Швеция сквозь призму образования
статья

Ковалева Мария Игоревна

Школьное образование — важный элемент современного общества, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. В каждой стране есть какие-то свои особенности, есть акценты, на которые стоит обратить внимание. Принять или отторгнуть иное видение на этот важный процесс жизни общества – дело сугубо личное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Швеция сквозь призму образования

Ковалева Мария Игоревна

Почетный работник общего образования

Школьное образование — важный элемент современного общества, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. В каждой стране есть какие-то свои особенности, есть акценты, на которые стоит обратить внимание. Принять или отторгнуть иное видение на этот важный процесс жизни общества – дело сугубо личное.

Скандинавская система школьного образования довольно высоко оценивается в мире, несмотря на то, что в последние годы шведские школьники стали показывать более слабые результаты в международном тесте PISA. Козырь шведского образования — индивидуальный подход к развитию каждого ребенка. Система создана таким образом, чтобы работать с каждым, развивая его сильные стороны и подтягивая слабые. Такой подход, возможно, не гарантирует отличных показателей по тестам, зато формирует качественный человеческий капитал, который позволяет стране эффективно развиваться

Всеобщее обязательное школьное образование было введено в Швеции в 1950 году. А в семидесятых годах ХХ века появились единые программы обучения и централизованное управление.

Школы на территории Швеции появились в XIII веке. Их основателями были монастыри францисканского и доминиканского католических орденов. К этому времени относится и возникновение городских школ, в которых учили считать и писать. До середины XIX века школа была подчинена церкви.

В 1842 г. был принят закон об обязательных «народных школах», которые предназначались для низших сословий и давали элементарную подготовку.

В 1936 г. был принят закон об обязательном 7-летнем образовании, а в 1962 г. — об обязательном 9-летнем образовании.

Обязательное 9-летнее школьное образование (Grundskola)

Начальная ступень

С 1 по 3 классы

Промежуточная ступень

С 4 по 6 классы

Старшая ступень

С 7 по 9 классы

Высшая школьная ступень — гимназия.

На выбор школьника 3 варианта:

Длительность обучения — 3 года

(10-12 классы).

Профессиональные программы

Технические программы

Академические программы

В начальных классах основное внимание направлено на социальное развитие ребенка: общение, игры со сверстниками. До 5 класса включительно ученики не получают отметок. На второй год детей не оставляют. Учитель несколько раз в год проводит индивидуальные встречи с родителями, чтобы они могли отслеживать успеваемость своих детей. До шестого класса ученикам в шведских школах вообще не ставят оценок, чтобы не мешать индивидуальному развитию и не вызывать чувство конкуренции и стресс.

Есть специальные школы для детей, которым тяжело дается учеба. Аналоги наших коррекционных школ.

С 6 класса выставляются отметки от А до F. За последние сто лет Швеция перепробовала много систем оценки знаний. В 2011 году шведские школы перешли с трехбалльной на шестибалльную шкалу. Ученикам могут поставить такие оценки: A (отлично), B (очень хорошо), C (хорошо), D (удовлетворительно), E (адекватно), F – непроходной балл. В конце каждой учебной недели школьники сдают письменный отчет о проделанной работе, в котором пишут о способах выполнения задания и о том, чему они научились. Проводятся уроки по половому просвещению. Система аттестации и оценки знаний школьников – вечный предмет острых споров, как среди политиков, так и школьных работников. Шведы считают, что любая система оценок всегда несовершенна и таит в себе несправедливость. Поэтому новые подходы к аттестации учеников регулярно обсуждают в риксдаге и муниципальных органах власти.

Для зачисления в ВУЗ после окончания гимназии необходимо иметь запись в аттестате об успешном освоении различных предметов на определенном уровне.

Среднее образование в Швеции полностью бесплатно для граждан страны.

  • Учащиеся бесплатно получают тетради, ручки и карандаши, бумагу и многое другое.
  • Бесплатные ежедневные обеды в школьной столовой. Блюда повторяются раз в неделю.
  • Походы на экскурсии для школьников – бесплатные.
  • Если школа находится далеко от места проживания – дают бесплатный проездной билет.
  • В системе образования значимую роль играют занятия спортом.
  • Ученики имеют право переписать любую контрольную. Кроме национального экзамена.
  • Нормальным считается обращение к учителю по имени. Обучение строится на принципах отношения к ребенку как к равному.

Мне посчастливилось познакомиться с деятельностью Гимназии Китас, расположенной в г. Гетеборг. Это частная школа, имеющая три отделения, которые специализируются в разных областях науки.

Первый Китас был открыт  в 2000 году. В гимназию пришли дети, чей результат на национальном экзамене был достаточно высок. Школа предоставляет качественное образование. Обучение проводится в безопасной и приятной обстановке, где можно сосредоточиться на учебе.

Позднее появился Экономи Китас. Экономи Китас - это школа, которая специализируется в области экономики. Обучение позволяет вам учиться и поступить, например, в аспирантуру в области делового администрирования в университете.

Третий Китас - Китас Натур. Это школа, которая специализируется на научных дисциплинах. Это школа для тех, кто любит науку и хочет иметь возможность погрузиться в этой области.

"Я хотела, чтобы получилась школа, где студенты могут сконцентрироваться на учебе и где учителя увлечены обучением, в которой спортсмены, школьники и студенты, у которых есть другие интересы, могут встречаться и вдохновлять друг друга. Это Китас сегодня!"- так считает Карита Сехер, основатель Китас гимназии

Учебный год начинается в конце августа. Состоит из 2 семестров: осеннего и весеннего. Занятия обычно начинаются в 8.30 и оканчиваются в 14.30, но точное время зависит от школы и класса.

После 9 класса большинство подростков продолжают обучение  в гимназиях. Для поступления необходимо окончить школу и сдать три выпускных национальных экзамена: шведский язык, английский язык и математику. Уровень требований зависит от престижности гимназии.

Для выбора гимназии ученики могут посоветоваться со школьным консультантом по профессиональной ориентации.

В гимназии учатся 2-3 года. Решается вопрос о единой продолжительности обучения: 3 года.

Изучение предметов делится на уровни. Физика может изучаться на 2 уровнях сложности, математика – на 5, английский – на 7. Чем выше уровень – тем больше учебных часов предмета.

Для поступления в гимназические классы (10-12 годы обучения) ученики должны иметь проходные баллы по шведскому, английскому языкам и математике. Обучение в гимназии не является обязательным, однако, её необходимо закончить, если собираешься поступать в университет, а также чтобы устроиться на работу по некоторым специальностям сразу после школы. В 2017 году примерно 75,2% учащихся гимназических классов получили свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы.

Главное в школьном образовании в Швеции – выявить и развить таланты и способности каждого ребенка, а также научить школьников ставить перед собой цели и достигать их. Работая с детьми, учитель берет на себя роль, скорее, помощника, нежели строгого педагога с указкой.

Личность ребенка и его достоинство – неприкосновенны, и дети в Швеции имеют такое же право на уважение и равноправие, как и взрослые.

Поэтому, несмотря на то, что большинство занятий в школе проходит в классах в групповой форме, преподаватель никогда не будет хвалить одних и ругать других прилюдно. Все, что касается успеваемости или поведения конкретного ребенка в школе, обсуждается индивидуально, с самим ребенком и его/её родителями. Все учителя, работающие в школах, как преподаватели-предметники, так и те, кто занимаются внеклассной работой с детьми, имеют специальное педагогическое образование и проходят обязательную аттестацию.

А чему учат в школе? С первого класса по третий основу школьной программы составляют математика, шведский язык, домоводство, обществоведение и природоведение. Занятия по большей части – в форме игры. Уже в 7-10 лет на уроках обществоведения детей активно приобщают к обсуждению происходящего в мире, например, после совместного просмотра детской программы новостей – Lilla Aktuellt. Эта программа идет ежедневно по шведскому телевидению. В простой и доходчивой форме она знакомит самых маленьких телезрителей с главными событиями Швеции и мира. С третьего класса школьники начинают изучать английский. Зубрежкой и грамматикой им пока не докучают – разучивают простые песенки, учат считать и в игровой форме знакомят с некоторыми словами и выражениями. Физкультура тоже присутствует в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов на природу, если погода позволяет. Занятия по домоводству – одни из самых любимых. На них мальчики и девочки вместе учатся шить и вязать, мастерить игрушки и нехитрую домашнюю утварь своими руками, а также готовить и печь по несложным рецептам.

Со средних классов учебная нагрузка и объем требований к знаниям и умениям школьников заметно растут. Становится больше домашних заданий – и возможностей для самостоятельного выбора предметов. К примеру, с шестого класса можно выбрать второй язык, помимо английского. Наиболее популярны немецкий, французский и испанский. В некоторых школах даже есть возможность изучать русский язык.

Важная ступень - национальный экзамен.

Ученики третьего, шестого и восьмого классов проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Цель экзаменов, правда, не только оценить успеваемость каждого ученика, но и измерить общий уровень качества образования в школах страны и определить, насколько хорошо или плохо они справляются со своей образовательной миссией. Психологический комфорт – в приоритете.

В 2006 году Швеция назначила первого омбудсмена, на которого была возложена задача предоставлять информацию о дискриминационных действиях, чтобы помочь школам в предотвращении травли детей и представлять интересы учащихся. Омбудсмен является членом шведской Школьной инспекции, правительственного органа, которому поручено инспектирование школ. Немаловажно также, что в каждой школе есть медсестра, психолог и социальный работник.

Ученики, которым с трудом даются чтение и/или письмо, имеют право на дополнительную индивидуальную помощь со стороны преподавателей. Некоторым детям бывает сложно сосредоточиться на том, что говорит учитель. По статистике, практически в каждом классе есть ребенок с диагнозом ADHD (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Таким детям нужна особая поддержка, чтобы научиться концентрироваться и не отвлекаться. Для них разрабатывают индивидуальный план учебы, чтобы они смогли догнать своих сверстников и раскрыться в полной мере.

Кроме школьной программы, ученики в возрасте от 6 до 13 лет обычно занимаются в группе продлённого дня – после уроков или до начала занятий, если родители начинают рано работать. Специальные педагоги ведут творческие, игровые, развивающие занятия. Обычно это рисование, декор, рукоделие, поход в лес или командные игры. За группу продлённого дня родители платят взнос в зависимости от доходов семьи. Соответственно, более обеспеченным родителям продленка обойдется дороже – в пределах 950 крон (около 100 евро) в месяц.

Швеция - современное государство, которое все время совершенствует образовательную систему. Активные реформы приводят к позитивным изменениям, успехам в учебе детей. 

Наверное, то важное, что нужно любому педагогу любой страны -  научить  детей хотеть учиться, тогда и учителя смогут их учить без особых проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы "Внеурочная воспитательная деятельность сквозь призму ФГОСов"

Один из педагогических советов в школе традиционно посвящен воспитательной работе школы.  На этом педсовете анализируется и обобщается работа по внеурочной и внеклассной воспитательной работе шко...

Экспрессионизм: сквозь призму страха и пессимизма.

Презентация к уроку МХК. Относится к разделу Изобразительное искусство....

Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)

В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...

Уроки биологии сквозь призму здоровьесбережения

Реформа общеобразовательной школы актуализировала важные задачи формирования гармонично развитого человека, заботящегося о здоровье как своем собственном, так и окружающих. Современные дети, под...

"Квадратные уравнения: сквозь призму веков..."

Научная работа, в которой прослеживается история возникновения и решения квадратных уравнений....

Новый взгляд на урок литературы в 10 классе. Попытка осмысления прозы С.Довлатова сквозь призму жанра анекдота.

В статье раскрывается собственный взгляд на творчество С. Довлатова.У Сергея Довлатова была трудная и счастливая судьба. Трудная, потому что так и не смог, живя на родине, выйти к читателю со своими п...

Статья "Виртуальная и дополненная реальность сквозь призму дополнительного образования в школе"

В рамках дополнительного образования в ходе теоретических и практических занятий, обучающиеся знакомятся с виртуальной и дополненной реальностью, поймут их особенности и возможности, выявляют возможны...