Методические рекомендации для юных тележурналистов
тест

Елисеева Мария  Анатольевна

Методические рекомендации предназначены для старшеклассников, занимающихся по программе «Детская телестудия». В пособие включены задания практической направленности, дидактические материалы, способствующие продуктивному усвоению программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_dlya_yunyh_telezhurnalistov.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для юных тележурналистов

«Я – журналист»

Прежде, чем начать читать это методическое пособие, рекомендуем тебе пройти этот небольшой тест.

Журналист ли ты?

1.Любишь ли ты сочинять?

А. Не без этого...

Б. Люблю продолжать чьи-то истории.

В. И без меня хватает сказочников.

2. Сможешь ли ты сейчас, с ходу рассказать о своём друге?

А. Конечно! Мне есть о чём рассказать.

Б. Сразу нет. Надо подумать.

В. Лучше я его нарисую.

3. Ты познакомился с интересным учёным. Сможешь ли ты задать ему 10 вопросов?

А. Без проблем, даже больше.

Б. Пять точно!

В. Придумать бы ещё эти вопросы...

4. Ты пишешь сочинение о Пушкине. Где ищешь информацию о поэте?

А. Везде. Ищу факты в книгах, интересные зацепки из других статей о нём, даже попрошу родителей вспомнить любимые строчки.

Б. Сейчас всё можно найти в Интернете.

В. О Пушкине столько написано, вряд ли стану оригинальничать.

5. Тебе предстоит выступить на классном часе

А. Постараюсь подключить всех и устроить диспут.

Б. Каждый сам за себя. Лично я подготовлюсь отлично.

В. Почему я должен выступать?


Ответы:

Если ты набрал больше:

«А» - Ты уже журналист. Активность, любознательность, умение общаться с людьми и кропотливо работать над информацией – все эти качества у тебя уже есть.

«Б» - Возможно, ты еще не определился с выбором профессии. В любом случае, набор определенных профессиональных качеств у тебя уже есть. Они могут тебе пригодиться в жизни.

«В» - Здорово, что в мире есть и другие профессии! Попробовать и признать, что это не твоё –огромный плюс. Вычёркиваем журналистику из списка предполагаемых профессий и продолжаем искать себя...

Ну, а если ты выбрал вариант «А» или «Б», то тебе будет полезно знать что...

1. Журналист – это не тот человек, который знаёт всё обо всём, а человек, который стремится знать всё обо всём.

2. На телевидение должна «говорить» картинка и дублировать её своими словами повторно не имеет смысла.

3. Ваше мнение – это только ваше мнение. Комментарии должны быть

беспристрастными. Зритель сам должен составить своё мнения о происходящих событиях.

4. Где витают идеи?

5. Детали – украшение любой истории.

6. Методы получения информации.

7. Телевидение – команда.


А теперь мы остановимся подробно на каждом пункте.

1. Журналист

Знать всё на свете невозможно. Многие начинающие журналисты делают вид, что прекрасно осведомлены в той или иной области. Вместо того чтобы детальнее разобраться и попытаться так же доходчиво объяснить всё своему любимому зрителю, они начинают пространно и путано рассуждать о том, чего не знают. Не надо умничать! Вы не энциклопедия. Блистая терминологией, можно запутать зрителя. Например, вы снимаете сюжет о финансовом кризисе. Можно, конечно пространно рассуждать о мировых тенденциях, о баррелях и т.д. Но зрителю будет интересно знать, как этот самый кризис скажется непосредственно на нём. Ваш герой должен быть простым и узнаваемым. К примеру, как это отразилось на кошельке вашей соседки бабы Зины, которая пошла в магазин и не обнаружила на полке свой любимый сыр. А сыр не привезли, потому что магазин расторг договор о поставке с кем-то. А этот кто-то не может поставлять сыр, потому что....и так далее. Цепочка развития событий в сюжете доступно и просто показывает весь процесс кризиса, который отразился на самом обыкновенном человеке. Примеров может быть много.

Вывод – по ту сторону экрана не зрительская масса, а конкретный человек. Объясни всё ему просто, доступно и понятно.

Задание:

Тема - в школе завершился конкурс учебно-исследовательских экологических проектов. Представлены три варианта, как можно начать сюжет. Придумай свои варианты.

А) В 5-ой школе завершился конкурс учебно-исследовательских экологических проектов...

Б) Выходя утром из подъезда, Екатерина Новикова еще не знала, что среди всех претендентов...

В) «Чертополох – экозащита сада». Это название работы самого юного участника.


2. Картинка

По телевизору показывают сюжет о Дне Древонасаждений. Школьники младших классов высаживают деревья. Автор описывает лица участников, что они радостны, светлы, что они сейчас идут строем к городскому саду... Стоп! Ошибки, здесь конечно, нет. Но разве сама картинка не говорит сама за себя? Разве мы не видим сами, что лица участников, как говорит автор, радостны и светлы? А что мы не видим и не знаем? Что осталось за кадром? На этой картинке можно рассказать о том, сколько саженцев сегодня посадят, через, сколько лет их можно будет обхватить не пальцами, а руками, что на этой аллее могут через сколько-то лет гулять уже дети сегодняшних героев нашего сюжета. Мы не знаем ещё пока о том, что Серёжа делает это впервые, а Маша уже участвовала в таком празднике в прошлом году. Мы ещё не знаем о том, что это за порода деревьев и какой у неё характер, и как правильно её высаживать. Вот это будет гораздо интереснее зрителю, чем словесное и пафосное дублирование видеоряда.

Задание:

Видеоряд - проходит конкурс бальных танцев среди младшей возрастной группы. Кто-то проиграл и плачет. Кто-то наоборот, близок к победе. Пофантазируй и напиши то, что осталось за кадром, но будет интересно знать зрителю.

3. Комментарии

Нередко корреспондент, делая сюжет о каком-то событии, добавляет свои краски в общую палитру. Зритель видит это событие через призму восприятия самого журналиста. Ведь тот находится непосредственно на месте события. А зритель всего лишь смотрит телевизор. Навязать своё мнение легко. Рецепт честной журналистики прост. При приготовлении вашего сюжета о каком-то событии вам понадобится честная и достоверная информация. Обязательно добавьте деталей, присолите фактами, поперчите разными мнениями. Зритель пробует... и сам решит, будет он это есть или нет.

Задание:

В эру космического туризма в космосе может побывать любой желающий. Допустим, что действительно возможно, но при этом частые космические туры приносят вред. «Благодаря» частым космическим путешествиям в озоновый слой попадают оксиды азота, которые не только разрушают его, но и способствуют возникновению парникового эффекта. В озоновый слой их доставляют ракеты и реактивные самолёты.


Вариант 1. Попробуйте преподнести эту новость так, чтоб все захотели побывать в космосе.

Вариант 2. Преподнесите эту новость так, чтоб поднялась волна протеста против разрушения озонового слоя.

Вариант 3. Вспоминаем рецепт, данный чуть ранее. Выявляем все плюсы и минусы. Зритель должен решить сам, полетит ли он в космос или вступит в ряды защитников озонового слоя.

4. Идея

Поймать идею сюжета несложно. Главное, захотеть это сделать. К примеру, ваш редактор дал вам задание найти что-нибудь эдакое. И где, спросите вы, искать? Как назло, в голову не приходит ни одна идея. Я всегда привожу на занятиях пример «стола». Начните с него. Вот стол. Я за ним сижу. Вот у него угол. А почему говорят, на угол не садись? Откуда взялись ноги у этой фразы? Как появился первый стол? А если бы не было стола... С этого момента понимаешь, что зацепиться есть за что. И сюжет может родиться из чего угодно, лишь бы вам не было лень думать. Заставляйте себя искать эти цепочки... Это увлекательное занятие, помогающее развить воображение, логическое мышление и импровизацию.

Задание:

Пример: стол – угол – примета – биоэнерготерапевты – подушки – первобытный человек – Скандинавия - вилка – этикет и так далее.

Поясняю: со стола мы переходим на угол и разбираем, почему родилась примета «не садись на угол». Далее уходим к объяснению этой приметы со стороны биоэнерготерапевтов. Вдруг вспоминаем, что где-то стола как такового нет и монголы, к примеру, сидят на подушках, как узбеки и японцы, а вот первобытному человеку сидеть за столами не пришлось, потому что изобрели его скандинавы много тысячелетий позже. А в данный момент на столе лежит вилка, а по этикету... и так далее.

Продолжи цепочки: дерево – дом – мизинец.

Увлекательно, не правда ли? Порой можно найти такие остановки в цепочке, о которых даже и не догадывался.

5. Детали

Детали всегда украшают. Любая история без деталей будет просто скелетом. Ваш редактор дал вам задание снять сюжет про знаменитого нефтяника Иванова Ивана Ивановича. Про его трудовые заслуги вы наслышаны. Про них наслышаны и зрители, ведь он личность в городе известная. Как в сто пятьдесят


первый раз рассказать об Иване Ивановиче и сделать это интересно? Вейте кружева... то есть ищите детали. Забудем, что Иван Иванович известный и заслуженный работник. Чем он будет интересен вашему зрителю? Тем, что:

  1. он разводит кактусы
  2. в детстве мечтал стать моряком
  3. у него коллекция марок, которые он собирал с детства
  4. он верит в приметы
  5. у него ест любимый кот
  6. каждое утро он делает гимнастику на балконе

Таких деталей может быть много. Не ленитесь копать!

Задание «33 детали»:

Далеко ходить не будем. Найди 33 детали о своём друге, брате, сестре, благодаря которым они станут интересными героями твоего сюжета.

6. Методы получения информации

Профессиональный журналист умеет замечать новость в обыденной жизни. Можно пройти мимо какого-то явления, а можно заметить и удивиться. Профессионалами не рождаются, ими становятся.

Есть три метода получения информации. - Метод наблюдения

- Метод интервью

- Метод работы с документами

В жизни эти методы дополняют друг друга. Задача журналиста – научиться замечать новости в обычной жизни.

Задание:

На метод наблюдения:

Понаблюдайте за самим собой. Сколько раз за день вы говорите по сотовому телефону? О чём вы говорите? Представьте себе, сколько преимуществ даёт это изобретение. Но что забирает взамен? Готовы ли вы избавиться от этой игрушки навсегда? Какие ощущения возникают у вас, если вы разговариваете часами подряд? Вот и готов сюжет на тему: «У меня зазвонил телефон...». Посчитайте в процентном соотношении, сколько времени вы потратили на разговоры ни о чём и сколько по существу?


Новость

«Психологическая зависимость от сотового телефона»

«80% пустой болтовни»

«Телефон заменяет друга»

На метод интервью:

Та же тема. Только теперь вы спросите об этом у других ребят. Поговорите со специалистами. Вредно ли держать мобильный телефон при себе? Найдите самого юного обладателя телефона в вашей компании. К примеру, он не знает алфавит, но маме позвонить уже может. Спросите, зачем ему телефон? И узнайте, дружит ли с мобильным телефоном ваша прабабушка? Основываясь на этих данных, тоже можно сделать великолепный сюжет.

Новость

«Под стол пешком, но с телефоном в кармане»

«Миф о мобиле»

На метод работы с документами:

Тут нам поможет другой пример. Например, мы хотим сделать сюжет о каком-то исследователе. Тут нам придется поработать в архивах, полистать переписку, документы и разыскать что-нибудь неожиданное, интересное, нестандартное. Попробуйте поработать таким методом и найдите несколько необычных фактов из жизни известных людей.

7. Команда

Телевидение – это большая команда. Каждый из съёмочной бригады – это винтик огромного механизма. Убедиться в этом просто. Интервью может сорваться из – за того, что ваш водитель по какой-то причине опаздывает. Если автор и оператор не найдут точки соприкосновения, сюжет может получиться не таким, каким бы вы хотели его видеть. Поэтому позаботьтесь заранее о съёмках, обговорите с оператором все детали вашего сюжета, составьте свой план съёмок и скорректируйте его с ним. На монтаж нужно приходить подготовленным. Распишите свой сюжет, чтобы видеоинженер не тратил время на поиск нужного материала. А теперь приступайте к процессу и ...удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации учителям физической культуры "Физическая подготовка юного баскетболиста"

Методическая разработка содержит рекомендации по физической подготовке спортсменов, начинающих баскетболистов. Может быть рекомендован учителям физической культуры, тренерам - преподавателям....

Методические рекомендации к Интерактивной компьютерной программе классных часов«Юная Россия» по формированию гражданской идентичности

Методические рекомендациик Интерактивной компьютерной программе классных часов«Юная Россия»по формированию гражданской идентичности  Цель программы – содействие формированию гражданской иден...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

ПОНЯТИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСКУРСИИ – ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЭКСКУРСОВОДОВ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ ...

методические рекомендации к ОП "Юный пианист"

Методические рекомендации содержат пояснения и предложеня по обучению игре на фортепиано при работе по ОП "Юный пианист"...

Методические рекомендации к авторской программе дополнительного образования по биологии «Юный исследователь» для обучающихся 6 – 8 классов

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть ...