исследовательская работа "Страницы истории пионерского движения"
материал по краеведению (7, 8, 9 класс)

Введение.

Тема: «Страницы истории пионерской организации»

Цель: Выявить историю зарождения пионерской организации, познакомиться с замечательными делами пионерии нашей школы и развитие детского движения на современном этапе

Задачи:

  • изучить страницы истории Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина
  • познакомиться со структурой, символами и атрибутикой Всесоюзной организации имени В.И. Ленина;
  •  исследовать историю и проследить развитие детского движения в селе Нижний Саянтуй;
  • проследить развитие детского движения на современном этапе;
  • показать огромную роль пионерской организации в воспитании подрастающего поколения

Методы: анализ, сравнение, изучение исторических источников, архивных источников школьного музея, интервью, анализ полученных материалов, работа с интернет ресурсами.

Объект исследования: развитие пионерского движения в селе Н-Саянтуй.

Предмет исследования: роль пионерского движения в воспитании молодого поколения.

Исследование является актуальным для современной теории и практики детского движения в нашей стране. Детская общественная организация позволяет каждому подростку ощутить свою гениальность и востребовательность. Через общение подростки усваивают жизненные ценности, нравственные идеалы, нормы поведения. В процессе совместной деятельности у них развивается такое качество, как способность к общению на основе партнёрских отношений. Пробуя себя в общем деле, ребята усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают деловые качества, учатся руководить и подчиняться, быть организаторами и исполнителями.

Источники: интервью у учителей – ветеранов, бывшего председателя совета дружины Зарубиной Г.П., письменные источники, фотографии, архивные материалы школьного музея.

Гипотеза: 19 мая 2017 года исполнилось 95лет с тех пор, как первые мальчишки и девчонки нашей страны повязали красные галстуки и начали называть себя пионерами. Сейчас многие дети не знают, что такое пионерская организация, чем она занималась, почему старшее поколение, наши родители, бабушки и дедушки с интересом вспоминают своё пионерское детство.

Что значит пионерская организация на сегодняшний день.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………...стр. 2

Основная часть

  1. Истоки пионерского движения……………………………………стр. 3
  2. Структура, символы, атрибуты пионерской организации………стр. 4
  3. Деятельность пионерской дружины им. Ю.А.Гагарина в Нижнесаянтуйской школе………………………………………….стр.6
  4. Детское движение на современном этапе…………………………стр.8

Заключение………………………………………………………………….стр. 10

Список литературы…………………………………………………………стр. 12

Введение.

Тема: «Страницы истории пионерской организации»

Цель: Выявить историю зарождения пионерской организации, познакомиться с замечательными делами пионерии нашей школы и развитие детского движения на современном этапе

Задачи:

  • изучить страницы истории Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина
  • познакомиться со структурой, символами и атрибутикой Всесоюзной организации имени В.И. Ленина;
  •  исследовать историю и проследить развитие детского движения в селе Нижний Саянтуй;
  • проследить развитие детского движения на современном этапе;
  • показать огромную роль пионерской организации в воспитании подрастающего поколения

Методы: анализ, сравнение, изучение исторических источников, архивных источников школьного музея, интервью, анализ полученных материалов, работа с интернет ресурсами.

Объект исследования: развитие пионерского движения в селе Н-Саянтуй.

Предмет исследования: роль пионерского движения в воспитании молодого поколения.

Исследование является актуальным для современной теории и практики детского движения в нашей стране. Детская общественная организация позволяет каждому подростку ощутить свою гениальность и востребовательность. Через общение подростки усваивают жизненные ценности, нравственные идеалы, нормы поведения. В процессе совместной деятельности у них развивается такое качество, как способность к общению на основе партнёрских отношений. Пробуя себя в общем деле, ребята усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают деловые качества, учатся руководить и подчиняться, быть организаторами и исполнителями.

Источники: интервью у учителей – ветеранов, бывшего председателя совета дружины Зарубиной Г.П., письменные источники, фотографии, архивные материалы школьного музея.

Гипотеза: 19 мая 2017 года исполнилось 95лет с тех пор, как первые мальчишки и девчонки нашей страны повязали красные галстуки и начали называть себя пионерами. Сейчас многие дети не знают, что такое пионерская организация, чем она занималась, почему старшее поколение, наши родители, бабушки и дедушки с интересом вспоминают своё пионерское детство.

Что значит пионерская организация на сегодняшний день.  

Основная часть.

1.Истоки пионерского движения.

В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года и до 1924 года носила имя Спартака. 23 января 1924 года пленум ЦК РКСМ принял постановление о переименовании всех детских коммунистических организаций страны в единую организацию юных пионеров имени В.И. Ленина. (Приложение 1).

Пионерская организация в СССР была массовой. В пионеры, как правило, принимались дети с 9-летнего возраста и состояли в ней до 14-летнего возраста, когда начинался приём в комсомол.[1] Для пионеров в СССР были построены пионерские лагеря, дома и дворцы пионеров, издавалась газета «Пионерская правда». (Приложение 2).  У пионеров проводились различные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы.

Пионерская организация родилась и делала свои первые шаги в атмосфере бурного строительства – страна восстанавливала силы после гражданской войны, Великой Октябрьской Социалистической революции и закладывала фундамент нового общества. И пионеры старались не отставать от коммунистов и комсомольцев. Самоотверженно боролись с беспризорностью, помогали в работе по ликвидации в стране неграмотности, боролись с антисанитарией, разъясняя населению правила гигиены, помогали при выращивании и уборке урожая. Во время Великой Отечественной войны выполняли военные заказы: шили кисеты, вязали носки и варежки, а также работали на заводах, заменяли ушедших отцов на фронт. За труд в тылу многие пионеры и школьники были отмечены правительственными наградами. За мужество и героизм в борьбе с фашисткими захватчиками Марату Казею, Вале Котик, Лёне Голикову и Зине Портновой посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза.[2] (Приложение 3)

«Пионер» - это не просто слово, обозначающее принадлежность к организации, не способ самоутвердиться и подняться над всеми остальными, а состояние души, при котором человек живёт по священным законам Чести, Совести и Правды. Стало понятно, что пионерия играла и играет существенную роль в формировании активной жизненной позиции каждого человека.

  1. Структура, символы, атрибуты пионерской организации.

Изучая архивные материалы, я выяснила, что пионерская организация состояла из звена, отряда и дружины. Каждый сбор дружины начинался с выноса пионерского знамени под знамённую группу, которая состояла из знаменосца, горниста и барабанщика. Пионерский сбор –высший орган отряда. Он проходил не реже одного раза в месяц. Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей знамени общегосударственного флага. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Пионерский значок был вторым по значению после пионерского галстука. В центре пятиконечной звезды профиль Ленина, под ним девиз «Всегда готов!», над звездой три языка пламени. Важнейшими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы.

В соответствии с положением об организации, целью пионерской организации было – воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии Советского союза. Цель была выражена в девизе организации. На призыв: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов» - следует ответ: «Всегда готов!».  Непременным ритуалом считался пионерский салют- приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных. Существовало торжественное обещание пионера. Клятва произносилась каждым вступающим в ряды пионерской организации. (Приложение 4)

Обязательным для каждого пионера было соблюдение законов, которые, как мы выяснили редактировались 3 раза – в 1922 году, в 1967 году и в 1986 году[3]. К членам организации, нарушившим Законы пионеров, применялись наказания, за неудовлетворительное поведение и хулиганство могли исключить из пионеров.

Пионерская организация воспитывала юных ленинцев в духе коммунистической идейности и преданности Советской Родине, пролетарского, социалистического интернационализма, сознательного отношения к труду и общественному достоянию, непримиримости всему, что чуждо социалистическому образу жизни.[4] Таким образом, изучая материалы школьного архива, интернет ресурсов, я узнала, что в пионерской организации была своя структура, символы, атрибутика, форма, традиции и ритуалы, которые должен был исполнять каждый пионер.  

  1. Деятельность пионерской дружины им. Ю.А.Гагарина.

            Пионерская организация в Нижнесаянтуйской школе, как и по всему Советскому Союзу появилась в 1925 году, тогда ещё школа была четырёхлетней, и у многих ребят на с фотографиях тех лет были галстуки.  

Из документов ГАРБ мы узнали, что «…в годы Великой Отечественной войны пионеры вместе с комсомольцами школы помогали колхозникам работать на полях, на фермах, в колхозном огороде, на уборке картофеля. Учебный год начинался в октябре и заканчивался в апреле. Это был вклад учеников школы в великую победу над фашистами»[5].

К сожалению, материалов о том как велась работа пионерской организации в послевоенные годы не сохранилось. Работая в архиве, мы нашли только один документ-отчет заведующего Иволгинским Аймоно Цыденова, в котором сказано: «В школе была неплохо поставлена пионерская работа. Пионерская организация школы способствовала повышению успеваемости учащихся и дисциплины, воспитанию чувства советского патриотизма и советской национальной гордости, на комсомольских собраниях обсуждая «вопросы идейно-политического уровня комсомольцев, вопросы воспитания пионеров и т.д.»[6]. Из которого мы сделали вывод, что пионерская работа в школе проводилась и имела результаты.

В послевоенные годы жизнь налаживалась. Отрядам и дружинам страны присваивались имена пионеров–героев. После первого полёта в космос Нижнесаянтуйской  пионерской дружине  было присвоено имя Ю.А.Гагарина.

Активно пионерская работа в Нижнесаянтуйской школе стала вестись в 1970-80-е годы, когда она была возглавлена учителем истории, старшей пионервожатой Антакшиновой Альбиной Павловной. В настоящее время её жизнь и деятельность стала страницей истории школы, достойная изучения.   Мы взяли интервью у бывшего председателя совета дружины Зарубиной Галины Петровны, ныне директора Дома культуры «Родник». Она была очень активной пионеркой и поэтому от республики Бурятия, в составе 5 человек она была приглашена в город Псков на слёт Красных следопытов.

Галина Петровна вспоминает, что пионерская дружина под руководством Альбины Павловны была лучшая из дружин района, много лет носила звание правофланговой, награждена Почётной лентой ЦК ВЛКСМ и Центрального Совета ВПО им В.И. Ленина. Работа дружины проводилась по различным направлениям. Деятельность пионерских отрядов в форме красных следопытов проходила под девизом «Никто не забыт и ничто не забыто», где ребята собирали материалы о героях гражданской войны и партизанского движения, о первых комсомольцах и коммунистах села.

Одним из важных являлась тимуровская работа. Ребята помогали по хозяйству ветеранам войны и труда, занимались сбором материала об участниках Великой Отечественной войны. За хорошую работу пионеры-активисты награждались путёвками во Всесоюзные пионерские лагеря «Артек» и «Орлёнок». Пионеры проводили большую работу в рамках Клуба Интернациональной дружбы (КИД), вели переписку с ребятами из многих республик СССР. По приглашению друзей по переписке группа ребят побывала с экскурсиями в Казани и городах средней Азии. Пионеры – туристы посетили много интересных мест. Свою экспедицию в Шушенское, Ленинград и Смоленск посвятили юбилею В.И.Ленина. Изучению истории родного края были посвящены пешие походы по местам боевой славы, на промышленные предприятия Бурятии. Особое место в краеведческой работе занимали походы по декабристским местам. Пионеры-краеведы побывали в Петровском заводе, в музее Селенгинска, в Кяхте, в г. Иркутске (музее Бестужева) и на месте поселения декабристов в Иркутской области, в Баргузине и Кабанске. Благодаря этой работе участники далёких исторических событий вызывали чувство гордости и восхищения, становились ближе и понятнее нашим учащимся. (Приложение 5). Пионеры школы также участвовали в сборе макулатуры и металлолома. Из средств собранного металлолома был собран автобус, который ходил по маршруту «Улан-Удэ – Иволга» в 1970 годы.[7]

19 мая 2016 в КДЦ «Родник» в память о пионерской вожатой прошёл сбор пионеров трёх поколений - 70-х, 80-х, 2000-х и школьному музею было присвоено имя старшей вожатой Антакшиновой А. П. (Приложение 6)

Читая и исследуя архивные документы, сохранившиеся планшеты, просматривая чёрно-белые фотографии, которые хранятся в школьном музее, я узнала, что в школе проводились рабочие и торжественные сборы дружины с приглашением участников исторических событий, отчётные конференции, смотры, туристические слёты. Что у пионеров была своя атрибутика.    

  1. Детское движение на современном этапе.

1 октября 1990 года, делегатами X Всесоюзного пионерского слета в Международном детском центре «Артек» было принято решение о преобразовании единой пионерской организации в «Союз пионерских организаций - Федерацию детских организаций» «СПО-ФДО», однако пионерская организация не имела самостоятельной юридической формы, Центральный Совет имел только рекомендательные функции, и на основании Положения о Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина находилась и действовала в составе ЦК ВЛКСМ, который так и не утвердил решение о реорганизации.  27-28 сентября 1991 года после запрета КПСС на 22 чрезвычайном съезде ВЛКСМ объявили о роспуске комсомольской Всесоюзной организации и вместе с тем официально прекратила своё существование Всесоюзная пионерская организация. Предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.[8] После распада СССР и самороспуска ВЛКСМ имущество организации было изъято и перешло в собственность «СПО-ФДО», взяв новый девиз:"За Родину, добро и справедливость" и зарегистрирован в Министерстве юстиции Р.Ф. Возглавил СПО-ФДО Волохов А. В., который до сих пор является руководителем этого союза. СПО-ФДО является правопреемником Всесоюзной пионерской организации. Но в обновленном детском объединении многое изменилось. Новые детские организации взяли из опыта пионерской организации творчество и инициативу, заботу старших о младших, милосердие и заботу об окружающих, коллективную творческую деятельность. СПО-ФДО активно использует и укрепляет международные связи, возникшие впервые за многолетнюю историю пионерской организации, гордится именами детей и педагогов, создававших историю отечественного и международного детского движения. (приложение 7). В связи с утверждением 19 мая 1995 г. Федерального Закона от «Об общественных объединениях» это день страна отмечает как День детских общественных объединений и организаций.

В настоящее время Международный союз СПО-ФДО объединяет 10 стран и 65 региональных детских организаций и объединений, работает только на общественных началах.  В этой организации очень много программ. И каждый пионер, входящий в эту организацию, может попробовать себя в любом направлении. Это образ жизни, как сказал председатель Международного союза пионерских объединений Волохов А. В., который состоит на этой должности почти 30 лет и является «другом, который всегда рядом, но чуть впереди»[9].

Мне и моим одноклассникам посчастливилось быть пионерами. Учась в 5 классе, 19 мая, в г. Улан-Удэ на площади у Мемориала Победы мы дали клятву и нам повязали красные галстуки. И мы стали членами союза пионерских организаций – СПО-ФДО «Пионеры Бурятии». (Приложение 8) На протяжении 3-х лет участвовали в различных региональных мероприятиях. И так как мы были самыми активными, участвовали в различных региональных конкурсах и соревнованиях, были отправлены в Москву, на 17 Международный Фестиваль «Детство без границ» пионеров и школьников в городе Москва, где достойно представили нашу республику Бурятию, побывали в главном штабе СПО - ФДО. (Приложение 9). Познакомились с пионерами из разных регионов нашей страны и соседних стран и с председателем Международного союза детских пионерских объединений СПО - ФДО Волоховым А. В.

29 октября 2015 года указом №536 Президента России Владимира Путина в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения создана общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников».[10] 

 Сегодня в России насчитывается десятки тысяч детско-юношеских общественных объединений и организаций. Многообразие детских организаций позволяет реализоваться самым разным талантам школьников. Участвуя в общественных движениях школьники учатся быть лидерами, умению добиваться успеха, проходят важный этап социализации.

Заключение.

Таким образом, подводя итоги исследования, мы пришли к выводу, что пионерия – это очень сильная организация, объединяющая миллионы детей по всей стране. Пионеры внесли немалый вклад в развитие страны. Мы считаем, что пионерское движение это светлая страница истории нашей страны. Каким бы не было прошлое, всё-таки пионерская организация живёт и в 1922 году будет отмечать своё 100-летие.

          Познакомились со структурой, символами и атрибутикой Всесоюзной организации имени В.И. Ленина.

Проделав определённую работу, мы выяснили, что в селе Нижний Саянтуй пионерская организация возникает в 20-е годы прошлого столетия. Дела пионеров довольно важные и значимые: пионеры создавали историю своих земляков и своего села. Их начатое дело продолжили пионеры следующих поколений. Они участвовали в общешкольных делах, были зачинщиками новых начинаний, собирали металлолом и макулатуру, изучали историю своей страны, развивали свои таланты в смотрах художественной самодеятельности. Пионерская организация сплачивала и воспитывала детей. Многие участники наших интервью отмечали, что годы, проведённые в пионерской организации школы, это счастливое время детства Это подтверждают различные архивные материалы.

19 мая и сегодня остаётся Днём пионерии, днём рождения детской организации. Это и горны, и барабаны, и законы, и галстуки ребята придумывают, пусть даже разных цветов – это творчество и оно всегда поощряется, но это творчество, сделано на базе других, потому это ещё и продолжение жизни тех людей.

Прошлое нельзя забывать, каким бы оно не было. Оно в любом случае имеет результат. Положительный хорошо, отрицательный ещё лучше, это тоже результат, то есть не следует идти по какому-то пути, который был ошибочным, пионерия не была ошибочным путём, просто так сложилось по времени, во – первых, многопартийность, во-вторых изменилась ситуация в стране. Система – это уклад жизни, поэтому всё, что происходило в прошлом многие стали забывать, откидывать, и исторические памятники и монументы, которые представляют нашу историю. Мне кажется этого забывать нельзя, это школа памяти, это школа нашей жизни, наших дедов и отцов. И если мы пойдём по тому пути, по которому пошли многие в нашей стране, что не было ничего и мы первые, то это не правильно, это во-первых, а во – вторых осталось ещё большее количество людей, которые эти традиции передавали, поддерживали или несли как хранители. Хранитель должен что-то передавать, и если мы удостоимся такого почёта эти традиции у них перенять это будет очень много для того, чтобы мы не возвращались к тем темам, которые сейчас существуют: Великой Отечественной войны не было, мы в ней не победили почему? Потому что прошлое никогда нельзя забывать, это главное. Конечно важно то, что для нас сделало старшее поколение, вместе с изменением времени изменяется ситуация, мы не можем стоять на месте, мы должны идти вперёд. И мы хранители прошлого.  

Список литературы:

  1. Архив школьного музея.
  2. Архивные материалы Сельского поселения СП «Саянтуйское»
  3. ГАРБ. Ф. 60. Оп. 3. Д. 525, годовой отчёт о работе школ Иволгинского аймака 1949-1950 гг.
  4. Воспоминания директора ДК «Родник» с. Нижний Саянтуй Зарубиной Г.П.
  5. Интернет ресурсы: Официальный сайт КПРФ
  6. Интернет ресурсы: www.upo-fco.ru/news// интервью с А.В.Волоховым 26.01.2019 г. в детском центре «Лазурный».
  7. Положение о Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. Источник: воспитание школьников , 1986 г, №5., стр. 38-40.
  8. Энциклопедия/ гл ред М.М. Козлов М.: Советская Энциклопедия 1985г. -  С. 559-560.


[1] Положение о Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. Источник: воспитание школьников , 1986 г, №5., стр. 38-40.

[2] Великая Отечественная война 1941-1945 г. Энциклопедия/ гл ред М.М. Козлов М.: Советская Энциклопедия 1985г. -  С. 559-560

[3] Положение о Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. Источник: воспитание школьников, 1986 г, №5., стр. 38-40.

[4] Положение о Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. Источник: воспитание школьников, 1986 г, №5., стр. 38-40.

[5] ГАРБ. Ф. 60. Оп. 3. Д. 421, годовой отчёт о работе школ Иволгинского аймака 1946-1947 гг.

[6]   ГАРБ. Ф. 60. Оп. 3. Д. 525, годовой отчёт о работе школ Иволгинского аймака 1949-1950 гг.

[7] Из архивных материалов Сельского поселения СП «Саянтуйское»

[8] Официальный сайт КПРФ, новости от 20.05.2012г

[9] www.upo-fco.ru/news// интервью с А.В.Волоховым 26.01.2019 г. в детском центре «Лазурный».

[10] Москва, Кремль, Указ№536 президента РФ о создании «Российского движения школьников» от 29 октября 2015 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

90 лет пионерскому движению

Это мероприятие, которое станет воспоминанием о делах пионерских,  позволит современным детям почувствовать гордость за старшее поколение: ведь это наша история. А её забывать нельзя....

Сценарий "История пионерского движения"

Сценарий содержит материал из истории пионерского движения,  пионерских песен и игр, сценок, включена презентация действующего в школе ДОО "Шейбухтовские родники", как продолжателя пионерских дел...

Организация пионерского движения в Хомутовском районе в 1922 году

Эта работа рассказывает о создании первых пионерских отрядов в советское время на территории Хомутовского района, о первых вожатых, о жизни первых пионеров и пионерских организаций....

Пионерское движение в школе

Мы пионеры!  22 апреля на площади Ленина в Центральном районе Волгограда на торжественной линейке около сотни ребят были приняты в пионеры из Волгограда и районов области. В их число вошло 30 реб...

«События давно минувших дней… Но не ушедших безвозвратно». Кратко об истории пионерского движения в России.Руководителю, лидеру, членам школы актива детского общественного объединения

Для наших ребят - участников современных детских объединений, то, о чем пойдет речь ниже, можно отнести к «событиям давно минувших дней». А для тех, кто когда-то с волнением в груди, с боязнью, что ты...

Исследовательская работа «Сравнительный анализ пионерского движения и Российского движения школьников» Номинация: История детского движения

Исследовательская работа «Сравнительный анализ пионерского движения и Российского  движения школьников» Номинация: История детского движения...

Исследовательская работа «Истории пионерского детства»

Исследовательская работа  «Истории пионерского детства»...