Творческая импровизация как способ социализации младших школьников на уроках музыки.
статья

Стехина Наталия Викторовна

Обучение музыкальному искусству в начальной общеобразовательной школе является важным шагом социализации в жизни школьника. Социализация любого образовательного процесса опирается на образовательно-воспитательные функции педагогики искусства. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Творческая импровизация как способ социализации младших школьников на уроках музыки.

     Обучение музыкальному искусству в начальной общеобразовательной школе является важным шагом социализации в жизни школьника. Социализация любого образовательного процесса опирается на образовательно-воспитательные функции педагогики искусства. Сложно переоценить их роль в становлении индивида человеком, членом общества, культурной личностью. Уровень культуры современной личности определяется ее приобщением к культурному наследию, степенью развития индивидуальных способностей.

    С педагогической точки зрения образовательно-воспитательные функции следует рассматривать как средства, активизирующие познавательный процесс усвоения как социальных, так и специальных знаний, умений, навыков в области искусства в системе художественного образования, результатом которой является подготовка обучающихся к занятиям творчеством (умению импровизировать), к познавательной деятельности.

     Познавательная деятельность воспитывает способность личности концентрировать в себе социальный опыт множества поколений людей, знания об окружающем мире и тем самым создает благоприятные возможности для их познания и освоения.

       Процесс социализации характерен тем, что ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания учащихся. Они формируют и регулируют их поведение, а в целом определяют те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в различных сферах: в семье, школе, быту, производстве и, естественно, имеет систему определенных предписаний и запретов.

     Одним из факторов успешной социализации является комплексное образовательное пространство. С точки зрения педагогики искусства оно определяется как коллективно-культурные, нравственно-этические, художественно-эстетические и духовные условия существования и деятельности, оказывающие решающее воздействие на формирование и развитие личности. Постоянно и интенсивно изменяясь под влиянием познавательной художественно-творческой деятельности развивающейся личности, оно изменяет и саму личность.

      Педагогическими признаками комплексного образовательного пространства являются: креативность (творческий характер); комплексность (многоаспектность компонентов); интегративность (взаимосвязь составляющих компонентов). Данные признаки определяют душевно–формирующую (связанную с эмоционально–чувственной сферой) и духовно–преобразующую (связанную с «возвышением» - духовным ростом, развитием личности) направленность художественного обучения на формирование творческого потенциала учащихся.

Отметим, что основополагающую роль воспитательно-образовательных функций в структуре любого образовательного процесса определяет устойчивая совокупность внутренних связей, обеспечивающая целостность системы художественного образования. Совокупность внутренних связей в структуре играет важную роль не только в общей теории образовательной системы, но и в различных областях творческой деятельности. Одной из сфер творческой деятельности на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы является обучение элементарной импровизации.

В начале обучения музыкальные впечатления младшего школьника основывались на синкретическом образно-эмоциональном восприятии музыкального искусства. Эти впечатления включали его в посильные формы музицирования (пение, танцы, игровые действия).

Важным условием введения младших школьников в мир музыки является увлеченность на уроках. Путь к этому лежит через формирование творческого интереса в процессе импровизации, через практическое музицирование. Живого музицирования, обычно, принимает определенный вид деятельности или игровых приемов, развивающих музыкальный слух, музыкальное мышление, воображение и творческие способности.

Но достичь это, можно только овладев элементарными теоретическими знаниями. Главное в этом процессе научить каждого ребенка представлять себе звучание музыки «зашифрованное» в нотах или буквах, или ручных знаках и т.д. Одним словом, развить у ребенка музыкальное мышление, которое поможет воспринимать музыкальное произведение и идти от него к теоретическим понятиям.

Музыкальное развитие и воспитание младших школьников дело сложное, ответственное, но благодарное. Для достижения определенных успехов не достаточно владеть только методикой музыкального обучения, необходимо быть хорошим музыкантом-исполнителем, чутким воспитателем-психологом, и обязательно, увлекающимся человеком.

Обучаясь в младших классах общеобразовательной школы, школьник получает начальные представления о музыкальных произведениях, музыкальном творчестве. Освоение доступных детскому восприятию средств выразительности связано с последовательным движением от конкретных, эмпирически воспринимаемых элементов через образно-смысловые представления к формированию творческого интереса через импровизацию.

Давая определение содержанию, будь то, музыкальная пьеса, живописная картина, стихотворение, танец и т.д., младший школьник неизбежно ассоциирует все с кругом человеческих эмоций, в частности тех, что были осознаны им самим. Происходит очень важное в художественном воспитании постижение: установление ассоциативных соотношений музыкальных, живописных, поэтических, танцевальных, театральных явлений с собственным социальным жизненным опытом.

Опыт показывает, что обучение творческой импровизации младших школьников на уроках музыки, позволяет воспитать в их способность адаптироваться к социальной действительности. Младшие школьники хотя и подвижные, впечатлительные, мечтательные, любопытные, но уже умеющие серьезно размышлять и самозабвенно трудиться. Они прилежно учатся слушать музыку, эмоционально переживают и выражают собственные чувства и мысли. Самостоятельно находят связь музыки с повседневной жизнью и связь детских пьес, песен с «большой», взрослой музыкой. Обучение средствами музыкального искусства способствует воспитанию всесторонне развитых социально счастливых людей, что отвечает общей цели педагогики искусства - развитию социально устойчивой личности ученика.

Отсюда и воспитательные задачи : развить в каждом ребенке заинтересованность, восприимчивость, творческую активность, дисциплинированность в работе с коллективом, помочь освободиться от комплексов, приобрести веру в себя и смелость в индивидуальных выступлениях и т. д.

Таким образом, в процессе обучения творческой импровизации на уроках музыки младшие школьники сталкиваются с теми же проблемами, которые ставит перед ними социальный окружающий мир. Творчество, являясь великолепным средством адаптации к окружающей социальной действительности, преображает, оказывает воспитательное и психолого-оздоровительное воздействие на личность ученика.

Cписок литературы 

1. Бирюков С.Н. Импровизационность в музыке и ее стилевые типы. - М., 1980.

2. Гальперин Г. Как приходят новые идеи //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления /Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.В. Петухова. - М.: Из-во МГУ, 1981.

3. Пуанкаре А. Математическое творчество //Арамар Ж. Исследование процесса изобретения в области математики. - М., 1970.

4. Гальперин П.Я. Формирование творческого мышления //Деятельность и психологические процессы: Тез. докл. V Всесоюзного съезда психологов. - М., 1977.

5. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. - М., МИП N В Магистр, 1992.

6. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогика, 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альтернативные способы оценивания младших школьников на уроках физической культуры

В педагогический контроль мы включаем текущий учет, дающий информацию о степени усвоения программного материала тем или иным учеником; и тестирование двигательной подготовленности учащихся. Эти ...

Курсовая работа - "Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки"

Младший школьный возраст, являясь наиболее благоприятным для развития креативности, личностного смысла позволяет закладывать  основания для развития личности в целом,  ее самораскрытия, само...

Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках музыки

В реферате рассмотрен очень важный  аспект музыкального  развития ребенка-  ритмическая сторона. Многие годы педагоги "бьются" над этой проблемой и не секрет, что неритмичных детей...

РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Теоретические АСПЕКТЫ Развития ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки 1.1.Понятие «ассоциативное мышление» 1.2.Музыка как средство ...

Публикация на сайте pedsovet.ru "Музыкальное развитие младших школьников на уроке музыки средствами импровизации"

Музыкальное развитие – результат процесса музыкального обучения и воспитания, в свою очередь оно содействует всестороннему развитию личности, её эстетическому, умственному, нравственному и физическому...

Статья (2014г.) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

laquo;У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовнос...