Беседа: "Зарождение казачества"
занимательные факты

Сергуц Игорь Владимирович

Материал для дополнительного образования юных спортсменов по региональному компоненту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zarozhdenie_kazachestva.docx35.62 КБ

Предварительный просмотр:

                  ЗАРОЖДЕНИЕ  ДОНСКОГО  КАЗАЧЕСТВА

Официальной датой основания донского казачества считается 3 января 1570 года. Именно 3 января 1870 года прошли торжества по случаю 300-летнего существования Донского казачьего войска. Поводом для празднования стала грамота Ивана Грозного, посланная донским казакам. Безусловно, 1570 год — это важная дата в истории донского казачества. Этим временем датируются старейшие донские станицы (РаздорскаяЧеркасская).

Однако, донское казачество значительно древнее этой даты. Ещё в 1502 году московский князь Иван III знал о своеобразной моде рязанцев «пойти самодурью на Дон в молодечество». В 1552 году зафиксирован первый военный поход донских казаков на Волгу к стенам Казани под началом атамана Сусара Федорова. Спустя 4 года донские казаки   Ляпуна Филимонова совместно с московскими ратями принимали участие в ликвидации Астраханского ханства.

Крах татарских государств на востоке создает условия для казацкой экспансии. В 1557 году атаман Андрей Шадра с тремя сотнями донцов ушёл на Терек, положив начало Терскому казачеству.

До конца XVI века Донское казачье войско было абсолютно независимым. В 1584 году Донское войско давало присягу верности царю Фёдору Иоанновичу. В 16121615 годах войско переходило из ведения Разряда в Посольский приказ и присягало на верность Михаилу Федоровичу Романову. В результате, сношения Русского царства с донскими казаками, вплоть до начала XVIII века, шло через «посольский приказ» (то есть, фактически, через «министерство иностранных дел»).

                                    ВОЛЬНОЕ  КАЗАЧЕСТВО

Донские казаки приняли деятельное участие в русской Смуте XVII века. В 1603 году 2 тысячи донских казаков атаманов Андрея Карелы и Михаила Межакова поддержали Самозванца ещё до воцарения его в Москве Впоследствии донцы поддержали восстание Болотникова. На смену Болотникову пришел Тушинский Вор, в войске которого также нашлось места донским казакам. После распада Тушинского лагеря донцы примкнули к народному ополчению. В это время в их среде популярность приобрел атаман Иван Заруцкий, который сам стал претендовать на роль верховного русского правителя.

В начале XVII века, после воцарения рода Романовых, городовые казаки, поддержавшие в Смутное Время Лжедмитриев и поляков, опасаясь репрессий, стали массово переселятся на Кавказ и Дон. Местные казаки называли их «верховыми» и «новоприходцами». Пришлые городовые казаки основывали новые станицы и хутора, называя их по городам своей прежней службы.

После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой часть северских казаков (севрюков) переселилась на Нижний Дон. После замирения России, донские казаки обратили свои взоры на турецкое побережье Чёрного моря. Совместно с запорожцами они превратились в грозных морских разбойников. Проскочив турецкий Азов, они оказывались в акватории Азовского моря, со стороны которого они на стругах нападали на города крымского побережья (Кафа). Дважды (в 1622 и 1626 гг.) они предпринимали дальний морской рейд к Трапезунду. Россия нередко оказывала поддержку этим рейдам в целях ослабления своих региональных конкурентов. Однако, казаки входили во вкус и пытались распространить зону своих рейдов, называемых походами за зипунами, на акваторию Каспийского моря (походы Степана Разина).

В 1685 году Дон сделался оплотом старообрядчества. Население края было незначительным и едва достигало 30 тыс. человек. Местный атаман Самойло Лаврентьев поддержал противников Никонианского раскола и покровительствовал ревнителям древнего благочестия. Во время служб перестали поминать московских царя и патриарха. Однако в 1687 году промосковская партия Дона победила.  В 1688 году донской атаман Осип Михайлов приводил казаков к присяге на верность Москве и «новой вере», а зачинщики волнения были выданы царскому правительству. Для укрепления позиции православной церкви царское правительство решило построить новые церкви в Донской области и послать туда надежных попов для усиления миссионерской деятельности.

Воцарение Петра I и последующее укрепление русской государственности имело для донских казаков различные аспекты. С одной стороны, казаки получали сильного союзника для борьбы с запиравшими Дон Азовом турками. 7000 донских казаков под командованием атамана Фрола Минаева принимали участие в успешном Азовском походе Петра I 1695−1696 года. Участие в походах обогащало казачьих старшин. В 1701 году донской казачий полк под предводительством казачьего полковника Максима Фролова принимал участие в войне со Швецией на территории Финляндии совместно с русской армией под командованием Шереметьева.

С другой стороны, русская администрация начинала диктовать донцам свои условия. В 1700 году по повелению Петра I был изменен порядок сбора на войсковой круг, на который было велено приходить только станичным атаманам. Дон отныне уже не мог быть местом свободы. Последнюю попытку сохранить привилегии Донского Войска предпринял предпоследний выборный атаман Кондрат Булавин, что привело к Булавинскому восстанию.

                            БУЛАВИНСКОЕ  ВОССТАНИЕ

В 1708 году в связи с участием значительной части донского казачества в восстании Булавина, Петр I заставил уничтожить жалованную грамоту Ивана Грозного донскому казачеству, подтверждавшую его права и независимый статус, хранившуюся в подлиннике в войсковом соборе в Черкасскеи в многочисленных списках в церквях по казачьим городкам, ежегодно торжественно выносимую и зачитываемую перед казаками на праздник Покрова Богородицы. Таким образом, формально, донское казачество было лишено независимости. Однако, ещё до 1716 года, Российская империя вела отношения с областью Войска Донского через Посольский приказ, как со всеми другими самостоятельными государствами. В 1718 году все православные церкви войска донского официально вошли в состав Воронежской епархии, но, несмотря на это, донские казаки ещё достаточно долгое время продолжали исповедовать старообрядчество.

В 1716 году войско Донское перешло в ведение Правительствующего сената, 3 (14) марта 1721 года, согласно именному указу Петра I, объявленному Сенату генерал-адмиралом, графом Ф. М. Апраксиным, все казаки и казачьи войска были подчинены высшему органу военного управления в Российской империи — Военной Коллегии.

«Великій Государь указалъ: Донскимъ и Яицкимъ и Гребенскимъ казакамъ во всѣхъ управленіяхъ быть въ вѣденіи въ Военной Коллегіи.»

— ПСЗРИ, Т. VI. — 1830. — (указ № 3750)

Древним гербом Войска Донского был «олень, пронзённый стрелой». А. И. Ригельман в своем «Повествовании о Донских Казаках» писал: «От начала же оное Войско или правительство оного имело и ныне еще имеет небольшую печать с изображением оленя, пораженного стрелою и с надписью вокруг оного: Печать Войсковая, олень поражен стрелою. Оную употребляли да и ныне употребляют по Войску своему. Есть ли что малое какое повеление следует послать, то от Канцелярии, за печатью оной, дьяк на полулисте, то есть в четверть писанное, повеление без закрепы посылает, что приемлется за повеление Войсковое».

Следовательно было достаточно одной печати без подписи дьяка или атамана. Возрожденная в 1918 г. республика - Всевеликое Войско Донское пользовалась тем же изображением для своего герба, но именовалось оно иначе: «Елень пронзён стрелою». В рамке простого геральдического щита на голубом поле изображался «белый олень, пронзённый черною стрелою, в позиции стоящей, с рогами в три и четыре ветви».

Идея такого герба связана с преданиями глубокой старины. Легенда о таинственном олене, уходящем от охотников, была известна в Подонье (Танаиде) уже в первые века нашей эры и относилась историками к киммерийцам, гуннам и готам. Она записана Прокопием из Кесарии (Война с Готами), Иорданом (Гетика), Созомоном (История Церкви) и некоторыми другими древними авторами. Может быть, не случайно иранское понятие «сака» — «олень» вошло в состав нашего первоначального имени Кос-сака (что на скифском языке значило «белый олень»).

От 1709 г. наступила новая фаза отношений Вольного Дона с российским царями, мало изменившихся до революции. Донские казаки находились на положении народа, покоренного и смирившегося, но общими порядками империи не усвоенного. Земля Донских казаков получила статус колонии с некоторыми остатками автономного самоуправления.

Древний донской герб «Елень пронзён стрелою» повелением Петра I был отменен и введен новый — «Голый Казак верхом на бочке». С этим гербом связано поверье: Пётр увидел пьяного казака на винной бочке — голого, но при оружии. Это Петра и поразило: казак пропил всё, кроме оружия, значит, настоящий воин.

От этого времени жизнь Дона, помимо своей воли, включилась в русло истории российской. Память о былой независимости сохранялась только в преданиях.

           

          ИРРЕГУЛЯРНОЕ  ВОЙСКО  ЦАРСКОЙ  АРМИИ

                         

В качестве иррегулярных войск царской армии во главе с наказными атаманами, донские казаки принимали участие в различных заграничных походах против Персии (Персидский поход 1722−1723 гг), Швеции (1741), Пруссии (Семилетняя война 1756−1763, в ходе которой был взят Берлин).

В XVIII веке донские казаки принимали участие в многочисленных кампаниях против Османской империи. В 1736 годурусская армия под командованием фельдмаршала Миниха и 5000 донских казаков под командованием казачьего полковника Краснощекова повторно взяли Азов. Татары совершили набег на русские деревни, пограбили и увели в плен 3000 человек, и опять казаки Краснощекова настигли татар и освободили пленных.

При Екатерине II в войне с Турцией (1768−1774) за Крым участвовали 22 000 донских казаков, под командованием Иловайского в составе армии Румянцева и Себрякова в составе армии князя Долгорукова.

В 1775 году после подавления восстания Пугачева, было избрано 65 донских казаков, отличившихся в военном деле, которые составили почётный конвой императрицы Екатерины II, названный Лейб-гвардии казачий полк. В 1775 годукнязь Потёмкин учреждает Войсковую Канцелярию на Дону, казачьи чины приравнены в правах с офицерскими чинами армии Российской империи. Чин казачьего полковника давал права на потомственное дворянство Российской империи. Все казаки мужского пола были военнообязанными.

При Атамане М. И. Платове калмыкам, кочевавшим по всей территории Дона, отводятся задонские степи, на левой (ногайской) стороне Дона. Первые упоминания об установлении сношений между Донскими казаками и калмыками относятся к началу XVII века и с тех пор в истории Дона постоянно упоминается о дружеских военных договорах, о совместных походах и набегах калмыков и казаков против крымских, кубанских татар, ногайцев и прочих воинственных племен и народностей. Территория Войска Донского теперь состоит из 7 округов и калмыцкого кочевья в задонской степи, они причисляются к Войску под именем Донские калмыки. Беднейшая часть калмыков причисляется к ближайшим станицам 2-го Донского округа. Отведя земли калмыкам, Войско Донское не вмешивается во внутренний их быт и управление. Донские калмыки продолжают жить своими обычаями. Кочевье их разделяется на 3 улуса, улусы на сотни и сотни на хотоны. Каждая сотня управляется избранными из их среды сотниками и двумя выбранными судьями, которые при судопроизводстве руководствуются своим старинным обычным правом. В 1884 г. вместо кочевья учреждается Сальский округ, с окружным административным центром в станице Великокяжеской. В состав вновь образованного округа входят станицы: Батлаевская, Беляевская, Бурульская, Ново-Алексеевская, Чоносовская, Эркетинская и переименованные в честь Войсковых Атаманов, принявшие новое название станицы: Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Платовская и Потаповская.

Южная граница войска Донского проходила по реке Кубань, по которой было выстроено 4 крепости, 20 редутов, множество постов с дозорными вышками, на которые постоянно нападали черкесы и ногайцы. В 1782 году Александр Васильевич Суворов прибыл на пограничную заставу, получив в распоряжение 16 рот пехоты, 16 эскадронов и 16 донских полков под командованием Иловайского, и разгромил ногайскую орду, после чего в 1792 году была построена крепость Екатеринодар и создано Черноморское казачье войско(впоследствии Кубанское казачье войско). В 1787−1791 в очередной войне с Турцией Россия дошла до Дуная, и 11 декабря 1790 года русской армией под командованием Суворова, в том числе, 13 000 донских казаков Орлова и Платова, была взята ключевая турецкая крепость Измаил. По взятию крепости Измаил комендантом города был назначен Михаил Илларионович Кутузов. В результате войны с Польшей 1794 года Россия получила земли до реки Неман и Буг и Курляндскую губернию. В этой войне принимали участие казачьи полки Орлова, майора Себрякова, Лащилина, Янова, майора Денисова и полковника Денисова. В это же время на Дону происходили волнения в связи с некоторыми Указами Императрицы Екатерины, которые вылились в Есауловский бунт 1792—1794 годов.

В 1799 году император Павел объявил войну Франции и повелел Суворову идти в Итальянский поход, в котором принимали участие 8 донских полков под командованием Адриана  Карповича  Денисова. За этот поход все Войско Донское получило особое знамя, с надписью «За оказанные заслуги в продолжении кампании против французов 1799 г.» В 1801 году Павел I объявил войну Англии и повелел завоевать её колонию Индию. Руководствуясь Указом от 12 января 1801 года собрали около 22 500 донских казаков и отправили в «Индийский поход» (поход с целью завоевания Хивы и Бухары, не имеет ничего общего с Индией). После дворцового переворота (11 марта 1801 года) и убийства императора Павла I поход был остановлен указом Александра I. В 1804 году триста человек торговых казаков были освобождены от военной службы. В 1834 году было учреждено Донское торговое общество.

В 1805 году донской полк № 2 Сысоева и № 3 Ханженкова были приданы корпусу русской армии под командованием Кутузова, который был послан Александром I на помощь австрийскому императору в борьбе против Наполеона. Но в «битве трёх императоров» под Аустерлицем потерпели неудачу. В 1808−1809 году донской полк № 2 Киселева воевал в войне со Швецией за Финляндию. В 1806−1812 донские полки № 4,№ 7 Денисова. № 8,11 Иловайского воевали в войне с Турцией на Дунае. В 1812 году войско Донское выставило 50 полков (около 50 000 человек) на войну против Наполеона. Походным атаманов казаков был Матвей Иванович Платов. Изгнав неприятеля с территории России, донские казаки двинулись вглубь Европы. В 1813 году они участвовали в «битве народов» под Лейпцигом, а 18 марта 1814 года они вступили в Париж и разбили лагерь на Елисейских Полях.

Во время Первой мировой войны 1914−1918 гг., Донское казачье войско выставило 60 конных полков, 136 отдельных сотен и полусотен, 6 пеших батальонов, 33 батареи и 5 запасных полков (всего свыше 100 тыс. чел.). Население Дона к 1917 году составляло 3,53 млн. человек. Область войска Донского имела 134 станицы (в том числе 13 калмыцких — 30,6 тыс. чел.) и 163 крестьянские волости со средним наделом 4,4 десятин на крестьян.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Казачество было, казачество есть, казачество будет!

Музейный урок (5 класс) по истории, культуре и быту кубанского казачества....

Классный час по теме: «Отражение традиций казачества посредством изучения народного творчества (пословиц и поговорок)».

Классный час рекомендован для классов казачьей направленности с целью получения знаний о жизни Кубанского народа посредством изучения устного народного творчества....

Организация мероприятий, связанных с изучением истории, культуры, традиций казачества, в МОУ Кировская СОШ, Алтайского района.

Енисейское казачество сыграло огромную роль в присоединении территории южной Сибири к Российскому государству в 17 – 18 веках. Наш Алтайский район Хакасии свое название получил от села Алтай, чт...

ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ГРУПП ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Родина, Отечество, предки, корни… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, деды и прадеды, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному...

Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»

Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...

Торжественная линейка «Живи, казачество!», посвящённая возрождению казачества на Дону.

Торжественная линейка «Живи, казачество!», посвящённая возрождению казачества на Дону....

Исследовательский проект по истории, современности и культуре Кубанского казачества «История Кубанского казачества в моём районе. Семен Ефимович Белик»

Введение. Казаком надо родиться!Казаком надо стать!               Казаком надо быть!В настоящее время очень много вопрос...