Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований ФГОС
статья по русскому языку
Введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление учителя о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат; изменились подходы к подготовке и проведению урока, к системе оценивания. Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований ФГОС
Введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление учителя о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат; изменились подходы к подготовке и проведению урока, к системе оценивания. Сегодня оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. В настоящий момент существует огромное количество разрозненного материала, который не дает чёткой картинки – отсюда и основные затруднения в работе.
Что же принципиально нового вносит ФГОС в систему оценивания?
Конечная оценка в виде 5бальной шкалы осталась прежней, изменились, прежде всего, подходы к оцениванию, его методика. Авторы нового стандарта предложили выражать цели общего образования в ожидаемых результатах - результатах развития различных способностей учащихся, ответственность за достижение которых разделяется между государством, семьёй и школой.
Планируемые результаты должны отражать основные направления оценочной деятельности: оценку результатов деятельности системы образования, образовательных учреждений и педагогов, выпускников. Это достигается посредством выделения в структуре планируемых результатов трёх блоков целей.
В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки изучения предмета:" ради чего изучается предмет?"
Второй блок - "Выпускник научится" включается система знаний и учебных действий, которая необходима для успешного обучения, и при целенаправленной работе учителя может быть освоена большинством учащихся.
Третий блок планируемых результатов - "Выпускник получит возможность научиться"- отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении ЗУН.
Таким образом, система оценки перерастает узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и учащихся.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Ещё одна особенность предлагаемой системы оценивания - это уровневый подход не только к представлению планируемых результатов, но и к инструментарию для оценки их достижения. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся "методом сложения", при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Основная образовательная задача учителя состоит в организации условий, которые бы позволяли "включать" активность и осознанность ребёнка. Новая система оценивания предполагает необходимость проектирования системы тематических и текущих планируемых результатов, которые позволят учащимся постепенно - шаг за шагом - осваивать все умения и навыки, характеризующие достижение итоговых планируемых результатов. Нужно изучить эти планируемые результаты, определять главные в данном периоде обучения, затем уточнить формулировки, теперь нужно сделать самый важный шаг - представить их в виде операций, действий, умений, которые должны быть освоены детьми в данный период обучения. Основные изменения в системе оценивания в связи с переходом на ФГОС:
· изменение понимания результатов образовательной деятельности учащихся;
· развитие системы внешнего и внутреннего мониторинга;
· комплексный подход к оцениванию образовательных достижений учащихся;
· оценивание динамики развития личностных качеств обучающихся как одного из основных показателей качества;
· введение рейтинговой системы оценивания, использование накопительной системы учета результатов обучения.
Современные принципы оценивания
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:
- Оценивание является постоянным процессом.
- Оценивание может быть только критериальным: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия;
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. Предполагается приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы
- В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
- Уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС
- Гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов;
- Открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.
- Комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных и письменных) и нестандартизированных работ (проектов, практических работ, портфолио и др.)
Формирующее оценивание
· Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
· Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
· четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
· сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание для обучающихся
· может помогать учиться на ошибках;
· может помогать понять, что важно;
· может помогать понять, что у них получается;
· может помогать обнаруживать, что они не знают;
· может помогать обнаруживать, что они не умеют делать;
Результатами применения формирующего оценивание является:
· обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,
· максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,
· формирование оценочной самостоятельности учащихся,
· формирование адекватной самооценки.
Пять принципов формирующего оценивания
· Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
· Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
· Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
· Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
· Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов
Опираясь на вышеизложенное, в своей практике для оценивания предметных результатов на своих уроках я использую индивидуальный, парный, групповой, фронтальный и дифференцированные виды контроля. Это могут быть устные зачеты по теме, разделу, блоку (в виде монологической, диалогической речи, дискуссии), текущие проверочные и контрольные работы, контроль чтения (подробное, поисковое, выборочное, исследовательское), тестирования, самостоятельные работы, различные виды диктантов (терминологические, словарные, графические, цифровые), сочинения, изложения, опросы (письменные и устные).
Методы контроля знаний учащихся можно поделить на группы: устные (взаимопроверка, защита рефератов, рецензия ответа, ситуативный диалог), письменные (работа по карточке, письменный зачёт, тесты; письменный опрос, составление задач, составление плана), игровые ( викторины, «дуэли», соревнования, праздники), графические (опорные конспекты, графические диктанты, составление схем, тематический рисунок) , комбинированные (самоконтроль, рефлексивные карты, фестивали, олимпиады, предметные недели).
Чтобы эффективно управлять обучением учащихся, учитель должен обладать достаточной информацией, которую даст ему новая форма контроля – оценочный лист. Оценочный лист – форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику оценочный лист играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы. Преимуществами технологии критериального оценивания на уроках русского языка и литературы являются:
- объективность оценивания: оценивается конкретная работа, а не ученик;
- мотивация учеников к самостоятельной деятельности;
- наглядность процесса оценивания;
- выявление трудностей и их причин;
- стремление учеников преодолевать трудности;
- развитие навыков самооценивания.
Оценочные листы на уроках являются средством контроля за работой ученика на уроке. Такие оценочные листы очень удобны для отслеживания динамики знаний по той или иной изучаемой теме. Обучающийся осуществляет проверку своих знаний, умений и навыков, анализирует и оценивает себя. А анализ результатов позволяет учителю определить уровень знаний каждого учащегося и спланировать дальнейшую работу с ним. Для обучающихся оценочный лист является стимулом для самообразования, позволяет самостоятельно организовать учебно-познавательную деятельность. Ниже приведены примеры оценочных листов, которые использую на уроках русского языка и литературы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...

Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными
Оценивание на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.В соответствии с новыми Федеральными государственны...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы...

Система оценивания образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы
В статье представлен опыт работы по системе оценивания образовательных результатов (предметных , метапредметных и личностных) на уроках русского языка и литературы....
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
Говорится о формирующем оценивании, в основе которого лежит критериальное оценивание....

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы...
