Педсовет на тему: "Адаптация 1-х, 5-х классов к новым условиям обучения"
методическая разработка

Михалева Алла Николаевна

Интересная разработка педагогического совета по адаптации 1-х, 5-х классов к новым условиям обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_adaptatsiya.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Педсовет по теме:

«Адаптация первоклассников, пятиклассников

 к новым условиям обучения»

Цели педсовета:

  • Обсуждение состояния адаптации учащихся 1-х, 5-х классов.
  • Коллективное изучение трудностей обучения детей данных классов;
  • Выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, преподающих в данных классах;
  • Разработка рекомендаций по устранению этих причин как в отношении класса в целом, так и в отношении отдельных учащихся;
  • Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера – основная цель сегодняшнего педсовета

Задачи педсовета:

  • Исследовать актуальные проблемы каждого ученика и класса в целом и разработать рекомендации по их устранению;
  • Помочь каждому ученику найти в учении личностный смысл, сделать процесс познания увлекательным и успешным в переломный момент школьной жизни;
  • Согласовать действия учителей-предметников, классных руководителей в поиске и осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем.

Актуальность темы: Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 1, 5 классах – одним из труднейших периодов школьного обучения.

 

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Добрый день, уважаемые коллеги!

1.)“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках, руках учителей, возможность формировать личность:

любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Итак, уважаемые коллеги, мы сегодня поговорим на тему «Адаптация первоклассников, пятиклассников и десятиклассников к новым условиям обучения». Главнее всего в школе, конечно, ребенок. Он – наш «герой», а все остальное: отчеты, наше настроение, наши желания – это все суета. Главней всего пробудить добром мотив к ученью у ученика.

2.) Ожидания «Поляна ожиданий»:

Для того, чтобы определить круг вопросов нашего разговора, предлагаю выполнить следующее задание.

Прошу вписать на «бутонах» свои ожидания.

Раздаются шаблоны бутонов и предлагается каждой группе (составляются группа классных руководителей, группа администрации, группа психолого-педагогической службы, группа учителей-предметников) написать свои ожидания, опасения по поводу рассматриваемой темы. (Каждая группа сидит за своим столом.)

Поделитесь ими с коллегами. На следующем слайде я попробовала обобщить ваши ожидания. Значит, на педсовете нас интересуют следующие вопросы:

- Что такое адаптация?

- В чем проявляются сложности организационного и учебного характера для первоклассника, пятиклассника и десятиклассника

- Как помочь каждому ученику найти в учении личностный смысл, сделать процесс познания увлекательным и успешным в переломный момент школьной жизни

- В чем проявляется согласованность действий учителей-предметников, классных руководителей, педагогов-психологов в поиске и осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем

Мы сформулировали наши цели.

  1. Основная часть.

Итак, термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

   Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. 

  1. Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

Коллеги, предлагаю вам легкую «интеллектуальную разминку». У каждой группы на столе находится карточка со словом «адаптация». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «адаптация»? Напишите слова/словосочетания, которые начинаются с букв ключевого слова, при этом они могут представлять любую часть речи.

А – (армия)

Д – (действие)

А – (активность)

П – (переход, проблема, перспектива, психология, первоклассник, пятиклассник, противоречия, потенциал, преемственность, приёмы)

Т – (терпение, талант, требование, творчество, труд)

А – (азбука)

Ц – (целеустремленность)

И – (интерес, инициативность, интеллект, индивидуальность)

Я – (я, явный)

Ну что ж, очень интересный ассоциативный ряд у нас получился.

Переход учащихся из детского сада в школу, из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в этих классах – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

Учителям 1-х классов надо научить детей вести себя в школе, приучить к школьному распорядку дня. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в среднем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными.

Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом. И задача каждого из нас: найти подход к каждому ученику школы.

Переходный период на всех этапах сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.

  2.)  Давайте посмотрим на результаты адаптации наших первоклассников.

- Слово предоставляется учителям 1-х классов …..

- Слово предоставляется педагогу-психологу …..

(Проходит обсуждение получившихся результатов с коллегами.)

3.) Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. 

Выступление классных руководителей 5-х классов. (Обсуждение данного вопроса с учителями – предметниками).

Выступление педагога – психолога по вопросу адаптации 5-тиклассников к новым условиям обучения.

4.) Общий анализ работы учителей-предметников показал, что учителя создают доброжелательную атмосферу, активизация деятельности учащихся проходит через проблемные вопросы, включение заданий прикладного характера. Учителя используют раздаточный материал, наглядность. Темп изложения материала соответствует возрастной категории обучающихся. 

   Для активизации деятельности на уроке используются различные методы обучения - устные и письменные виды работы.  Учащиеся понимают требования учителя и выполняют их задания. На протяжении урока учителя удерживают внимание уч-ся, постоянно формируя общеучебные умения и навыки.  Приемы поддержки дисциплины позволяют создавать положительный моральный и психологический климат в классах. Речь учителей эмоциональная, тон доброжелательный.  Но, как видим, сложности организационного и учебного характера существуют.

5.) Обсудим в чем проявляются сложности организационного и учебного характера.

1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.

Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей. Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.

Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».

Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

3. Создание ситуации успеха для учеников.

Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно также, как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники, равно как и десятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

4. Отсутствие коллективных средств обучения.

Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

5. Наличие большей свободы и самостоятельности.

При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности обучающиеся порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно также, как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

6. Личностный контакт с учителями.

Не следует забывать, что обучающиеся - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

6.) В данном перечне мы обозначили далеко не все проблемы, которые могут возникнуть у детей при переходе из одного звена в другое. Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в следующее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных моментов и новообразований в этом переходном периоде. Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Нельзя отрицать и то, что существует категория детей, для которых, например, пятый класс становится «облегчением». Это касается учеников, у которых не сложились отношения с учителем начальной школы, и выход в большую школьную семью спасает их от неотъемлемого клейма «бездельник», «хулиган», «лодырь», «неумеха» и т.д.

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными. Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей.

Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать более низкие баллы. Бывает и наоборот, ребенок, имевший в начальных классах средний уровень учебных достижений, вдруг становится учеником с более высоким уровнем. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся. Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.

Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.

Причинами плохой адаптации в 5-м классе являются:

1.          Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.

2.          Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3.          Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

4.          Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Признаки успешной адаптации:

удовлетворенность ребенка процессом обучения;

ребенок легко справляется с программой;

степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому;

удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

В литературе и на практике кроме успешной адаптации выделяется и дезадаптация ребёнка. Дезадаптация обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Понятие "школьная дезадаптация" – более узкое и подразумевает неспособность и невозможность младшего подростка найти в пространстве школьного обучения свое место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою индивидуальность, потенциал и возможности для самореализации.

Критерии школьной дезадаптации:

-неуспешность в обучении по программам, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков;

-нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе;

-повторяющиеся, некоррегируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя одноклассникам, учителям;

-демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни, школьный "вандализм".

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

        Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Срок зависит от многих факторов: особенностей ребёнка, характера его взаимоотношения с окружающими, от уровня сложности образовательной программы, от типа образовательного учреждения, от степени подготовленности ребёнка к школьной жизни.

  1. Консилиум: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

 В классе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком.

   Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит 2.

   
Прогнозирование

   Слабый, затравленный насмешками учеников мальчик, нуждается в поддержке со стороны и поощрении. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоечником, отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком, озлобленным на весь мир. Остальные же дети ошибочно считают, что имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них развивается эгоизм и жестокость.

   
Решение

   Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе не слаб? Для этой же цели его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя.

Форма похожа на ситуацию, когда ряд специалистов собирается у постели больного и разрабатывает стратегию лечения. В нашем случае роль больного будет играть проблема (вопрос, выносимый на повестку дня), а роль светил-специалистов будут играть группы учителей-предметников, администрации, психолого-педагогической службы и классных руководителей. Задача актива — разрешать проблемы и трудности, которые возникают на практике. 

  1. ВЫВОД: Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.

Подведём итоги«Поляна цветов».

Рефлексия. Рекомендации для обучающихся, родителей, классных руководителей, учителей-предметников. Буклеты в подарок!

Решение педагогического совета:

Учителям - предметникам с целью предупреждения перегрузок нужно:

  1. Строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, регулярно проводить физкультминутки.
  2. Разнообразить формы и методы работы на уроке, использовать рациональные приёмы повторения изученного материала, в системе учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

3. Классным руководителям 5-х классов провести родительские собрания по теме: «Адаптация пятиклассников к обучению в основной школе» и рекомендовать родителям использовать «Советы родителям пятиклассника».

4. Практическому психологу провести контрольную диагностику адаптации к новым условиям обучения пятиклассников. (1 неделя декабря).

Раздаем рекомендации учителям, тем временем, читаю притчу.

Жил-был прораб. Всю жизнь он строил дома, но стал стар и решил уйти на пенсию.

-Я увольняюсь, - сказал он работодателю. – Ухожу на пенсию. Буду со старушкой внуков нянчить.

Хозяину было жалко расставаться с этим человеком, и он попросил его:

- Слушай, а давай так – построй последний дом и проводим тебя на пенсию. С хорошей премией!

Прораб согласился. Согласно новому проекту ему надо было построить дом для маленькой семьи, и началось: согласования, поиски материалов, проверки…

Прораб торопился, потому что видел себя на пенсии. Чего0то не доделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы, так как их можно было быстрее доставить… Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры. По завершении стройки он вызвал хозяина. Тот осмотрел дом и сказал:

- Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю хорошую работу.

Что испытал прораб, было известно только ему одному! Он стоял красный от стыда, а все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали, что он краснеет от застенчивости, а он краснел от стыда за собственную небрежность. Он сознавал, что все ошибки и недочеты стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком. И теперь он должен был жить в том единственном доме, который построил плохо….

Так, в чем же мораль? Действительно, мы все – прорабы. Мы строим наши жизни так же, как прораб перед уходом на пенсию. Мы не прилагаем усилий, считая, что результаты этой конкретной стройки не так уж и важны. К чему излишние усилия? Но затем осознаем, что живем в доме, который сами построили. Ведь все, что мы делаем сегодня, имеет значение завтра. Уже сегодня мы строим дом, в который вселимся завтра. Так давайте строить хороший добротный дом для себя, в котором нам хотелось бы жить!!!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"

Рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники...

Родительское собрание "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"

Родительское собрание  "Адаптация учащихся 5-го класса к новым условиям обучения"...

Выступление по теме «Адаптация 5-ых классов к новым условиям обучения»

Психологические и психофизические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который б...

Выступление по теме "Адаптация 10-ых классов к новым условиям обучения"

Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей школе. В этот период у старшеклассников могут возникнуть определенные сложности в учебе, в отношении со сверстниками. Первые месяцы обучения в...

Родительское собрание в 5 классе Тема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»

Родительское собрание в 5 классеТема: «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе»...