Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС
презентация к уроку

Коваль Светлана Анатольевна

 презентация на тему "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС "

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность» Б. Шоу «Системно-деятельностный подход как условие реализации современных целей образования»

Слайд 2

Цель: актуализация теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении.

Слайд 3

Задачи семинара : – систематизировать знания педагогов о системно-деятельностном подходе . – обменяться с коллегами имеющимся опытом работы по применению системно-деятельностного подхода в учебно - воспитательном процессе

Слайд 4

Почему в современных нормативных документах, таких как Закон об образовании и ФГОС, отдается предпочтение системно- деятельностному подходу ?

Слайд 5

Что такое системно-деятельностный подход ?

Слайд 6

Подход в обучении, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно - деятельностным

Слайд 7

Обучение по новым стандартам требует от учителя освоения новых профессиональных умений и его осуществления на основе современных технологий. Системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей.

Слайд 8

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. Уже тогда учёные старались снять противоречия между системным подходом ( Б.Г.Ананьев , Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным , ( Л.С.Выготский , Л.В.Занков , Д.Б.Эльконин , В.В.Давыдов и др ). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Слайд 9

" Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. китайская народная мудрость

Слайд 10

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он: - ставит цели, - решает задачи, - отвечает за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития.

Слайд 11

Основная идея этого подхода заключается в том, что результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а развитие личности ученика в процессе выполнения учебной деятельности, это способность и готовность человека к продуктивной деятельности в различных ситуациях.

Слайд 12

Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем .

Слайд 14

Системно-деятельностный подход является Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД.

Слайд 15

Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход. Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Слайд 16

Дидактические принципы 1.Принцип деятельности ( не получать знания в готовом виде, а добывать их самим). 2.Принцип непрерывности ( преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом психологических особенностей учащихся). 3.Принцип целостности формирование системного представления об изучаемом предмете. 4 Принцип мини – макса ( возможность освоения на максимальном уровне и обеспечение усвоения на минимальном: гос. стандарт). 5.Принцип психологической комфортности ( создание доброжелательной атмосферы урока). 6.Принцип вариативности (формирование способности к выбору варианта решения задачи). 7 . Принцип творчества (ориентация на творческую деятельность в процессе выполнения учебных действий).

Слайд 17

Теперь задача учителя – организовать деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Слайд 18

Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу.

Слайд 19

Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с « преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха

Слайд 20

Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И здесь, пожалуй, действительно не обойтись без новых педагогических технологий.

Слайд 21

Технологии деятельностного подхода Продуктивное чтение ( нахождение информации, интерпретация текста . Обучение в сотрудничестве (работа в небольших группах) Технология развития критического мышления Кейс-технология Здоровье-сберегающая технология Личностно-ориентированная технология Технологии игрового обучения Исследовательская технология обучения Метод проектов. Портфолио (самооценка результатов). Модульное обучение (самостоятельное изучение). Проблемное обучение (поиск информации, развитие познавательной активности).

Слайд 22

Приемы деятельностного подхода игровые формы деятельности использование ИКТ технологий ролевые, деловые игры составление диалогов групповая и парная работа проектная работа дискуссии различные виды драматизации взаимопроверка и взаимотренаж написание сочинений, докладов, отчетов, обозрений Важно! Необходимо создать доброжелательную атмосферу!

Слайд 23

Типология уроков в рамках системно-деятельностного подхода УРОКИ ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ УРОКИ ОТРАБОТКИ УМЕНИЙ И РЕФЛЕКСИИ УРОКИ ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ

Слайд 24

УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ формирование у учащихся умений реализации новых способов действия . СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Слайд 25

УРОКИ ОТРАБОТКИ УМЕНИЙ И РЕФЛЕКСИИ Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий.

Слайд 26

Уроки общеметодологической направленности Цель - построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему . На данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и могут проводиться вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках.

Слайд 27

Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы, ее рефлексивный анализ и коррекция допущенных в работе ошибок.

Слайд 28

Компоненты системно-деятельностного подхода : учебно-познавательные мотивы ( осознание учеником “для чего мне необходимо изучить этот объект ”); 2. действие целеполагания ( “ что я должен сделать…”: выбор средств и методов ) 3. планирование решения (как и в какой последовательности я должен решить задачу) 4. собственно решение задач ; 5. рефлексивно-оценочные действия (“ все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели”).

Слайд 29

НО прежде чем отправлять ученика самостоятельно осваивать знания, умения и навыки, его нужно обучить - понимать, для чего ему всё это нужно (умение ставить цель, предполагать конечный результат); - правильно добывать знания (уметь анализировать и систематизировать учебный текст, дополнительные источники информации, подбирать нужные источники информации); - использовать верные и рациональные способы решения задач (различные сформированные и формирующиеся умения и навыки, все инструменты учеников );

Слайд 30

анализировать ход своих действий (сравнивать, использовать образцы, алгоритмы, рефлексировать, координировать свои действия с одноклассниками, учителями, другими участниками процесса обучения, давать оценку деятельности других, своей собственной деятельности и т.д .); - синтезировать имеющиеся и полученные результаты - получать конечный продукт деятельности (рассказ, хронологию, схему, таблицу, карту, информационный плакат, буклет, зрительный ряд, историческую справку, график, диаграмму и т.д.).

Слайд 31

КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УРОКА Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений) На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта .

Слайд 32

Системно – деятельностный подход в воспитании: Проектная деятельность Деловые игры Коллективные творческие дела

Слайд 33

Цель системно-деятельностного подхода в воспитании учащихся - Создание установки на самостоятельность Свобода выбора Подготовка к жизни Достижение личностных и метапредметных результатов

Слайд 34

П рименение системно-деятельностного подхода в процессе обучения и воспитания эффективно сказывается на повышении качества образования.

Слайд 35

Преимущества системно - деятельностного подхода: развивает у обучающихся навыки самостоятельной работы; формирует умение творчески, нестандартно решать учебные задачи; способствует созданию у учащихся положительной мотивации к познавательной деятельности формирует интерес к предмету, побуждает к чтению дополнитель ной литературы, что способствует расширению познания в данной предметной области

Слайд 36

Японская пословица «Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни»

Слайд 37

Не нужно меня учить всему. Научите меня учиться, и я научусь всему сам.

Слайд 38

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС»

реферат на тему «Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС»...

Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования. (Баландина М.Б.,заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2" г. Магнитогорска

Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования. (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2" г. Магнитогорск...

Системно – деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.

Данный материал раскрывает сущность системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС второго поколения....

Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС нового поколения

Выступление на педсовете «ФГОС: преемственность при переходе из начальной школы в основную» (декабрь 2015)...

Статья на тему:"Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования"

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Выступление на районном семинаре учителей математики "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС НООЛугвина Наталья Анатольевна, учитель математики ГБОУ школа № 467 Принципиальным отличием современного подхода в обучении является орие...

«Системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения»

Мастер-класс«Системно – деятельностный  подход как методологическая  основа   ФГОС  второго  поколения»...