К истокам казачества
рабочая программа (5 класс)
Цель данной программы - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Бурятия
ГБОУ « Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»
«Согласовано» Руководитель МО воспитателей ФИО _________________/И.Ю. Галсанова/ Протокол № _______ От «____» _____________________ 2019г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ «НСШИСОО» ФИО______________________/М.В. Малахинова/ Приказ № ______ От «____» __________________________ 2019г. |
Рабочая программа воспитателя
Раднаевой Ирины Сергеевны, н\к
«К истокам казачества»
5 класс
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № ___________
От «___» _________2019г.
201____- 201____ учебный год
Паспорт программы
Программа воспитательной работы «К истокам казачества» с учащимися ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» Селенгинского района Республики Бурятия на 2019 – 2020 гг.
Наименование | |
Основания для разработки программы: |
|
Заказчик программы | ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» |
Разработчик программы | Раднаева Ирина Сергеевна |
Участники программы | Ученики 5 класса. |
Ресурсы | Материальные: компьютер, проектор, актовый зал, спортивный зал, классная комната. Кадровые: Заместитель директора по УВР, Заместитель директора по ВР,социальный педагог, классный руководитель, воспитатель, медицинские работники, библиотекарь, педагоги дополнительного образования, родители учащихся класса Методические: раздаточный материал, литература. |
Цель и задачи программы: | Цель данной программы - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Задачи:
|
Формы контроля над реализацией | Система мониторинга один раз в конце учебного года. 1. Повышение уровня обучения учащихся. 2. Участие детей в школьных, районных выставках, конкурсах, научно–практической конференции, интеллектуальных играх, в республиканских и всероссийских конкурсах. 3. Вовлеченность в систему дополнительного образования. 4. Уровень удовлетворенности родителей. |
Данная воспитательная программа реализуется на основе следующих документов:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26 ноября 2010г., 22 сентября 2011г., 18 декабря 2012г. (п. 19.5);
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;
- Федеральным базисным учебным планом, утв. приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. №1312;
- Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196 с изменениями и дополнениями;
- Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 июля 2012 г. №05-2680;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. Ms 28-02-484/ 16.
- Сан ПиН 2.4.2.2621 – 10 № 189 от 29.12.2010 г (с изменениями от 29 июня 2011 г, 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.)
С нормативными правовыми документами институционального уровня:
- Уставом ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» приказ МО и Н РБ № 2034 от 29.09.2015 г;
- Образовательной программой начального общего образования ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» приказ № 8 от 29.08.2016 г;
- Положением о рабочей программе ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования» реализующей программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Приказ № 10а от 29.08.2016 г;
- Учебным планом начального общего образования ГБОУ «Новоселенгинская школа – интернат среднего общего образования» приказ № 3 от 26.08.2017 г.
Программа воспитательной работы «К истокам казачества».
- Пояснительная записка
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Наше время – это эпоха крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, с другой стороны – всё это привело наше общество к серьёзным проблемам. Одна из таких – частичная потеря исторических нравственных устоев человека.
С возрождением казачества в России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах с богатой историей казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, школьник, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.
Актуальность программы
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников обусловлена тем, чтонаше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.Ведь само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность -это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
Школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что педагогу легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед педагогом важную задачу формирования в единстве сознания и поведения школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Основные направления воспитательной работы
- Гражданско - патриотическое
- Спортивно - оздоровительное
- Трудовое
- Духовно-нравственное направление
- Экологическое
- Содержание воспитательной деятельности (по направлениям)
Гражданско – патриотическое воспитание
Цели патриотического воспитания:
- Воспитание у учащихся чувства патриотизма;
- Развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;
- Развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
- Становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
- Развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.
Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
- формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
- физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
- методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания
- активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
- воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.
Спортивно-оздоровительное направление
Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
Формирование здорового образа жизни школьника;
Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
Виды деятельности:
Сотрудничество с медицинским работником школы с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;
Сотрудничество с родителями учащихся и учителем;
сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;
формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
Организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Содержание спортивно-оздоровительного направления: от физического состояния зависит успешность учебной деятельности, счастье всей жизни человека;просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены; формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины; индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.
Духовно-нравственное направление
Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
- Формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
- Формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
- Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
- Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- Воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города;
Виды деятельности:
- Развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- Развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- Знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
- Воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
- Формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
- Изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
- Формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
Содержание духовно - нравственного направления: моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения; этическое воспитание - формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений; патриотическое воспитание - формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту Родины и своего народа; формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам; политическое воспитание - формирование политического сознания. В свою очередь, каждое из этих направлений включает:
-формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле;
- нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, обществу;
-критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);
-развитие механизмов нравственного самовоспитания, само регуляции поведения;
-воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельности;
-освоение соответствующих норм гражданского поведения и правил обеспечения безопасности жизнедеятельности;
-воспитание гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности;
-развитие навыков самостоятельной работы, эффективного взаимодействия с людьми в современном поликультурном обществе;
-знакомство с ценностями и нормами национальной культуры, с её региональными традициями.
Трудовое направление
Цель: способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями.
Задачи:
Приобщение детей к общественно-полезному труду, воспитание в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда.
Виды деятельности:
-Получение представлений о роли труда в жизни человека и общества;
-Знакомство с различными видами труда, с различными профессиями;
-Выработка навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в трудовой деятельности;
-Приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и учреждений дополнительного образования;
-Приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома
Содержание социального направления: общественно полезный труд по самообслуживанию; экскурсии; конкурсы;трудовые акции.
Экологическое воспитание
Цель – создание эффективных условий для гармоничного развития личности старшего школьника во взаимодействии с окружающим миром, природой и самим собой.
Задачи-
- Формирование навыков экологической рефлексии, то есть умения осуществлять самоанализ собственной экологической деятельности и процесса взаимодействия с окружающей природой;
- Развитие у учащихся личностных экологических качеств: потребность получать новые экологические знания и совершенствовать имеющиеся, правила экологического поведения, ЗОЖ и т.д.
- Развитие и совершенствование знаний, умений и навыков, связанных с вопросами улучшения окружающей среды.
Индивидуальная работа с учащимися
- Анализ учебной деятельности и оказание помощи (по необходимости)
- Анализ внеурочной деятельности детей (занятость в кружках, секциях)
- Работа по коррекции поведения учащихся
- Оказание помощи в выполнении обязанностей школьника
- Индивидуальные беседы с учащимися (по необходимости)
Работа с одаренными детьми
- Выполнение творческих работ, участие в проектно-исследовательской деятельности.
- Подготовка и участие в интерактивных олимпиадах, конкурсах чтецов и др.
- Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности.
- Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в шефских парах.
Работа с детьми, требующими особого внимания.
- Создание и работа шефских пар.
- Выполнение заданий, развивающих творческие способности учащихся.
- Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.
- Контроль посещения учащимися кружков, распределения свободного времени.
- Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений.
- Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами.
Работа с детьми с девиантным поведением
1. Исследование жилищно – бытовых условий учащихся.
2.Консультации и беседы с родителями по воспитанию детей (привлечение социального педагога)
3. Организация досугового времени путём вовлечения учащихся в кружки, секции и другие внешкольные учреждения.
4. Консультации родителей и детей с социальным работником.
5. Контроль за выполнением поручений, которые учащиеся выбрали по своему желанию.
- Профилактическая работа (работа с родителями)
Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
-организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
-организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
-создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
-организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
-создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “воспитатель — ученик - родитель”.
Виды деятельности: сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Содержание работы: совместная творческая деятельность учащихся и их родителей; родительское собрание не собрание для нотации, а встреча единомышленников с одними радостями и проблемами; работа с социальным педагогом, для решения насущных вопросов и проблем.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Дата | ||||
теория | практика | Формы проведения | Планир | Фактич | Примечание | |||
1 | Гражданско-патриотическое | 7 | ||||||
1.1 | «У казаков дружба-обычай, товарищество-традиция, гостеприимство-закон» | 1 | 1 | классный час | октябрь | |||
1.2 | «Казачьи символы и знаки» | 1 | 1 | классный час | декабрь | |||
1.3 | «История казачества» | 1 | 1 | своя игра | февраль | |||
1.4 | «Мой папа тоже был солдатом» | 1 | 1 | Выпуск газеты ко Дню защитника Отечества | май | |||
1.5 | «Оружие казаков» | 1 | 1 | классный час | апрель | |||
1.6 | Беседа «Терроризм и безопасность человека». | 1 | 1 | беседа | март | |||
1.7 | «Заповеди, права и обязанности казаков» | 1 | 1 | классный час | сентябрь | |||
II | Трудовое | 7 | ||||||
2.1 | «Гигиена труда и отдыха. | 1 | 1 | классный час | февраль | |||
2.2 | «Уборка школьной территории» | 1 | 1 | Трудовой десант | март | |||
2.3 | «Солнечное детство» | 1 | 1 | Озеленение школьного участка | май | |||
2.4 | «Вредные привычки» | 1 | 1 | беседа | апрель | |||
2.5 | «Золотая осень» | 1 | 1 | общешкольный поход | сентябрь | |||
2.6 | «Новогоднее чудо своими руками» | 1 | 1 | Изготовление новогодних игрушек | декабрь | |||
2.7 | «Создаем уют» | 1 | 1 | Озеленение комнат в общежитии | сентябрь | |||
III | Духовно-нравственное воспитание | 7 | 3 | 4 | ||||
2.1 | Классный час «День солидарности в борьбе с терроризмом» | 1 | 1 | час общения | сентябрь | |||
2.2 | «Чему бы я поучился у казаков» | 1 | классный час | январь | ||||
2.3 | «Вера казаков» | 1 | классный час | май | ||||
2.4 | «Дорогие мои старики» ко дню пожилого человека | 1 | 1 | акция | октябрь | |||
2.5 | «Воспитание в казачьих семьях» | 1 | 1 | беседа | апрель | |||
2.6 | «Всемирный день борьбы со СПИДОМ» | 1 | 1 | акция | декабрь | |||
2.7 | «Учится всегда пригодится» | 1 | 1 | ноябрь | ||||
IV | Экологическое воспитание | 6 | 1 | 5 | ||||
4.1 | «Экология начинается с нас» | 1 | 1 | Устный журнал | сентябрь | |||
4.2 | «Селенга – река моего края» | 1 | 1 | История родного водоема | февраль | |||
4.3 | «Зеленый мир вокруг нас » | 1 | 1 | викторина | октябрь | |||
4.4 | «Экологическая безопасность» | 1 | 1 | классный час | ноябрь | |||
4.5 | «Экологическое ассорти» | 1 | 1 | Игра-викторина | март | |||
4.6 | «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать» | 1 | 1 | акция | январь | |||
V | Здоровье сберегающее направление | 7 | 3 | 4 | ||||
5.1 | Пожары в местах массового отдыха, спортивных сооружениях, на транспорте. Правила поведения и эвакуация. | 1 | 1 | классный час | февраль | |||
5.2 | «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний» | 1 | 1 | классный час | декабрь | |||
5.3 | «Опасность для ребенка на дорогах» | 1 | 1 | Беседа по ПДД | май | |||
5.4 | Профилактика суицидального поведения «Умей управлять своими эмоциями». | 1 | 1 | беседа | октябрь | |||
5.5 | Беседы «О пользе утренней гимнастки. | 1 | 1 | беседа | ноябрь | |||
5.6 | «Казачьи забавы» | 1 | 1 | спортивный час | апрель | |||
5.7 | «Здоровый образ жизни» | 1 | 1 | викторина | сентябрь | |||
Итого | 34 | 14 | 20 |
Список литературы
- Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. - М.: Айрис-пресс, 2011. – 192 с.
- Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2009. – 168 с.
- https://spravochnick.ru/pedagogika/cel_i_zadachi_ekologicheskogo_vospitaniya/ .
- О.Н. Капшук «Русские праздники и обряды» , Издательство «Феникс»,Рос-тов н/Д,2010 год
- Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2012. – 368 с.
- Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов Н/Д: Феникс, 2013. – 256 с.
- Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 5-7 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 123 с.
- Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. – М.: ВАКО, 2013. – 224 с.
- Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 154 с.
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2015. – 169 с.
- Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. – 160 с.
- Проблемные классные часы. 5 класс / авт.-сост. Я. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2018. – 175 с.
- Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – 2-е издание, М.: АРКТИ, 2014. – 168 с.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. (1 – 4 классы): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. М.: ВАКО, 2014. – 240 с.
- Серов Б.Н. поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2011. – 192 с.
- Федосов П.С. «Казачий мир», РИО Филиала МГОПУ им. Шолохо-ва,Ставрополь,2005 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Казачество было, казачество есть, казачество будет!
Музейный урок (5 класс) по истории, культуре и быту кубанского казачества....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/31/picture-112491-1585674593.jpg)
Внеклассное мероприятие "Возвращение к истокам"(об истории Астраханского казачества)
Внеклассное мероприятие "Возвращение к истокам" посвящено истории возникновения и возрождения Астраханского казачества. Оно сопровождается красочной презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/31/picture-112491-1585674593.jpg)
Презентация к внеклассному мероприятию "Возвращаясь к истокам" об истории Астраханского казачества
Эта красочная презентация является приложением к внеклассному мероприятию "Возвращаясь к истокам"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/16/picture-27069-1394977358.jpg)
Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»
Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-143103-1361653042.jpg)
Торжественная линейка «Живи, казачество!», посвящённая возрождению казачества на Дону.
Торжественная линейка «Живи, казачество!», посвящённая возрождению казачества на Дону....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/01/picture-831491-1483303125.jpg)
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....
Исследовательский проект по истории, современности и культуре Кубанского казачества «История Кубанского казачества в моём районе. Семен Ефимович Белик»
Введение. Казаком надо родиться!Казаком надо стать! Казаком надо быть!В настоящее время очень много вопрос...