Статья на тему "Контакт оратора с аудиторией с психологической точки зрения"
статья

Татьяна Игоревна Андреева

В данной статье рассматривается понятие контакта в процессе общения, перечислены вербальные и невербальные средства установления и поддержания контакта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_dlya_sayta.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Контакт оратора с аудиторией с психологической точки зрения

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Действительно, ведь речь произносится, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, запоминали. Если оратора не слушают, если аудитория во время речи занимается "своими" делами, то усилия и труды выступающего пропадают даром, действенность такого выступления сводится к нулю.

По определению психологов, контакт - это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. Эта общность возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности, то есть оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы - оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием.

Не случайно в народе говорят: "Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает".

Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание: оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.

Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания.

Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.

Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора.

Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но тишина бывает различна.

Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая "вежливая" тишина. Слушатели сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.

Выбор сидеть или стоять выступающему зависит от стратегии выступления. Вся система взаимодействия в этом случае будет меняться. Положение сидя дает возможность подчеркнуть равенство, дать больше инициативы слушателям, а в положении стоя, в так называемой пристройке сверху, гораздо больше возможностей для единоличного управления аудиторией.

Иногда необходимо выступать в официальной обстановке, из-за трибуны. С точки зрения современной риторики, это устаревшая модель, потому что сегодня слушатели привыкли к оратору, который открыт и стремится к диалогу с аудиторией, а не прячется за такого рода преградами.

Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей: их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты, "рабочая" тишина в зале.

Важным средством достижения коммуникабельности является зрительный контакт со слушателями. Правильно устремленный взгляд оратора — непременное условие достижения чувства аудитории, поэтому необходимо во время выступления научиться контролировать свой взгляд, чтобы не смотреть на потолок, или в пространство «невидящим взглядом», или даже на одного из присутствующих в зале, не делая при этом его своим собеседником. «Рекомендуется иное, — пишет А.К. Михальская. — Постарайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, но так, чтобы не казалось, что глаза «бегают»: задерживать взгляд нужно настолько, чтобы вы ощутили зрительный контакт с тем, на кого смотрите, его ответный взгляд. Читайте его реакцию по глазам, следите за тем, чтобы не смотреть только в одну сторону аудитории (вправо или влево) слишком долго. Такая тактика поможет достичь эффекта общения, создать у каждого из слушателей впечатление, что говорят именно с ним».

Помочь оратору может и голосовой контакт, который дополняет зрительный: голос выступающего направляется вместе с его взглядом к кому-нибудь из слушателей. В таком случае у слушателя складывается впечатление, что выступающий говорит с ним и для него. Оратор переводит взгляд и одновременно изменяет направление голоса, таким образом охватывая большее число слушателей, добиваясь живой реакции аудитории.

Даже само появление оратора оказывает психологическое воздействие на аудиторию - оно должно настроить слушателей на успех ораторской речи, ни у кого не должно возникнуть даже тени сомнения в удаче. Аристотель писал: «Убедительность определяется нравом, когда речь произнесена так, что внушает доверие к говорящему. Мы склонны больше и охотнее верить людям хорошим вообще относительно всего, а в случаях неопределенных и сомнительных -  и подавно».

Но оратор - такой же человек, как и все остальные. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, наконец, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Значит, ему надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории.

Следует иметь в виду, что оратору порой удается установить контакт только с частью слушателей, а не со всей аудиторией. Можно сказать, что контакт - это величина переменная. Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. Конечно, каждый выступающий должен стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала до конца речи. А для этого необходимо учитывать целый ряд факторов.

Бесспорно, на установление контакта оратора со слушателями влияют прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.

Именно интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторией.

Однако в ораторской практике следует учитывать еще целый ряд моментов, требований, несоблюдение которых может свести на нет интересное содержание, снизить эффективность ораторского воздействия.

Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий "не ради красного словца", то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору.

Внешний вид оратора также влияет на слушателей. Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.

Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора. Иные ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей, не способствует установлению контакта с оратором.

От мастерства  оратора   в значительной степени зависит  и уровень понимания слушателями излагаемого материала,  а также то, сколько слушателей, первоначально отнесенных к поверхностному или соглашательскому типу,  в конце  выступления  перейдут  в  группу конструктивных.

Чтобы добиться этого,  оратор должен хорошо представлять себе,  какие барьеры стоят между ним и слушателями в процессе речи, с какими неизбежными потерями информации приходится считаться,  а также помнить,  что,  по выражению И.В. Гёте,  "каждый слышит лишь то,  что он понимает", и поэтому следует максимально заботиться  о доступности речи, обеспечивать ее понимание.

С психологической культурой оратора неразрывно связана  этическая культура,  такт,  умение наладить общение. Эту сторону речевого мастерства  называют  еще  коммуникативной  культурой  или культурой общения.

Психологические и этические аспекты риторики  сходятся в личности оратора. В конечном счете именно его качества определяют состояние и функционирование модели речевого общения.  Выступающий одновременно является и автором,  и режиссером, и исполнителем своей речи,  что усложняет требования к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению занятия в системе УДО с точки зрения

В представленном материале  автор постарался выделить необходимые аспекты, которые необходимо соблюдать при составлении занятия с позиции здоровьесбережения обучающихс....

Здоровый образ жизни с точки зрения науки

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели методического обьединения точных наук...

Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Методическая разработка урока "Классификация и химические свойства оснований с точки зрения теории электролитической диссоциации".  (химия, 8 класс,  прогормма О.С.Габриеляна)....

Статья "Понятие здоровья и физкультуры с разных точек зрения"

Обощающая научная статья о здоровье, понятия, историческая справка, необходимость движения....

Статья "Оппозиционная точка зрения о теории эволюции"

Данная статья была написана в рамках проведения урока-диспута в 11 классе:" Теория эволюции. За и Против"Существующая точка зрения относительно теории эволюции и преподносящаяся в учебниках, как закон...

Специфика изучения иностранного языка с психологической точки зрения

Язык связан с психической стороной жизни. При обучении иностранному языку немаловажную роль играют психологические аспекты....

статья "Конкурс юных ораторов "Куолу" как фактор повышения коммуникативной компетенции учащихся"

статья "Конкурс юных ораторов "Куолу" как фактор повышения коммуникативной компетенции учащихся"...