Смоленков Д.Ю. - Роль религиозных организаций в процессе социализации выпускников школ (курсовая работа) 14.04.2013
статья на тему

Смоленков Дмитрий Юрьевич

Предлагаю вашему вниманию курсовую работу, написанную мной полгода назад, во время обучения на втором курсе факультета психологии, отделения социальной педагогики и психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина.
Некоторые части курсовой написаны "суконным" языком просто в силу требований, предъявлявшихся к работе. Но в основном я постарался писать языком живым.
Сделать это мне было не трудно, т.к. тема курсовой выбрана была мною самим и, что называется, задела меня за живое - я сам в 1993-94 гг. на протяжении 1,5 лет был членом тоталитарной христианской секты евангелистического толка.
Мой куратор, доцент, кандидат педагогических наук, Вера Тимофеевна Литвинцева даже отметила мой "яркий публицистический стиль изложения":) и дала моей работе самую высокую оценку, за что Вере Тимофеевне я очень благодарен.
Исследование будет полезно родителям и всем, кто интересуется влиянием религиозных организаций на современную молодёжь, на наших с вами учеников и детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

Факультет психологии
Кафедра педагогики и педагогических технологий
050711.65 «Психология и социальная педагогика»

Курсовая работа

Роль религиозных организаций в процессе социализации
выпускников школ

                                                                                         

Выполнил
                                                                                 студент 2 курса  
                                                                            заочного обучения
                                                                    факультета психологии
                                                                                Смоленков Д.Ю.

                                                                                Проверил
                                                                                         доц., к.п.н.
                                                                                Литвинцева В.Т.

Санкт-Петербург
2013 г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….стр. 3

Глава 1.  Теоретические основы проблемы влияния религиозных организаций на социализацию выпускников школ  …… ………….стр. 7

1.1.Критика влияния религиозных сект на молодёжь Русской Православной Церковью ……………………………………………..стр. 7

1.2.Научный взгляд на религиозное мышление и религиозную пропаганду …………………………………………………………….стр. 9

1.3. Обзор литературы, посвящённой деятельности Международной Церкви Христа (Бостонское движение) ……………………………стр. 11

Вывод по главе 1 …………………………………………………….стр. 15

Глава 2.  Практическое исследование, проведённое на базе Санкт-Петербургской Церкви Христа в 1993-2013 гг. …………………...стр. 16

2.1.
 Исследование изнутри: полуторагодовое пребывание и религиозная деятельность в организации Международная Церковь Христа в 1993-1994 гг. …………………………………………………………. …..стр. 16

2.2.
 Дальнейшее исследование: наблюдение за деятельностью МЦХ в 1995-2013 гг. ………………………………………………………...стр. 21

Вывод по главе 2 ……………………………………………………стр. 23

Заключение ……………………………………………………………стр. 24

Список литературы……………………………………………………стр. 25

2.

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

Введение

Чуть более двадцати лет назад рассуждать на выбранную мной тему было бы просто невозможно. Не потому, что это было запрещено – вовсе нет – а потому, что не существовало рассматриваемой проблемы.
В СССР религиозные верования являлись делом совести каждого гражданина: «Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть  право  исповедовать  любую  религию  или  не   исповедовать никакой,  отправлять  религиозные  культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа — от церкви».
[13]  Так говорит основной Закон СССР – Конституция СССР, принятая в 1977 году.

Верующие в СССР, несомненно, были, однако об активной массовой религиозной пропаганде в то время говорить не приходилось.
Всё изменилось в 1990-м году, когда, на фоне либеральных перестроечных реформ, были приняты союзный закон «О свободе совести и религиозных организациях» и республиканский (РСФСР) закон «О свободе вероисповеданий».

Эти законы существенным образом изменили условия функционирования религиозных объединений, конфессиональное пространство и характер государственно-церковных отношений в целом в СССР и в союзных республиках. Почти повсеместная либерализация регистрационной политики в союзных республиках способствовала росту числа регистрируемых и вновь образуемых религиозных объединений. Улицы крупных городов СССР заполонили всевозможные проповедники, большая часть которых хлынула к нам из-за границы. Лето 1991 года можно считать началом зарождения исследуемой мной проблемы, ибо именно тогда советская молодёжь оказалась атакована религиозными деятелями настолько активно и настолько плотно, что уже к 1992-93 гг. не осталось человека студенческого возраста, который хотя бы раз не побывал на какой-либо проповеди или хотя бы раз не отказался от приглашения на такую проповедь. Деятельность религиозных организаций уже в первые 2-3 года после принятия новых законов о свободе совести довольно ощутимо изменила мировоззрение молодёжи нашего государства, которое после распада СССР стало называться Российской Федерацией.

3.

Вначале деятельность религиозных организаций вызвала в обществе некую заинтересованность – скорей, положительную, чем отрицательную. Затем чрезмерная активность новых пророков и их прозелитов стала надоедать, т.к. скрыться от проповедников стало невозможно даже в собственной квартире – сектанты обходили жилые дома, предлагая изучать свои священные книги на вашей территории.
И лишь через несколько лет обществом была замечена опасность, которую несли новые духовные «отцы» и «братья»: увлёкшиеся религией люди, большая часть которых была студентами или принадлежала к этой возрастной категории, бросали учёбу, работу, уходили из семей, продавали своё жильё, отдавая деньги духовным наставникам.
Первыми забили тревогу родители. Их поддержали СМИ. Чуть позже сказали своё слово представители Русской Православной Церкви (РПЦ), желавшие избавиться от конкурентов на религиозном поприще. Серьёзных же научных исследований по этому вопросу, насколько мне известно, не появилось до сих пор.

Со времени выхода законов, открывших дорогу массированной религиозной пропаганде, прошло более 22-х лет, и многими в наше время оценена неоднозначность этих законов, принесших много вреда нашему обществу, в особенности, нашей молодёжи. Однако, принципиально ситуация не изменилась. Советские законы были заменены «Федеральным законом от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», который фундаментальных поправок в существующую ситуацию не внёс. А ситуация эта весьма серьёзна, и говорить о ней нужно.

Цель моего исследования - определить трудности социализации нашей молодёжи, в частности, выпускников школ в условиях активной деятельности современных религиозных организаций.
Объектом моего исследования является социализация выпускников школ, а предметом исследования – особенности социализации выпускников школ в условиях деятельности религиозных организаций.
Я ставлю перед собой следующие задачи:

1) На основе анализа литературы по проблеме и на основе личного опыта пребывания в тоталитарной секте раскрыть сущность выбранной мной проблемы;

2) Раскрыть условия формирования и структуру религиозных организаций как условий социализации выпускников школ;

3) Выявить особенности влияния на социализацию выпускников школ религиозных организаций и последствия этого влияния;

4) Показать, на примере Международной Церкви Христа (Бостонское движение)  пагубность воздействия религиозных структур на социализацию выпускников школ.

4.

В своей работе я буду использовать следующие методы исследования:

1) Анализ литературы и других материалов по выбранной теме;

2) Наблюдение за социализацией студентов вузов Санкт-Петербурга в 1993-2013 гг.;

3) Обобщение личного опыта и опыта других исследователей.

Теоретическую основу исследования составит ряд статей и интервью российских и зарубежных учёных, публицистов, а также бывших участников религиозных движений и сект.

Информационной базой моего исследования являются:

1) Официальные документы (Конституция СССР, Конституция РФ, Законодательные акты СССР, РСФСР, РФ)

2) Книги, статьи, интервью и видеоисточники по выбранной теме;

3) Собственные наблюдения деятельности религиозных организаций в Санкт-Петербурге в 1993-94 гг., а также в более поздний период, вплоть до наших дней.
В своих исследованиях я опираюсь прежде всего на личный опыт, полученный мной во время моего членства в Международной Церкви Христа в 1993-94 гг.. Я использую , также, опыт моих знакомых, являющихся членами тоталитарных сект в течение двух десятков лет.
Я опираюсь, кроме того, на исследование А.Л.Дворкина «Сектоведение», принимая, однако, во внимание то, что работа эта изобилует рядом намеренных искажений фактов, а так же придания этим фактам тенденциозной интерпретации, в силу религиозного мировоззрения самого исследователя. В работе А.Л.Дворкина мной был найден целый ряд таких искажений и неточностей, что, однако, не мешает использовать это исследование, если хочешь получить некоторое общее представление о деятельности религиозных организаций в современном мире.
С гораздо большим удовольствием я привожу цитаты из статьи Р.Бранча «Бостонская Церковь Христа (Международная Церковь Христа)». Эта статья содержит богатый фактический материал, касающийся Международной Церкви Христа, и материал этот полностью согласуется с моим личным опытом знакомства с этой организацией. По этой причине я считаю возможным доверять и тем фактам, изложенным в этой статье, с которыми я лично не знаком.
Также я опираюсь на ряд статей и книг научно-популярного характера, написанных современными физиками В.Л.Гинзбургом и Э.П.Кругляковым, посвящённых проблеме внедрения в сознание современных людей религиозных и псевдонаучных представлений. Факты, выводы и прогнозы, делаемые этими представителями современной науки кажутся мне весьма убедительными.


5.

Прежде чем говорить о том или ином влиянии религиозных организаций на социализацию молодёжи, нужно разобраться в том, что же такое социализация вообще.
«В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог
Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

К середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук».[22]
Так характеризует социализацию доктор педагогических наук А.В.Мудрик.
Таким образом, мы можем говорить, что социализация – это процесс адаптации человека к жизни в обществе. Это «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе».
[5]
Следовательно, опираясь на факты, нам нужно сделать вывод, насколько деятельность религиозных организаций способствует или препятствует становлению выпускников школ полноценными членами социума.

6.

Глава 1
Теоретические основы проблемы влияния религиозных организаций на социализацию выпускников школ

1.1.Критика влияния религиозных сект на молодёжь Русской Православной Церковью

Интересно наблюдать, как одни религиозные организации критикуются другой религиозной организацией, имеющей больший вес в обществе, или, по крайней мере, претендующей на то, что она имеет такой вес.
Речь идёт о критике современного сектанства Русской Православной Церковью (в дальнейшем – РПЦ).
В этом смысле весьма примечательна книга Александра Леонидовича Дворкина «Сектоведение», третье издание которой, увидевшее свет в 2002 г., я держу теперь в руках.
Хвалебное предисловие к работе А.Л.Дворкина написали такие высокопоставленные деятели РПЦ как Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и протоиерей Димитрий Смирнов.
Архиепископ Викентий пишет: «Пусть благословение Божие пребывает на трудах автора книги, которыми он верно и неустанно служит Матери Церкви».
[9]  Протоиерей Димитрий Смирнов восхищён работой автора не менее своего коллеги и пишет следующее: «Самым крупным недостатком книги является её малый тираж. Пожелаем же книге, увеличившейся от первого к третьему изданию более чем в два с половиной раза, возрастать и в дальнейшем».[9]  Основываясь на столь лестных оценках православных «специалистов» , мы совершенно справедливо можем считать эту книгу выражением взглядов Русского Православия.

Автора, так же, как и нас, волнует распространение сектантства  «по российским просторам».[9]  И не только по российским.
Надо сказать, что А.Л.Дворкиным представлен действительно богатый материал о сектах, действующих в наше время или действовавших в недавнем прошлом, и не только на территории России и бывшего СССР, но и на территории других стран. «Религия, которая убивает»
[9], - так классифицирует автор чуждые ему религиозные организации и их учения.
Автор пишет, в частности, о секте Джима Джонсона «Народный храм», более 900 членов которой покончили с собой по приказу своего лидера. «
Так мир воочию увидел исходящую от тоталитарных сект смертельную опасность».[9]  Автора волнует антисоциальная  деструктивная направленность деятельности сектантских организаций. Так, он вспоминает лидера секты адвентистского толка Дэвида Кореша, «который взорвал штаб-квартиру своей группы вместе с собой и со

7.

всеми своими последователями».[9]  А.Л.Дворкин возмущён тем, как вероломно обманывают своих последователей лживые духовные лидеры, доводя тех не просто до уродливого образа жизни, но, в конце концов, до смерти. Автор вспоминает массовое самоубийство/убийство членов экологической организации «Храм солнца», произошедшее в 1994 году. «В течение нескольких месяцев после этих событий многие из членов секты, которым удалось выжить, совершали самоубийства. Одна женщина, прежде чем покончить с собой, перерезала горло трем своим детям. Еще через год были зверски убиты бывшие члены секты Джин и Эл Миллс и их малолетняя дочь Линда. Миллсы, выйдя из секты, открыто рассказывали о пережитых ужасах и помогали другим бывшим сектантам вернуться к нормальной жизни. За это им отомстили…»[9]  Приводимые автором сведения действительно способны ужаснуть и, надо сказать, что сведения эти во многом правдивы. Действительно, опасность сект трудно преувеличить. Действительно, внутри сект творятся, подчас, страшные вещи. Действительно, деятельность сект опасна больше всего для молодёжи, т.к. «соблазнить» радикальным религиозным учением взрослого человека гораздо труднее. Надо сказать, что мы во многом согласны с автором и даже готовы рекомендовать его исследование всем, интересующимся вопросом сектоведения и всем, попавшим в лапы той или иной религиозной организации. Ведь перечень сект, подвергшихся критике автора, довольно обширен. А, главное, туда входят секты, чьё влияние в РФ сейчас весьма велико. А.Л.Дворкин пишет о церкви мормонов (называющейся иначе Церковью Иисуса Христа святых последних дней), о церкви Свидетелей Иеговы, о сайентологах и мунистах, о псевдоиндуистском «Обществе сознания Кришны» и о многих, многих других. Исследование, проведённое автором, действительно является серьёзным, и мы, подобно протоиерею Димитрию Смирнову, тоже хотели бы, чтобы оно «продолжало возрастать»[9]  и издавалось всё большими тиражами. Думаем, это могло бы служить делу профилактики антисоциального влияния современных сект на граждан нашего государства. Тем не менее, хотелось бы сказать, что позиция автора кажется нам не до конца последовательной.
Думается, не стоит принципиально различать влияние на людей всевозможных сект и влияние на них РПЦ. Конечно, РПЦ не склоняет людей к массовым самоубийствам и иным антисоциальным поступкам, но ведь то же самое можно сказать и о многих сектах – далеко не все из них стремятся к массовому уничтожению своих членов. РПЦ и описываемые А.Л.Дворкиным религиозные организации и движения объединяет, на наш взгляд, одно – иллюзорный взгляд на действительность.
Вера в некие высшие силы, существование которых никогда и ни кем не

8.

 было доказано, надежда на помощь сверхъестественных существ сбивает людей с толку, мешает им жить, ставит перед ними неверные, невозможные цели, а, следовательно, оказывает как на отдельных членов социума, так и на общество в целом, объективно вредное влияние. Нам ближе научный взгляд на этот вопрос.

1.2.Научный взгляд на религиозное мышление и религиозную пропаганду

Главная опасность влияния религиозных организаций на молодёжь , как нам представляется, не в радикализме этих организаций, а прежде всего в их религиозности. Далеко не всякий, даже молодой, человек будет увлечён радикальными религиозными взглядами, да ещё  долгое время. Радикализм во все времена был свойствен молодёжи, но никогда не действовал губительно на основные массы этой молодёжи. Коррекция же мировоззрения в сторону философского идеализма вполне возможна у широких масс населения, и она уже осуществляется. Но столь ли уж опасен философский идеализм? Так ли уж важны верования человека, если он не будет их навязывать никому специально? Так ли уж важно разделять дарвиновскую концепцию происхождения человека, а не, скажем, креационистский взгляд на этот вопрос? Современным российским учёным разгул антинаучных взглядов в нынешней России представляется большой угрозой для нашего общества и нашего государства.

Нужно упомянуть в этой связи деятельность академика АН СССР и РАН, советского и российского физика-теоретика,  доктора физико-математических наук, лауреата Нобелевской премии по физике (2003г.) Виталия Лазаревича Гинзбурга (1916-2009). Он был известен своим противостоянием распространению религиозных воззрений на светские институты. Им, в частности, было подписано, так называемое, «Письмо десяти академиков» президенту России В.В.Путину, опубликованное 22 июля 2007 года. В числе прочего академики пишут: «Мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования „материалистическое видение мира“, подменить знания, накопленные наукой, верой. Не следует забывать, что провозглашённый государством курс на инновационное развитие может быть осуществлён лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует».[1] Академиков беспокоит  проникновение философского идеализма в учебные заведения потому, что это будет угрожать, в конечном счёте, не только развитию России, но может поставить под вопрос и её существование как самостоятельного государства. Иллюзии  не могут довести до добра! Если человек действительно верит в то, чего на самом деле не существует, и в своей деятельности  руководствуется верой в это несуществующее, то деятельность

9.

 эта принесёт сильнейший вред и самому человеку, и окружающим его людям.

  В своей работе «К критике гегелевской философии права» (1843 г.) экономист и философ Карл Маркс писал: «Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа».[20] Это изречение весьма верно. И человека, руководствующегося в своих действиях религиозными представлениями, можно сравнить с наркоманом, корректирующим свои передвижения в пространстве, согласуясь со своими галлюцинациями.
В своей статье «О сказках, религии и вере в существование бога» В.Л.Гинзбург пишет: «
Библия и Коран буквально пропитаны различными чудесами. Чудесами же называют обычно нечто, что противоречит научным законам и экспериментальным данным. Таковы воскрешение из мертвых, непорочное зачатие, существование ангелов, чертей, рая, ада и т. д. Всё это выдумки, фикция … Центральным пунктом, где сталкивается наука и религия, как сказано, является креационизм. Ведь согласно Библии, человека и весь животный мир Бог мгновенно и лишь тысячелетия назад создал из ничего. Вместе с тем, наука доказала существование эволюции, в частности, в отношении человека. Данные антропологии не оставляют здесь никаких сомнений. Теория эволюции, построенная сначала в XIX-м веке, как и вся наука, развивается, и не все в отношении эволюции различных организмов еще ясно. Но, повторяю, сам факт эволюции и несостоятельности креационизма доказан».[7]  Таким образом, речь идёт о явном противоречии пропагандируемых сказок, выдаваемых за реальность, объективно доказанной научной картине мира. К чему может привести такая пропаганда? Об этом хорошо и подробно сказано в работах Э.П.Круглякова.
Эдуард Павлович Кругляков (1934 – 2012) – российский физик-экспериментатор, доктор физико-математических наук, академик РАН, лауреат Государственной премии СССР (1986 г.) был не только учёным, но популяризатором науки и научного мировоззрения, а так же противником клерикализации  современного российского общества. В 1998-м году по инициативе В.Л.Гинзбурга была образована Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. Возглавил эту комиссию Э.П.Кругляков. Комиссией и академиком Кругляковым лично были проведены огромные исследования, на базе которых Э.П.Кругляковым было написано три тома книг под общим названием «Учёные» с большой дороги». В этих трудах Э.П.Кругляков показывает, насколько глубоко проникли в современную российскую систему образования псевдонаучные представления. Речь идёт о десятках академий, которые, фактически, не имеют никакого отношения к науке и лишь профанируют звание учёного, занимаясь обманом для зарабатывания денег. Антинаучная и религиозная пропаганда, длящаяся уже не первый десяток лет, принесла свои плоды, - делает вывод автор. Многие современные молодые люди обречены изучать в университетах и академиях

10.

под именем науки «знания», являющиеся фикцией и не имеющие к научному

мышлению, научному способу познания мира никакого отношения.[14], [15], [16]
Учёные-физики очень верно подметили губительное влияние на нашу науку, а, следовательно, и на будущее развитие (или распад?) нашего государства пропаганду философского идеализма среди нынешних молодых людей. Попытки всевозможных псевдоучёных, мистиков, оккультистов, представителей Православной Церкви проникнуть в систему образования и навязать ей свои приоритеты уже принесли горькие плоды и ещё более усугубят ситуацию в дальнейшем.
Мы попытались рассмотреть ситуацию в целом, охватить проблему во всём её масштабе. Теперь приблизимся к отдельным сектам, чтобы рассмотреть способы их воздействия на молодёжь более детально.

1.3.Обзор литературы, посвящённой деятельности Международной Церкви Христа (Бостонское движение)

Вернёмся к книге А.Л.Дворкина «Сектоведение». Не все, но многие, приводимые им сведения о Церкви Христа, правдивы. Здесь придётся привести весьма длинную цитату:
«Эта совсем новая секта была основана в 1979 г. американским пастором по имени
Томас (Кип) Маккин (род. 1955 г.), сыном адмирала военноморского флота США. Когда он стал пастором, во Флориде его обратил в свое весьма своеобразное понимание христианства пастор Чарльз Лукас, который хотя в нынешнюю «Церковь Христа» не входит, но является как бы ее разработчиком, ее основным теоретиком. Маккин оказался в большей степени практиком. Вооружившись идеями Лукаса, он создал движение «ЦерковьХриста», которое до недавнего времени являлось одной из наиболее быстро растущих сект в мире, если не самой быстро растущей: количество обращений там растет едва ли не в геометрической прогрессии. Главное, чему Чарльз Лукас научил Маккина, — это теория «наставничества». Слово, которое он использовал, на русский язык перевести трудно. Есть английское слово disciple, которое значит «ученик» («ученики Христа» — disciples of Christ); Лукас использовал неологизм discipier — «тот, кто наставляет учеников»; нечто вроде нашего слова «наставник». Наставничество, собственно, означает, что каждый член ЦХ находится под постоянным чутким руководством другого члена этой «церкви». Например, когда на улице к вам подходит член ЦХ, обращает вас и приводит в собрание, то он, как правило, и делается вашим наставником; новообращенный находится под его постоянным наблюдением и водительством. Тот, кто вас привел, в свою очередь, действует под водительством еще более авторитетного члена ЦХ — в частности, лидера кружка по изучению Священного Писания (в России эти кружки называются «Беседами по изучению Писания» — это


11.

низовой уровень организации). Лидеры «Бесед» находятся под руководством
евангелистов, а те — под руководством старейшин. И так — до самого конца, до небольшой группы людей, которые окружают самого Кипа Маккина и которых пасёт он сам. На вершине пирамиды находится Маккин, у которого наставника нет. Такое подчинение — корень и основа ЦХ, ибо так здесь понимается подражание Христу: как Христос был послушен даже до смерти, так и каждый член «Бостонского движения» должен быть послушен своему наставнику. «Ослушаться наставника — значит ослушаться Самого Христа», вновь и вновь повторяет руководство секты. В результате создается авторитарный режим, в котором поощряется подражание каждого члена секты своему наставнику, тот подражает своему наставнику и т.д. — до самого верха пирамиды. Получается, что вся группа состоит из множества маленьких кипов маккинов, потому что все возводится к Маккину, и его образ распространяется сверху вниз. Такое своего рода духовное клонирование…»
[9]
Что касается подражательства и ученичества, то здесь всё верно. Подражательство в МЦХ доходит до того, что в секте даже сформировался своеобразный «христианский акцент»,  который легко заметить при разговоре с членами секты. Можно с уверенностью сказать, что опытный наблюдатель легко отличит члена МЧХ от членов других подобных сект.
Факт образования движения Кипом Маккином (в Бостоне) в 1979 году тоже верен.
Есть небольшая неточность в терминологии, но она не принципиальна.
Дальше идёт хуже – автор начинает нагнетать атмосферу и сочинять то, чего в Церкви Христа нет и не было. Например, когда он пишет о том, что членам секты запрещено спать более 6 часов
[9], то это, конечно, не имеет никакого отношения к действительности. И это, безусловно, не ошибка автора исследования, а намеренная клевета. Вообще, надо сказать, что А.Л.Дворкину на протяжении всей его книги свойственно некоторое преувеличение того реального, что ждёт прозелитов в сектах, до размеров гиперболических. Конечно, в целом это не меняет взгляд на проблему – влияние сект на молодёжь пагубно в любом случае. Однако, доведение жизни сектантов до карикатуры делает РПЦ как бы неким «чистым» местом, чем-то более рациональным, такой карикатурности лишённым. На деле же, это, безусловно, не так. РПЦ принципиально мало чем отличается от осуждаемых ею «ложных» религиозных течений и организаций.
В свете вышесказанного не стоит полагаться на то, что исследование автора верно в деталях  –  это исследование конкурента по бизнесу, которое просто по самой своей природе не может быть честным до конца.
Обратимся к следующему источнику знаний о Церкви Христа:
«Бостонская Церковь постоянно провозглашает свою исключительность на фоне остальных церквей, не считая их христианскими по Духу. «Первые принципы», Занятие 7 (Церковь): «Библия учит, что церковь – одна. …


12.

Деноминация – «группа имени». Противоречит Писанию в соответствии 1-е Коринфянам 1:10-13. Примеры: Лютеранская, Методистская, Пресвитерианская, Мормоны, Католическая и Православная. … Церковь – единственна. Как она называется в Библии? … Церкви Христовы».
Например, выступая в Москве в 1997 году на «6-ой ежегодной конференции учеников», Кип Мак-Кин сказал следующее: «Спасённый = Христианин = Ученик». Я составил такое противоречивое уравнение для того, чтобы помочь людям с деноминационным прошлым понять, что они не были настоящими христианами».
Среди разных видов деятельности Бостонской Церкви наибольшую тревогу вызывает вербовка новых членов в университетах по всему миру. В книге
Cultism on Campus Роберт Торнберг (Robert Thornburg) поясняет: «Студенты и администрация Бостонского университета и других университетов Большого Бостона в последнее время очень обеспокоены агрессивным и навязчивым прозелитизмом Бостонской Церкви Христа (БЦХ). По словам преподобного Роберта Уоттса Торнберга, декана часовни Бостонского университета, это отразилось на оценках многих студентов, втянутых в упомянутую организацию. Он также утверждает, что за последние пять лет более 150-ти студентов университетов этого региона бросили учебу, чтобы продолжать вербовку новых членов для Бостонской Церкви, хотя некоторым из них была уготована блестящая карьера» (The American Family Foundation Newsletter, октябрь 1987, с. 1).
Как сообщает газета
Dallas Morning News, Бостонская Церковь ищет «новообращенных в студенческих союзах и общежитиях» по всей стране (20 декабря 1992, с. 2-А). Членство в Церкви не только отрицательно сказывается на оценках и будущей карьере студентов, но и может сказаться на их финансовом положении. «На воскресных службах церковь собирает со своих членов, одна треть из которых – студенты, около 45000 долларов» (The Cult Observer, сент./окт. 1987, с. 13).
Методы навязчивого контроля сознания, используемые Бостонской Церковью Христа, во многих случаях отрицательно сказались на здоровье людей, которым для выздоровления потребовалась психологическая и психиатрическая помощь. Многие университеты были вынуждены пойти на беспрецедентный шаг и запретить это движение на территории студенческих городков. В числе учебных заведений, изгнавших со своей территории Бостонскую Церковь Христа, был Бостонский университет, Университет Маркетта, Университет Южной Калифорнии, Северо-Восточный университет и Университет Вандербильта (
Miami Herald, 25 марта 1992, с. 1А, 15А).
Наконец, деспотичное учение о подчинении, которое непременно включает в себя труд ради Царства Божьего и финансовые обязательства перед Бостонской Церковью, привязано к учению о грехе. Как объясняет Гордон Фергюсон: «Грех – это неделание добра. Если мы не делаем то, что заповедано ученикам,

13.

мы не спасены» (What Does the Boston Church Teach?, с. 75). Помните – именно наставники, подобны они Христу или нет, контролируют жизнь членов организации. Как часть этого контроля каждому члену группы ежедневно даются наставления, указания относительно правильного поведения и напоминания о том, что он не имеет права идти против лидеров, наделенных властью. Эта небиблейская форма ученичества уменьшает роль Христа как единственного посредника между Богом и человеком (1 Тим. 2:5). Помимо того, что Бостонская Церковь считает свои принципы единственно правильными, ее учение о спасении уводит последователей от окончательного искупления, совершенного Господом на кресте, единственного лекарства от греха и единственного источника спасения».[4]
На материал, приведённый в этой цитате, взятой из добросовестного исследования Рика Бранча можно абсолютно положиться – здесь нет искажений и преувеличений. И материал этот даёт представление о Церкви Христа как организации антисоциальной и экстремистской. Эти люди не просто верят в бога как в некое выдуманное существо. Они считают, что служат богу, причём служат единственно правильным образом. Себя они считают «спасёнными», а всех остальных – «погибшими». Всех, кто разделяет их взгляды, они считают вдохновлёнными «Духом Святым», всех же, кто не разделяет этих взглядов – одержимыми дьяволом. Никакой диалог или спор при таком положении вещей оказывается невозможным, так как оппонент заранее осуждён и приговорён к мукам ада на все времена.
Наличие таких организаций в нашей стране весьма опасно!
Конечно, можно сказать, что Международная Церковь Христа насчитывает не так уж много членов в нашей стране – на сегодняшний день их порядка 40 тысяч человек. Но дело в том, что подобная философия свойственна не только Бостонскому движению, но религиозным организациям вообще – как малым, так и гигантским. Подобно тому как «ученики Христа» из Церкви Христа не считают «спасёнными» православных христиан, точно так же православные христиане не считают спасёнными членов Церкви Христа. Человек, получивший крещение в РПЦ вынужден креститься заново в МЦХ, а человек, крещённый в МЦХ, вынужден перекрещиваться в РПЦ. Точно так же «свой» Христос и «своё» крещение и у всех других христианских или околохристианских организаций. Мормоны не признают адвентистов седьмого дня, а пятидесятники не признают Свидетелей Иеговы. А все вместе члены этих организаций ни во что не ставят мусульман, индуистов и атеистов. И эта война всех против всех непременно прикрывается разговорами о «духовности», «смысле жизни» и «любви»!


14.

Вывод по главе 1

В первой главе своего исследования я попытался показать особенности религиозного мировоззрения и доказать, что распространение такого мировоззрения среди юношества может привести к пагубным последствиям, грозящим ещё большим отставанием нашего государства от ведущих экономических стран мира,  а возможно и распадом нашего государства, потерей Россией политической независимости. Такое прогнозирование не кажется мне преувеличением. В современном мире, где все государства тесно связаны между собой и образуют единую мировую экономику, уход от научного мировоззрения, скатывание в мистицизм и философский идеализм грозит оглуплением народа, профанацией образования, оскудением науки и, как следствие, потерей экономической, а, значит, и политической силы и независимости. В СССР , на мой взгляд, весьма умно была выстроена  религиозная политика. С одной стороны, каждый имел право верить в любых богов или, не веря ни в каких, пропагандировать атеизм, с другой стороны, никто не смел оглуплять ещё не вполне умственно и нравственно сложившихся молодых людей религиозной и псевдонаучной пропагандой. Результатом такой политики было более высокое, чем теперь, количество образованных людей и высокое положение нашей науки. В последние же два десятилетия, когда государство перестало контролировать баланс сил на фронте науки/религии, а , вместо того, поддержало религиозную пропаганду, мы увидели значительное оглупление основной части нашей молодёжи и падение уровня национальной науки. Хочется надеяться, что правительство всё же прислушается к мнению передовых российских учёных, проведёт серьёзные исследования, посвящённые влиянию религиозной пропаганды на здоровье народа и скорректирует свою политику в этом вопросе.




15.

Глава 2
Практическое исследование, проведённое на базе Санкт-Петербургской Церкви Христа в 1993-2013 гг.

2.1.Исследование изнутри: полуторагодовое пребывание и религиозная деятельность в организации Международная Церковь Христа в 1993-94 гг.

В этой главе, опираясь на личный опыт членства в Международной Церкви Христа (в дальнейшем – МЦХ), я попытаюсь привести характерные черты, свойственные  религиозным организациям в их борьбе за влияние на молодёжь.
Я назвал свою работу «Роль религиозных организаций в процессе социализации выпускников школ» не случайно. Дело в том, что, пока ребёнок учится в школе и не достиг восемнадцатилетия, его поведение во многом контролируют родители. Вовлечение такого ребёнка в религиозную организацию весьма проблематично и возможно почти всегда только в том случае, если сам родитель является членом этой организации. Такие примеры мне видеть приходилось. Впрочем, дети родителей-сектантов, имеющие возможность наблюдать жизнь своих родных вблизи и имеющие о ней, таким образом, весьма полное неромантизированное представление, вовсе не стремятся разделить участь своих родителей и в большинстве своём тяготеют к  атеизму.
Все религиозные организации, действующие в нашей стране, обязаны соблюдать определённые законы. В частности, МЦХ не может крестить ребёнка (а ребёнком является всякое лицо, не достигшее 18 лет) без согласия на то его родителей. А далеко не всякий родитель такое согласие даст без предварительного знакомства с организацией. Ну а познакомившись с организацией, подобной МЦХ, родитель и вовсе не даст своего согласия. По этим и ещё ряду причин влияние религиозных сект на детей не может быть серьёзным.
Другое дело, люди, достигшие 18 лет, ставшие по закону совершеннолетними, окончившие школу и выскользнувшие из-под крыла родителей. Тут играет немалую роль ещё и тот факт, что многие, окончив школу, уезжают получать образование в другую местность – в большой город: районный или областной (в нашем случае это Санкт-Петербург) центр. Жизнь такого человека сильно меняется. Оказавшись в общежитии или на съёмной квартире в чужом городе, без присмотра  старших, такой молодой человек или молодая девушка являют собой весьма лакомый кусок для агентов всевозможных сект. Получившие самостоятельность, но ещё не умеющие самостоятельно мыслить и действовать, такие молодые люди, чей мозг даже физиологически ещё не вполне сформировался, начинают , как правило, совершать ошибку за ошибкой, находясь в некой дезориентации. В самом деле, прошлое уже закончилось, настоящее ещё не обрело ясных очертаний, и человек как бы теряет почву под


16.

ногами. В первый год своей новой самостоятельной жизни такой человек максимально открыт всевозможным влияниям, в том числе и негативным. Даже негативным в большей степени – просто в силу возрастных особенностей своего мышления. Юноше в это время свойствен некоторый радикализм, максимализм, желание осуществить то, что до него ещё никто не делал. Это период изменения мировоззрения и изменения жизни. Юноша как бы осматривается, он ищет, что ему может предложить окружающий мир.
И, к сожалению, в наше время окружающий мир подступает к нему в виде проповедника, обещающего всё великолепие рая. Безусловно, это выглядит привлекательнее любой реальности, и не удивительно, что юноша готов, по крайней мере, выслушать человека, обещающего ему золотые горы.
Итак, первое, что нужно было найти «духовным братьям» - это правильный возрастной момент. И такой момент был ими найден! Первокурсник – самый сладкий кусочек для «служителей божьих». Но где же найти первокурсника? Конечно, в институте!
МЦХ  создаёт небольшие коллективы (так называемые «Беседы о Библии» или, иначе, «байблтоки») в каждом институте и университете Санкт-Петербурга. Костяк «байблока» составляют студенты этого института или университета, уже ставшие членами секты. Деятельность «байблтока» проста: раз в неделю группа из 8-10 «учеников» (членов МЦХ) собирается в институте, берёт в пользование свободную аудиторию (в первой половине девяностых это не составляло проблемы), в течении 15-20 минут приглашает на «небольшую беседу о Библии» всех встретившихся в коридорах вуза студентов и действительно проводит такую беседу. Число приглашённых в среднем бывает равно числу приглашавших, т.е., если «байблток» состоит из 10 человек, то и гостей будет 10. «Беседа о Библии» проводится в неформальной обстановке, возможно, с чаепитием, в сопровождении нехитрых игр, с использованием в разговорах молодёжного слэнга, с обилием юмора и веселья. Такая атмосфера сразу же располагает к себе приглашённых гостей. Они перестают чего-либо опасаться, психологически расслабляются и начинают вести себя естественно и открыто, чего и добиваются сектанты.
В такой дружеской обстановке рассказывается какая-нибудь библейская история, подтверждаемая цитатами. Каждый член «байблтока» показывает своему приглашённому цитируемую  лидером, делающим рассказ-доклад, страницу – гость должен убедиться, что его не обманывают, не пытаются обхитрить и запутать. Рассказы и отрывки тоже выбираются яркие и вдохновляющие. Например, склоняя девушек стать членами секты, никто не будет цитировать им слова апостола Павла: «Во всех церквах, образованных людьми Божьими, женщины должны хранить молчание на собраниях в церкви, ибо им не дозволено говорить, но должно находиться в смирении, как гласит закон». (1-ое Коринфянам 14:34).
[3]  Не будут им, так же, читать, что: «горче смерти женщина, потому что она – сеть, и сердце её – силки, руки её – оковы…»

                                                                17.

(Екклесиаст 7:26).[2]  Время для цитирования этих отрывков настанет позже, когда человек уже запутается в сетях сектантов, а на первой «Беседе о Библии» ему процитируют что-то вроде: «Ибо милость Божья, спасение приносящая, была проявлена ко всем людям» (К Титу 2:11)[3]  или «Христос Иисус пришёл в этот мир, чтобы спасти грешников». (1-ое Тимофею 1:15).[3]  Приглашённым обещают новую счастливую жизнь и хороших понимающих друзей. И приглашённые действительно видят перед собой дружных приветливых улыбающихся людей, и начинают симпатизировать им, а, следовательно, и их взглядам, ибо что же сделало этих людей такими счастливыми, если не их взгляды?
Найден подходящий контингент, найдено место «ловли» этого контингента (Иисус говорил ученикам, что сделает их «ловцами человеков, а не рыб»),
[3] проведена первая встреча, на которой создана благоприятная атмосфера, - эти и многие другие приёмы используются сектантами весьма успешно. Трудно обвинить в чём-либо молодых людей, попадающих в сети сектантов – это юноши и девушки только начинающие жизнь и почти вовсе не знающие её. Именно поэтому так важно создать благоприятную атмосферу для их развития, а не окружать их соблазнами, о которых они ещё даже не знают, что это соблазны. Новая «духовная» жизнь представляется им чем-то интересным и замечательным и меньше всего ассоциируется с «грехом».
В самом деле, разве можно заподозрить в чём-либо плохом молодых, улыбающихся, «открытых» (слово из «словаря» МЦХ) людей, говорящих тебе, что курение и алкоголь это плохо, что употребление наркотиков недопустимо, что секс вне брака – это «грязно» и нечестно, что «Бог есть любовь» (1-ое Иоанна 4:16)!
[3]  Ты можешь наблюдать жизнь этих людей и видеть, что они всегда вежливы, что они всегда стремятся решить все вопросы миром и ни в каких обстоятельствах не пользуются ругательствами. Они не напиваются допьяна, хотя и могут позволить себе время от времени кружку пива. Они не курят. Они  не эгоистичны. Они действительно привлекательны и превосходят в доброте и благожелательности всех твоих прежних друзей и даже родителей. Ты смотришь на них и вспоминаешь слова апостола: «Если я говорю на языках людей и даже ангелов, но не владею даром любви, то я всего лишь гулкий колокол или звонкий цимвал. Если я обладаю даром прорицания, и всё тайное от Бога мне ведомо, и если исполнен я глубокой веры, так что могу двигать горы, но не владею даром любви, то я – ничто. И если я раздам всё, чем владею, и предам своё тело на сожжение, но не владею даром любви, то всё это мне ничего не даст. Любовь терпелива, добра, не ревнива, не хвастлива. Она не раздувается от гордости, не ведёт себя неподобающе, не себялюбива, не раздражительна, не считает свои обиды, не радуется недоброму, а вместе с другими радуется правде. Она всегда защищает, всегда верит, всегда надеется, всегда терпит. Любовь никогда не кончается».(1-ое Коринфянам 13:1-8) [3]  Эти слова кажутся  тебе превосходными, а окружающие тебя «ученики Христа»


18.

представляются тебе живым воплощением этих слов!
Надо сказать, что РПЦ не зря старается критиковать сектантов и всячески очернять их – если сравнить членов сект евангелического толка с посетителями православных храмов, то первые покажутся много привлекательнее вторых. В 1993-94 гг. я посетил множество проповедей, проводимых различными христианскими конфессиями. Я был и в церкви «Новая жизнь», и у адвентистов седьмого дня, и у пятидесятников, и у мормонов, и у Свидетелей Иеговы, и нигде не слышал грубости или ругани. В то время как услышать мат возле православного храма или даже в самом храме, увидеть пьяных на Крестном ходе не составляет никакого труда. Секты для нашей молодёжи оказываются привлекательнее традиционного для России православия часто именно потому, что сектанты в большинстве своём действительно следуют многому из того, что проповедуют. Это отмечал ещё Лев Николаевич Толстой в романе «Воскресенье» и некоторых своих рассказах.
[24]  Да только ли Толстой!
Если всерьёз взяться за изучение истории религиозных организаций на Руси, то нельзя обойти стороной фундаментальный труд  Николая Михайловича Никольского «История Русской церкви», в котором в числе привлекательности сект для крестьян указано более строгое соблюдение сектантами библейских заповедей, большая честность их в следовании «слову Христову», которая особенно завораживала в сравнении с нерадивостью и лицемерием  православных монахов, священников и «мирян».
За несколько сотен лет эта ситуация коренным образом не изменилась: сектанты по-прежнему усердствуют в «подражании Христу», православные по-прежнему не идут дальше соблюдения «формы» , что только увеличивает привлекательность сект для искренних в своих нравственных исканиях молодых людей и девушек.
Мы попытались показать некоторые способы привлечения в секты новых членов и некоторые стороны привлекательности самих сект. Объём нашего исследования не позволяет нам рассмотреть этот вопрос подробней.
Но вот девушка или юноша , привлечённые новыми друзьями и новой для них философией начали посещать собрания секты регулярно и изучать Библию со своим духовным наставником. Получив несколько уроков и согласившись вести нравственную жизнь, через 10-14 дней «гости» могут перестать быть «гостями», а крестившись, стать полноправными членами секты, «братьями и сёстрами во Христе», «учениками Иисуса».
Вновь обращённые целиком поглощены новой жизнью, они хотят проводить всё больше времени со своими новыми друзьями, и эта возможность предоставляется им с небывалой щедростью.
Посмотрим. Каждое воскресенье проходит проповедь в каком-либо ДК для вновь приглашённых, на которую каждый из «учеников Христа» должен привести хотя бы одного посетителя – «гостя». Чтобы найти этого «гостя»



19.

 нужно приглашать на улице людей каждый день и приглашая, усиленно убеждать их прийти. Далеко не каждый соглашается прийти на воскресную проповедь в неизвестную ему организацию, а из давших согласие  далеко не каждый придёт.
В.В.Маяковский писал:

                    Поэзия — та же добыча радия.

                    В грамм добыча, в годы труды.

                    Изводишь единого слова ради

                    Тысячи тонн словесной руды.[21]

Примерно то же можно сказать о работе члена секты по приглашению посетителей на проповедь – работа эта требует не только сил, но и времени.
Помимо воскресной проповеди каждую неделю проходит «байблток» - «Беседа о Библии» в том институте, к которому ты теперь приписан.
Два раза в неделю проходят собрания только для тех, кто уже крестился, т.е., стал «братом» или «сестрой»  - членом церкви.
Раз в неделю проводятся так называемые «дэйты» - свидания «братьев» с «сёстрами», на которых пары ходят в театры, музеи или куда-либо ещё. Непременным условием свидания является проведение его в «культурном» месте, в трезвом виде и, желательно,  не вдвоём, а в группе, включающей несколько пар (чтоб не возникало соблазнов сексуального характера, что так естественно в возрасте 18 лет).
Все эти собрания являются обязательными и, таким образом, пять вечеров/дней в неделю уже оказываются отданными секте. Но это только начало! Каждое утро ты должен проводить «Тихое время»: молиться и изучать Библию. «Тихое время» может занимать от нескольких минут до нескольких часов – в зависимости от вдохновения. Не является редкой ситуация, когда молитвы и чтение Библии отнимают у члена МЦХ 3-5 часов в день. Иногда (не реже раза в неделю) небольшие группы «учеников Иисуса» проводят совместное «Тихое время» рано утром на природе. Летом такие мероприятия становятся чуть не ежедневными.
Иногда проходят акции совместного проповедования на улицах – с танцами и песнями. Иногда члены секты вместе выезжают на природу играть во «фрисби» или волейбол. А ещё регулярно происходят крещения новых людей – каждый сам крестит того, кого он пригласил, привёл на проповедь и «воспитал». А ещё нельзя забывать о совместных еженедельных причащениях, о еженедельных сборах «десятины» (члены организации обязаны отдавать десятую часть своего дохода секте).
Таким образом , «новая» жизнь уже в течение нескольких первых недель почти полностью заменяют «старую». Тебе не запрещают видеться с прежними

20.

друзьями и заниматься прежними делами (если они не несут откровенно

«греховного» характера), но на «старую» жизнь просто не остаётся времени – её полностью вытесняют новые обязанности. Довольно быстро человек превращается лишь в один из винтиков секты. Он посещает собрания, приглашает людей на проповеди, учит их, крестит, молится, читает Библию, а всё остальное для него как бы перестаёт существовать. Он равнодушен теперь ко всему, кроме секты. Работать на секту и улыбаться – вот всё, из чего теперь состоит его жизнь.
Такой человек не обязательно бросит институт или работу, но он будет равнодушен к ним. Такой человек мёртв для науки, искусства, семьи, - мёртв для всего. Такой человек асоциален. Он не может уже быть полезным ни своей семье, ни своей Родине. Он не пойдёт защищать страну, если придёт война, т.к. чтит заповедь «Не убий!».
[2]  Он не защитит свою девушку или жену от хулиганов, так как Иисус велел подставлять правую щёку, если ударят по левой.[3]  Такой человек не будет больше любознательным, т.к. единственное, что стоит знать – это воля бога, а она целиком изложена в Библии.
Эта работа не место для исследования того, кто и зачем направил в Россию религиозные секты. Но можно сказать с уверенностью, что деятельность этих сект уродует нашу молодёжь, делая её безразличной к реальной жизни, к объективной действительности. Иллюзорный бог становится для верующего единственной реальностью, а настоящая реальность воспринимается как иллюзия и обесценивается. Подобно тому как в рассказе Антона Павловича Чехова «Грешник из Толедо» муж убил столь любимую им красавицу-жену, объявленную монахом-изувером ведьмой, лишь для того, чтобы получить блаженство в вымышленном царстве бога, нынешние молодые люди убивают своё счастье и свою будущность ради регулярного опьянения безумной сказкой.
Я не могу утверждать, что некие враждебно настроенные нам державы ведут подрывную деятельность на нашей территории, использую новые секты евангелистского толка в качестве оружия, но если бы этим странам действительно  вздумалось это совершить, то способ поттачивания нашей мощи посредством деятельности сект – один из , безусловно, действенных и приносящих совершенно реальный урон боеспособности нашей страны.

2.2.Дальнейшее исследование: наблюдение за деятельностью МЦХ в 1995-2013 гг.

Я был членом МЦХ  почти ровно полтора года и оставил эту организацию, когда осознал, что больше не разделяю её кредо.
Надо сказать, что хотя в МЦХ всегда была большая «текучка», выйти из этой организации очень сложно. И не потому, что тебя не пускают или угрожают  -



21.

 этого нет – а потому, что благодаря тонкой психологической работе лидеров, организация довольно быстро становится для тебя родным домом и заменяет тебе всё. Покинуть её означает обесценить свою жизнь. Некоторые люди смогли покинуть МЦХ, лишь покончив жизнь самоубийством. Другие уходили в «запой» или меняли одну секту на другую, выбрав для себя вечное хождение по кругу – от одной «истины» к другой. Многие, поняв всю ложь секты, всю иллюзорность бытия её членов, выйдя из МЦХ, так и не смогли найти своё место в жизни. Не многие знают об этом, не многим это заметно, но МЦХ отбрасывает достаточно жуткую кровавую тень на граждан нашей страны, и не одна тысяча человек за годы, что организация эта действует на территории нашего государства, исковеркала свои судьбы, споткнувшись об этот «камень преткновения».[2]
Надо сказать, что годы, когда МЦХ могла бесчинствовать и пускаться во все тяжкие – прошли. Современная молодёжь не так проста и открыта влияниям, как молодёжь, воспитанная в СССР. Наблюдая уже 20 лет за деятельностью МЦХ в Санкт-Петербурге, я вижу, как приспосабливается эта организация к меняющейся обстановке: требования к членам секты становятся менее жёсткими, диктат лидеров намеренно ослабляется,  -  организация пытается всеми силами сохранить своих членов. Но количество их всё убывает.
Тем не менее, новые  крещения происходят регулярно, и дело одурачивания юношей и девушек, вчерашних детей, идёт своим чередом. И нельзя забывать, что МЦХ является ведь всего лишь одной из нескольких сотен организаций, действующих на территории нашей страны и сбивающих с толку наших соотечественников.
Несколько моих друзей и подруг, попав приблизительно в одно время со мной под влияние МЦХ, так и не смогли покинуть эту организацию. Некоторые покидали её, жили «свободной» жизнью несколько лет, а затем вернулись вновь. И с каждым годом всё меньше остаётся надежд, что когда-либо они смогут избавиться от  влияния этой организации полностью. И в этом, пожалуй, самое страшное, что несут в себе секты. Они действуют наподобие наркотика – человек, даже ненавидя их, настолько к ним привыкает, настолько бывает «загипнотизирован» ими, что не может уже жить самостоятельно. Такие организации как бы выхолащивают человека, делают его безвольным придатком бессмысленной и беспощадной машины.
Я сказал, что наблюдал в эти годы некую гибкость МЦХ, некоторое её изменение, её способность приспосабливаться к меняющей обстановке. Это действительно так. Но перемены, происходящие в этой секте, нельзя назвать прогрессивными переменами или переменами хоть сколько-нибудь значимыми, коренными, - во всех случаях это лишь изменение формы, предпринятое для того, чтобы тем лучше сохранить свою бесчеловечную сущность и продолжить делать всё то же старое дело оболванивания людей.



22.

Вывод по главе 2

Во второй главе своего исследования я постарался ближе рассмотреть приёмы, используемые сектантами для привлечения новых членов в свою организацию. Я постарался показать те изменения, которые произойдут в жизни человека, если он станет членом секты. Я постарался проанализировать , как секты могут изменить не только жизнь отдельных людей, но и скорректировать жизнь больших общественных групп или даже целой страны.
Деятельность этих организаций кажется мне абсолютно вредной во всех отношениях, и я хотел бы поставить вопрос о том, каким образом столь деструктивные организации действуют на территории нашей страны
вполне законно. Зная кредо МЦХ, я отдаю себе отчёт в том, что деятельность этой секты не совместима с законами правового государства. Эта организация стремиться подорвать любое общество, руководствующееся разумными конструктивными принципами. Если подобная секта умудряется пройти законную регистрацию, следовательно, при регистрации она идёт либо на обман чиновников, либо на их подкуп. И то, и другое, безусловно, не должно быть допускаемо, если мы хотим сохранить психическое и нравственное здоровье наших граждан.
Надо сказать, что сам я придерживаюсь атеистического мировоззрения, которое кажется мне единственно последовательным. Однако я ни в коем случае не призываю запретить людям верить в то, во что они хотят верить, или в то, во что им «верится». Я лишь против возведения каких бы о ни было религиозных воззрений в ранг научной истины и принуждения к обязательному их изучению людьми, которые веру в эти догмы не разделяют.

23.

Заключение

Великий педагог Антон Семёнович Макаренко писал: «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми».[18]
Эта мысль предельно ясна, не правда ли?
Молодые люди нашей страны, вчерашние дети, выпускники школ, выходя в новую и совершенно незнакомую им взрослую жизнь, нуждаются в верных ориентирах. Мы, взрослые, их родители, воспитатели, педагоги, должны предоставить им множество возможностей, но каждая из этих возможностей должна стать возможностью созидания, возможностью жизни, а не возможностью погибнуть самим и погубить других. Не бывает абсолютной свободы, и мне кажется разумным предоставить нашим детям ту свободу, которая поможет им реализовать себя и устроить существующее общество так, чтобы в нём было как можно больше по-настоящему счастливых людей. Свобода кабака, свобода публичного дома, свобода  наркомании или свобода запутаться и сгинуть в дебрях философского идеализма, мне кажется, не должна иметь места в нашей стране, если мы хотим счастья нашим детям и счастливой старости себе самим.
Влияние на социализацию выпускников школ религиозных организаций трудно переоценить. И нет никаких, хотя бы малейших, данных, которые позволили бы считать влияние это полезным или хотя бы безвредным. В рамках данной работы я не мог сколько-нибудь полно представить материалы, показывающие пагубность влияния на молодёжь религиозных организаций и иллюзорного мировоззрения. Я не мог даже сколько-нибудь полно процитировать заслуживающие всякого внимания работы, посвящённые этому вопросу. Однако, даже основываясь на приведённых нами материалах, можно говорить о том, что антисоциальное влияние религиозных организаций проявляется весьма ярко, и что оно, несомненно, должно быть ограничено. Постановка этого вопроса кажется мне весьма своевременной и, более того, даже просроченной. Не зря выдающиеся наши учёные подняли свой голос в защиту научного мировоззрения и против вмешательства религиозных организаций в дела образования ещё 15 лет назад! Популяризация научного мировоззрения в СМИ, издание научно-популярной литературы, повышение зарплаты учёным, популяризация достижений нашей науки в прошлом и настоящем, - всё это, как мне кажется, должно весьма успешно способствовать исправлению нынешнего положения вещей, когда дезориентированная нами же наша молодёжь губит себя в борьбе с беспощадными ко всему прогрессивному призраками религиозного прошлого.
Хотя, надо признаться, обсуждение экспертным сообществом проекта закона об оскорблении чувств верующих, назначенное на 15 апреля 2013 года, не позволяет надеяться на серьёзное изменение политики нашего правительства в сторону антиклерикализации российского общества.
                                                                 24.

Список литературы


1. Александров Е., Алфёров Ж., Абелев Г., Барков Л., Воробьёв А., Гинзбург В., Инге-Вечтомов С., Кругляков Э., Садовский М., Черепащук А.  «Письмо десяти академиков» («Новая газета» от 22 июля 2007 г.)
2. «Библия» (Московская Патриархия, Ленинградская Митрополия,  1989 г.)
3. «Благая весть (перевод с греческого текста)» (Москва, 1992 г.)
4. Бранч Р. «Бостонская Церковь Христа (Международная Церковь Христа)» (статья, 1993г., 2000г.) (www.apolresearch.org)
5. «Большая Советская Энциклопедия» (Москва «Советская Энциклопедия» 1969-1978 гг., изд. 3-е)
6. «Введение в философию», учебник для вузов в 2-х частях (Москва «Политиздат» 1989 г.)
7. Гинзбург В.Л. «О сказках, религии и вере в существование бога» (scepsis.net)
8. Гинзбург В.Л. «Атеизм умер - Да здравствует атеизм! И свобода совести» (интервью 1999 г.) (scepsis.net)
9. Дворкин А.Л. «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования» (Изд. 3-е, перераб. и дополн. Нижний Новгород «Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского» 2002 г. 702 стр.)
10. Закон РСФСР от 25.10.1990 г.  № 267-I «О свободе вероисповедания»
  (www.bestpravo.ru)
11. Закон СССР от 01.10.1990  г. № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» (www.bestpravo.ru)
12. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (Москва «Астрель» 2010 г. 64 стр.)
13. Конституция СССР от 07.10.1977 г. (www.consultant.ru)
14. Кругляков Э.П. «Учёные» с большой дороги» т.1 (Москва «Наука» 2001 г., 321 стр.)
15. Кругляков Э.П. «Учёные» с большой дороги» т.2 (Москва «Наука» 2005 г. , 336 стр.)
16. Кругляков Э.П. «Учёные» с большой дороги» т.3 (Москва «Наука»  2009 г., 357 стр.)
17. «Лучший подарок – жизнь. Евангелие Иоанна» (Москва «Соваминко» 1992 г.)
18. Макаренко А.С. , Педагогические сочинения в 8-ми томах (Москва «Педагогика» 1983 г.)
19. Мак-Дауэлл Дж. «Не просто плотник» 3-е издание (Москва «Соваминко» 1992 г.)
20. Маркс К. «К критике гегелевской философии права» (www.marxists.org)
21. Маяковский В.В. , Сочинения в 2-х томах (Москва «Правда» 1987 г.)
22. Мудрик А.В. «Социальная педагогика» (Москва «Академия» 2000 г., изд. 3-е  испр. и доп.).


25.


23. Никольский Н.М. «История русской церкви»  (Москва «Политиздат» 1985 г.)
24. Толстой Л.Н. , Собрание сочинений в 14-и томах, Москва «Художесвенная литература» 1952-53 гг.
25. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (www.legis.ru)
26. Фейербах Л. «История философии» собрание произведений в 3-х томах (Москва «Мысль» 1974 г.)
27. «Философский энциклопедический словарь» 2-ое издание, Москва «Советская энциклопедия» 1989 г.
28. Чехов А.П. , Полное собрание сочинений и писем в 30-и томах (Москва 1974-83гг.), т.18, стр. 111-116





26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация выпускников школы

Социализация  -это очень важный аспект в дальнейшей жизни выпускника....

Взаимодействие родителей и образовательной организации в процессе социализации обучающихся

Взаимодействие родителей и образовательной организации в процессе социализации обучающихся...

Роль школьной газеты в процессе социализации личности, формировании нравственного облика современного ученика

Современная жизнь быстро увеличивает объем информации. Человеку трудно иногда даже уследить за ней. В связи с этим одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмыслять и...

Социализация выпускников школы, как одно из направлений деятельности социального педагога.

Одна из задач социального педагога в образовательном учреждении – содействие в социализации обучающегося, продуктивному личностному росту при решении жизненных проблем и его взаимодействия с окружающи...

Роль хореографического искусства в процессе социализации личности участников коллектива

В статье рассмотрены функции хореографии как вида искусства,своеобразие професионального и самодеятельных видов хореографии,далее речь идет о позитивных и негативных последствиях социализациив хореогр...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль предмета социально-бытовой ориентировки в процессе социализации воспитанников школы-интерната»

В данном материале раскрывается значение предмета  "Социально-бытовая ориентировка" по подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни....

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Данная  статья посвящена личностному развитию ребенка. Гессен считал, что на ступени школьного образования осуществляется освоение индивидом законов и требований социальной жизни....


 

Комментарии

Борисенко Инна Михайловна

Увлекательное чтиво, Дмитрий Юрьевич, и очень неожиданная тема для курсовой работы. Хотя Вы правы, наболевшая и даже запоздавшая. Работа Дворкина "Сектоведение" мне знакома. При её прочтении в голове оформились мысли, возникшие как оттиск окружающей действительности, точно пазлы сложились в картинку. Понятно, что его работа не совсем объективна. И о неоднозачном влиянии РПЦ действительно невозможно не говорить. Да и вообще, тема о свободе совести очень "тонкая", хотя бы потому, что нет однозначного восприятия понятия "свобода". Если бы большинство людей исходило в помыслах, чувствах и действиях из всеобщего блага (пусть даже формально, как в СССР), то вероятно мы не ощущали бы так остро многих проблем в современном обществе.
Я в юности была вообще, на уровне подсознания, не восприимчива к любым типам сект (и обходила их стороной), а любые упоминания о религии были мне смешны. У нас был хороший предмет в институте на 2 курсе - религиоведение. Педагог очень интересно рассказывал, не навязывая никаких культов и обрядов и не склоняя ни к одному из вероисповеданий. Но это все вопринималось как далекое, ненастоящее и как будто не для нас. Думается, сказывалось материалистическое воспитание в семье военного.
А теперь в вопросах духовного, нравственного воспитания молодежи государство объединяет все институты, но с институтом церкви работает в тесном тандеме. Во 2-х классах школы введен предмет ОРКиСЭ (Основы религиозных культур и светской этики). Как Вы относитесь к такому влиянию религии на социализацию детей?

Смоленков Дмитрий Юрьевич

Здравствуйте, Инна Михайловна!
Спасибо за комментарий!
Когда зашла речь о курсовой, нам предложили ряд тем, среди которых была и эта. Вернее, почти эта - я немного подкорректировал её. Давно хотел написать на эту тему, но всё руки не доходили, а тут представился случай. Хорошо что мой куратор отнёсся к этому доброжелательно. Насколько я понял, она симпатизирует православию, но на её оценку моей работы это не повлияло. А то я боялся, что меня привлекут к ответу за оскорбление чувств верующих:)
В моей семье тоже верующих не было. Даже бабушка и дедушка, родившиеся до революции, были атеистами.
Я попал в Церковь Христа по двум причинам: во-первых, организация эта больше напоминала комсомол, чем религиозную общину (никаких икон и нательных крестиков, никаких крестных знамений и платков на голове женщин, из мистики лишь необходимый минимум), во-вторых, мне тогда было 17 лет, и я зачитывался такими книжками как "Скорбь Сатаны" Марии Корелли, "Эликсиры Сатаны" Гофмана, "Вампир" Брэма Стокера, "Вампиры" Олшеври и т.п., поэтому был восприимчив ко всяческой чертовщине:) Ну а религиозная философия увлекает меня и до сих пор:)
Может и хорошо, что вы равнодушны к таким штукам!)
К проповедованию религии в школе я отношусь отрицательно. Мне не нравится, когда взрослые идут на прямой обман. Одно дело, если бы преподавали историю религиозных взглядов (философию религии) или историю религиозных течений и религиозных войн - ничего плохого я в этом не вижу, хотя не вполне понимаю, зачем это вообще нужно в общеобразовательной школе: не лучше ли отдать эти часы естественным наукам, литературе или истории? Но совсем другое дело, когда детей просто приучают праздновать религиозные праздники, а ношение нательного крестика выдают за духовность.
Кстати, вот забавный случай. Я помогал в этом году нашему преподавателю музыки оформлять в электронном виде календарно-тематическое планирование и увидел, что программа по музыке для начальной школы (1-4 классы) ВСЯ пронизана православием! И смех и грех:)Название тем уроков связано с масленицей, Рождеством, Пасхой и т.д. Не музыка, а литургика какая-то:)
Впрочем, если моим детям (когда они у меня будут:)) придётся учить эту ерундистику, я не буду им запрещать - надеюсь, до 7 лет, до поступления в первый класс, они уже получат определённые убеждения по этим вопросам в семье:)