Рабочие материалы по учебному предмету «Логопедическая коррекция» 5б класс
рабочая программа (5 класс)

Данюшина Ирина Геннадьевна

Рабочие материалы составлены на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа  Павловский Посад  Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия,  включены упражнения тонких движений рук, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы  находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа  подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

городского округа  Павловский Посад  Московской области

                                                     «Утверждаю»

                                                     Директор МКОУ  школы-интерната:

                             ___________________Гришина М.Б.

                                                                                         

« 01 » сентября 2017 г.

Рабочие материалы по учебному предмету «Логопедическая коррекция»

5б класс

                                                    Составил (а): Данюшина Ирина Геннадьевна,

учитель - логопед

                                             

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочие материалы составлены на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа  Павловский Посад  Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия,  включены упражнения тонких движений рук, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы  находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа  подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

Цели и задачи.

Цель  – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Организация работы.

Коррекция нарушений речи учащихся МКОУ школы-интерната городского округа  Павловский Посад  Московской области требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий.

В начале учебного года логопед планирует работу на год. На основании материалов обследования школьников составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы обучающихся. В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, проделанной за год.

На коррекционные групповые занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня с уроков чтения и развития речи.  Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится 40 минут.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается в условиях индивидуального обследования традиционными логопедическими приемами. Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости, общения ребенка. Занятия бывают индивидуальные и групповые.

Занятия с классом проводятся:

5 класс – 2 раза в неделю.

   Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос  полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой календарно-тематического планирования, которая изучается в классе.  

При завершении логопедических занятий логопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время (через тетрадь взаимосвязи).

Содержание учебного предмета  « Логопедическая коррекция».

Всего часов по четвертям 1 четверть (18 ч.), 2 четверть (14 ч.), 3 четверть (18 ч.), 4 четверть (20 ч.),  итоговое количество часов (70 ч.)

5 класс   (2 часа в неделю)

Коррекция нарушений чтения и письма.

Коррекционная работа на лексическом уровне, восполнение лексических средств языка.

      1.   Обследование учащихся.

2.   Повторение изученного во 2-4 классах:

  • развитие языкового анализа и синтеза,
  • формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем),
  • устранение оптической дислексии и дисграфии,
  • устранение семантической дислексии,

Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и  невозвратных глаголов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне

  • развитие языкового анализа и синтеза,
  • устранение оптической дислексии и дисграфии,
  • устранение семантической дислексии, образование слов при помощи приставок и суффиксов,
  • корень слова, родственные слова.

Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.

Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.

Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.

Совершенствование связной речи.

Подведение итога - написание диктанта.

На каждом занятии по совершенствованию связной речи - необходимо выполнение учащимися следующих упражнений:

-   различать свистящие и шипящие согласные.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

5  класс.

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования,
  • выполнять морфемный анализ и синтез слов,
  • выделять родственные слова из текста.

Обучающиеся должны знать:

  • алфавит,
  • название букв русского алфавита,
  • падежи и вопросы к ним,
  • вопросы к именам существительным,
  • вопросы к именам прилагательным,
  • вопросы к словам действиям.

Календарно-тематическое планирование уроков логопедической коррекции в 5б классе

( 2 часа в неделю, 70 часов в год)

Тема

Количество часов

Дата проведения

по плану

по

факту

1

Обследование импрессивной речи.

1 ч.

2

Обследование связной речи.

1 ч.

3

Обследование словарного запаса.

1 ч.

4

Обследование грамматического строя речи.

1 ч.

5

Обследование слоговой структуры слова.

1 ч.

6

Обследование письма.

1 ч.

7

Обследование чтения.

1 ч.

8

Предлоги.

1 ч.

9

Предлог НА.

1 ч.

10

Предлог В.

1 ч.

11

Предлоги С(СО).

1 ч.

12

Предлог  ИЗ.

1 ч.

13

Предлоги С (ИЗ).

1 ч.

14

Предлоги ПО,К.

1 ч.

15

Предлог ЗА.

1 ч.

16

Предлог ИЗ-ЗА.

1 ч.

17

Предлоги над, под.

1 ч.

18

Предлоги под, из-под.

1 ч.

19

Повторение пройденного материала.

1 ч.

20

Проверочная работа по теме «Предлоги»

1 ч.

21

Гласные звуки.

1 ч.

22

Сходство парных гласных.

1 ч.

23

Твердые и мягкие согласные

1 ч.

24

Обозначение мягкости согласных посредством «ь».

1 ч.

25

Обозначение мягкости согласного гласными 2-го ряда.

1 ч.

26

Родственные слова.

1 ч.

27

Корень слова.

1 ч

28

Сложные слова.

1 ч.

29

Приставка. Образование слов при помощи приставок.

1 ч.

30

Суффикс.  Суффиксальное образование слов.

1 ч.

31

Окончание в словах.

1 ч.

32

Закрепление темы «состав слова».

1 ч.

33

Дифференциация предлогов и приставок.

1 ч.

34

Словосочетание:

Согласование имён существительных с прилагательными в числе.

1 ч.

35

Согласование слов в предложении.

1 ч.

36

Предложение:

Словосочетание и предложение.

1 ч.

37

Согласование существительных с глаголами в роде.

1 ч.

38

Словосочетания, образованные по типу управления.

1 ч.

39

Закрепление падежных форм.

1 ч.

40

Понятие о предложении.

1 ч.

41

Простое предложение.

1 ч.

42

Знаки препинания в конце предложения.

1 ч.

43

Простое распространенное предложение.

1 ч.

44

Работа с деформированным предложением.

1 ч.

45

Повествовательное предложение.

1 ч.

46

Вопросительное предложение.

1 ч.

47

Восклицательное предложение.

1 ч.

48

Сложное предложение: сложносочинённое. (Союз» И»).

1 ч.

49

Сложное предложение: сложносочинённое. (Союз «А»,»но»).

1 ч.

50

Сложноподчинённое предложение. (Союз «потому что»).

1 ч.

51

Сложноподчинённое предложение. (Союз «чтобы»).

1 ч.

52

Простое предложение.

1 ч.

53

Распространение предложений.

1 ч.

54

Связь слов в предложении. (Проверочные задания).

1 ч.

55

Восстановление деформированного текста (3 части).

1 ч.

56

Восстановление деформированного текста  (4 части).

1 ч.

57

Пересказ текста по опорным словам и вопросам.

1 ч.

58

Составление плана текста.

1 ч.

59

Пересказ по плану.

1 ч.

60

Выборочный пересказ.

1 ч.

61

Краткий пересказ.

1 ч.

62

Составление заключения к рассказу.

1 ч.

63

Составление вступления к рассказу.

1 ч.

64

Какие бывают тексты: повествование.

1 ч.

65

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

1 ч.

66

Составление рассказа- описания.

1 ч.

67

Фронтальное обследование.

1 ч.

68

Фронтальное обследование.

1 ч.

69

Фронтальное обследование.

1 ч.

70

Фронтальное обследование.

1 ч.

Учебно-методическое обеспечение предмета

Диагностическое обеспечение деятельности

  1. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников М.: Айрис-пресс, 2000.
  2. Лалаева Р.И., Венедикторова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно – методическое пособие. СПб.: Союз, 2001.
  3. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. / Г.В.Чиркина. М., 2003.
  4. О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда. М., 2003.

Программно – методическое обеспечение деятельности

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Раздел: русский язык (В.В.Воронкова). М., Просвещение, 2010.
  2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. Раздел: русский (родной) язык (В.В.Воронкова). М., ВЛАДОС, 2012.
  3. Инструктивно-методическое письмо. /О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе./ Под ред. Ястребовой А.В.,
  4. Бессоновой Т.П. М.,1996.
  5. А.В.Ястребова. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя – логопеда. М., «Просвещение», 1984.
  6. Л.С. Волкова. Логопедия. М., 1989.
  7. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Пособие для логопедов. М., 2001.
  8. Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина. Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР. Воронеж, 2012.
  9. А.Р. Сайфуллина. Комплексное планирование для логопедических групп. Волгоград, «Учитель» 2013,
  10. Бакисова Л.О. « Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия». Волгоград, «Учитель», 2015г.
  11. И.Н. Садовникова. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983г.
  12. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. М., 2003.
  13. Е.В.Мазанова. Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы, М. ГНОМ и Д, 2009.
  14. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
  15. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
  16. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
  17. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д 2008.
  18. В.В.Коноваленко, В.С.Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия. М., ГНОМ и Д, 2006.
  19. С.Ю. Ильина. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. С-П. Каро, 2005.
  20. С.Ю. Ильина. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. С-П., Каро, 2006
  21. Е.В.Метусс, А.В.Литвина,. и др., Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс), 2008.
  22. Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. М., 1980.
  23. Н.П.Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В.Леонтьева. Коррекция письменной речи 1-4 кл., 2009.
  24. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М. Владос, 2003.
  25. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Пальчиковая гимнастика. М., 2002.
  26. Ю.А. Вакуленко. Физкультминутки. Волгоград «Учитель», 2007.
  27. И.С. Лопухина. 550 упражнений для развития речи. С-П., 2004.

Контрольно – измерительные материалы

  1. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Сборник диктантов для вспомогательной школы (1-4 класс). М., «Просвещение», 1980.
  2. Диктанты по русскому языку специальных (коррекционных) школ VIII вида: 5 – 7 классы. Пособие для учителя. / Составитель Е.Я.Кудрявцева. М., 2003.
  3. В.О. Зюба. Диктанты и изложения 1-4 класс. Волгоград, 2002.

Дидактическое обеспечение деятельности

  • Инструментарий для диагностики: альбомы, пособия, картинки, игрушки и т.д.
  • Пособия для артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений:

настенное и индивидуальные зеркала; дудочки, свистелки, воздушные шарики, листья, снежинки, бабочки, птички, пушинки.

  • Пособия для развития мелкой моторики:

настенная сенсорная панель; трафареты, шаблоны, игрушки, палочки, кубики, различные виды шнуровок, прищепки, конструктор,

мозаика, паззлы, мелкие предметы, фигурки, раскраски.

  • Подборка игр на развитие мелкой моторики.
  • Пособия: «календарь природы» на магнитах

«алфавит в загадках» на магнитах;

картинки-символы для дифференциации звуков,

предметные картинки для звукобуквенного анализа.

  • Пособия: предметные картинки, звуковые дорожки, символы гласных и согласных звуков, карточки на обозначение мягкости/твёрдости, звонкости/глухости согласных звуков, карточки для определения позиции звука в слове, сигналы и схемы для звуко-слогового анализа слов.
  • Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии в 2х частях. М., Школа-Пресс, 1999.
  • Н.Л. Шестерина. Дидактические материалы в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
  • И.П. Нагибина. Дидактические материалы в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
  • А.Д. Вильшанская. Тематический словарь в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
  • К.Ю. Белая. Тематический словарь в картинках. М., Школа-Пресс, 2011.
  • Н.В. Новоторцева. Комплект рабочих тетрадей по развитию речи. Ярославль, Академия развития, 1996.
  • Серия «Логопедические тетради». ООО «Дакота» Киров, 2012.
  • Серия «Учимся по карточкам». ООО «Дакота» Киров, 2012.
  • Л.Е. Кыласова. Дидактические материалы «Коррекция произношения у детей». Учитель, 2009.
  • А.С. Галанов. Учебно-методический комплект для развития речи, мышления и фантазии детей. «Логопедическое лото». М., 2007.
  • Е.В.Мазанова. Комплект альбомов по коррекции дисграфии «Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки», «Учусь работать со словом», «Учусь работать с текстом», М.Гном и Д,
  • 2008. С. Васильева, Н. Соколова. Логопедические игры для дошкольников в 2х частях. М., школа-Пресс, 1999.
  • Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы». М., Просвещение,1990г.
  • Слоговые таблицы.
  • Дидактические карточки по всем грамматическим темам.
  • Предметные картинки по лексическим темам.
  • Настольно-печатные игры на уточнение и обогащение словаря.
  • Предметные картинки на образование различных грамматических категорий.
  • Дидактические игры на закрепление грамматических категорий.
  • Серии картинок для составления рассказов.
  • Сюжетные картинки для составления предложений и рассказов.
  • Алгоритмы для составления описательных рассказов.
  • Тексты для пересказа.

Мультимедийные образовательные ресурсы.

Интернет-ресурсы:

  1. Презентации к занятиям.
  2. http://www.logoped-sfera.ru/category/rubriki/doshkolnaya-logopedicheskaya-sluzhba/konspekty-zanyatij (журнал «ЛОГОПЕД»)
  3. http://www.logopunkt.ru/ (ЛОГОПУНКТ)
  4. http://www.academy.edu.by/sites/logoped/myach.htm (логопедия по пятницам)
  5. http://www.zavuch.ru (сайт для учителей)
  6. http://www.infourok.ru проект «Инфоурок».
  7. http://www.uchmet.ru издательство «Учитель».
  8. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com(Сеть творческих учителей)

Список литературы

  1. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
  2. Бгажнокова И.М. «Обучение детей с  выраженным недоразвитием интеллекта». - М., 2007.
  3. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.
  4. Галунчикова, Н.Г.,  «Рабочая тетрадь 1по русскому языку» . – М:, «Просвещение», 2005 г.
  5. Галунчикова, Н.Г.,  «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку» . – М:, «Просвещение», 2005 г.
  6. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/ Под.ред. Н.Н.Яковлевой.-СПб КАРО, 2007.
  7. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2000.
  8. Лалаева Р.И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников.-СПб.,1998.
  9. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
  10. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 7Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа по физике  для 7класса, учебник ПёрышкинА. В.,2014г, 2 часа в неделю....

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 8Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа  по физике в 8 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю),  разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 9Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа  по физике в 9 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю),  разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 10Б класса на 2016/2017 учебный год (3 часа в неделю)

  Рабочая программа учебного предмета "Физика " для 10 Б класса  на 2016 - 2017 учебный год составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта среднего (пол...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 11Б класса на 2016/2017 учебный год (3 часа в неделю)

 Рабочая программа учебного предмета "Физика " для  11 класса на 2016 - 2017уч. год  разработана на основе      Федерального компонента государственного ...

Рабочие материалы по учебному предмету «Логопедическая коррекция» 6б класс

Рабочие материалы составлены на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой, «...

Контрольно-оценочные материалы по учебному предмету «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 6-9 классы

Контрольно-оценочные материалы по учебному предмету «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 6-9 классы...