Курсовая работа "СУБКУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА"
материал

Моргунова Ирина Андреевна

Курсовая работа "СУБКУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА" по социальной психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_rabota-sots.psih_._morgunova_irina_andreevna.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

«СУБКУЛЬТУРА И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА»

КУРСОВАЯ РАБОТА

БАКАЛАВРА

По направлению «Педагогическое образование»

Профиль «Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности»

Дисциплина «Социальная психология»

Выполнила студентка

2 курса, 1 группы

Заочной формы обучения

факультета физической культуры и

безопасности жизнедеятельности

Моргунова Ирина Андреевна

Научный руководитель:

кан. пед. наук, доцент

Щиголева Нина Васильевна

Воронеж-2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА         6

          1.1. Проблема социализации молодого поколения                                         6

          1.2. Предпосылки возникновения молодежной субкультуры                        9

          1.3. Неформальные молодежные объединения как фактор социализации 11

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СУБКУЛЬТУР НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ                                                                         15

          2.1. Практическое изучение факторов вступления подростков в субкультуры                                                                                                                15

          2.2.Изучение влияния субкультур на лексический состав речи подростков    18                

          2.3.Условия эффективного взаимодействия с молодежными субкультурами 20                                                    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                           24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                           26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1                                                                                                       28

ПРИЛОЖЕНИЕ 2                                                                                                       29

ПРИЛОЖЕНИЕ 3                                                                                                       30

ПРИЛОЖЕНИЕ 4                                                                                                       31

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня уже нет необходимости доказывать специально, что кризисные ситуации в различных сферах жизни общества и в обществе в целом обостряют проблемы социализации, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и воспроизводство отдельно взятых индивидов и личностей. В этих условиях повышается актуальность научных исследований как самого процесса социализации, так и отдельных факторов, которые влияют на его успешность.

Актуальность темы исследования заключается в том, что внимание многих современных исследователей привлекает проблема социального развития человека. Особенный интерес вызывает проблемы влияния общества и окружения на адаптацию и развитие молодого поколения.

Социализация молодежи протекает в условиях, связанных с процессами углубления социально-экономического неравенства; с кризисом таких институтов социализации, как институты семьи, армии, школы; возрастанием роли СМИ в современном обществе. В этой ситуации обнаруживается много насущных проблем, таких как рост преступности, употребление наркотиков, алкоголизм и суицид среди молодежи, социальное  и беспризорность, бездуховность, моральная деформация.

 Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определенной группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Одним из наиболее значимых явлений в пространстве молодёжной культуры является феномен субкультур. Каждая молодёжная субкультура отличается наличием своих особенных социальных маркеров - набора социальных норм и культурных ценностей, определённого стиля поведения и особенностей внешнего вида её представителей, сленга [6]. Принадлежность к субкультуре даёт возможность молодым людям выработать необходимые навыки социального взаимодействия, способствует обретению статуса в своей среде и оказывает значительное влияние на становление личности молодого человека. Таким образом, молодёжные субкультуры играют значительную роль в процессе социализации молодого поколения. Феномен молодёжных субкультур в течение долгих лет рассматривался в науке как девиации. Однако современные подходы в изучении субкультур носят вполне толерантный характер. Стоит отметить, что в последнее время в обществе развивается тенденция принятия существования молодежных субкультур. Причем властные структуры также всё чаще оказывают им поддержку. Это свидетельствует о постепенном принятии ценностей молодежных субкультур обществом. Молодежная политика государства, направленная на субкультуры, проводится по различным направлениям [3]. Одним из наиболее ярких примеров действий властных структур в этом направлении является проведение разнообразных фестивалей молодёжных субкультур во многих городах России, в том числе и в Воронеже.

Несмотря на временный характер влияния, субкультуры транслируют альтернативные ценности и образцы поведения, воспринимаемые молодыми людьми намного легче, нежели некоторые традиционные ценностные образцы. Однако  влияние субкультурных течений на процесс социализации молодёжи имеет противоречивую направленность. С одной стороны, они помогают молодёжи преодолеть неопределённость,  обрести социальные статусы в среде своих сверстников и тем самым более успешно преодолеть этап взросления. Но в то же время в некоторых случаях включение в субкультурные течения может привести к социальной эксклюзии [12]. Противоречия влияния молодёжных субкультур на процесс социализации обусловливают множественность научных подходов к их изучению.

 А.И. Ковалёвой была создана концепция социализационных траекторий, определяющая специфику данного процесса в зависимости от социальной динамики в общественной структуре. Динамика молодёжной субкультуры была исследована В. Тернером, Дж. Хиллом, Г. Цуллигером, Дж. Шелтоном.

Э.Эриксон рассматривал формирование молодёжных субкультур как попытку создания собственной системы ценностей [17].

Цель курсовой работы: изучить  специфику  влияния молодёжных субкультур на процесс их социализации.

Предмет исследования — процесс социализации молодежи.

Объект исследования — влияние субкультур на процесс социализации молодежи

Задачи:

1. Раскрыть проблему социализации молодого поколения.

          2. Рассмотреть предпосылки возникновения молодежной субкультуры.

          3. Рассмотреть неформальные молодежные объединения как фактор социализации.

4. Изучить  влияние субкультур на процесс социализации подростков

          5. Раскрыть условия эффективного взаимодействия с молодежными субкультурами

Методы исследования: анализ литературы по теме, анкетирование, наблюдение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ

1.1. Проблема социализации молодого поколения

В научной литературе накоплен немалый опыт касательно изучения данной темы. Исследователи много уделили внимания сущности социализации, ее формам, причинам. Проблемами  социализации  детей подросткового возраста  занималась  знаменитый  американский антрополог Маргарет Мид. По результатам своей первой  экспедиции  в 1925 - 1926 гг. на остров  Тау  (Самоа)  Мид  опубликовала  материал,  в котором писала  об  отсутствии в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста, а отсюда следует, что проблемы  молодёжи на Западе  имеют  чисто социальные источники [7].

В нашей стране  изучением  процесса  социализации  молодёжи  занимался основатель Ленинградской школы социологии молодёжи В.Т.  Лисовский.  Немалый вклад в изучение проблем молодёжи внесли  учёные  Свердловской  школы  (Л.Я.Рубина, М.Н. Руткевич, В.И. Чупров и др.). Но несмотря на изучение данной тематики, в вопросах социализации остается много нерешенных задач, поэтому проблема социализации молодежи нуждается в дальнейшем исследовании [9].

В данном параграфе нами  планируется рассмотреть социализацию молодежи, как социальный процесс, пути разрешения трудностей, связанных с воспитательным воздействием на молодежь с целью ее интеграции в социальный мир, систему общественных отношений.

Все механизмы социализации касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных.

Социально-психологические  проблемы  связаны  со  становлением  самосознания  молодых  людей,  их самоопределением,  самоактуализацией,  самоутверждением  и  саморазвитием. Сознание  молодого   человека   обладает специфичной восприимчивостью, перерабатывая и усваивая огромный поток  информации.  Критичность мышления, стремление дать собственную  оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с  тем  в этом  возрасте   ещё   сохраняются   некоторые   установки и стереотипы, свойственные  предшествующему  возрасту.  Отсюда в поведении молодёжи  удивительное  сочетание противоречивых черт и качеств - стремление к  идентификации  и  обособление, конформизм  и  негативизм,  подражание  и   отрицание   общепринятых   норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.  На  этапе молодости проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание [3]. 

Естественно-культурные  проблемы  также  оказывают  влияние  на  процесс социализации молодежи в современном обществе. Его содержание связано с достижением  человеком определенного  уровня  физического  и  сексуального  развития. Проблемы  эти  часто  касаются  региональных  различий,  поскольку  темпы  физического  и полового  созревания  могут  заметно  разниться.  Естественно-культурные  проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах [2].

Социально-культурные  проблемы  социализации  имеют  своим  содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков. 

Обобщая вышесказанное, можно  выделить  следующие  источники  проблем  в  социализации подростков: противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения  возросших  потребностей; недооценка жизни приводит к  возникновению  пессимистических  настроений; абстрактные идеалы и жизненные планы; трудность адаптации  к  условиям  нынешней жизни; стремление найти «свои»  идеалы  как  нечто  отличное  и  противоположное ценностям старшего поколения; эгоцентризм и сознание  своей  собственной исключительности; желание самим сделать свой выбор, но ответственность за него не нести.

Отказ  общества  от  целенаправленного  проведения  воспитательной функции  через  официальные  институты  приводят  к  деформации  социализации, доминированию в ней приспособительного аспекта. Эта тенденция особенно опасна для социализации молодежи, отличающейся потерей четких социально-политических ориентиров и норм.

Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и  поэтому кризис  общества  и  его  основных  институтов  не  мог  не  отразиться   на содержании  и  направленности  молодежной  субкультуры.  Любые  усилия  по  коррекции процесса  социализации  неизбежно  будут  наталкиваться  на  состояние  всех социальных  институтов    общества   и   прежде   всего   системы образования, учреждений  культуры  и  средств  массовой  информации.  Каково общество — такова и молодежь.

Таким образом, на лицо виден дефект социализации молодого поколения, когда в роли социализирующего  агента  выступают  улица,  неформальные  молодежные организации. Сюда же добавляется  возможное  негативное  воздействие  семьи,  в  которой  живет  и воспитывается молодой человек.

Самое  опасное  в  нынешнем  состоянии    общества –  усиливающееся ощущение  духовной  пустоты,  бессмысленности,  бесперспективности,  временности и бренности всего происходящего. Распространяется психология «ноувизма», т. е. «здесь  и сейчас», нигилизма, снижаются нравственные  критерии [7].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное настоящее остается в  замкнутом,  безвыходном  пространстве.  Социализация  современного  общества –  это  своеобразная  социализация,  которая  не  учит,  но  научает  ни  на  что  не опираться ни в прошлом, ни в будущем, ни в настоящем, существовать на базе пустоты. Социализация – процесс с  отложенным  эффектом.  До  поры  до  времени остается надежда на будущее. У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные  отношения с  будущим  общества,   поэтому   необходимо   взять   курс   на   повышение ответственности и самостоятельности, расширения прав молодёжи.

1.2. Предпосылки возникновения молодежной субкультуры

Для возникновения молодежной субкультуры необходимо сочетание как минимум следующих факторов:

- отвержение принятых ранее регламентирующих  социальных нормативов, не удовлетворяющих более  ввиду объективно изменившихся условий (реакция эмансипации и негативизма);

- попытки построения собственных «независимых» мировоззренческих систем;

- поиск молодыми людьми (подростками) референтных групп со сходными целевыми установками (реакция группировки) [13].

Практика показывает, что «субкультурные» группы пополняются за счет подростков из достаточно благополучных, состоятельных  и очень состоятельных семей. Когда с возмужавшим подростком обходятся как с маленьким ребенком, контролируя каждый его вздох и шаг, то, как правило, этот подросток либо постепенно превращается в совершенно беспомощное, безвольное, инфантильное существо, либо очень  скоро оказывается в неформальной организации (группе равных), где начинает отрабатывать социальную роль «не маменькиного сынка».В таком случае молодежная субкультура превращается для подростка  в игру, отсутствие которой у некоторых в молодости оборачивается  порой неумением «жить с людьми» и «вписываться в общество» (в положительном смысле этих понятий) во взрослом состоянии [14].

Другой вариант сбоя социализирующей функции семьи возникает во внешне благополучных семьях, в которых родители полностью заняты либо работой (зарабатыванием денег), либо собой, у них совсем не остается времени на собственного ребенка. в формальной группе (школе, кружки по интересам, спортивные секции), к которой принадлежит молодой человек.

Какие ситуации в школе могут толкнуть подростка в неформальную группировку, к молодежной субкультуре?

Первая – нет контакта с учителем, вторая – проблемы с коллективом класса. Мы имеем дело с предвзятым отношение учителя к своему ученику, которое сказывается не только на его отношениях с учеником, но и на отношениях к этому ученику одноклассников. Такое  отношение может быть заслуженным или незаслуженным, подросток может реагировать на такую ситуацию по-разному; одноклассники могут принять сторону и учителя, и ученика, и нейтральную.

Уйти в неформалы молодых людей побуждает внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против лицемерия и неискренности «взрослой» культуры.  Почти каждый восьмой подросток пришел в группу, потому что «не знал, как жить дальше». Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества. У него меняется система ценностей и взгляд на мир.  Кто-то меняет субкультуру, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении.  Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимает ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение.  Подростки металлисты могут устраивать массовые  драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых.

Присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Исходные мотивы, приводящие его в неформальные группы, оцениваются исследователями так естественные для данного возраста. Основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры – стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделиться из общей обезличенной массы населения мегаполиса.  Поэтому, несмотря на декларирование представителями субкультуры своей приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим о концепциям, обычно они не особо вникают в них и в основном  объединяются по внешним характеристикам – одежда, прически, музыка, места общения и т.д. Социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «т.н. нормальные» подростки, а такие же, как они «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы.  Выбор конкретной неформальной группы  чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединиться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации) [12].

Отличительной чертой общения подростков во многих стихийных неформальных группах является беспредметность. Когда у коммуникации в группе появляется постоянный предмет, группа переходит в новое качество.

1.3.  Неформальные молодежные объединения как фактор социализации

Следствием перехода ряда обществ к техногенной ступени развития стало не только появление большого количества молодых людей, которые вынуждены длительное время учиться жизни в окружающей их социокультурной среде, но и переход в общественной жизни от относительной статичности к резкой динамичности, эфемерности, а также частичная утрата семьей социализирующей функции [15]. В настоящее время семья не в состоянии предоставить подрастающему поколению полную и абсолютную социализацию. Молодежная субкультура позволила компенсировать молодым людям то, что им не в состоянии предоставить семья. Часть этой функции семьи перешла в peer groups, которые стали продуцировать собственно молодежную субкультуру [25].

Кроме того, молодежная субкультура выполняет еще целый ряд положительных функций (выделил немецкий ученый Д. Аусубель):

- адаптация молодых людей к обществе;

- предоставление молодому человеку выработать свой первичный статус;

- помощь молодым людям в освобождении от родительской зависимости и опеки;

-передача специфических для определенного социального слоя ценностных представлений;

-помощь молодым людям в удовлетворении потребности гетеросексуальных контактов [16].

Молодежная субкультура возникает из потребности молодых людей к самовыражению и самоутверждению в обществе и в невозможности по той или иной причине их удовлетворить традиционным путем. Однако чтобы самоутвердиться нетрадиционным путем, молодому человеку сначала следует принять единообразие определенной разновидности молодежной субкультуры. Т.о, развитие личности молодого человека оборачивается его полным отказом от проявления индивидуальных качеств [1].

Но не все подростки оказываются вовлеченными в неформальную молодежную субкультуру. Большинство молодых людей избирает так называемый традиционный путь социализации, свидетельствующий о том, что процесс социализации в их родительских семьях и формальных группах не дал сбоя, что в силу обстоятельств неформальная молодежная субкультура данным молодым людям не нужна.

Важнейшая функция молодежного движения - стимулирование прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма. Молодежные инициативы становятся проводником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими и т.п. зонами общественной жизни и её центром - основными социально-экономическими и политическими структурами [11].

Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках - возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдеж» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения. На первых местах стоит возможность в неформальной среде общаться с близкими себе по духу людьми, а также важны условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках [9].

Но приверженность подростка к неформальной молодежной субкультуре несет в себе и отрицательные последствия.

Психология неформальности включает в себя много слагаемых. Стремление быть самим собой лишь первое из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток озабочен поиском смысла «Я», отделением себя «истинного» от себя «неистинного». Определение своего предназначения в жизни настойчиво увлекает его на путь поиска чего-то необычного. А определить это необычное очень просто: если взрослые не запрещают - это дело обычное и потому скучное; если запрещают - вот он, самый сладкий плод [12].

Второе слагаемой психологии неформальности - заражение и подражания. Он начинает подражать, даже, не замечая, что постепенно это становится для него обычным явлением. Подражание облегчают задачу выделение из окружающей среды - ломать голову приходится только первым. Остальные же, как послушное стадо, идут следом.

Третье слагаемое - стадный инстинкт. Групповым он кажется внешне. Глубинно, психологически это стадное поведение. И пусть стремление выделиться, обрести автономность и независимость носит индивидуальный характер - одному выделиться трудно. А в куче - легче. Заражение и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, искажает цель, ради которой подросток предпринимает неформальные действия, в итоге не выделяет, а растворяет подростка в толпе себе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держаться не на сознательном единстве - это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов [16].

Непременный атрибут почти любого стада и одновременно еще одно слагаемое психологии данного типа - наличие конкурентов, оппонентов, недоброжелателей и даже врагов. Ими могут стать практически кто угодно: подростки с соседнего двора, и поклонники иной музыки, и просто взрослые. Тут действуют все те же выделения и обособление, но уже не на индивидуальном, а групповом уровне. Не соглашаясь с миром взрослых, подросток приходит в неформальную группировку, и его стихийный протест начинает распространяться и на других неформалов. «Врагов» может быть очень много. Поддержание образа врага - одно из условий существования подобных групп [8].

Психология неформальности по природе своей носит двойственный, активно-реактивный характер. С одной стороны, это во многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны этот выплеск энергии зачастую происходит в негативном русле.

Еще одна особенность - завышенные притязания. Это то самое «потребительство», которое столь часто ставится молодым в вину. Гласность и открытость позволяет сравнивать нашу жизнь с западной, а затем и громко выражать результаты этого нелесного для нас сравнения.

Таким образом, присоединение к неформальной группе - нормальный и закономерный выбор подростка, если учитывать те социальные, экономические, идеологические процессы, которые сейчас происходят в России. Как и любое социальное явление, нахождение подростка в неформальной молодежной субкультуре носит и положительные, и отрицательные черты. Чтобы сглаживать негатив и решать проблемы молодежной субкультуры, нужна профессиональная, систематическая и глубокая работы специалистов разного профиля, но в первую очередь - социального психолога[7].

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СУБКУЛЬТУР НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

2.1.  Практическое изучение факторов вступления подростков в субкультуры

С целью изучения    факторов, влияющих на вступление подростков в субкультуры, нами было проведено   анкетирование в двух  параллельных  9 классах СОШ №2 города Павловск Воронежской области. Нашей задачей  было выявить взаимоотношения в их семьях, увлечения, интересы.

В последние годы, в результате социальной нестабильности и неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные качественные изменения. Мы изучили   содержательную сторону этих изменений (Приложение 1).

Наиболее популярными были пять вариантов ответов. Бесспорно логичным можно признать выбор профессии - основной проблемой в подростковом возрасте. Выбор профессии всегда трудный жизненный этап, подкрепленный массовым сокращением учреждений профессиональной подготовки с бесплатным образованием.

Второе место среди проблем подростков  занимает озабоченность личными переживаниями, что традиционно связано с возрастными особенностями подростков.

Представляет интерес достаточно устойчивый третий по значимости фактор - обеспокоенность школьников  здоровьем своих близких. Если раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и материальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи, участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и катастрофических последствий такого положения для семьи.

Следующее место в ряду своих проблем, подростки считают конфликтные отношения с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающим поколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость ответами по этой позиции сравнительно невелика.

И, наконец, взаимоотношения между родителями. В последнее время число разводов и ссор увеличилось, что связано с постоянной занятостью обоих партнеров. Но, анализируя возможные последствия возвращение семей к традиционному распределению ролей между супругами, можно предположить позитивный эффект на осуществление семьей воспитательной функции: повысится социальный контроль за детьми, они будут расти более здоровыми, ухоженными, мать будет уделять больше внимания их образованию и воспитанию. Однако со временем постоянное пребывание матери в домашней среде сузит ее кругозор, замкнет ее интересы на домашних делах. В результате она перестает быть авторитетом для детей, которые не будут обращаться к ней за советом и помощью, считая неспособной дать хорошие и полезные рекомендации (Приложение 2).

Как показывают исследование, сегодня авторитет матери как советчицы очень велик: 28% подростков советуются именно с матерью по важным для себя вопросам. Нет оснований предполагать, что это место займет отец. С таким же успехом эту роль будет играть в жизни ребенка любой другой авторитетный в его глазах субъект, что снижает роль семьи как института социализации ребенка.

Как выяснилось, фактором повышения авторитета родителей для детей является их занятость коммерческой деятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их советы, справедливо считая своих родителей более адаптированными к новым условиям жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.

Следует также обратить внимание на весьма высокий процент детей, предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на себя. Такая высокая самостоятельность подростков свидетельствует о повышенном риске их действий, о возможности их более частого попадания в критические ситуации.

Столь же рискованным является очень популярное среди подростков обращение за советом к другу или подруге, занимающим второе после матери место в ряду авторитетов. Некомпетентные советы сверстников также могут привести подростка к рискованным поступкам.

Другой опрос устанавливающий место семьи в системе социализирующих факторов подростков, является оценка подростками каждого родителя как образца для подражания (Приложение 3).

По исследованиям видно, что не смотря на высокий авторитет матери в качестве советчика, лишь 1/4 детей выбирают ее образцом для собственного поведения. Традиционно еще более низким является рейтинг отца в этой роли. Особую тревогу вызывает тот факт, что 1/5 подростков отвергает обоих родителей как пример для подражания, из чего можно предположить, что в данном случае идет речь о социально-проблемных семьях. В среднем лишь 1/3 детей хотели бы быть похожими на обоих родителей в равной мере. Только в этом случае можно говорить о нормальной благополучной семье, где дети растут в условиях психологического комфорта, здоровыми физически и нравственно.

Конфликты между детьми и родителями обусловлены, как то ни удивительно, полом ребенка. Главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание.

Из всех выше перечисленных результатов можно сделать вывод, что зачастую подросткам необходимо объединяться, т.к. взаимоотношения с родителями, в семье в целом вызывают у большинства подростков чувство одиночества и ненужности. Дети чувствуют себя подавленными, и если они не пойдут ни с кем на контакт, то они просто замкнутся, что в дальнейшем может привести к разложению их личности, к увеличению конфликтных ситуаций и преступности среди несовершеннолетних.

2.2. Изучение влияния субкультур на лексический состав речи подростков

Тематика используемых школьниками речевых оборотов, выражений, слов разнообразна. На основе сделанных  записей высказываний школьников, выделяем следующие тематические группы:

- общепродростковый сленг: бабло – «деньги», клёво – «хорошо», лафа – «нечто хорошее»,  ништяк – «очень хорошо», облом – «не хочется, лень», расслабуха – «расслабление, отдых», слинять – «сбежать с занятий», тормоз – «плохо соображающий», угарать – «веселиться», хавать – «есть, кушать», чувак – «модный парень», стебаться – «шутить» и пр.;

- специализированные жаргонизмы связанные с учебой: дирик – «директор школы», классуха – «классный руководитель», физик – «учитель физики», биологичка – «учитель биологии», библия – «библиотека», литра – «литература», инфа – «информатика», общая безнадежность жизни – «ОБЖ», органайзер –«педагог-организатор», сикьюр –«охранник» и др.;

- прозвища: Чеченец, Суслик, Сурок, Лом, Малой, Лысый, Боров, Армяша, Изюм, Солдат, Колесо, Дылда, Гном, Хомяк и др.

- цитаты из культовых фильмов и книг («Бригада», «Властелин колец», «Буржуй» и т.д.):  «Вася Рогов у аппарата», «Надо, Федя, надо».

Проанализировав лексический состав сленгизмов, употребляемых  подростками, мы выяснили, что реформы системы образования практически не изменили основных морально-нравственных приоритетов и ценностных установок «корпоративного» сознания носителей школьного жаргона. Новые реалии школьной жизни получают жаргонные наименования практически одновременно с официальными: псих - школьный психолог, мазюкало – штрих-корректор, ломик - фломастер. Новые реалии внешнего мира тоже находят отражение в школьном сленге: братва – учителя, киллер – классный журнал, секонд-хенд – школьный гардероб. Продуктивным является и переосмысление компьютерной терминологии: база данных – классный журнал, сканировать – списать.

Большое влияние на лексикон школьников-подростков имеет реклама. Активно рекламируемые товары становятся источником метафорических ассоциаций: памперс – тряпка для стирания с доски, энерджайзер – учитель физкультуры. В ряде случаев мотив номинации содержится именно в рекламном тексте.

Названия кинофильмов, телепередач и их рубрик тоже находят достойное применение как номинативные жаргонные единицы: большая стирка – классный час, фактор страха – контрольная работа, пятый элемент – шпаргалка, очумелые ручки – учитель труда.

В школьном лексиконе мы  также встретили жаргонные единицы, схожие с обсценизмами и построенные по принципу языковой игры: блевотека, бляотека - библиотека.

Процесс заимствования сленгизмов из английского языка идет не так активно, как в 90-е годы ХХ века, но популярной стала языковая игра с иноязычным материалом. Чаще всего это деривация на базе иноязычных основ, дающая словообразовательные омонимы общеупотребительных слов: хомик – домашняя работа (от home work), скулить – учиться в школе (от school).

Использование созвучия для достижения комического эффекта является отличительной чертой современного подросткового жаргона.

Использование школьником-подростком в своей речи такого (или аналогичного – для иных референтных групп) набора речевых средств позволяет ему продемонстрировать свою принадлежность к данной референтной группе (Приложение 4).

В беседе  со многими преподавателями об их отношении к употреблению нелитературной речи, ответ их однозначен – против. Однако, если задуматься, они ведь и сами употребляют жаргонизмы различного рода, даже на уроке среди детей. Особенно это касается молодых преподавателей. Они разговаривают с детьми на их жаргонизмах: клева, халаява, физра, литра и т.д. Дети как губка впитывают все это. Если они видят, что взрослые употребляют такую лексику, то понимают, что они тоже могут ее использовать в повседневной жизни. Отсюда можно извлечь одно из самых главных правил в борьбе с нелитературной лексикой – педагоги должны контролировать свою речь и по возможности пресекать жаргонизмы со стороны учеников.

Одна из педагогов поделилась опытом, что в качестве наказания за использование нелитературных словечек она давала ученикам доклад. Такие меры не целесообразны. Необходимо ученикам показать, как можно выразить свои чувства и мысли без жаргонизмов. На уроках литературы необходимо разбирать чувства героев и наблюдать их речи и мысли. Все это может послужить примером. Однако, с другой стороны, надо рассматривать эту проблему глобальнее – пока наше телевидение не прекратит подобную речь, дети будут ее повторять. Необходимо ввести строгую цензуру, чтобы в передачах и различных фильмах звучала только литературная, служащая примером речь.

2.3. Условия эффективного взаимодействия с молодежными субкультурами

Трудно сделать однозначные выводы о просоциальном или наоборот асоциальном характере той или иной субкультуры. Для этого надо ясно представлять себе ее идеологию, философские взгляды, особенности стиля жизни. Многим участникам молодежных субкультур свойственны как стремления к активному изменению окружающей действительности, так и к отказу от участия в общественной жизни, к самоизоляции. Эти стремления могут приводить к негативным последствиям как для самих участников субкультур, так и для их социального окружения. Тем не менее, нецелесообразно, а часто и невозможно, запретить молодым людям быть участниками субкультур.

Необходимо определить социально-педагогические условия эффективного взаимодействия педагогов с молодежными  субкультурами и неформальными объединениями, в том числе и профилактики их возможного негативного влияния на молодых людей.

Первое условие. Организация занятости и досуга молодых людей в соответствии с их ценностями, интересами и потребностями. В целях эффективного взаимодействия с представителями молодежных субкультур и неформальных объединений, а также профилактики негативного влияния отдельных субкультур на молодежь специалистам учреждениям образования необходимо предлагать альтернативные (в отличие от субкультурных форм) и привлекательные для молодежи пути и способы проведения досуга. Например, спортивные и музыкальные мероприятия, концерты, фестивали молодежной моды, конкурсы ролевых игр, Интернет-проекты, молодежные социальные сети, сайты, форумы, телевизионные, радио и другие информационные программы, инициативы в области молодежного предпринимательства, рекламы и т.д. На мероприятиях необходимо поддерживать неформальный стиль, свободу общения и творчества молодежи. Особенное внимание необходимо обратить на молодежные субкультуры музыкального направления, которых достаточно много. На различных мероприятиях можно обеспечить музыкальное сопровождение с учетом вкусов и потребностей молодых людей, т.е. дать им возможность слушать любимую музыку. Целесообразно включать представителей позитивно ориентированных молодежных субкультур в процесс подготовки и проведения разнообразных мероприятий для молодежи (с учетом их направленности). Особое внимание стоит обратить на символическую основу молодежных общественных объединений. Символы и атрибуты представляют особый интерес, обладают эмоциональной привлекательностью для молодежи. Различные эмблемы, аксессуары, одежда, прическа, значки и другие элементы имиджа и стиля играют важную роль в процессе выбора молодым человеком объединения или субкультуры. В связи с этим молодежные общественные объединения должны разработать и применять разнообразные и привлекательные для молодежи символы и атрибуты.

Второе условие.  Взаимодействие учреждений образования с молодежными субкультурами и неформальными объединениями должно носить гибкий, личностно ориентированный и вариативный характер. Это условие подразумевает отказ от стереотипов педагога, взрослого человека по отношению к молодежи. Простое информирование о молодежных субкультурах не должно быть единственной формой взаимодействия с ними. Необходимо включать в процесс взаимодействия как методы и формы совместной работы с представителями субкультур, так и методы и формы профилактики активного участия молодежи в их деятельности. Личностно ориентированный подход к работе с участником молодежной субкультуры предусматривает учет его личностных характеристик, а также использование индивидуальных форм работы: бесед, консультаций, диалога, индивидуальных поручений и т.д. При этом педагогу необходимо отказаться от порицания и наказания в пользу понимания и поддержки.

Третье условие. Компетентность специалистов по работе с молодежью в области ценностей и особенностей молодежных субкультур и неформальных объединений. Компетентность педагогов и психологов предполагает наличие у них знаний, умений и навыков взаимодействия с молодежными субкультурами, объединениями и их участниками. Компетентность в области молодежных субкультур и неформальных объединений означает наличие у специалистов ясных и четких представлений об идеологии, философских взглядах, идеях, целях, символах, традициях, имидже, проблемах той или иной субкультуры. Недостаточно просто знать о внешних атрибутах субкультуры, важно понимать для чего они служат, что означают.

Четвертое условие.  Ориентация работы с молодежью на личностные идеалы в молодежной среде. Вопрос о том, кто из современников воплощает в себе идеал молодого человека, безусловно, волнует как самих молодых людей, так и взрослых - родителей и педагогов. Кто воплощает в себе молодежные ценности? Такими людьми могут быть известные молодые спортсмены, музыканты, артисты, писатели, политики и общественные деятели, предприниматели или неформальные (иногда  - криминальные) лидеры. Педагогам, специалистам по работе с молодежью нужно содействовать выдвижению авторитетных, достойных и ответственных лидеров, которые воплощают в себе молодежные идеалы, и систематически их поддерживать. Необходимо также по возможности привлекать популярных людей к работе с молодежью, приглашая их на разнообразные мероприятия: конференции, круглые столы, фестивали, форумы, выставки и т.д.

Еще одно условие социально-педагогической помощи представителям неофициальных юношеских субкультур - адекватность имиджа педагога - субъекта помощи юношеской субкультуре, владение педагогом референтной для подростков деятельностью.

Внешний вид педагога должен соответствовать основным тенденциям моды, чтобы привлечь и расположить к себе учащихся, однако, элементы одежды не должны выражать предпочтительного отношения к какой-либо из субкультур. Умение словом и действиями настроить человека на себя -- является важными составляющими имиджа. В нашем случае необходимо говорить о так называемой стилизованной коммуникации. Это умение педагога использовать адекватные для молодежной субкультуры способы передачи информации, получения ответов, налаживания взаимоотношений, обмена мнениями. Стиль поведения педагога не должен вступать в противоречия с основной целью оказания социально-педагогической помощи. Его манера действий должна внушать воспитанникам доверие, чувство безопасности, ощущение порядочности педагога.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема неформальных групп молодежи в настоящее время носит глобальный характер и порождена она в первую очередь глубоким кризисом всем существующих моделей социализации личности. 

Проблемы социализации молодежи встречаются достаточно часто в современном российском обществе. Они показывают, что сегодняшняя молодежь находиться в трудном положении. Она формирует новые установки, цели, нормы. Из-за изменения общественного развития у молодых людей также  происходит смена интересов, идеалов, потребностей. Они же в свою очередь несут  своеобразную сферу наиболее активного освоения социального опыта, которая в соответствии с потребностями будет разной. Одни будут фанатами какой-либо эстрадной группы, вторые – увлекутся интернетом, а третьи будут предпочитать группы неформальных объединений.

 Педагогические взаимодействия с неформальными группами нужно направлять на социально ценные дела, помочь членам группы создать благоприятные возможности для улучшения своего положения в социально-полезных группах и изменение их микросреды в целом.

Чтобы работать с молодежью, нужно знать их интересы, проблемы. Далеко не все педагоги знают молодежную субкультуру, понимают важность установления контакта с ней. Для этого необходима комплексная работа с учителями по повышению их осведомленности о неформальных молодежных объединениях и формированию позитивного отношения к представителям неагрессивных неформальных молодежных объединений. Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении. Необходимо найти общий язык с представителями молодежных субкультур.

Неформальные молодежные объединения, с одной стороны, – закономерное порождение молодежной субкультуры, обусловленное историческими, экономическими, социокультурными причинами; в них подросток «отрабатывает» идентификационную поведенческую модель, удовлетворяет потребности в общении с ровесниками. С другой стороны, воспитательный потенциал неформальных молодежных объединений изначально антигуманен, т.к. в них присутствует идеологическое давление на личность, культивируются физиологические, гедонистические потребности, отмечается препятствие ее морально-нравственному развитию, социализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодёжных групп / И.П. Башкатов. М.: Информпечать, 2000. - 336 с.

2.  Беляева К.А. Феномен молодёжной субкультуры в условиях социальных противоречий современного российского общества  / К.А. Беляева, O.A. Музыка // Философия права. Ростов н/Д: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2010. - № 5. - С. 35-38.

3. Васильева Л.Г. Проблема социализации молодёжи в условиях новой России  / Л.Г. Васильева // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. -№10 (29), ч. 1. С. 30-31.

4. Верная A. Straight edge / А. Верная . - http://www.subcult.ru/rubric7.html.

5. Волкова В.В. Субкультура: подходы к понятию  / В.В. Волкова // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2012. №3.-С. 32-33.

6. Герасимов Г.И. Молодёжь в зеркале субкультурных практик: монография / Г.И. Герасимов, Е.С. Топилина; отв. ред. Ю.Г. Волков. -Ростов н/Д: Антей, 2012.- 128 с.

7. Громов Д.В. Изучение молодёжных субкультур России: современное состояние и проблемы  / Д.В. Громов // Этнографическое обозрение.-2008.-№ 1.-С. 3-7.

8. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодёжи в условиях риска / Ю.А. Зубок // Социологические исследования. 2003. -№4.-С. 42-51.

9. Карпиленя С.С. Молодёжная субкультура как способ социализации молодёжи в условиях модернизации российского общества: автореф. дис. . канд. социол. наук / С.С. Карпиленя. Ростов н/Д,2009.-34 с.

10. Ковалёва А.И. Концепция социализации молодёжи: нормы, отклонения, социализационная траектория  / А.И. Ковалёва // Социологические исследования. 2003. - № 1. - С. 109-115.

11. Латышева Т.В. Феномен молодёжной субкультуры: сущность, типы / Т.В. Латышева // Социологические исследования. 2010. - № 6. -С. 93-101.

12. Омельченко Е.Л. Молодёжные культуры и субкультуры / Е.Л. Омельченко. М.: Ин-т социологии РАН, 2000. - 262 с.

13. Омельченко Е.Л. Начало молодёжной эры или смерть молодёжной культуры? / Е.Л. Омельченко .- http://www.polit.ru/article/2006/06/30/youthculture.

14. Тихомиров С.А. Молодёжная субкультура и «субкультурная молодёжь» в современном российском обществе  / С.А. Тихомиров // Вестник Герценовского университета. 2009. - № 3. - С. 58-62.

15. ТолстыхВ.А. Взрослые и дети: парадоксы общения Текст. / В.А. Толстых. М.: Педагогика, 1988. - 128 с.

16. Чибисова О.В. Субкультура: подходы к определению понятия  / О.В. Чибисова // Вопросы культурологии. 2010. - № 5. - С. 16-20.

 17. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис : [пер. с англ.] / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. -344 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 ПРОБЛЕМЫ, ВОЛНУЮЩИЕ ПОДРОСТКОВ (%)

Приобретение интересной профессии

Личные денежные трудности

Отношения с родителями

Отношения между родителями

Отношения со сверстниками

Конфликты с педагогами

Трудности усвоения школьного материала

Чем заняться в свободное время

Личная жизнь

Здоровье членов семьи

20

12

14

10

6

2

6

6

10

14

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 АДРЕСАТЫ ОБРАЩЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ЗА СОВЕТОМ (%)

Мать

Отец

Старший брат (сестра)

Друг(подруга)

Кто-либо еще (бабушка, дядя и др.)

Ни с кем не советуются

28

12

6

26

6

22

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОДРОСТКОВ  С ДИФФЕРЕНЦИАЦИЕЙ ПО ПОЛУ (%)

Желание быть похожим

Всего

Девочки

Мальчики

На отца

На мать

На обоих в равной мере

Ни на отца, ни на мать

7

14

19

10

3

8

12

6

4

6

7

4

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

НАБОР РЕЧЕВЫХ СРЕДСТВ ПОДРОСТКОВ

Общепродростковый сленг

Бабосы, ништяк, стебаться, кайф, расслабуха.

Жаргонизмы, связанные с учебой

Биологичка, физрук, литра, классуха, инфор, органайзер, художка, морилка.

Прозвища

Гном, хомяк, дылда, куница

Цитаты из культовых фильмов и книг

Текай, хлопцы; Надо, Федя, надо; Улыбаемся и машем; Моя прелесть!

Названия кинофильмов, телепередач

В Багдаде все спокойно; Фактор страха;

Дом 2; Поле чудес

Заимствования сленгизмов

Табль; ситдавить; клаймить; тича.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смоленков Д.Ю. - Роль религиозных организаций в процессе социализации выпускников школ (курсовая работа) 14.04.2013

Предлагаю вашему вниманию курсовую работу, написанную мной полгода назад, во время обучения на втором курсе факультета психологии, отделения социальной педагогики и психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина.Нек...

курсовая работа по правам человека

Найти производные функцииоткрытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, Озаглавленные ___________________________________________________________________________________...

Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г.

Сборник работ XVII научно-практической конференции учащихся образовательных учреждений Южного округа города Москвы "Человек в изменяющемся мире. Человек - объект и субъект социализации" 2014 г....

Семья - ячейка общества и фактор социализации человека

ЦЕЛЬ: Создание психологического комфорта безопасности детей в школе, семье, микрорайоне.ЗАДАЧИ: 1. Оказание помощи, содействия в жизненном самоопределении учащихся;2. Социально-инф...

Тест по теме " Внутренний мир и социализация человека"

Тест по теме " Внутренний мир и социализация человека" можно использовать при повторении главы 5 учебника А.И.Кравенко "Обществознание" 11 класс.Состоит из 13 разноуровневых заданий,включающих вопросы...

Сценарий родительского собрания "Толерантность - успешная социализация человека"

  Цель проведения родительского собрания: повышение уровня культуры родителей в вопросах толерантности в семейном воспитании.Цель данного мероприятия позволит организовать взаимо...

"СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ" курсовая работа

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим переосмысливаются цели, ...