Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации технологий и содержания обучения на современном этапе реформирования системы образования Российской Федерации.
статья

Светлана Васильевна Манохина

доклад на тему Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации технологии и содержания обучения на современном этапе реформирования системы образования в РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности  тьюторского сопровождения в условиях модернизации технологий и содержания обучения на современном этапе реформирования системы образования Российской Федерации.

2015 г мы переходим   в старшей  школе на Федеральный Государственный образовательный Стандарт, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: одним из которых являются личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Наличие в современной педагогике огромного количества педагогических технологий и их применение предполагают сотрудничество учителя и ученика, которое приносит результат. Все великие достижения в педагогике появлялись при встрече личности учителя и личности ученика. Построение отношений «учитель - ученик» может рассматриваться как человеческое общение, путешествие по «океану знаний» в поисках выхода, «погружение» в проблемы и творчество другого человека. Построение взаимодействия, сотрудничества в реализации программы образования ученика, искоренение равнодушия в отношениях между учителем и учеником, именно эти основания лежат в основе тьюторства.

Интерес к тьюторскому сопровождению исторически обусловлен и вызван актуальными потребностями образовательной практики в сложившихся условиях. Социальные изменения в России имеют демократический характер, что изменило и содержание требований к образованию со стороны родителей, детей и общества.

Если в системе отношений учителя и ученика нет места для самостоятельного выбора и поиска, то подросток настойчиво ищет точку опоры для выражения своих интересов за пределами школы и семьи. Актуализация подобных проблем стимулирует поиск новых подходов, включающих средства, обеспечивающие развитие интересов и способностей ребёнка, учёт его индивидуальности и субъектности.

В последнее время очевиден рост интереса педагогов к школьнику как к объекту воздействия (в системе субъект-объектных отношений), что приводит к учебным трудностям и препятствует развитию познавательных интересов учеников. Даже педагоги, активно создающие гуманистические отношения в школе, нередко ограничиваются лишь обеспечением комфортных условий и атмосферы обучения, но не всегда учитывают сущность ребёнка, его право на реализацию собственных интересов. Освоение педагогами гуманистической парадигмы воспитания, использование технологий личностно-ориентированного образования, развитие собственной профессионально-технологической культуры педагога - сложные процессы. Они идут на фоне обновления системы отечественного образования, сопровождающегося реформаторскими явлениями в педагогической науке и практике.

Внедрению новых подходов к деятельности педагога мешают объективные и субъективные условия. Первые связаны с положением в стране детей и учительства, а субъективные представляют собой отражение неподготовленности педагогов к нововведениям, трудности ломки стереотипов в педагогическом сознании и практической деятельности. Всё же в последние годы в школьном образовании постепенно происходит смена приоритетов, осуществляется переход от абсолютной ценности формирования знаний и умений - к ценностям развития интересов, способностей и ключевых компетенций.

Для достижения этой цели недостаточно формировать, контролировать, оценивать и корректировать знания, умения и навыки. Необходимо развивать познавательную активность, самостоятельность учащихся, отслеживать динамику развития их познавательных интересов. Возникает закономерный вопрос: кто будет решать эти задачи в школе - педагог, воспитатель или психолог? У кого есть реальные механизмы, средства решения поставленных перед современной школой задач? Педагог владеет учебным предметом, частной методикой, основами дидактики, но в меньшей степени обладает знаниями в области возрастной и педагогической психологии. Психолог владеет знаниями своей науки, но в меньшей степени знаком с учебным предметом и частными методиками. Педагог проводит свой контроль в форме проверочных работ, а школьный психолог - с помощью разнообразных тестов, анкет, тренингов.

Зачастую результаты педагогического контроля и психологического тестирования не совпадают и противоречат друг другу. Ребёнку приходится выполнять в течение учебного года большое количество работ, смысл которых ему вряд ли доступен, но которые создают для него стрессовую ситуацию. Педагогический опыт инновационных школ показал, что для разрешения противоречия между целями и средствами образования необходимо «выращивание» педагога нового типа - педагога-наставника, который опираясь на основные, фундаментальные положения современной теории учебной деятельности, логики и теории построения научного знания, способен построить педагогическую технологию сопровождения, позволяющую выявлять познавательные интересы, сопровождать их развитие, использовать в обучении. Такой педагогической технологией станет тьюторское сопровождение.

Под тьюторским сопровождением школьника мы понимаем особый тип педагогического сопровождения, при котором ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с педагогом. В ходе тьюторского сопровождения педагог-тьютор создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса, способствует формированию учащимся индивидуальной образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базарова О.Л. Выступление на круглом столе городского этапа конкурса «Педагог года – 2012» Тема: Применение технологий личностно-ориентированного обучения на современном этапе.

В статье рассмотрены преимущества и трудности применения новых педагогических технологий сотрудничества, критического мышления, деятельностного метода и проектов в учебном процессе. Предлагаемая сводн...

Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы"

Текст выступленич на пленарном совещании 25 августа 2017 года по теме "Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы"...

Выступление на муниципальном семинаре по технологии по теме "Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации"

В проекте Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации представлена система взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные напра...

Доклад «Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции математического образования»

Мир меняется.  Вместе с миром меняется и сфера образования: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Основные задачи...

«Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» в 2022 году

В 2022 году в рамках проекта Минпросвещения России «Проведение серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» общероссийская общественная ...