Народов много-страна одна
проект

Ишмакова Эльвира Ренадовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodov_mnogo-strana_odna.docx42.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с. Заречное" муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

        

Историко-культурные образцы и образцы моего достойного будущего

«Народов много - страна одна»

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………………с.3-4

2. Глава 1. История Поволжского региона………........................................с.5-6

1.1. Термин «Поволжье»……………………………………………………..…с.5

1.2. История Поволжья…………………………….………………………....с.5-6

1.3. Народы, проживающие на территории Поволжья……………….………с.6

3. Глава 2. Культура русского и татарского народов…………………..…с.7-13

2.1. Культура русского народа. Праздники и традиции их проведения…с.7-10

2.2. Культура татарского народа. Праздники и традиции их проведения.... ……………………………………………………………………………….с.10-13

4. Заключение ………………………………………………………………….с.14

5. Список литературы………………………………………….………………с.15

Введение.

Тема данной исследовательской работы «Народов много- страна одна».

Интерес к культуре своего народа существовал всегда. В Поволжье живут преимущественно татары и русские, традиции и обычаи этих народов уходят глубоко в историю. Многие исследователи в своих работах отмечали, что история этих народов имеет огромное значение для потомков.

Актуальность проекта:

Исторически сложилось, что наш Поволжский регион многонационален. Здесь проживают и чуваши, и мордва, и русские, и татары. Мы живем в Старотимошкинском городском поселении, в нашем поселении живут преимущественно татары и русские. Не смотря на то, что наша школа малокомплектная, у нас учатся люди разных национальностей. Проект создан с целью привить толерантность и уважение к людях разных народов. Знание своей истории, истории своей страны, это один из важнейших аспектов становления личности.

Цель проекта: развить у обучающихся толерантное отношение и уважение к людям другой национальности. Привить осознание того, что все люди равны и у всех нас есть много общего.

В ходе достижения поставленной цели были поставлены следующие

Задачи:

  • понятие о многонациональности нашего края;
  • продолжить знакомство с культурой татарского и русского народов;
  • развивать у детей навыки работы в коллективе;
  • развивать у детей навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
  • воспитывать толерантное отношение к сверстникам разных национальностей.

Предмет исследования- история Поволжского региона.

Объект исследования- культура русского и татарского народов.

Методологической основой исследовательской работы являются исследования теоретико-литературного, исторического характера.

В ходе исследования были использованы описательный, сравнительный методы.

Научная новизна исследовательской работы заключается в том, что в рамках данной проблематики анализируются традиции, обычаи каждого народа.

Практическая значимость исследовательской работы – результаты исследования могут быть использованы для проведения занятий в школе по изучению истории татарского и русского народов.

ГЛАВА I.

История Поволжского региона.

  1. Термин «Поволжье».

Поволжье — вся территория, прилегающая к течению Волги. Поволжье- это полоса вдоль собственного течения Волги, без больших притоков. Чаще, это понятие используется в более узком смысле — территория, которая прилегает к среднему и нижнему течению реки Волги.

  1. История Поволжья.

    Первые люди на этой территории появились еще в эпоху палеолита. Это представители европеидной расы и принадлежащие к хвалынской, ямной и полтавкинской народностям. С 4 века до нашей эры здесь появляются сарматы.

     В 7 веке место сарматов заняли тюрко-язычные племена, пришедшие с Приазовья.

     В середине 8 века Волжские земли стали заселять другие кочевые народы. Были найдены следы пребывания славянских, финоугорских, угорских и тюркских племён.

     В конце 9 начале 10 веков начала формироваться Волжская Булгария.

В 11 веке Приволжские земли стали называтся Половецкой степью или Дешт-и-Кипчак. В первой половине 13 века Половецкие степи и   волжская Булгария пали от набегов монголо-татар и перешли к Улусу Джучи.

    В первой половине 15 века на месте бывшей Волжской Булгарии образовалось Казанское ханство.

В середине 15 века Иван Грозный захватил Казань. После этого Поволжье перешло в состав России.

    С середины 16 века сюда начали проникать беглые крестьяне из России. Они принесли с собой свои традиции, способы земледелия и ремесла. С этого времени начало формироваться волжское казачество. Тем временем, шло правительственное освоение земель: в конце 15 века была основана Самарская военная крепость, как перевалочный пункт в торговле со Средней Азией.
    17-18 века принесли России расширение Поволжских владений. Калмыки и башкиры уступили свои пастбища русским переселенцам под пашни и сенокосы. Уже к 19 веку были освоены все Поволжские земли.

   В середине 19 века по указу царя образована Самарская губерния. Волга превращается в речную магистраль, а Самара становится центром торговли с Сибирью и Средней Азией.

  В начале 20 века Поволжье стало важным регионом в области экономики.

    С послевоенного времени и до сих пор Поволжье остаётся важным экономическим регионом России.

  1. Народы, проживающие на территории Поволжья.

 Народность

% на 2015 год

1

Русские

80%

2

Татары

10%

3

Чуваши

6%

4

Мордва

1%


1.
 Русские - самая многочисленная группа, населяющая Поволжский регион, составляет 80 % от общей численности населения.

2. Татары- вторая по численности группа, населяющая Поволжский регион, составляет 10% от общей численности населения.

3.Чуваши- третья по численности группа, населяющая Поволжский регион, составляет 6% от общей численности населения.

4. Мордва- самая малочисленная группа, населяющая Поволжский регион, составляет всего 1% от общей численности населения.

ГЛАВА 2.

Культура русского и татарского народов.

   В связи с тем, что мы живем в Старотимошкинском городском поселении, которое населяют преимущественно татары и русские, мы решили исследовать культуры только этих двух народов.

2.1 Культура русского народа. Праздники и традиции их проведения.

Основные национальные русские праздники:

  • Рождество Христово;
  • Крещение Господне;
  • Масленица;
  • Пасха.

Рождество Христово- один из главных христианских праздников, это день, когда родился Иисус Христос.

   Отмечается 7 января. В этот день заканчивается рождественский пост и начинаются Святки.

Традиции:

  1. В Сочельник хозяйки приступают к приготовлению праздничных блюд, должно быть их 12, чтобы всем апостолам хватило.
  2. Самым главным блюдом на столе является кутья- это пшеничная каша, приправленная льняным маслом и медом. Это блюдо готовится с целью поминания усопших.
  3. Так же, неотъемлемой частью Рождественского стола является узвар-это компот из сухофруктов и ягод. Узвар посвящен появлению на свет Иисуса Христа.
  4. Обязательно под скатерть на столе настилали солому. Потом, на него ставили свечу и тарелку с кутьёй, затем вытягивали соломинку, на которой гадали – если попадётся длинная соломинка, то урожай хлеба будет хорошим, а если короткая-то год будет неурожайным.
  5. Колядование - один из самых ярких традиций праздника. Молодые люди наряжались в вывернутые тулупы, раскрашивали лица и ходили по домам и возглашали о рождении Спасителя. Колядовальщики должны были петь, танцевать и желать хозяевам дома здоровья и благополучия, а хозяин в ответ одаривал ряженых сладостями, караваем, а иногда и деньгами. По одному из поверий, в рождественскую неделю вся нечисть блуждала по земле, а для того, чтобы она не заходила в дома – ходили ряженые, дабы показать нечисти, что тут им путь закрыт.
  6. Святки-это период от Рождества до Крещения. В это время принято было девушкам гадать на «суженого», а способы гадания зависели от местности.

Крещение Господне- главный христианский праздник. Это день, когда был крещен Иисус Христос в реке Иордан Иоанном Крестителем. Отмечается 19 января.

Традиции:

18 января: 

  1. Днем                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       нужно сходить в церковь на службу, а потом прийти домой и в спокойной обстановке оттрапезничать.
  2. До захода солнц нужно мелом нарисовать кресты над каждой дверью и окном дома. Это делается с целью призвать Божьи силы оберегать дом.
  3. В этот день принято соблюдать строжайших пост (не есть целый день с самого утра до первой звезды).
  4. На столе в этот день должны быть только постные блюда и обязательными являются кутья и узвар.

19 января:

  1. В этот день принято ходить в церковь, а потом омываться Святой водой.
  2. В этот день священник должен освятить воду в специальной проруби, опустив в нее крест. Такую прорубь называют «иорданью». После освящения вода считается святой, такой же, как и в реке Иордан.
  3. Освященная вода считается чудодейственной, поэтому, не смотря на морозы, люди купаются в ней. Принято считать, что эта вода может излечить все болезни и принести счастье и благополучие, а также отмывает все грехи.
  4. Люди в этот день запасаются крещенской водой и хранят ее в бутылках целый год, так как священная вода может излечить болезни. Также говорится, что если в кувшин с обычной водой капнуть каплю священной, то вода в кувшине становится святой.
  5. Принято окроплять дом святой водой, для изгнания бесов.
  6. По одной из поверий девушка или женщина может обрести красоту и молодость, для этого нужно просто в день Крещения выйти на улицу и умыть лицо снегом.  

Масленица- это праздник перед Великим постом. Этот день также знаменуется некой границей между зимой и весной. Дата празднования зависит от Пасхи.

Традиции:

С давних времен праздновалась масленичная неделя и каждый день имел свое значение и имел свои традиции.

Понедельник:

  1. В этот день сооружают чучело из сена, надевают на него женскую одежду, сажают на сани и возят по деревне. После, Масленицу устанавливают на снежной горе, с которой потом катаются на санках.
  2. С понедельника начинали печь блины (Блин-как символ солнца). По традиции приготовление первых блинов должно было держаться в строжайшей тайне от домочадцев. Даже есть традиция печь первые блины настаивая опару из снега или брали для этого воду из речки, колодца, озера, когда появятся звезды.
  3. Молодая пара, живущая первый год, должна была пригласить в гости свекра со свекровью. Свекровь должна была с вечера отправить все необходимое для приготовления блинов (кадку, сковороду, половник, таган), а сама должна была на следующее утро помочь невестке с приготовлением блинов. Свекр в свою очередь тоже должен был принять в этом участие, должен отправить мешок муки и кадушку масла.
  4. Существовал и обряд «Похорон Деда». Для этого в одном из домов помещали гроб с соломенным чучелом, символизирующим зимнего Деда. Проводился обряд: чучело оплакивалось в доме, а затем его провожали в последний путь: выносили и закапывали в снегу, либо же сжигали.

Вторник:

  1. В этот день все традиции были посвящены сватовству. Смотрины невест и обсуждение предстоящей свадьбы.

Среда:

  1. Этот день посвящен зятьям. Зять приходил в гости к теще на блины, а теща должна была оказывать уважение и всячески хвалить его.

Четверг:

  1. С этого дня все дела прекращались и начиналось веселье.
  2. Русская девушка должна была ходить с тулупом нараспашку.
  3. Принято было в этот день сооружать соломенного коня, к этому обряду относились со всей серьезностью. Коня делали мастера, на ночь обливали водой, а на утро это становилась уже ледяная статуя, на которой все катались.
  4. В этот день устраивали шумные гуляния и совершали различного рода проказы: измазывались сажей и пугали прохожих, подпирали бревнами двери домов, чтобы хозяева не могли выйти из дома.

Пятница:

  1. Этот день был посвящен тещам. Тещи ходили в гости к своим зятьям, которые встречали их с почестями, похвалой и уважением, а главное- с блинами.

Суббота:

  1. Этот день считался днем невесток. Невестки приглашали в гости подруг и родственниц мужа. Это был девичник, девушки веселились и делились своими секретами.

Воскресенье:

  1. В этот день все прощались с праздником (домывали посуду, доедали праздничную пищу).
  2. Принято было ходить на кладбище и прощаться с умершими.
  3. Главный обряд- это сжигание чучела.
  4. В этот день было принято просить друг у друга прощение.

Пасха- это один из главных религиозных праздников. Это день воскрешения Иисуса Христа.

Традиции:

  1. В этот день накрывают праздничный стол, где главными являются крашеные яйца, куличи и творожные пасхи.
  2. Принято ходить в церковь и на кладбище.
  3. В ночь перед Пасхой, все вкусности несут в церковь, где их освящают.
  4. Принято ходить к родственникам, при встрече обязательно произносятся трижды слова «Христос Воскрес!», а в ответ- «Во истину воскрес!» тоже трижды, дальше по традиции трижды целуются.
  5. Прежде чем приступить к поеданию праздничных яств, двое соревнуются в игре «Навбитки». Писанки (крашеные яйца) бьют друг о друга, чье не разбилось-тот и победил.
  6. По традиции, пасхи, куличи и яйца отдают в монастыри, церкви и раздают близким людям, а самая большая пасха должна остаться дома.

 

2.2 Культура татарского народа. Праздники и традиции их проведения.

Основные национальные татарские праздники:

  • Ураза -байрам;
  • Курбан -байрам;
  • Навруз;
  • Сабантуй.

Ураза- байрам- один из главных мусульманских праздников. Отмечается в день окончания Великого поста в месяц Рамадан.

Традиции:         

  1. В этот день принято давать милостыню нуждающимся, которая называется закят.
  2. К этому празднику хозяйки начинают готовится за 3-4 дня. Наводят порядок, чистоту.
  3. Праздничный намаз (молитва) в мечети начинается с восхода солнца. На молитве принято присутствовать мужчинам. Женщины же накрывают на стол и ждут гостей.
  4. В этот день принято надевать свои лучшие наряды и обязательно должно быть что-то новое.
  5. Принято угощать всех родственников, соседей. Пекутся традиционные мясные блюда, выпечка к чаю. Самым главным на столе является бал да май(масло с медом), пэрэмэч (биляши). Считается, что в праздник должен быть СЛЫШЕН запах еды.
  6. Также принято посещать кладбища и поминать усопших.

Курбан- байрам- мусульманский праздник окончания хаджа, который отмечается через 70 дней после праздника Ураза-байрам. Праздник отмечается в память о жертвоприношении пророка Ибрахима. Ибрахиму во сне явился ангел смерти с вестью от Бога, Ибрахиму нужно было принести в жертву своего сына. В день жертвоприношения , сын его зная об этом не сопротивлялся , но в момент, когда это должно было случится, нож Ибрахима затупился. Это было такое испытание от Аллаха, жертвоприношение было сделано, но жертвой стал баран.

Традиции:

  1. За полтора месяца до Курбан-байрама принято совершать хадж (паломничество к святым местам Мекки).
  2. В течении 10 дней до праздника мусульмане держат строжайший пост (нельзя есть и пить с восхода солнца до его заката).
  3. Праздник начинается с раннего утра. Совершив полное омовение мужчины отправляются в мечеть на праздничную молитву.
  4. Далее совершается обряд жертвоприношения. В жертву, как правило, приносят барана. Одну треть мяса нужно оставить себе, а две третьи оставшегося мяса отдают нуждающимся.
  5. В первый день праздника хозяйки готовят блюда из печени и сердца жертвенного барашка. На второй день начинают угощение с супов, сваренных на бараньих головах и ножках. На второе — жаркое, с гарниром из риса или овощей. В третий и четвертый день готовят жареные бараньи ребрышки и традиционные манты, шашлык, лагман, плов, бешбармак. Ни одно застолье не обходится без сладостей и десертов — пирогов, лепешек и блюд из миндаля и изюма.
  6. Принято ходить на кладбище и раздавать милостыню(садака).

Навруз- это праздник прихода лета по астрономическому календарю. По астрономическому календарю это начало Нового года. Отмечается 21 марта.

Традиции:

  1. В этот день принято посещать кладбища и проводить очистку на кладбище.
  2. Дом нужно украсить веточками яблони.
  3. На второй день Навруза начинается работа на поле(если позволит погода). Первую борозду по традиции должен провести самый уважаемый человек села.
  4. Также принято сажать в этот день деревья. И нельзя срубать засохшие деревья, нужно дереву дать еще один шанс на возрождение.
  5. Особый уход в этот день уделяется животным, их моют и расчесывают. Особенно лошадей.
  6. Самый главный обряд-это загадывание желания. Оно обязательно сбудется.
  7. Самый интересный обычай-это предложение руки и сердца. Когда в домах были печи, молодые парни опускали в дымоход с крыши свой пояс, а на конце привязывался платок. Если родители девушки согласны на брак, то платок повязывали к руке девушки, если нет-наполняли платок фруктами и отправляли обратно.
  8. На столе обязательно должен быть сытный мясной плов и много вкусной выпечки.

Сабантуй – праздник плуга. Праздник окончания весенних посевных работ.

Традиции:

1.Подготовка начиналась за две недели до праздника. Старейшины сел выбирали день и начинали собирать подарки для победителей состязаний и выбиралось место для проведения (обычно это зеленые широкие луга).

2.Жертвоприношение. Приносили в жертву белого коня, утку или гуся.

3. В день празднования проводились массовые гуляния. Первая часть дня это увеселительная часть, как и сейчас это песни и танца. Вторая часть дня это обязательно состязания.

4.Главное состязание Сабантуя-куреш (борьба). Приз- баран. Баран-это священное животное, которое по преданиям отгоняет злых духов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   История русского и татарского народа и история Поволжья в целом, занимает очень важное место в истории нашей страны.

   Проект мы разделили на две части(главы). Первая глава посвящена истории Поволжского региона, а именно понятию слова Поволжье, истории становления и народностям, проживающим на территории региона. Вторая глава посвящена культурам русского и татарского народов. В этой главе мы разобрали народные праздники и традиции, обычаи их проведения.

   В ходе работы были изучены исторические факты, литература, сделано сопоставление традиций двух культур. Были подмечены интересные факты из традиций празднования таких национальных праздников, как Рождество Христово, Крещение Господне, Масленица, Пасха, Ураза-байрам, Курбан-байрам, Навруз и Сабантуй.

   Исходя из данной работы можно сделать следующие выводы:

  • Традиции наших предков не потеряли актуальности и в нашем современном мире;
  • Некоторые традиции давно забылись и их не соблюдают;
  • Традиции и праздники русского и татарского народов похожи;
  • Национальные праздники зачастую направлены на религиозный аспект;
  • Не смотря на то, что в нашем поселении живут и татары, и русские, все национальные праздники отмечаются вместе. Татары соблюдают некоторые праздничные традиции русских, а русские соблюдают традиции татарских праздников.

 Таким образом, можно сделать основной вывод- почитание традиций других наций это и есть Дружба Народов, к которой нужно стремиться.

   На этом мы не останавливаемся. Мы изучили только основные праздники русского и татарского народов, а в истории еще много интересного и даже неизученного.

  Мы ставим перед собой цели:

  • изучить остальные праздники этих народов;
  • изучить свадебные обряды;
  • изучить обряды которые совершают во время рождения и смерти человека.

Список литературы:

  1. Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. СПб., М.: Т-во М.О. Вольф, 1901.
  2. Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 года. Петрозаводск: Фолиум, 1997.
  3. https://histrf.ru/biblioteka/chuvashi-chast-1-povolzhskiie-potomki-attily
  4. Этнография татарского народа. Казань. Изд-во «Магазист».2004.
  5. Русские народные праздники, обычаи и обряды. Издательство: Новый Диск Год: 2006 (электронный ресурс)
  6. Уразманова Р.К. Обряды и традиции татар Поволжья и Урала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Народов много – страна одна»

1.     Полное название проектаНародов много – страна одна2.     Автор проектаавторский коллектив:Шаталова Татьяна ВладимировнаСеменова Светлана ВладимировнаЯлин...

Урок в 4 классе по английскому языку по теме «Много стран-много обычаев»

  Урок в 4 классе по английскому языку  по теме «Много стран-много обычаев» .Учитель МОУ «Суховерковская СОШ»   Расторгуев Н.Н....

Сценарий литературно – музыкального салона для старшеклассников “ Два народа, две культуры – одна судьба” ( о творчестве Ф.Ю. Тютчева и Г.Кандалыя) напечатан в сборнике педагогических идей центра дистационного образования “ Прояви себя”Выпуск 004 от 01 ок

Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во времени...

Конспект на одном листе "Мы - многонациональный народ"

Конспект предназначен для проведения урока по обществознанию в пятом классе. Удобная форма работы с конспектом на одном листе позволяет учителю организовать изучение темы, ввести понятия "народ, нацио...

Внеурочное мероприятие "Один народ, одна судьба, одна победа"

Внеурочное мероприятие для учащихся 9 классов...