"Роль педагога в обеспечении информационной безопасности учащихся"
статья

Араев Денис Викторович

В современном мире информационная безопасность – жизненно необходимое условие обеспечения интересов человека, общества и государства. И начинается эта безопасность со стен общеобразовательных учреждений. Взращивать компетентность учащегося в мире опасностей и способах защиты от них – необходимое условие безопасности жизнедеятельности на уроках и во внеурочной деятельности самими педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья285.64 КБ

Предварительный просмотр:

      Араев Денис Викторович

педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района Санкт-Петербурга

           «Роль педагога в обеспечении информационной безопасности учащихся»

В настоящее время общество находится на пороге смены образовательной парадигмы - переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации. Необходимость ее смены означает осознание несоответствия ранее сложившихся и ставших традиционными представлений нынешней педагогической практике (по Г. Л. Ильину).

В связи с переходом к информационному обществу и внедрением инновационных компьютерных технологий в образовательный процесс, с изменением целей обучения, его направленностью на развитие творческой активности школьников возрастает роль самостоятельной деятельности учащихся с использованием ресурсов сети Интернет.

Базовым концептуальным документом, определяющим политику государства в этой области, является Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, в которой обозначены интересы личности и общества в целом.

В качестве интересов личности, определяющих состояние ее безопасности, выделены реализация конституционных прав и свобод, обеспечение личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, духовное, интеллектуальное и свободное развитие человека и гражданина. Поэтому одним из ключевых элементов национальной, общественной и личной безопасности является информационная безопасность.

 На сегодняшний день требуются такие преподаватели, которые не только владеют методикой преподавания и имеют высокий уровень знаний в области информационных технологий, но и владеют программно-техническими мерами защиты информации, хорошо осведомлены о проблемах информационной безопасности личности школьника в ИКТ-насыщенной среде.

Информация представляет угрозу при определенных условиях. Целью создания таких условий является манипуляция сознанием и психикой личности, в частности, личности школьника. В качестве основных средств информационного воздействия на личность можно выделить следующие пункты, представленные на Схеме 1.

Схема 1. Основные средства информационного воздействия на личность.

https://moluch.ru/blmcbn/16381/image002.png

Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности.

Поскольку сейчас для получения информации, как в образовательном процессе, так и в повседневной жизни,  всё чаще используется интернет, важно рассмотреть этот аспект воздействия на информационную безопасность школьников, как основной. Современное состояние информационного пространства сети можно определить как источник трансформации воздействия информационной среды в угрозы информационной безопасности школьников. Данный фактор не позволяет однозначно рассматривать интернет как благоприятную образовательную среду.  

На личность ребенка в современном информационном обществе воздействует мощный информационный поток, представленный в виде всей информации, которую он получает. И если информация, предлагаемая родными и педагогами, чаще всего является трансформированной под возрастные и психофизиологические особенности ребенка, то информация, получаемая учащимся из внешней среды (телевидение, интернет, печатная пресса, фото и видео, информационные службы), подается ученику в первоначальном виде, и может негативно влиять на ребенка- в большей или меньшей степени, в зависимости от личностных характеристик обучающегося.

С учетом зарубежного и отечественного опыта информационной безопасности должны осуществляться меры по обеспечению безопасности личной информационной среды школьника в рамках следующих направлений:

Правовое обеспечение информационной безопасности – это специальные законы, нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту личной информационной среды учащегося на законодательной и правовой основе,  для реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Нравственный и этический контроль подразумевает соблюдение школьниками при осуществлении информационной деятельности норм и правил поведения в обществе, а также сетевой культуры и этики, которые складываются по мере распространения информационных технологий в современном информационном обществе.

Защита психики и здоровья ребенка – меры направлены на актуализацию потребности школьников в хорошем здоровье, физическом благополучии, как средств достижения жизненно важных ценностей, снижение и профилактика компьютерной и Интернет- зависимости среди учащихся. Педагогическая и психологическая помощь в вопросах уменьшения информационных опасностей в жизнедеятельности школьников.

Воспитательные меры по обеспечению ИБ – меры направленные на формирование культуры безопасности, ответственности за производимые действия в информационном пространстве, меры воспитания и укрепления духовно-нравственных ценностей, патриотизма, меры по подготовке родителей и педагогов к принятию позиции ребенка и помощи в его самореализации.

Техническое и программное обеспечение ИБ – это использование различных технических  и программных средств, препятствующих нанесению материального или морального ущерба личной информации, программы родительского контроля, технические средств защиты информации.

Образование в области информационной безопасности – реализация образовательных программ в курсе школьных учебных предметов (ОБЖ и других), организация дополнительного образования учащихся во внеклассной работе по информационной безопасности, повышение квалификации педагогического состава, проведение тематических родительских собраний и встреч с интересными людьми.

Формирование информационной культуры школьников – через образовательную и воспитательную среду школы, которая определяется нами как компонент базовой культуры личности и характеристики человека, позволяющей ему эффективно выполнять все виды работы с информацией, понимать природу информационных процессов и осуществлять информационную рефлексию без ущерба для себя и окружающих.

В условиях школьного образования, обеспечение информационной безопасности можно рассматривать, как совокупность деятельности по недопущению вреда сознанию и психике ребёнка.

При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях личности учащегося увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного воздействия. Это умение может приобретаться стихийно или в процессе целенаправленного обучения учащихся.

Анализ изученной литературы дает основание утверждать, что процесс обучения целесообразно начинать со школы.

Поэтому важно проанализировать информационную безопасность школьника, как педагогическую проблему, цель решения которой есть педагогически направляемый процесс развития у ребенка знаний об информационной угрозе и умения противостоять ей для уменьшений последствий психического и нравственного воздействия.

Всем обозначенным видам проблем может противостоять педагог, обучающий в рамках своего предмета и включая в этот предмет информационную безопасность.

 Педагог может подготовить сознание детей к сопротивлению негативным информационным воздействиям, формировать информационную грамотность (навыки критического мышления), развивать способности к самоблокированию информации, учить отличать качественную информацию от некачественной.

Недостоверная, неэтичная, непристойная, деструктивная информация, исходящая от основных источников информации, а так же от средств информационного воздействия, оказывает определенное влияние на получателя информации – школьника. Это влияние может нанести проблемы здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), этические проблемы (переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), трудности в обучении (отсутствие времени на обучение, перегрузка излишней информацией, снижение успеваемости).

Развитие информационной безопасности школьника невозможно без учета его взаимодействия с другими учащимися. Процесс взаимодействия реализуется как кооперация (Цукерман Г.А.). В процессе кооперации идет постоянное преобразование ребенка в плане совершенствования, и открываются определенные возможности для его культурно-познавательной жизни в глобальном информационном обществе.

Именно поэтому необходимым должно быть взаимодействие школьников в форме кооперации как одно из необходимых условий развития информационной безопасности.

Школьный возраст, имеет особенность большой мыслительной пластичности, поэтому возможно её изменение в ходе значимой для ребёнка учебно-познавательной деятельности, структура которой позволяет органично включить в её содержание педагогически управляемый процесс формирования у школьника знаний по информационной безопасности.

И школьникам, и родителям необходимо знать о том, что в виртуальном мире существует целый свод правил, которыми нужно руководствоваться при работе и общении в сети. Незнание, неумение использовать основные нормы поведения (в принципе, похожие на те, которыми мы руководствуемся в обычной жизни), приводит к тому, что подростки демонстрируют в виртуальном пространстве асоциальное поведение, а то и совершают правонарушения в сфере ИКТ.

Анализируя приведённые выше данные, можно утверждать, что педагогическое решение проблемы информационной безопасности школьников возможно и должно проходить под руководством грамотных, подготовленных педагогов, учитывающих все необходимые составляющие единого педагогического процесса и компьютерной безопасности учащихся в школе.

Развитие технологий современного общества требуют повышения профессиональной компетентности педагогов, изменения содержания некоторых предметов. Учитель должен быть ориентирован на будущее, соединяя при этом свою профессиональную и социальную компетентность.

Учитель современной школы должен знать не только информацию сегодняшнего дня, но и знать направления дальнейшего информационного развития. Педагог должен следить за постоянными изменениями окружающего мира, чтобы своевременно прореагировать на эти изменения.

Ответственность образовательной организации по вопросу обеспечения информационной безопасности детей закреплена в Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В компетенции образовательной организации входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, на основании которых мы выделили задачи педагогического характера для организации мероприятий по информационной безопасности:

1.   Формирование у учащихся устойчивого убеждения в использовании информационных ресурсов;

 2. Формирования устойчивых поведенческих навыков в сфере информационной безопасности;

3.      Развитие у учащихся способности распознать и противостоять негативной информации в Интернет-пространстве и СМИ, через обучение способам защиты от вредной информации.

Решение этих задач должно выполняться комплексно и систематически на каждом этапе работы в системе образовательного учреждения, с возможностью дополнения и варьирования по мере необходимости, исходя из результативности каждого этапа.

Безопасность доступа обучающихся к ресурсам сети Интернет и контроль над процессом работы в сети может достигаться путем применения комплекса аппаратно–технических и организационных мер. Но проведенные психолого-педагогические исследования, показывают, что только техническими средствами эту проблему не решить. Согласно данным исследований, на сегодняшний день нет компьютерных программ, способных полностью защитить пользователя от доступа к нежелательной информации. Самым эффективным механизмом информационной безопасности несовершеннолетних может стать работа по формированию осознанного самостоятельного умения учащихся выбирать безопасную информацию. Лучший фильтр, который может обеспечить безопасность ребенка в сети и решить многие другие проблемы – в голове самого ребенка, а взрослому нужно только настроить этот фильтр.

Задачи по формированию у современного школьника навыков и умений позитивного и полезного взаимодействия с информационной средой решается как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Для целенаправленной работы по формированию осознанного самостоятельного умения учащихся выбирать безопасную информацию, в образовательном учреждении необходимо организовывать часы общения, беседы, практикумы, тренинги и другие мероприятия по снижению у обучающихся уровня тревожности, формированию адекватной самооценки, навыков безопасного поведения в ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью в Интернете.

Чтобы негативная информация в сети не позволила спровоцировать ребенка на деструктивные действия, особое внимание необходимо уделить профилактике наркомании и других видов зависимого поведения детей и подростков.

Формирование у обучающегося навыков здорового и безопасного образа жизни, устойчивых антинаркотических установок можно осуществлять в рамках предметов естественно–биологического цикла, факультативных занятий, психологических тренингов, внеурочных мероприятий.

Умело спроектированное воспитательное пространство школы, организация занятости детей и подростков социально–значимой деятельностью является действенным способом обеспечения информационной безопасности.

Повышению информационной компетентности подрастающего поколения способствует участие школьников в областных конкурсах, конкурсе творческих работ по информатике и информационным технологиям, привлечение детей и подростков к изданию школьных газет, работе телестудий, разработке сайтов. Проводимые мероприятия дадут больший результат, если педагог будет привлекать родителей учащихся и повышать их компетенцию в вопросах информационной безопасности детей и подростков, через родительские собрания или ежемесячные родительские встречи.

Проанализировав научно-методическую литературу, классификации, факторы, риски и угрозы информационной безопасности учащихся, можно вывести необходимые критерии, которые обязаны знать учителя.  Попробуем представить их в виде схемы.

Схема 2. Необходимые критерии знаний  педагога

C:\Users\ShtelvahAA\Desktop\image001.png

Преподавателю важно иметь представление, как о классических методах защиты информации, так и о современных методах, технологиях информационной безопасности.

Для того чтобы обучение школьников информационной безопасности проходило успешно, педагог должен быть осведомлен в теории информационной безопасности.

Во-первых, учитель обязан знать, что защищается, что является объектом защиты (личность школьника).

Во-вторых, от чего следует защищать личность школьника.

Также есть необходимость понимания необходимости предотвращения разрушения самооценки ребенка, нарушении адекватности представлений об окружающем мире, попадания в психологическую зависимость, нарушении психического здоровья.

Учитель по основам безопасности жизнедеятельности должен представлять, как избежать возможного ущерба, каким образом защищаться. В процессе обучения учитель должен понимать, что именно он является субъектом защиты личности школьника.

Учителю важно уделять большее внимание учебно-воспитательной работе со школьниками, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ-среды.

Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию в оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей.

В учебных заведениях организуется специальная система информационной безопасности:

-проведение инструктажей по доступу к образовательным ресурсам в Интернете;

-установка программ-фильтров на школьные компьютеры;

-проведение бесед с родителями;

 Также существует много различных программ, которые помогают отфильтровать содержимое Интернета, ограничить время работы на компьютере, блокировать доступ к небезопасным сайтам, запрещать запуск некоторых игр и программ. Программы называются программами родительского контроля.

В настоящее время практические все школы оснащены или оснащаются компьютерной техникой, и компьютеры широко используются в образовательной деятельности.

 Кроме того, воплощен в жизнь проект по подключению всех общеобразовательных учреждений РФ к сети Интернет.

 Учителя и ученики получили возможность приобретения новых, актуальных знаний, доступа к различным образовательным ресурсам, виртуальным библиотекам посредством компьютера и сети Интернет.

 В программы по основам безопасности жизнедеятельности не входят разделы, ориентированные на информационную безопасность школьников, но есть темы, куда возможно включить различные аспекты данного раздела.

На сегодняшний день в школах Санкт-Петербурга реализуются различные методики организации информационно безопасного образовательного процесса, основанные на включении вопросов информационной безопасности в уроки по ОБЖ.

Одними из первых таких проектов стали «Поднимайся по лестнице компьютерной безопасности», который был проведен в гимназии № 272, «Информационная зависимость и ее профилактика», реализуемый в школе № 625, и ряд других.

Вышеперечисленные методики разработаны для создания безопасной информационно-образовательной среды для школьника. Проекты предусматривает совместную деятельность учителей предметников, классных руководителей, администрации школы, учащихся. Методики предполагают своеобразный путь по ступенькам к обеспечению информационно безопасного процесса в школе. В результате реализации проектов в школах получены результаты, свидетельствующие о положительной динамике создания информационно безопасной образовательной среды.

На основе вышеизложенного следует сделать вывод о том, что обеспечение информационной безопасности учащихся должно стать одним из приоритетных направлений работы школы. Необходимо отметить, что решение проблемы информационной безопасность школьников должно проходить под руководство грамотного педагога, который может учитывать все составляющие информационной безопасности учащихся в школе, осознает большое значение информационной безопасности в становлении личности школьника и обладает знаниями об условиях обеспечения защиты школьников от информационных угроз.

Литература:

1. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/ - СП-б., 2006.

2. Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: Центр креативной педагогики Московской государственной технологической академии. – 2002

3. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы М.: Академия АйТи, 2011. – 152 с.

4. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: автореф. дис.канд. пед. наук. Иркутск, 2008.

 5. Тайлаков У. Н. Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор повышения качества образовательных процессов [Текст] / У. Н. Тайлаков // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 768-772.

6.  Личная безопасность школьника: Памятка. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.

7. Молодцова Е.Ю., Силаева Э.В. Актуальные вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания в рамках проблем социальной безопасности. Молодой ученый. — 2014. — № 5.1. — С. 46.

8. Богатырева Ю.И. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.

9. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изменениями и дополнениями).

10. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение информационной безопасности детей и подростков

Проблема сохранения физического, психического и нравственного здоровья ребенка в современном информационном мире. Необходимость повышения воспитательного потенциала семьи в решении данной проблемы. Ос...

Роль родителей в обеспечении информационной безопасности

Роль родителей в обеспечении информационной безопасности школьника...

Роль педагога в обеспечении информационной безопасности обучающихся в сети Интернет

Почти все школьники выполняют домашние задания, используя Интернет. Поэтому информационная среда обучающихся формируется с помощью электронных источников и справочников. Но эти ресурсы не всегда содер...

МАСТЕР-КЛАСС «Методическое обеспечение информационной безопасности учащихся в семье»

Памятка для родителей об информационной безопасности детей....

План организации деятельности учащихся по обеспечению информационной безопасности в сети Интернет с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей учащихся

Данная программа содержит все необходимые для такого рода документов разделы: перечень программ для контроля доступа к Интернету, рекомендации, предполагаемые мероприятия по работе со всеми участникам...