновление ФГОС, появление федеральных образовательных программ и другие изменения в нормативно-правовой базе общего образования повлекли за собой значительные перемены в системе школьного обучения. Особое место среди нововведений занимает оценка результатов обучения, ориентированная на управление качеством образования.
К оценке образовательных достижений в соответствии с ФГОС применяют системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы.
Критерии оценки системно-деятельностного подхода — планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
Уровневый подход позволяет зафиксировать уровень индивидуального прогресса школьников в достижении планируемых результатов обучения: базовый, ниже и выше базового.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:
- оценку предметных и метапредметных результатов;
- использование комплекса оценочных процедур, разнообразных методов и форм оценки проектов, практических, исследовательских, творческих работ;
- использование самоанализа, самооценки и взаимооценки.
Все эти подходы могут быть реализованы с помощью формирующего оценивания, в основе которого лежит оценивание критериальное.
Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно. Формирующее оценивание — это оценивание, при котором педагог сравнивает результаты ученика с его предыдущими результатами и дает обратную связь по итогам обучения.
Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:
- оценивание встроено в процесс преподавания и учения;
- предполагается обсуждение учебных целей с учениками;
- оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты;
- ученик вовлекается в процесс самооценки или партнёрское оценивание;
- обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении;
- укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении
- оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.
Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Алгоритм создания системы формирующего оценивания:
- выявить планируемые результаты;
- организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;
- сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.
Например, планируя работу по учебной теме «Причастия» в 7 классе, необходимо определить учебную цель, которую необходимо достигнуть: знание учащимися определения понятия «причастие», причастный оборот и особенностей пунктуации при причастном обороте (предметная цель); умение отличать причастный оборот от одиночного причастия и умение пунктуационно его оформлять, то есть анализировать предложение с точки зрения его синтаксических особенностей (надпредметная или метапредметная цель), понимание роли причастий в языке (личностная цель).
Далее следует познакомить учащихся с необходимым объёмом знаний и умений, который им придётся освоить в процессе работы над темой, учитывая, что работа над ней является для учащихся новой. После первичного знакомства можно предложить учащимся заполнить следующую таблицу самооценки знаний и умений по теме «Причастие. Причастный оборот».
Самооценка знаний и умений по теме ««Причастие. Причастный оборот».
Вид знания/умения | Знаю/умею | Не знаю/не умею |
Определение, что такое причастие | ||
Действительные и страдательные причастия | ||
Особенности пунктуации при причастном обороте | ||
Умение отличать причастие от других частей речи |
Необходимо вместе с учащимися выработать критерии, по которым будет оцениваться правильность запоминания и воспроизведения учащимися нужной терминологии. Например, правильное воспроизведение каждого элемента определения будет оцениваться баллом. Подсчитывается максимальное количество баллов, которое ученик может получить за правильно выученное и воспроизведённое понятие, и осуществляется их перевод в традиционную отметку. Теперь учащийся, запоминая дома правило и пытаясь его воспроизвести, может контролировать себя по количеству баллов, которые надо набрать, чтобы правило считалось хорошо выученным и правильно воспроизведённым.
Эффективным инструментом формирующего оценивания являются письменные отчёты по изученной теме. Их образовательный эффект заключается в том, что они ещё раз дают возможность учителю и ученику увидеть пробелы в знании учащегося и своевременно принять меры к их ликвидации.
Формирование умения – длительный процесс. Поэтому учитель должен определить объём практического материала, на примере которого будут совершенствоваться соответствующие умения. С этой целью можно составить таблицу-мониторинг формирования умения проводить синтаксический анализ предложения. В эту таблицу будут входить все элементы, от которых зависит успешность ученика в распознавании причастного оборота и постановки в нём знака препинания.
Мониторинг формирования умения проводить синтаксический анализ предложения
Упр. №… | Упр. №… | Упр. №… | тест | диктант | |
Умение выделять причастный оборот | |||||
Умение распознавать одиночное причастие и причастный оборот | |||||
Умение ставить запятую | |||||
Умение ставить другие знаки препинания |
В данной таблице фиксируется количество ошибок на формируемое умение с указанием их числа от объёма анализируемых предложений. Таблицу заполняет учащийся после проверки выполнения упражнения или другого вида задания. Данный вид работы призван выявить причину ошибки в постановке запятой в предложении с причастным оборотом. Поэтому параллельно должна идти работа на повторение тем «Прилагательное» и «Глагол», так как большинство ошибок происходят по причине того, что учащиеся путают данные части речи. По результатам выполнения задания обязательно проводится работа над ошибками.
Самооценка умения создавать текст – рассуждение
Не умею/не получается | Не всегда получается | Хорошо умею/хорошо получается | |
Формулировка тезиса | |||
Поиск и приведение аргументов | |||
Формулировка вывода |
Формирующее оценивание призвано вовлечь учащегося в осмысление своего процесса обучения. С этой целью можно предложить учащимся ответить на вопросы по результатам изучения темы:
- добился ли я улучшения результатов в изучении темы?
- почему это произошло? (не произошло?)
- что мне осталось непонятным?
- предпринял ли я какие-либо действия для ликвидации того, что осталось для меня непонятным?
Оценить усилия, прилагаемые школьниками к изучению учебного материала, может помочь таблица «Самооценка работы над освоением учебной темы».
Самооценка моей работы над освоением темы «Причастие. Причастный оборот»
Да | Нет | |
Регулярно выполнял(а) домашнее задание | ||
При необходимости консультируюсь с учителем | ||
Улучшал (а) свои знания и исправлял(а) отметки | ||
Регулярно вёл(а) необходимые записи | ||
Если мне что-то непонятно, я не стесняюсь и спрашиваю учителя | ||
Оцениваю свои усилия по освоению темы как достаточные |
На уроках литературы объём теоретических сведений достаточно большой и требует регулярного повторения. В целях систематизации знаний перед знакомством с творчеством конкретного писателя, поэта или драматурга необходимо проводить урок повторения теоретического материала, лежащего в основе литературного творчества.
Это вновь возможно сделать с помощью таблиц самооценки в том случае, если учащиеся уже были знакомы с подлежащей повторению терминологией. Так перед знакомством с творчеством какого-либо поэта можно предложить ученикам оценить своё знание терминологии .
Самооценка знания терминологии
Термин | Знаю | Не знаю |
Сначала учащийся оценивает своё знание или его отсутствие исходя из личностного опыта работы на предыдущих уроках, связанных с изучением теории. Результаты самооценки учащихся должны предоставить учителю информацию о том, как выстраивать последующую работу.
Таким образом, используя достаточно несложные инструменты формирующего оценивания, мы способствуем реализации таких требований ФГОС, предъявляемых к процессу оценивания, как непрерывность, критериальность и формирование оценочной самостоятельности учащихся, а также обеспечиваем освоение стандарта всеми учениками в наиболее комфортных для них условиях, максимально приближая каждого ученика к запланированному результат.
Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы
- метапредметные - овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться (УУД);
- личностные - свойства и качества выпускника на каждой ступени общего образования, готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- предметные - освоение обучающимися учебного предмета, преобразование и применение учебных знаний.
Диагностика результатов личностного развития может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения, анкетирования и др.).
Предметные результаты
В соответствии с требованиями Стандарта, «основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач….. с использованием способов действий, адекватных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий»
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам, представленным в учебном плане ОУ.
Система оценки предметных результатов предполагает «выделение базового уровня достижений как точки отсчета» при построении системы оценки и организации индивидуальной работы с учащимися.
Достижение базового уровня соответствует отметке «удовлетворительно» или «зачтено». Уровни, превышающие базовый: повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо»; высокий уровень, оценка «отлично».
В соответствии требований ФГОС система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата;
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
В начале обучения проводится входная диагностика и в конце обучения выходная диагностика.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
Оценки и отметки накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) .
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Маршрутные листы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Маршрутный лист - это универсальный инструмент, в котором заложен и структурный компонент урока, и оценочный. Его можно использовать на разных типах урока.
Алгоритм самооценки:
Что нужно было сделать в задании?
Какова была цель, что нужно было получить в результате?
Удалось получить результат?
Найдено решение, ответ?
Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?
Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
Ученик (самооценка) ставит:
+ – знаю или умею очень хорошо; ? – иногда ошибаюсь; - – пока самостоятельно не выполняю.
Учитель (оценка) ставит:
+ – знает, умеет применять на практике; ? – знает, но иногда ошибается; - – пока испытывает трудности.
ИЛИ
Метапредметные
Мне больше всего удалось ...
За что я могу себя похвалить?
За что я могу похвалить одноклассников?
Что приобрёл?
Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что ...
Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу, заполняются на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
Отметки заносятся в таблицы результатов:
Обязательно (минимум):
- за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
- за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).
По желанию и возможностям учителя (максимум):
- за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.
Можно оценивать успехи детей, можно неудачи, можно и то и другое вместе. Можно деятельность детей по добыванию знаний. Можно конечный результат учебной деятельности.
Взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.
Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих. Практика показывает, что если проводить такую работу в системе, то они, в конце концов, практически не расходятся.
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Предлагается учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
На уроках литературы, изучая с детьми лирические произведения, часто использую оценочные карты, в которых сами ребята оценивают чтение стихов других учащихся, при проведении интервью оценивают самые интересные правильные ответы или самый интересный вопрос, при инсценировании - игру «актёров».
На уроках литературы учащиеся представляют какого-либо писателя, поэта или произведение. Предварительно они ищут материал, готовят доклады. На таком уроке каждый ученик на специально приготовленном листке дает балльную оценку выступлений своих одноклассников.
Предварительно обсуждается вопрос о нормах оценивания устных ответов, обычно мы это делаем по 10-балльной шкале и в содержание оценки вносим:
- умение четко и логично излагать материал,
- глубину содержания выступления,
- манеру изложения,
- умение отвечать на вопросы.
На этом же листке каждый выступающий выставляет себе самооценку. Учитель также в своем формуляре выставляет каждому учащемуся оценку. В заключительной части урока идет обмен мнениями по поводу услышанных выступлений, учитель при этом имеет не больше прав, нежели учащиеся и не навязывает свое мнение детям, старается, выслушав всех, высказаться последним, оценки объявляются на следующем уроке.
Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Для формирования самооценки ученика при обсуждении выполненного задания или в конце урока предлагаю детям ответить на следующие вопросы:
Памятка для учащихся «Рефлексия урока»
Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...
- Мне больше всего удалось ...
- За что я могу себя похвалить?
- За что я могу похвалить одноклассников?
- Что приобрёл?
- Что меня удивило?
- Для меня было открытием то, что ...
- Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
После самооценки ученика даю свою оценку. Применяю специфические для каждого ученика эталоны: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатом, и тем самым показывается динамика его развития. Например: «Сегодня у тебя более аккуратная работа», «Вчера тебе было сложнее при выполнении разбора…», «Какой сегодня уверенный ответ!». При этом поощряю малейшее продвижение ученика вперёд, принимаю во внимание усилия и старания ученика.
Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной учащийся к обучению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или урывками и т.д. Все это обуславливает необходимость применения всей совокупности методов проверки оценки знаний.
I. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков.
II. Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.
Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения. Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой. По русскому языку и литературе устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более трёх – четырёх учащихся. Поэтому на практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос.
Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.
Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем – пяти учащимся предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.
III. Письменная проверка (методы и приёмы).
На русском языке это преимущественно диктанты:
- предупредительный;
- объяснительный;
- комментируемое письмо.
1) контрольно- обучающие:
- выборочный;
- распределительный ;
- творческий;
- графический;
- грамматический .
2) контрольные диктанты :
- словарные диктанты;
- итоговые диктанты.
3)проверочные самостоятельные работы:
- изложения ;
- сочинения ;
- написание аннотаций, рецензий, резюме;
- письменный анализ стихотворений.
Написание творческих диктантов:
- диктант с изложением текста ( поставьте все глаголы исходного текста в будущее
время вставьте прилагательные, подходящие по смыслу);
- я читаю текст по предложению, вы записывайте, что запомнили ( обучающая программа для последующего конспектирования со слов лектора).
4) Подготовка докладов, рефератов, сообщений (биография писателя).
5) Подбор материала из художественной литературы для создания карточек по теме
( поиск цитат), составление викторин, тестов, кроссвордов.
На уроках литературы при изучении художественных произведений очень часто используются такие методы и приемы:
- составление характеристик персонажей;
- устное рисование ( как представляют происходящее, как выглядит герой);
- постановка вопросов, требующих размышления, творчества(как бы вы поступили
- на месте Раскольникова; что будет дальше с героем; что бы ему посоветовали);
- сочинение стихов;
- инсценирование;
- просмотр и обсуждение эпизодов из фильмов сопоставление с исходным текстом и собственными представлениями;
- сочинения, изложения по художественному произведению на заданную тему;
Творческие задания по разделам: например
- ударение ( сдают по карточкам);
- продолжи выражение … (по разделу «Фразеология» и составь с ним предложения ;
- напиши рассказ, используя Фразеологизмы: хоть кол на голове теши, куда Макар телят не гонял, манна небесная, взять быка за рога;
- установление этимологии фразеологизма( поиск ведётся студентами, чаще обращаются к фразеологическому словарю).
Много внимания на культуре речи уделяется изучению функциональных стилей.
Здесь используют задания:
- анализ и определение стилевой принадлежности текста;
- написание исходного текста в разных стилях : научном, художественном, публицистическом, официально- деловом, разговорном.
- Написание рецензий, аннотаций.
- Составление кроссвордов.
- Изготовление карточек ( привести пример).
- Подготовка текстовых заданий, вопросов для викторины.
IV. Тестирование.
Применение большого количества новых (активных) методов обучения предъявляет другие требования к содержанию и направленности методов контроля и проверки знаний обучающихся. Наиболее распространенным является тестирование. Несмотря на его во многом справедливую критику, тестирование является достаточно надежным, эффективным и корректным методом проверки знаний учащихся. Его главным недостатком считается направленность тестов на проверку репродуктивного уровня познавательной деятельности обучающихся.
V.Портфель достижений (портфолио)
«Портфель достижений учащихся» - совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений, куда войдут, наряду с оценками, полученными на экзаменах результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.
В конце каждой четверти проводим самоанализ своей учебной деятельности. Для этого ученик отвечает на следующие вопросы:
- Что удалось в этой четверти?
- По каким предметам результаты получились лучше?
- Что не получилось? В чем причина?
- Какую цель поставишь в следующей четверти?
В конце учебного года подобный самоанализ проводится вновь. Ученикам предлагаются следующие вопросы:
- Какими результатами первой учебного года можешь гордиться?
- Над чем еще необходимо поработать?
- По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?
- Какую цель поставишь на следующий учебный год?
Фиксация достижения планируемых личностных и метапредметных результатов осуществляется в листах «Мои успехи в формировании универсальных учебных действий (УУД)»
При оценке предметных результатов следует иметь в виду, что должна оцениваться не только способность учащегося воспроизводить конкретные знания и умения в стандартных ситуациях (знание алгоритмов решения тех или иных задач), но и умение использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на предметном материале с использованием метапредметных действий; умение приводить необходимые пояснения, выстраивать цепочку логических обоснований; умение сопоставлять, анализировать, делать вывод, подчас в нестандартной ситуации; умение критически осмысливать полученный результат; умение точно и полно ответить на поставленный вопрос.
Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательных целей.
Критерии и нормы оценивания результатов учебной деятельности учащихся по ФГОС ООО
Критериальное оценивание — это процесс сравнения образовательных достижений обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования (Письмо Минпросвещения РФ от 13.01.2023 №03-49 «О направлении методических рекомендаций»).
Основными критериями выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Например, в качестве критериев могут выступать планируемые учебные умения — как предметные, так и метапредметные.
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Русский язык. ФГОС ООО
Формы контроля:
- Устный ответ
- Контрольный словарный диктант
- Контрольный диктант
- Комплексная контрольная работа (состоит из диктанта и дополнительного задания)
- Сочинение
- Изложение
- Обучающие работы (различные упражнения, диктанты неконтрольного характера)
- Тестирование
- Диагностическая работа
Критерии оценивания:
Устный ответ
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
- полноту и правильность ответа,
- степень осознанности, понимания изученного,
- языковое оформление ответа.
Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновывать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильное с точки зрения норм литературного языка.
Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5», «4» или «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась поверка его умения применять знания на практике.
Контрольный словарный диктант:
Высокий уровень (Отметка «5») ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Повышенный уровень (Отметка «4») ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Базовый уровень (Отметка «3»)ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки. Низкий уровень (Отметка «2») ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Контрольный диктант:
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса VI - 100-110 слов VII - 110-120, VIII - 120-150, IX - 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова). До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- в переносе слов;
- на правила, которые не включены в школьную программу;
- на еще не изученные правила;
- в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
- в исключениях из правил;
- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- в написании ы ии после приставок;
- в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
- в собственных именах нерусского происхождения;
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий
- резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Диктант оценивается одной отметкой.
Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Высокий уровень (Отметка «5») выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Повышенный уровень (Отметка «4»)выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Базовый уровень (Отметка «3»)выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Низкий уровень (Отметка «2») выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» - 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки, для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»
Комплексная контрольная работа
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Диктант оценивается по критериям контрольного диктанта.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если ученик выполнил правильно не менее
% заданий.
Базовый уровень (Отметка «3») ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Низкий уровень (Отметка «2») ставится за работу, в которой не выполнено больше половины заданий.
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Сочинение и изложение
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IXклассах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе – 100-150 слов, в VIклассе - 150-200слов, в VII классе - 200-250 слов, в VIII классе - 250-350 слов, в IX классе - 350-450 слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе 0,5 -1
,0стр., в VI классе — 1-1,5 стр, в VII классе - 1,5 -2 стр., , в VIII классе - 2-3 стр., слов, в IX классе - 3-4 стр. К указанному объёму сочинений нужно относиться как к примерному, так как это зависит от стиля и жанра, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок.
Отметка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
Высокий уровень (Отметка «5») | 1) содержание работы полностью соответствует теме;
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета. | Допускается 1 орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка |
Повышенный уровень (Отметка «4») |
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3 -4 речевых недочетов | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
Базовый уровень (Отметка «3») |
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. |
Низкий уровень (Отметка «2») |
| Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 23-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 исправления ошибок. Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться. Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Тестирование
Высокий уровень (Отметка «5») - выполнено 90-100% заданий теста Повышенный уровень (Отметка «4») - выполнено 70-89% заданий теста Базовый уровень (Отметка «3») - выполнено 50-69% заданий теста Низкий уровень (Отметка «2» - выполнено менее 50% заданий теста Диагностическая работа
За верное выполнение одного задания учащемуся выставляется один балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество тестовых баллов за выполнение всей работы 18, они переводятся в оценку при помощи специальной шкалы пересчета, приведённой ниже
Количество набранных баллов | Оценка по пятибалльной системе |
16-18 | Высокий уровень (Отметка «5») |
13-15 | Повышенный уровень (Отметка «4») |
10-12 | Базовый уровень (Отметка «3») |
0-9 | Низкий уровень (Отметка «2») |
Литература. ФГОС ООО
Формы контроля:
Устно:
- устный ответ (устные ответы на вопросы учебника и практикума «Читаем. Думаем. Спорим», раздела учебника «Размышляем о прочитанном», «Литература и изобразительное искусство», «Проверьте себя», ответ по плану, устные рассказы о главных героях)
- сообщение
- устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный)
- проект
- создание иллюстраций, их презентация и защита
- выразительное чтение наизусть
- инсценирование
Письменно:
- сочинение (сочинение, развернутый ответ на проблемный вопрос, характеристика героя, отзыв и др.)
- создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказы, стихотворения)
- составление таблиц
- тестирование
- контрольная работа
Критерии оценивания:
Устный ответ (развернутый ___ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя, отзыв)
Критерии оценивания устного ответа:
Высокий уровень (Отметка «5») оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно- эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Базовый уровень (Отметка «3») оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Низкий уровень (Отметка «2») оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Сообщение:
Высокий уровень (Отметка «5») оценивается сообщение, соответствующий критериям:
- Соответствие содержания заявленной теме
- Умение логично и последовательно излагать материалы доклада.
- Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения.
- Свободное владение монологической литературной речью.
- Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.
Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается сообщение, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 -2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Базовый уровень (Отметка «3») ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы сообщения, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет монологической речью.
Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный) Высокий уровень (Отметка «5») ставится, если
- содержание работы полностью соответствует теме и заданию;
- фактические ошибки отсутствуют;
- содержание излагается последовательно;
- работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
- достигнуто стилевое единство и выразительность текста. Повышенный уровень (Отметка «4») ставится, если
- содержание работы в основном соответствует теме и заданию(имеются незначительные отклонения от темы);
- содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
- имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
- лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
- стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. Базовый уровень (Отметка «3»)ставится, если
- в работе допущены существенные отклонения от темы и задания;
- работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
- допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
- беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
- стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Низкий уровень (Отметка «2») ставится, если
- работа не соответствует теме и заданию;
- допущено много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
- крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления;
- нарушено стилевое единство текста.
Проект (отметка в журнал ставится по желанию ученика)
Критерии | ||
Предметные результаты (максимальное значение — 3 баллов) | ||
1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта | ||
Критерии выразительного чтения | Баллы | |
правильная постановка логического ударения; | 1 | |
соблюдение пауз | 1 | |
правильный выбор темпа | 1 | |
соблюдение нужной интонации | 1 | |
безошибочное чтение | 1 | |
Таблица перевода оценки индивидуального проекта
Уровень | % | Баллы | Отметка |
| 90-100% | 9-10 баллов | 5 |
| 66-89% | 7-8 баллов | 4 |
| 50 -65 % | 5-6 баллов | 3 |
| Менее | 4 и менее | 2 |
среднего | 50% | баллов |
Выразительное чтение наизусть
«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);
«4» повышенный уровень - 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);
«3 » базовый уровень - 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);
«2» низкий уровень - менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям).
Критерии | баллы |
Красочность. Эстетическое оформление | 1 |
Соответствие рисунка содержанию произведения | 1 |
Можно ли понять сказку по иллюстрациям без предварительного чтения. | 1 |
Самостоятельность выполнения задания. | 1 |
Качество презентации и защиты иллюстрации | 1 |
«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования); «4» повышенный уровень - 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования); «3 » базовый уровень - 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям); «2» низкий уровень - менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям). | |
2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения |
З. Знание источников информации |
Метапредметныерезультаты (максимальное значение —7баллов) |
1.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность |
2.Умение формулировать цель, задачи |
3.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы |
4.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы и иллюстрировать примерами |
5.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью |
6.Умение находить требуемую информацию в различных источниках |
7.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью |
Инсценирование
Критерии | баллы |
Выразительная игра. | 1 |
Четкость произношения слов. | 1 |
Выбор костюмов | 1 |
Музыкальное сопровождение. | 1 |
Самостоятельность выполнения задания. | 1 |
«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования);
«4» повышенный уровень - 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования);
«3 » базовый уровень - 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям);
«2» низкий уровень - менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям). Составление таблицы
Критерии | баллы |
Правильность заполнения | 1 |
Полнота раскрытия материала | 1 |
Наличие вывода | 1 |
Эстетичность оформления | 1 |
Самостоятельность выполнения задания. | 1 |
«5» высокий уровень - 5 баллов (выполнены правильно все требования); «4» повышенный уровень - 3-4 балла (не соблюдены 1-2 требования); «3» базовый уровень - 2 балла (допущены ошибки по трем требованиям); «2» низкий уровень - менее 2 баллов (допущены ошибки более, чем по трем требованиям). |
Сочинение
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4. Сочинение по литературе оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Критериями оценивания учащихся по русскому языку».
Высокий уровень (Отметка «5») ставится за сочинение: глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Повышенный уровень (Отметка «4») ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Базовый уровень (Отметка «3») ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов. Низкий уровень (Отметка «2») ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Тестирование
Высокий уровень (Отметка «5») Выполнено 90-100% заданий теста Повышенный уровень (Отметка «4») Выполнено 70-89% заданий теста Базовый уровень (Отметка «3») Выполнено 50-69% заданий теста Низкий уровень (Отметка «2» Выполнено менее 50% заданий теста
Контрольная работа (состоит из теста и краткого ответа на один из проблемных вопросов (по выбору ученика)
Высокий уровень (Отметка «5») ставится за правильное выполнение 100% заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, стройный по композиции, логичный и последовательный в изложении мыслей; написанный правильным литературным языком и стилистически соответствующий содержанию.
Повышенный уровень (Отметка «4»)ставится за правильное выполнение 90%
заданий тестовой части и ответ на один из проблемных вопросов, достаточно полно и убедительно раскрывающий тему, обнаруживающий хорошее знание литературного материала, а также делать выводы и обобщения;логичное и последовательное изложение содержания; написанный правильным литературным языком, стилистически соответствующий содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Базовый уровень (Отметка «3») ставится за правильное выполнение 65%- 90% заданий тестовой части.
Низкий уровень (Отметка «2») ставится за правильное выполнение менее 65% заданий тестовой части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках бурятского языка
Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и о...

Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках английского языка
Система оценивания на уроках английского языка...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы...

Система оценивания образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы
В статье представлен опыт работы по системе оценивания образовательных результатов (предметных , метапредметных и личностных) на уроках русского языка и литературы....

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы...

