Дополнительное образование: мотивация детей
статья

Михаил Александрович Севостьянов

Дополнительное образование: мотивация детей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогу дополнительного образования, часто приходят родители детей, которые увлеченно занимаются в спортивной секции, чтобы сообщить, что ребенок вынужден бросить занятия, так как “не тянет”, “уроки делать некогда”, “надо готовиться к экзаменам” и т.д. Мне кажется, настало время поговорить о роли дополнительного образования в нелегкой жизни наших детей.

Даже родители детей детсадовского возраста уже настраиваются на ранний старт в образовании, стараются скорее начать подготовку к будущей карьере ребенка и ничего не упустить. Еще до школы они наполняют мозг ребенка, как сосуд, всеми возможными знаниями, которые могут ему пригодиться в будущем. А уж когда ребенок идет в школу, его жизнь превращается в непрерывную гонку на выживание – больше, выше, быстрее. Бесконечные домашние задания, проекты, тематические недели, олимпиады, элективы мелькают калейдоскопом. Бесконечное “должен”, притом, что цель далеко не всегда ясна. Создается ощущение, что даже жизнь взрослого человека не настолько жестко регламентирована – он обязан заботиться о своей семье и работать, но, в значительной степени, может делать это так, как считает нужным. И работу он тоже может выбирать себе по душе. Давайте посмотрим правде в глаза: мы, взрослые люди после рабочего дня обычно не остаемся в офисе поработать еще часок-другой. И после ужина мы тоже не работаем. А если работа суточная – отдыхаем тоже сутками. Взрослый человек чувствует, что заслужил право на отдых, на занятие любимым делом, на общение с семьей, друзьями. Этой простой радости почему-то лишены наши дети – они и дома остаются “рабами системы”. Почему же жизнь ребенка, подростка и его родителей до поступления в вуз так похожа на страшный комбинат по переработке сознания и свободного времени?

Одна из причин понятна: в погоне за повышением качества образования работа всех образовательных комплексов становится все более регламентированной. Рейтинг школы является важнейшим показателем качества ее работы, он приносит школе статус, деньги, различные бонусы. Удивительно, но факт: при низком рейтинге получается, что весь образовательный комплекс работает впустую. Получается, что имеет значение только та деятельность учителя, которая приносит баллы, например, участие во всевозможных рейтинговых мероприятиях. А еще рейтинг напрямую зависит от способных и трудолюбивых детей, которые станут победителями олимпиад и 100-балльниками по ЕГЭ. Создается такое ощущение, что не школа создана для учеников, а ученики нужны для поддержания статуса школы. Никто этого не произносит вслух, но обесценивается умение учителя заинтересовать своим предметом, человечное отношение, умение создать дружескую атмосферу в классе, качественный разбор нового материала на уроке – ведь они ничего не принесут в рейтинг школы. Учитель вынужден добиваться высоких результатов от своих учеников любой ценой, перекладывая образовательные задачи на родителей.

В результате ребенок и после уроков не может вырваться из школьного конвейера. Часто, помимо обычного домашнего задания по всем предметам, ему нужно решить пробный тур очередной олимпиады, сделать вместе с родителями небольшой проект или реферат, а также несколько листов упражнений по английскому, еще сделать работу над ошибками (так как получил двойку), собрать портфель на завтра. Понятно, что все это не слишком сложно для взрослого, хорошо организованного человека, но для ребенка эти задания находятся в зоне его ближайшего развития и ему сложно (особенно живому и подвижному или, наоборот, медлительному ребенку). И за этими школьными обязанностями и проходит его детство и юность… Если вдуматься – становится страшно и обидно за ребенка школьного возраста, который все еще смеет любить играть, гулять, дружить, читать книги не по школьной программе и (даже страшно подумать!) серьезно занимается в каком-то кружке. Домашние задания никогда не заканчиваются, оценки не всегда радуют и вот уже родитель в унисон со школьными учителями, требует от своего неорганизованного ребенка досконального и своевременного выполнения всех заданий, контролирует, наказывает и снова требует. На это часто уходят все жизненные силы ребенка и все ресурсы семьи, хорошие оценки покупаются ценой свободы, жизнь всей семьи в вечернее время становится беспросветной.

Можно ли замедлить образовательную гонку? Как вырастить образованного, но счастливого и психически здорового человека? Как раскрыть талант ребенка, понять, в чем его призвание? На эти вопросы пытаются ответить думающие родители. Можно спокойно отдать ребенка в обычную школу, не бороться за поступление в профильный класс, но тогда ребенок автоматически оказывается в определенной культурной среде… Можно перевести ребенка на домашнее обучение – но не каждый родитель на это способен, на это решаются единицы. В общем, есть над чем подумать. Мне кажется, что существуют шаги, которые в состоянии сделать каждый родитель, не меняя ничего кардинально, однако, расставив по-другому акценты. Нужно распрощаться со своим желанием всегда видеть своего ребенка в числе лидеров – не только первые вырастают счастливыми и успешными людьми. Надо заранее простить ему рассеянность, небрежно сделанное домашнее задание, неважные оценки, забытую сменку, не призовое место в олимпиаде. Надо отказаться от навязчивого желания любой ценой впихнуть в своего ребенка как можно больше знаний.

Насколько изменено наше родительское сознание видно на одном примере. Идет родительское собрание в начальной школе, выступает директор: “Во втором классе у ваших детей в дополнение к 3 часам бесплатного английского был один дополнительный час за 2000 в месяц. В этом году мы идем вам навстречу – за ту же плату у ваших детей будет 2 дополнительных часа английского языка в неделю”. Почти все родители в порыве восторга подписывают договор на дополнительный английский. Теперь третьеклашки 2 раза в неделю будут иметь по 6 уроков и в сумме у них будет по 5 уроков английского в неделю – чего не сделаешь для успешного будущего своего ребенка…  В общем, нам, родителям, нужно понять, что основное образование все равно обязательно для всех, и наш ребенок его получит. Это значит, что можно потратить время и душевные силы на что-то, подходящее именно моему ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для детей 9-14 лет "Оздоровительная гимнастика с элементами хореографии

Цель обучения по данному курсу: Создать условия направленные на сохранение и укрепление здоровья, подержание высокой работоспособности и улучшение физических возможностей учащихся с учетом конституцио...

Программа "Позитив" (досуговая деятельность) дополнительного образования для детей 6-17 лет

Программа «Позитив»  по содержательной тематической направленности является социально – педагогической, по функциональному  предназначению досуговой, по форме ...

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" дополнительного образования для детей 9-14 лет

Программа «Изобразительное искусство и художественный  труд» предназначена для освоения в учреждении дополнительного образования и рассчитана для  изучения детьми 9-14 лет. Срок изучения дан...

Авторская программа дополнительного образования для детей среднего школьного возраста

Авторская программа охватывает два направления: информатику ( в большей степени) и журналистику....

Электронная газета выпуск №7 Дополнительное образование в районе(кружки в Центре дополнительного образования для детей Ельниковского района)

В современном обществе все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права...

Применение ИКТ на занятиях дополнительного образования Для детей инвалидов и детей с ОВЗ.

Презентация Применение ИКТ  на занятиях дополнительного образования  Для детей инвалидов и детей с ОВЗ....