Удивительный мир игры (опыт работы)
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она характеризуется следующими особенностями: символизм, в детских играх часто реальные предметы и ситуации заменяются символическими, имитирующими реальные — обычная палочка может быть и ложкой, и самолётиком, и много чем ещё; реализм, поскольку дети сами участвуют в играх, согласуют друг с другом план реальных действий, договариваются о правилах, распределяют роли; подражание, в игре ребёнок воссоздаёт другие виды деятельности, которые наблюдает (лечит, как доктор, и т. п.); свобода, очевидно, что ребёнок выбирает игру и играет без принуждения; игра — это деятельность, которая несёт в себе радость.
Задачи игровой деятельности в зависимости от возраста детей, определяет следующие важные моменты для старшей группы дошкольников (детей 5–6 лет): развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции ; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься; умение самостоятельно находить общие интересные занятия; воспитывать уважительное отношение к окружающим; формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость; воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания; формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников; развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; расширить представления о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях в группе детского сада, дома; обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.); побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.); показать значение родного языка в формировании основ нравственности. Организуя игровую деятельность, воспитатель должен быть ориентирован на гармоничное развитие и воспитание детей в игре, это его главная цель. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, развитие ребёнка должно охватывать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое направления. Следовательно, все эти направления должны находить своё отражение и в игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Самостоятельные творческие игры: сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные; игры-экспериментирование . Старшие дошкольники начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость определённых позиций, поэтому ведущие роли (врач, учитель и т. п.) становятся для них более привлекательными, чем подчинённые (пациент, ученик и т. п.).
Сюжетно-ролевые игры
Режиссёрские игры
Как правило, такая игра появляется на третьем году жизни и имеет индивидуальный характер. К старшему дошкольному возрасту режиссёрская игра модифицируется. Во-первых, изменяется состав участников, ребёнок играет не в одиночку, а совместно с другими детьми. Во-вторых, изменяется сложность игры, если в младшем дошкольном возрасте активных персонажей режиссёрской игры обычно не более 2–3, то количество персонажей увеличивается не только в коллективной игре, но и в индивидуальных режиссёрских играх старших дошкольников.
Театрализованные игры Ребята 5–6 лет способны принимать активное участие в оформлении декораций и костюмов, пригласительных билетов. Старшие дошкольники, в отличие от малышей, способны и готовы самостоятельно выбрать произведение и распределить роли.
Игры, инициируемые взрослым с целями Обучающие: дидактические , подвижные ; Подвижные игры на логопедических занятиях. досуговые: игры-забавы, игры-развлечения, Интеллектуальные: Игры на развитие мелкой моторики.
Дидактические игры , в которых инициатором выступает взрослый, направлены на решение дидактических (обучающих задач).
Настольно-печатные игры Они основываются преимущественно на поиске парности картинок. Это игры типа «Лото», «Домино», «Лабиринт», « Пазлы ».
Подвижные игры для старших дошкольников обычно содержат соревновательный элемент, они ориентируют детей на успех и лидерство
Игры на развитие мелкой моторики
Для дошкольников старшей группы, уже имеющих навыки конструирования, методика усложняется: демонстрируется лишь часть образца или его рисунок, ставится задача изменить образец; показывают только незнакомые, новые приёмы конструирования; применяется более сложный строительный материал. Например, предлагается построить аналогичный дом, но большей этажности, с другими архитектурными элементами.
П рием заучивания и повторения стихов и чистоговорок , насыщенных закрепляемым звуком, но у детей не возникает потребности повторять стихотворение большое количество раз. Эта проблема решается, если стихотворение или считалка используется в подвижной игре.
Использование подвижных игр и упражнений с логопедическим содержанием помогает сократить период овладения правильным звукопроизношением. Игровые двигательные действия мотивируют ребенка на выполнение задания, помогают снизить утомляемость. Дети учатся распределять произвольное внимание, направленное на правильную артикуляцию звука и выполнение правил игры. Повышаются способности произвольно регулировать свое поведение, что лежит в основе готовности к школьному обучению.